Предисловие
В ракурсе стремительного увеличения числа туристских поездок гостиничный бизнес ждет небывалый рост. По данным Всемирной туристской организации число прибытий иностранных туристов в мире в 2010 г. увеличилось на 6.7 % по сравнению с 2009 г, что в два раза больше, чем рост мирового ВВП, и достигло 935 миллионов человек. Итак, за год практически 1/7 часть населения мира совершила зарубежные поездки. По результатам исследования консалтинговой компании HVS Executive Search, к 2015 году в одной только Москве планируется создание 302 новых отелей, для которых понадобится персонал. А во всем мире, к 2020 году, гостиницам понадобится 262 миллиона сотрудников, поскольку ожидаемое количество туристов во всем мире будет, ориентировочно, 1.6 млрд. человек. В этом контексте проблема подготовки профессиональных кадров для гостиничной отрасли представляется особенно актуальной.
Последние десятилетия развития отечественной гостиничной отрасли принесли неоднозначные результаты. С одной стороны, на рынок пришли все самые крупные и известные международные гостиничные компании, которые популяризовали новое высокое качество сервиса и стандартов обслуживания. С другой стороны, инновационные изменения носят локально-региональный характер. Гостиничное хозяйство относительно активно развивается в крупных городах, главным образом в Москве и Санкт-Петербурге, при этом существуют высокие риски инвестирования в гостиничные проекты, отечественные гостиницы еще не могут конкурировать с зарубежными аналогами, система подготовки профессиональных кадров крайне слабая, а «зарплатные» ожидания выпускников российских вузов необоснованно амбициозные, эффективность отечественного менеджмента гостиницами довольна низкая, а налоговая политика непредсказуема.
В заявленном контексте целью подготовки учебного пособия по дисциплине «Отельный менеджмент» выступает необходимость анализа оптимальных управленческих концепции отелем, описание эффективных стратегий управления персоналом, службами отеля, изучение технологий оптимизации доходов и минимизации издержек работы гостиницы в зависимости от выбранной формы организации и ведения бизнеса.
К задачам изучения дисциплины «Отельный менеджмент» отнесем:
синтез и усвоение понятия, предмета и принципов развития современного гостиничного хозяйства;
верификация предпринимательских и управленческих рисков в гостиничном бизнесе;
Определение эффективных стратегий развития номенклатуры услуг отеля в зависимости от специфики его развития;
Изучение инструментов повышения конкурентноспособности гостиничного продукта через создание и использование ведущих технологий обслуживания в отрасли;
анализ особенностей позиционирования на мультисегментном рынке для удовлетворения потребностей максимального числа покупателей одновременно;
уяснение особенностей классификации отечественных средств размещения;
изучение правовой специфики оказания гостиничных услуг в контексте «баланса прав» гостя и отеля;
организация малых форм гостиничного бизнеса, риски и доходность.
Заявленные задачи автор освятил в пяти главах учебника. Для закрепления практических навыков каждая глава снабжена практическим заданием, которое включает разбор и решение кейса, а приведенные в конце глав вопросы для самоконтроля позволят закрепить приобретенные знания и компетенции. Отметим, что учебное пособие не претендует на всестороннее освещение менеджерских концепций, приемлемых для российской действительности, тем не менее позволит читателю получить ясное представление о динамике и перспективах развития отельного бизнеса в стране.
Автор выражает искреннюю благодарность директору департамента туризма Института управления в туризме г. Вена Михаэлю Маеру, сотрудникам кафедры культурологи ТПУ Кирьяновой Л.Г и Гончаровой Н.А, курировавшим программу Tempus в томском политехническом университете за содействие в организации международной стажировки автора в рамках проекта Темпус и в работе над пособием.
- Svetlana Dementeva
- Оглавление
- Глава 1. Современное состояние индустрии гостеприимства
- Глава 2. Менеджмент структуры гостиничного предприятия
- Глава 3. Управление доходами в гостиничном бизнесе
- Глава 4. Управление человеческими ресурсами
- Глава 5. Правовой менеджмент в гостиничном бизнесе
- Предисловие
- Глава 1 современное состояние индустрии гостеприимства
- Шиндлерхоф – двор кровельщика
- Девиз отеля в русской версии: «соблазнитесь нами - мы вас порадуем»
- Основные характеристики гостиничной индустрии
- История гостеприимства: краткий обзор становления отрасли
- Классификации средств размещения: понятия и требования
- Гостинично- туристский комплекс в системе отраслей народного хозяйства России
- Гостиничный рынок России и его структура
- Модели управления гостиничным бизнесом. Классификация гостиничных предприятий по стилям управления
- 1. Case-study «Создаем новый бизнес в сфере средств размещения!»14 или что нужно знать начинающему предпринимателю
- Глава 2 менеджмент структуры гостиничного предприятия
- You can't be a legend without a great story.
- Three Steps Of Service15:
- 2.1. Структура менеджмента гостиничного предприятия
- 2.2. Различные концепции структуры менеджмента в гостиничном бизнесе
- 2.3. Виды и функции уровней гостиничного менеджмента
- 2. Case-study «Обманутые ожидания директора по персоналу19»
- Глава 3 управление доходами в гостиничном бизнесе
- 3.1. Управление доходами в гостиничном бизнесе: концептуальные особенности
- 3.2. Ключевые факторы, влияющие на доходы отеля
- 3.3. Технологии максимизации доходов номерного фонда отеля
- 3.4.Возможности оптимизации затрат отеля
- 3.Case-stady: Управление доходами: расчет средней высокой цены номера. Проанализируйте расчет adr (средней цены номера) отеля, исходя из нижеприведенных данных:
- Глава 4 управление человеческими ресурсами
- 5.1. Обучение и развитие персонала
- 5.2. Стандарты качества труда
- Глава 5 правовой менеджмент в гостиничном бизнесе
- 5.1. Источники правового регулирования гостиничной деятельности в росии основные понятия
- Основные понятия
- Классификация и стандартизация гостиничных услуг в российской федерации
- Новая категория средств размещения - сертифицированный мини-отель
- 5.4. Новеллы в порядке оценки гостиниц и отелей
- В чем состоят новые требования к самим звездам?
- Обновленные квалификационные требования к персоналу гостиниц
- 5.7.Хранение вещей в гостинице
- Основные правила поведения гостей в европейском отеле
- Миграционный учет в гостиничном бизнесе
- Обязательность учета иностранных граждан
- Ответственность за нарушения миграционного законодательства
- Несоблюдение процедуры оформления административных документов освобождает от ответственности
- Партнерские отношения в гостиничном бизнесе: анализ судебной практики
- Составьте план действий. Подготовьте вариант/варианты решения ситуации. (время 2 аудиторных часа)
- 6. Case-study «к нам едет иностранный гость!» (pbl учебная группа)
- Составьте план действий. Подготовьте вариант/варианты решения ситуации. (время 2 аудиторных часа и 2 часа внеаудиторной индивидуальной работы)
- Составьте план действий. Подготовьте вариант/варианты решения ситуации. (время 2 аудиторных часа)
- 8.Case-study «Безопасность в гостинице – дело тонкое»
- Литература: