logo
Svetlana DementevaHOTEL MANADGEMENT

2.2. Различные концепции структуры менеджмента в гостиничном бизнесе

Современному менеджменту известны пять основных видов классиче­ских организационных структур управления в зависимости от способа их построения — линейная, функциональная, линейно-функциональная, ди­визионная и матричная. Рассмотрим особенности, способы и условия, а также преимущества и недостатки использования каждой из них на при­мере гостиничного менеджмента17.

Таблица структур управления гостиницей

Характеристики СУ

Линейная (ЛСУ)

Функциональ­ная (ФСУ)

Линейно- функциональ­ная (ЛФСУ)

Дивизионная (ДСУ)

Матричная (МСУ)

1. Цель СУ

Контроль сфер бизнеса

Специализация, качество услуг

Контроль, специализация

Качество

обслуживания,

прибыль

Проект, программа

2. Степень слож­ности

Простая

Средняя

Средняя

Сложная

Сложная

3. Условия примене­ния структуры (классность, тип, размер гостиницы и т.п.)

Небольшие гостиницы (до 50 номеров) с ограниченным спектром услуг (до 3 звезд)

Высококлас­сные гостиницы с широким спектром услуг

Средние и большие гостиницы с ограниченным спектром услуг (до 3 звезд)

Большие отели с широким спектром услуг

Возможность использования в любой гости­нице при нали­чии конкрет­ного проекта

4. Размер управлен­ческого штата

Небольшой

Средний

Средний

Большой

Большой

5. Временной статус структуры

Постоянный

Постоянный

Постоянный

Постоянный

Временный

6. Ясные задания, распоряжения

Распоряжения однозначные, так как посту­пают от одного человека

Единоначалие

может

нарушаться

Распоряжения однозначные

Возможны противоречи­вые распоряже­ния

Возможны противоречи­вые распоря­жения

7. Вероятность возникновения конф­ликтов

Низкая

Средняя

Низкая

Высокая

Очень высокая

8. Степень нагрузки на уровни гостинич­ного менеджмента: высший

средний

низовой

Нормальная Очень высокая нагрузка Отсутствует как таковая

Высокая

Нормальная

Нормальная

Нормальная

Высокая

Низкая

Высокая

Высокая

Нормальная

Высокая

Высокая

Нормальная

9. Возможности карь­ерного роста сотрудников

Затруднен

Хорошие

Хорошие

Хорошие

Не рассматри­вается ввиду временного характера структуры

На формирование характеристик организаци­онной структуры менеджмента гостиницы помимо особенностей самого гостиничного предприятия, а также системы взаимоотношений его работ­ников влияют и внешние факторы (экономические, политические, соци- ально-культурные и т.п.), и чем динамичнее изменяются факторы внешней среды, тем адаптивнее должна быть структура менеджмента. Поэтому, явля­ясь базой для эффективной организации работ в рамках гостиничного пред­приятия, структура управления, тем не менее, должна быть гибкой и подвер­гаться систематическому пересмотру на предмет соответствия целям орга­низации. Должны также учитываться текущие изменения, связанные с ростом квалификации работников, появлением новых управленческих тех­нологий, изменением состава функций управления, изменением условий внешней среды и т.п.