logo
Svetlana DementevaHOTEL MANADGEMENT

2.1. Структура менеджмента гостиничного предприятия

Гостиничное предприятие, особенно первоклассное, предлагающее ши­рокий спектр услуг, является одним из наиболее сложных объектов управ­ления, так как представляет собой крупную систему, включающую сразу несколько доходообразующих сфер бизнеса, — номерной фонд, рестораны и бары, конференц-залы, бизнес-центр, оздоровительный центр, транспор­тный цех, магазины, бутики, услуги по предоставлению авиа-, экскурсион­ных и театральных билетов и т.д. Возникает задача не только эффективного управления каждой из перечисленных сфер в отдельности, но и обеспечения их слаженного комплексного взаимодействия для организации работы всей системы (гостиницы) в целом.

Очевидно, что управленческий труд в сфере гостеприимства особенно многообразен и является большим по объему. Поэтому он должен быть раз­делен. Разделение управленческого труда и процесса исполнения работ пер­соналом гостиницы достигается за счет построения и использования пра­вильной организационной структуры управления. Работа гостиничного предприятия характеризуется различными видами взаимоотношений (свя­зей) между его работниками (персоналом и менеджментом), а также струк­турными подразделениями (отделами). Такие связи как процесс реализу­ются в виде функций управления, а как явление — в виде организационных структур управления.

Под организационной структурой управления (менеджмента) гостиничного предприятия следует понимать состав и формы взаимоотношений между ру­ководящими работниками гостиницы (менеджерами различных уровней), выполняющими функции управления для достижения ее стратегических це­лей. Организационная структура управления обеспечивает гостиничное предприятие соответствующей базой для планирования, организации, вы­полнения и контроля работ. Правильные разработка и использование орга­низационной структуры управления гостиницей — базовый критерий ее эф­фективного функционирования. И хотя правильно спроектированная орга­низационная структура сама по себе не является достаточным условием для успешной деятельности гостиницы, ее отсутствие делает невозможной орга­низацию эффективной работы всей гостиницы независимо от уровня квали­фикации и компетентности менеджеров и персонала.

Цели построения и использования структур управления:

Как показывает практика, не существует даже двух абсолютно одинако­вых гостиничных предприятий, следовательно, не может существовать и одинаковой для всех гостиниц модели структуры управления. Поэтому по­следняя должна разрабатываться индивидуально и учитывать специфику, задачи и потребности каждого отеля.

Проектирование организационной структуры управления и конечное ее состояние зависят:

Для наглядности организационную структуру управления гостиничного предприятия удобно представлять в виде схемы (рис. 1).

Рисунок отображает состав функциональных направлений и управлен­ческих должностей в структуре крупного гостиничного предприятия, предо­ставляющего широкий спектр услуг. Она представляет собой совокупность блоков, демонстрирующих позицию каждого руководящего работника внутри гостиничного предприятия, а также линий, определяющих ответ­ственность и направление делегирования полномочий. В организационной структуре управления принято различать три ключевых элемента — звено, уровень управления и связь.

Звено — организационно обособленное, самостоятельное объединение людей или самостоятельный орган в структуре управления с учетом общности их интересов и выполняемых функций. Таким звеном в гостиничной структуре управления может являться, например, директор ресторанов и ба­ров, менеджер службы приема и размещения, а также структурные подраз­деления гостиницы — отдел продаж и маркетинга, банкетная служба или бухгалтерия.

Уровни управления представляют собой совокупность звеньев, находя­щихся на одном горизонтальном уровне. Они показывают последователь­ность подчинения органов управления. Принято выделять три основных уровня управления — высший, средний и низовой.

Связь демонстрирует способы взаимодействия отдельных звеньев струк­туры управления. На схемах организационных структур управления связь обычно изображается траекторией, характеризующей взаимодействие ра­ботников, менеджмента или отделов гостиницы. Различают линейные и функциональные связи.

Формы разделения управленческого труда носят горизонтальный и вер­тикальный характер. Горизонтальный характер обусловлен тем, что внутри гостиницы структура управления должна иметь руководителей одного уровня, возглавляющих каждое отдельное подразделение по какому-либо признаку. Ответственность менеджеров одного уровня управления должна охватывать все сферы деятельности гостиничного предприятия.

Вертикальное разделение управленческого труда определяется формиро­ванием набора должностей разных уровней управления внутри одного функ­ционального направления. Оно демонстрирует последовательность подчи­нения должностей, направление делегирования полномочий, а также дви­жения приказов, распоряжений, инструкций и указаний в структуре менеджмента гостиничного предприятия .

Деятельность руководителей вертикальной формы разделения труда сво­дится к обеспечению эффективной работы данного функционального под­разделения и достижению цели, стоящей непосредственно перед ним.