logo
Svetlana DementevaHOTEL MANADGEMENT

Модели управления гостиничным бизнесом. Классификация гостиничных предприятий по стилям управления

Очевидно, что структурное многообразие типов, а также форм собствен­ности российских отелей в условиях комбинирования российского и запад­ного стилей организации и ведения бизнеса определяет различия в действу­ющих на сегодняшний день системах управления в гостиничном бизнесе. В настоящее время вряд ли найдется хотя бы два отеля, руководство которых имело бы абсолютно схожие взгляды на вопросы управления персоналом, материальной базой гостиницы, технологическими процедурами обслужи­вания, формирования маркетинговой и ценовой политики и т.п.

Как показывают анализ и практика, основным критерием, влияющим на формирование характеристик систем управления отелем, является тип ме­неджмента или, более точно, структура топ-менеджмента. Таким образом, структура топ-менеджмента может явиться признаком классификации су­ществующих в современном гостиничном бизнесе систем управления.

Выделим следующие виды топ-менеджмента:

  1. иностранные управляющие компании и сетевые корпорации;

  2. топ-менеджмент гостиничных комплексов, назначаемый руковод­ством организаций и структур, в ведении и подчинении которых они нахо­дятся;

3) совет директоров, выбираемый собранием акционеров гостиницы.

Каждому из названных типов менеджмента на практике соответствуют разные по структуре и эффективности системы управления. Это объясня­ется в первую очередь различным происхождением самого менеджмента.

Так, в первом случае — это профессиональные компании, имеющие большой опыт управления отелями в разных странах мира. Как правило, они работают с гостиницами по контракту управления и передают им уже нара­ботанные технологии управления, а также каналы продаж и бронирования.

Во втором случае формирование топ-менеджмента начинается с назначе­ния вышестоящей организацией первого руководителя гостиницы. С ним подписывается контракт, и в дальнейшем он сам формирует собственную ко­манду менеджеров, определяет политику управления. И хотя влияние выше­стоящих структур на управление ведомственными гостиницами нельзя недо­оценивать (контроль над доходностью, рентабельностью, расходованием средств), эффективность управления гостиницей зависит именно от личных качеств, уровня профессионализма и опыта ее первого руководителя.

Третий тип менеджмента — это совет директоров (правление), избираемый акционерами гостиницы. Директор назначается для оперативного управления гостиницей, решения же по важнейшим вопросам, касающимся, например, стратегического управления гостиницей, распределения прибыли и т.п., при­нимаются коллегиально на регулярных заседаниях правления.

Рассмотрим системы управления более подробно.

Системы управления гостиницами с присутствием иностранного менедж­мента — это системы управления высококлассными международными оте­лями уровня 4—5 звезд, например «Ритц-Карлтон Москва», «Балчуг Кем- пински», «Парк Арарат Хайатт», отели «Мариотт» («Аврора Роял», «Гранд Отель», «Тверская»), «Шератон Палас», «Ренессанс», «Рэдиссон Славян­ская», «Холидей Инн», «Новотель».

Системы управления гостиницами данной группы могут быть условно поделены еще на две подгруппы — иностранные системы управления гости­ницами, входящими в состав международных гостиничных цепей, и ино­странные системы управления независимыми отелями. Основными фор­мами собственности гостиничных предприятий данной системы управления могут являться совместные предприятия (СП) с участием иностранного ка­питала, управляемые иностранным менеджментом, а также приватизиро­ванные (АО, ООО, ЗАО) и частные гостиницы с наемным иностранным ме­неджментом.

К группе систем управления гостиницами ведомственного подчинения, нахо­дящимися в ведении государственных структур, министерств и ведомств, корпораций и аэропортов, иностранных посольств и т.п., следует отнести гостиницы «Золотое кольцо», «Президент-отель», «Арбат», «Международ­ная», «Газпром», «Протон», «Даниловская», «Академическая», «Битца», гос­тиницы при иностранных посольствах и др.

В данной группе систем управления все гостиницы можно также разде­лить на две подгруппы — системы управления гостиницами, находящимися в ведении государственных структур (правительства Москвы, Управления делами Президента РФ, министерств и ведомств, посольств), и системы управления гостиницами, находящимися в ведении корпоративных струк­тур — компаний, заводов, аэропортов и т.д.

Основными формами собственности гостиниц ведомственного подчине­ния могут являться государственная собственность (государственные уни­тарные предприятия — ГУП, федеральная собственность — ФГУП), муни­ципальная собственность, собственность других государств (гостиницы при иностранных посольствах). К гостиницам рассматриваемой группы систем управления можно также отнести приватизированные гостиницы с полным (100%) пакетом акций у государственных, муниципальных или корпоратив­ных структур.

