logo
Svetlana DementevaHOTEL MANADGEMENT

Предисловие

В ракурсе стремительного увеличения числа туристских поездок гостиничный бизнес ждет небывалый рост. По данным Всемирной туристской организации число прибытий иностранных туристов в мире в 2010 г. увеличилось на 6.7 % по сравнению с 2009 г, что в два раза больше, чем рост мирового ВВП, и достигло 935 миллионов человек. Итак, за год практически 1/7 часть населения мира совершила зарубежные поездки. По результатам исследования консалтинговой компании HVS Executive Search, к 2015 году в одной только Москве планируется создание 302 новых отелей, для которых понадобится персонал. А во всем мире, к 2020 году, гостиницам понадобится 262 миллиона сотрудников, поскольку ожидаемое количество туристов во всем мире будет, ориентировочно, 1.6 млрд. человек. В этом контексте проблема подготовки профессиональных кадров для гостиничной отрасли представляется особенно актуальной.

Последние десятилетия развития отечественной гостиничной отрасли принесли неоднозначные результаты. С одной стороны, на рынок пришли все самые крупные и известные международные гостиничные компании, которые популяризовали новое высокое качество сервиса и стандартов обслуживания. С другой стороны, инновационные изменения носят локально-региональный характер. Гостиничное хозяйство относительно активно развивается в крупных городах, главным образом в Москве и Санкт-Петербурге, при этом существуют высокие риски инвестирования в гостиничные проекты, отечественные гостиницы еще не могут конкурировать с зарубежными аналогами, система подготовки профессиональных кадров крайне слабая, а «зарплатные» ожидания выпускников российских вузов необоснованно амбициозные, эффективность отечественного менеджмента гостиницами довольна низкая, а налоговая политика непредсказуема.

В заявленном контексте целью подготовки учебного пособия по дисциплине «Отельный менеджмент» выступает необходимость анализа оптимальных управленческих концепции отелем, описание эффективных стратегий управления персоналом, службами отеля, изучение технологий оптимизации доходов и минимизации издержек работы гостиницы в зависимости от выбранной формы организации и ведения бизнеса.

К задачам изучения дисциплины «Отельный менеджмент» отнесем:

Заявленные задачи автор освятил в пяти главах учебника. Для закрепления практических навыков каждая глава снабжена практическим заданием, которое включает разбор и решение кейса, а приведенные в конце глав вопросы для самоконтроля позволят закрепить приобретенные знания и компетенции. Отметим, что учебное пособие не претендует на всестороннее освещение менеджерских концепций, приемлемых для российской действительности, тем не менее позволит читателю получить ясное представление о динамике и перспективах развития отельного бизнеса в стране.

Автор выражает искреннюю благодарность директору департамента туризма Института управления в туризме г. Вена Михаэлю Маеру, сотрудникам кафедры культурологи ТПУ Кирьяновой Л.Г и Гончаровой Н.А, курировавшим программу Tempus в томском политехническом университете за содействие в организации международной стажировки автора в рамках проекта Темпус и в работе над пособием.