Гостиничный рынок России и его структура
Отечественный гостиничный рынок характеризуется высокой степенью интеграции и концентрации. Так, лидирующим трендом развития отрасли явился выход на рынок иностранных гостиничных компаний и сетей, которые диверсифицировали предложение на рынке гостиничных услуг, обострили конкуренцию, повысив планку требований, привнесли мировой опыт организации гостиничного бизнеса. Однако их присутствие характеризуется концентрацией в крупных промышленных и деловых центрах страны, а доля на российском рынке до сих пор не превышает 3—4%12.
До настоящего времени Москва занимает первое место в России по объемам предлагаемых услуг и доходам, получаемым от гостиничной деятельности. Различия в целях поездок, уровнях доходов, а также требованиях, вкусах и предпочтениях потребителей гостиничных услуг способствовали возникновению отелей, различающихся по классности (звездности), категорийности (бизнес-отели, конгресс-отели, туристические, клубные, транзитные гостиницы), вместимости, номенклатуре предоставляемых услуг, уровню обслуживания и т.п. Такое разнообразие дополняется различными формами собственности и типами менеджмента отелей.
Структура рынка по форме собственности гостиничных предприятий. В зависимости от формы собственности все гостиничные предприятия можно разделить на следующие группы: государственные, ведомственные, акционерные гостиницы с участием только российского капитала, совместные предприятия с участием иностранного капитала и гостиницы при иностранных посольствах.
Государственная собственность включает в себя объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципалитетов. Группа гостиниц ведомственного подчинения может включать в себя предприятия любой формы собственности, однако ее принято выделять отдельно, так как основным ее признаком является нахождение на балансе (в ведении) других организаций — государственных структур, корпораций, аэропортов и т.д. К ведомственным гостиницам можно отнести также гостиницы при иностранных посольствах, поскольку они находятся на балансе у последних. Однако они используются исключительно для нужд прибывающих по линии посольства и не подчиняются законам рынка.
Отели, принадлежащие российским собственникам (частным лицам, акционерам или государству), лидируют на рынке по объему предложения и количеству обслуживаемых клиентов. Именно они формируют на рынке представление об отрасли в целом. Для государственных гостиниц характерен самый старый номерной фонд, не выделяющийся повышенной комфортностью. Вместе с тем государственные гостиницы имеют ряд преимуществ — их отличает, как правило, удачное месторасположение и относительно известная марка, что обеспечивает им определенный уровень загрузки. Так как государственные отели не вкладывают достаточных средств для компенсации амортизации основных фондов и поддержания их в нормальном состоянии, рентабельность госсектора достаточно высока. Однако уже сегодня ясно, что такая политика ведения бизнеса исчерпала себя, поэтому передача государственных гостиниц в частные руки и в собственность корпораций рассматривается в качестве основного пути привлечения дополнительных денежных средств на их модернизацию. Последний пример — сделка конца 2006 г.: расторгнутая впоследствии продажа доли правительства Москвы в некоторых столичных отелях структурам компании « Нафта- Москва».
Акционерные гостиницы, принадлежащие российским собственникам, могли бы иметь больше возможностей для аккумулирования средств на развитие. Однако низкие цены на продукцию большинства этих отелей приводят к тому, что они не имеют достаточных средств на развитие. Гостиницы, находящиеся в совместной российской и иностранной собственности, построены или реконструированы в течение последних 10 лет, поэтому они выделяются современными зданиями и комфортабельным номерным фондом. Повышенный класс этих отелей диктует высокие цены, которые привлекают в основном иностранных бизнесменов. Эти же отели имеют самые большие показатели рентабельности по отрасли.
Таким образом, приватизированные гостиничные предприятия (частные, в совместной российской или иностранной собственности) составляют более 70% всего номерного фонда отрасли и формируют большую часть доходов. Деятельность неприватизированных гостиниц (государственных, муниципальных) затруднена высоким физическим износом основных фондов, которые в ближайшем будущем потребуют значительных капиталовложений на реконструкцию.