К группе систем управления приватизированными (акционерными) — АО,ООО, ЗАО, а также частными гостиницами, находящимися в собственности российских юридических или физических лиц (владельцев), относятся сис­темы управления, например, гостиницами «Космос», «Украина», «Пекин», «Байкал», «Заря», «Паллада», «Алроса», «Альфа», «Белград», «Орленок» и др.

Большинство отелей имеют систему управления, характерную для прива­тизированных гостиниц. Гостиницы же с иностранной системой управления имеют небольшую долю на рынке.

Дальнейший анализ систем управления удобно проводить на основе вы­деления элементов систем управления и их последовательного сравнения

между собой (табл. 3). Следует отметить, что при выборе сравниваемых эле­ментов управления учитывалась, во-первых, необходимость всестороннего

Сравнительный анализ различных типов систем управления отелями13:

Элементы управления

Системы управления с присутствием иностран­ного менеджмента (ИСУ)

Системы управления гостиницами ведомствен­ного подчинения (ВСУ)

Системы управления прива тизированными гостиницами (ПСУ)

1. Формирование структуры топ- менеджмента

Привлекаемые или собственные управляющие компании, имеющие мировой опыт управления

Назначение «сверху», политику гостиницы определяют персоналии

Совет директоров, избираемый собранием акционеров

2. Характер взаимодействия уровней структуры управления

Жесткая вертикаль управления с четким механизмом делегирования полномочий

Размытость вертикали управления,возникновение проблемы дуализма

Размытость вертикали управления,возникнове­ние проблемы дуализма

3. Выделение целевого сегмента рынка

Корпоративный сектор — иностранные бизнесмены, посольства

Делегации по линии вышестоящих структур, посольства, участники конгрессных мероприятий, иностранные бизнесмены и туристы

Российские и ино­странные туристы, российские предприни­матели малого бизнеса

4. Использование ценовых методов привлечения кли­ентов обслужива­емого сегмента рынка

Использование специальных корпоративных цен, тарифов выходного дня,применение тактики использования демпинговых цен

Использование специальных цен для делегаций, посольств, предоставление корпоративных скидок

Предоставление специальных скидок для российских туристов

5. Использование неценовых методов привлечения клиентов обслужи­ваемого сегмента рынка

Применение специальных технологий узнавания гостей и поощрительных программ для повторных клиентов, неизменность высокого качества обслуживания

Акцент на обеспечении максимальной безопасности своих клиентов

Разработка специальных долгосрочных тур- программ обслуживания

6. Управление каналами продви­жения и бронирова­ния услуг

Выбор наименее затратных для гостиницы и доступных для потребителя каналов — прямые заказы, собственные корпоративные системы бронирования, Интернет, глобальные системы бронирования — GDS

Выбор каналов, обеспечива­ющих максимальную загрузку при минимальном финансиро­вании программ продвижения услуг, — бронирование через вышестоящие структуры, туроператоров и агентства, прямые заказы

Прямые заказы, использование комиссионных цен, цен- нетто в работе с туроператорами и агентствами

7. Управление процедурами продвижения услуг на рынок

Акцент на активных прямых продажах, реклама в СМИ, охватывающая целевую аудиторию потребителей; использование клубных карт, подарочных сертифи­катов, выставочная деятельность

Недостаточность прямых продаж, акцент на недорогую рекламу, применение дисконтных карт, выставочная деятельность

Недостаточность прямых продаж, реклама в СМИ, охватывающих целевую аудиторию, разработка программ стимулирова­ния сбыта, выставочная деятельность

8. Управление

гостиничным

брендом

Международная извест­ность бренда. Бренд гостиницы — гарантия качества обслуживания

Бренд гостиницы ассоцииру­ется с названием вышестоя­щей структуры. Локальная или региональная узнава­емость бренда

Отсутствие гостиничного бренда как такового. Узнаваемость гостиницы не отличается территори­альной масштабностью

9. Уникальные источники дополнительного привлечения денежных средств

Возможность взаимного кредитования и целевого перелива капитала между гостиницами внутри сети

Бюджетные дотации вышестоящих структур

Дополнительная эмиссия акций

10. Управление производственными мощностями гостиницы

Использование сезонных цен, цен выходного дня; абсолютная взаимозаменя­емость персонала внутри служб, применение тактики бронирования номеров сверх имеющихся в наличии, использование плавающих графиков работы, частичной занятости

Использование сезонных цен, цен выходного дня. Взаимозаменяемость персонала невелика, что нередко приводит к сбоям в работе при загрузке выше 50%. В связи с недостаточ­ным уровнем загрузки 10- 15% всех номеров, как правило, сдаются под офисные помещения

Использование сезонных цен, цен выходного дня. В связи с недостаточным уровнем загрузки 15- 20% всех номеров, как правило, сдаются под офисные помещения

11. Управление использованием собственных денежных средств

Расходы на персонал (высокая з/п, тренинги, курсы повышения квалифи­кации); инвестиции в здание и оборудование(ремонт, обновление и т.п.); достаточность средств для организации маркетинговых исследований, рекламы и продвижения услуг

Отчисления в бюджеты вышестоящих структур, средний объем расходуемых средств на персонал и здание, минимум — на рекламу и продвижение услуг

Основной приоритет — максимальный доход на акцию.

Средний уровень расходов на рекламу и продвижение услуг


12. Управление номенклатурой услуг

Максимальный объем сопутствующих и дополни­тельных услуг, обслужива­ние вне гостиницы, разработка пакетов услуг, шоу-программ, досуговых мероприятий,использова­ние современных достиже­ний техники в обслуживании (интерактивное ТВ)

Стандартный набор сопутствующих и дополни­тельных услуг для гостиниц своего класса; разработка пакетов услуг и программ для обслуживаемого сегмента рынка

Стандартный набор сопутствующих и дополнительных услуг для гостиниц своего класса; разработка туристических программ обслуживания совместно с партнерами по бизнесу

13. Управление персоналом

Эффективная система мотивации с элементами морального и материального стимулирования,степень участия персонала в управлении низкая, создание корпоративной культуры, культуры обслуживания гостя, непрерывное обучение и повышение квалификации персонала с использова­нием западных методик

Недостаточный уровень мотивации с преобладанием материальной составля­ющей (социальные или профсоюзные льготы), степень участия персонала в управлении невысока, культура обслуживания гостя присутствует, однако редко возводится на корпоративный уровень, обучение персонала не носит систематического характера

Средний или низкий уровень мотивации, степень участия персонала в управлении невысока,систематичес кое обучение персонала на основе российского опыта

-

14. Использование плановых и аналитических методов в управлении

Жесткая система текущего, краткосрочного и долго­срочного планирования, основанная на использова­

Планирование показателей деятельности гостиницы в основном на текущий и краткосрочный периоды

Планирование показате­лей деятельности гостиницы в основном на текущий и краткосроч­ ный периоды

нии методов прогнозирова­ния загрузки и анализа состояния рынка. Бюджети­рование рекламной, маркетинговой, снабженчес­кой деятельности

15. Использование процедур контроля и мониторинга качества обслужи­вания

Организация независимых инспекций качества; анкети­рование гостей, контакты менеджмента с гостями, организация обратной связи с представителями компаний по результатам обслуживания их клиентов; непрерывный и жесткий мониторинг всех процедур предоставления услуг

Недостаточная эффектив­ность системы контроля. Основные методы — анкетирование гостей, мони­торинг качества уборки номеров и гостевых помещений, качества обслуживания в ресторанах

Недостаточная эффективность системь контроля. Основные методы — анкетирова­ние гостей, мониторинг качества уборки номеров и гостевых помещений, качества обслуживания в ресторанах

1

Главной целью построения и функционирования систем управления оте­лями с присутствием иностранного менеджмента является стремление под­держивать имидж западного стандарта обслуживания. На этом принципе основываются стратегия и тактика ведения бизнеса иностранными гости­ничными компаниями, что находит свое отражение в поддержании высоких стандартов обслуживания и содержании материально-технической базы в соответствии с принятыми в рамках данной гостиничной цепи (компании) правилами, стремлении удержать свой продукт в верхнем ценовом сегменте (отсутствие гибкости в вопросах снижения цены), в использовании специ­альных методик подбора кадров и контроля качества, непрерывном совер­шенствовании и расширении номенклатуры услуг, использовании программ поощрения постоянных клиентов гостиницы и т.п.

Гостиницы рассматриваемого типа систем управления характеризуются проведением агрессивной маркетинговой политики, применением всего спектра инструментов продвижения услуг на рынок, максимальным исполь­зованием каналов сбыта и конкурентных преимуществ сетевых структур. Максимизация дохода данных гостиниц осуществляется за счет применения самых современных инструментов менеджмента доходов, позволяющих управлять спросом через изменение параметров и структуры предложения и основанных на анализе и прогнозе параметров спроса. Названные факторы в совокупности позволяют гостиничным комплексам данного типа систем управления оптимизировать свои финансовые показатели.