Классность отелей. В настоящий момент многие отели самостоятельно определяют категорию (количество звезд), поэтому наблюдается несоответствие качества физического гостиничного продукта и уровня обслуживания в отелях, имеющих одинаковые категории. Как показал анализ мнений специалистов и экспертов в специализированной периодической печати, границы между этими тремя сегментами рынка весьма размыты. Как правило, российские гостиницы классностью ниже 4 звезд не соответствуют международным стандартам качества и безопасности и не предоставляют того набора услуг, который характерен для их «звездности». Спрос со стороны иностранных бизнесменов и туристов предъявлен на услуги 4- и 5-звездных гостиниц, принадлежащих иностранным компаниям или совместным предприятиям, качество обслуживания и состояние номерного фонда которых отвечают мировым требованиям. Большинство же 4- и 3-звездных гостиниц, принадлежащих российским собственникам, предлагают услуги на уровне мировых стандартов, тогда как сами услуги этим мировым стандартам не соответствуют. Поэтому большинство российских и иностранных туристов со средним уровнем дохода, приезжающих в Россию, сталкиваются с низким уровнем качества при высоких ценах на услуги гостиниц среднего ценового сегмента. Гостиницы нижнего ценового сегмента — 1—2 звезды и часть 3-звездных гостиниц — предлагают продукт экономкласса. Большинство гостиниц этой группы — квартирного типа, там останавливаются командированные, школьники, студенты, беженцы и нелегальные иммигранты, которым гостиница нужна, чтобы зарегистрироваться в Москве.
Вместимость отелей. В России многие отели относятся к категории крупных или средних. Вместе с тем существующие данные исследования гостиничных индустрий различных стран мира свидетельствуют, что один из самых перспективных видов гостиниц, на услуги которых предъявляется наибольший спрос, — это малые отели (от 10 до 100 номеров). Они же, как правило, характеризуются большей рентабельностью. Однако в настоящее время большинство малых отелей испытывают ряд проблем в области ведения бизнеса: использование передовых методов менеджмента и маркетинга, решение вопросов автоматизации, бронирование, обучение персонала, снабжение и техническое обеспечение, повышение классности. Самостоятельное решение этих вопросов для малых гостиниц ограничено скромными финансовыми ресурсами и невозможностью полноценно продвигать на рынок свой продукт.
Поэтому важнейшими задачами государственных структур, а также гостиничных операторов России являются развитие сети малых гостиниц, внедрение современных инструментов менеджмента и поиск организационных решений для удовлетворения существующего и растущего спроса на эти услуги.
Тип менеджмента отелей. Анализ функционирования современной гостиничной индустрии был бы неполным без анализа ее структуры по типам менеджмента. На сегодняшний день большинство экспертов и специалистов склоняются к мнению, что на гостиничном рынке России представлены два основных типа менеджмента — российский и иностранный. За последние 12 лет на рынке российских гостиничных услуг произошли значительные изменения, которые прежде всего объясняются появлением нескольких отелей, работающих под управлением иностранных компаний. Появление иностранных гостиничных цепей в России свидетельствует о переходе отечественного рынка услуг гостеприимства в качественно новое состояние. Иностранные гостиничные цепи, вышедшие на российский рынок, формируют новый подход к организации гостиничного дела в России и вносят значительный вклад в процесс повышения уровня услуг размещения, что в значительной мере обеспечивается развитием (количественным увеличением) и совершенствованием (качественным улучшением) гостиничного хозяйства страны.Гостиницы, работающие под российским управлением, несмотря на то что их общий номерной фонд в России больше, за редким исключением появившихся сравнительно недавно современных российских гостиничных сетей, не могут сегодня конкурировать с западными отелями по дизайну, оформлению, уровню обслуживания и общему состоянию, поэтому в основном ориентированы на обслуживание российских граждан и чувствительных к цене иностранных туристов. Концентрация отелей с иностранным менеджментом приходится на крупные промышленные и культурные центры страны. Они, как правило, предлагают продукт верхнего ценового сегмента — средняя цена на номер превышает аналогичный показатель российских отелей более чем в 4 раза. Несмотря на это, иностранные отели несут значительно большие расходы на поддержание материально-технической базы, оплату персонала, поддержание качества услуг по сравнению с российскими отелями. Тем не менее рентабельность этих гостиничных предприятий в большинстве случаев выше.