Основными преимуществами рассматриваемого типа систем управления являются:

Основным назначением гостиниц ведомственного подчинения является обслуживание нужд тех структур, в ведении (подчинении) которых они на­ходятся. Такой принцип работы данного типа гостиниц, их оторванность от реальной рыночной ситуации и условий пока не позволяет им ориентиро­ваться на получение максимального дохода. Поэтому данный тип систем управления ориентирован прежде всего на поддержание финансовой устой­чивости гостиничного предприятия. Финансово-устойчивая ведомственная гостиница позволяет, во-первых, оправдывать свое основное назначение, а во-вторых, получать стабильные доходы в объеме, достаточном для попол­нения бюджетов вышестоящих структур. При этом финансовая устойчи­вость гостиницы может достигаться двумя способами:

В связи с этим основным критерием оценки эффективности систем управления ведомственными гостиницами является принцип самоокупа­емости.

В маркетинговой политике рассматриваемого типа гостиниц основные усилия концентрируются на удержании собственной доли рынка и обслужи­ваемого потребительского сегмента, однако недостаточный уровень загрузки ведомственных гостиниц в последнее время явился предпосылкой для их ак­тивного наступления на корпоративный сектор рынка.

Основными преимуществами рассматриваемого типа систем управления являются:

К главным недостаткам систем управления ведомственными гостини­цами относятся:

В настоящее время приходится признать, что названные недостатки пока ограничивают возможности даже первоклассных гостиниц ведомственного подчинения для ведения равной конкурентной борьбы на рынке с ведущими международными отелями.

Системы управления приватизированными (частными) отелями ориенти­рованы в первую очередь на максимизацию прибыли в текущем периоде. Низкий уровень цен приватизированных гостиниц не позволяет им вклады­вать средства в развитие и реконструкцию материально-технической базы, поэтому основным критерием эффективности управления акционерной гостиницей является рост доходности на акцию. На рынке гостиницы рас­сматриваемой системы управления, как правило, представлены в среднем ценовом сегменте, занимают определенную нишу и ориентированы на об­служивание конкретного сегмента рынка — российских и иностранных ту­ристов, российских предпринимателей малого бизнеса или рынка конгрес- сного туризма. Имея возможность распоряжаться собственными средствами, в отличие от ведомственных гостиниц, приватизированные гостиницы мо­гут диверсифицировать свой бизнес, вкладывая деньги в смежные и при­быльные сферы — открытие ночного клуба, кинотеатра и т.д.

К преимуществам рассматриваемого типа систем управления можно от­нести:

Среди основных недостатков систем управления приватизированными гостиницами можно назвать следующие:

Заключительным этапом исследования действующих систем управления в современном гостиничном бизнесе явился анализ позиционирования со­ответствующих отелей в соответствии с критериями «финансовая устойчи­вость — качество обслуживания».

Для оценки финансового состоя­ния рассматриваемых гостиничных комплексов был проведен анализ, осно­вой которого явились основные формы финансовой отчетности: годовой баланс, отчет о финансовых результатах и отчет о движении денежных средств. В ходе проведения финансового анализа был рассчитан сводный показатель финансового состояния каждого предприятия, учитывающий:

Таким образом, говоря о современных системах управления отелями в России, можно сделать следующие выводы:

  1. Гостиницы иностранных систем управления представлены исключи­тельно в верхних ценовых сегментах и являются самыми эффективными на сегодняшний день. Об этом свидетельствуют высокие показатели рента­бельности, качества обслуживания и финансовой устойчивости. Большин­ство гостиниц данного типа систем управления принадлежат международ­ным гостиничным цепям, имеют мировой опыт управления и ряд конку­рентных преимуществ, которые способствуют тому, что данные гостиничные предприятия пока находятся «вне конкуренции».

  2. Гостиницы ведомственного подчинения характеризуются самыми низ­кими показателями рентабельности, большим разбросом показателей каче­ства обслуживания и финансовой устойчивости. Основной проблемой гос­тиниц данного типа систем управления является их оторванность от рынка, так как гарантированный вышестоящими организациями канал бронирова­ния пока обеспечивает приемлемый уровень доходов и финансовой устой­чивости. Этаже категория гостиниц характеризуется самым устаревшим но­мерным фондом. И хотя среди этого типа предприятий есть гостиницы лидеры, уже сейчас назрела острая необходимость совершенствования существующих систем управления для повышения качества обслуживания, финансирования программ капитального ремонта и реконструкции зданий, активного продвижения услуг на рынок.

  3. Системы управления приватизированными гостиницами включают пред­приятия, характеризующиеся примерно одинаковыми показателями с ве­домственными гостиницами. Тем не менее их более активная маркетинговая политика, более высокое качество обслуживания, лучшие показатели рента­бельности и функционирование в реальных условиях рынка позволяют предположить, что рассматриваемый тип систем управления имеет лучшие перспективы и мог бы составить реальную конкуренцию лидерам рынка — иностранным системам управления. Однако для этого необходимо, чтобы данный тип систем управления был переориентирован на улучшение каче­ства обслуживания и материально-технической базы, разработку стратегии развития гостиничных комплексов.