Справедливости ради нужно отметить, что в последнее время ситуация начала заметным образом меняться: собственники отелей выделяют средства на развитие и совершенствование материальной базы гостиниц, появляются национальные гостиничные операторы, создающие гостиницы, качество сервиса в которых приближается к мировым стандартам. Конечно, они не обладают в большинстве случаев 10-й долей потенциала международных операторов, однако в данном случае важен сам факт изменения подхода в ведении гостиничного бизнеса в России, что, как ожидается, приведет отрасль к значительным усовершенствованиям в ближайшие годы.
- Svetlana Dementeva
- Оглавление
- Глава 1. Современное состояние индустрии гостеприимства
- Глава 2. Менеджмент структуры гостиничного предприятия
- Глава 3. Управление доходами в гостиничном бизнесе
- Глава 4. Управление человеческими ресурсами
- Глава 5. Правовой менеджмент в гостиничном бизнесе
- Предисловие
- Глава 1 современное состояние индустрии гостеприимства
- Шиндлерхоф – двор кровельщика
- Девиз отеля в русской версии: «соблазнитесь нами - мы вас порадуем»
- Основные характеристики гостиничной индустрии
- История гостеприимства: краткий обзор становления отрасли
- Классификации средств размещения: понятия и требования
- Гостинично- туристский комплекс в системе отраслей народного хозяйства России
- Гостиничный рынок России и его структура
- Модели управления гостиничным бизнесом. Классификация гостиничных предприятий по стилям управления
- 1. Case-study «Создаем новый бизнес в сфере средств размещения!»14 или что нужно знать начинающему предпринимателю
- Глава 2 менеджмент структуры гостиничного предприятия
- You can't be a legend without a great story.
- Three Steps Of Service15:
- 2.1. Структура менеджмента гостиничного предприятия
- 2.2. Различные концепции структуры менеджмента в гостиничном бизнесе
- 2.3. Виды и функции уровней гостиничного менеджмента
- 2. Case-study «Обманутые ожидания директора по персоналу19»
- Глава 3 управление доходами в гостиничном бизнесе
- 3.1. Управление доходами в гостиничном бизнесе: концептуальные особенности
- 3.2. Ключевые факторы, влияющие на доходы отеля
- 3.3. Технологии максимизации доходов номерного фонда отеля
- 3.4.Возможности оптимизации затрат отеля
- 3.Case-stady: Управление доходами: расчет средней высокой цены номера. Проанализируйте расчет adr (средней цены номера) отеля, исходя из нижеприведенных данных:
- Глава 4 управление человеческими ресурсами
- 5.1. Обучение и развитие персонала
- 5.2. Стандарты качества труда
- Глава 5 правовой менеджмент в гостиничном бизнесе
- 5.1. Источники правового регулирования гостиничной деятельности в росии основные понятия
- Основные понятия
- Классификация и стандартизация гостиничных услуг в российской федерации
- Новая категория средств размещения - сертифицированный мини-отель
- 5.4. Новеллы в порядке оценки гостиниц и отелей
- В чем состоят новые требования к самим звездам?
- Обновленные квалификационные требования к персоналу гостиниц
- 5.7.Хранение вещей в гостинице
- Основные правила поведения гостей в европейском отеле
- Миграционный учет в гостиничном бизнесе
- Обязательность учета иностранных граждан
- Ответственность за нарушения миграционного законодательства
- Несоблюдение процедуры оформления административных документов освобождает от ответственности
- Партнерские отношения в гостиничном бизнесе: анализ судебной практики
- Составьте план действий. Подготовьте вариант/варианты решения ситуации. (время 2 аудиторных часа)
- 6. Case-study «к нам едет иностранный гость!» (pbl учебная группа)
- Составьте план действий. Подготовьте вариант/варианты решения ситуации. (время 2 аудиторных часа и 2 часа внеаудиторной индивидуальной работы)
- Составьте план действий. Подготовьте вариант/варианты решения ситуации. (время 2 аудиторных часа)
- 8.Case-study «Безопасность в гостинице – дело тонкое»
- Литература: