Спрос, предложение, цена
Конъюнктура рынка определяется взаимодействием 4-х основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции.
В наше время научно-технического прогресса человек как никогда нуждается в быстром и эффективном восстановлении производительных
сил: физических, интеллектуальных, эмоциональных. Это потребности в развлечениях, спортивных играх, активном отдыхе, организованном досуге, смене впечатлений, так называемые рекреационные потребности. Рекреационный потенциал туризма практически неисчерпаем. Специалисты выделяют пять категорий потребностей:
физиологические потребности - потребности в удовлетворении чувства голода, жажды, сна и т.п.;
потребности в безопасности;
социальные потребности - потребности в общении, дружбе, объединении с другими людьми;
потребности в признании - потребности в определенном статусе , в уважении, власти;
потребность в самовыражении - потребность в творчестве, знаниях, свободе, независимости.'111
Основное назначение туристского продукта и заключается в удовлетворении перечисленных потребностей.
Наличие и величина потребностей на рынке туристских услуг формируют спрос и цену. Спрос и цена на туристский продукт отличаются большим разнообразием по материальным возможностям потребителей, целям их поездок, возрасту, семейному положению.
Туристский спрос - это количество туристского продукта, которое потребители (туристы) готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течение определенного времени, т.е. спрос измеряется объемом продаж за определенный период. Снижение цены ведет к возрастанию величины спроса, повышение цены - к снижению спроса. Дешевые туры раскупаются быстрее дорогих. Такая обратная связь между ценой и величиной спроса называется законом спроса. Графически это можно выразить кривой спроса (С), уходящей в отрицательную зависимость (рис. 1).
Предложение - количество туристского продукта, которое производители (исполнители) готовы произвести и предложить к продаже на рынке. Обеспечивая себе высокий доход, производители стремятся производить товары и услуги с более высокой ценой. Увеличивается номенклатура услуг, наполняются программы обслуживания, растет продолжительность туров, расширяется география маршрутов, улучшается их оснащенность туристскими товарами. Высокие цены стимулируют предложение, при высоких ценах на продажу выставляется больше туристских продуктов. Такая прямая зависимость называется законом предложения. Графически это можно выразить кривой предложения (П), уходящей в положительную зависимость (рис. 2).
Как видно из графиков, спрос и предложение тесным образом связаны с ценой, которая, в свою очередь, служит основным инструментом воздействия на спрос и предложение.
Цена - сумма денег, уплачиваемая и получаемая за единицу продукции. Цена является денежным выражением стоимости. Стоимость не является природным свойством туристского продукта. Это общественно полезный труд, затраченный на производство и реализацию туристского продукта. Стоимость выражает общественные отношения между производителями (исполнителями услуг) и потребителями (туристами). Для туриста цена - расход, для исполнителя услуги - доход.
При оптимальном соотношении спроса и предложения наступает равновесие рынка. Это состояние рынка, при котором предельные доходы равны предельным издержкам. При рыночном равновесии у продавцов
нет излишек, покупатели не испытывают дефицита. Туристские предприятия стабилизируют свою деятельность, объем производства становится оптимальным. Товарообмен (купля-продажа) происходит по равновесным ценам. Наглядно этот процесс можно представить на графике пересечением кривой спроса (С) с кривой предложения (П) (рис. 3).
Кривая спроса (С) пересекается с кривой предложения (П) в точке РЦ, указывающей равновесную цену.
Если установить цену выше равновесной, то появится излишек туристского продукта, который невозможно продать. Возникает необходимость снижения цены до равновесной. Если назначить цену ниже равновесной, то туристские услуги будут быстро раскуплены, спрос останется неудовлетворенным. Спрос будет расти, цены будут подниматься до равновесного значения.
Если растет спрос, кривая (С) сдвигается вправо, точка (РЦ) поднимается выше, т.е. равновесная цена возрастает. При уменьшении спроса кривая спроса (С) сдвинется влево, равновесная цена снизится. Если растет предложение, кривая (П) также сдвигается вправо и точка (РЦ) снижается, т.е. равновесная цена уменьшается. И, наоборот, при уменьшении предложения кривая предложения (П) сдвигается влево, равновесная цена возрастает.
Такое рыночное ценообразование представляет собой автоматический регулятор туристского рынка. Равновесная цена означает, что на
рынке туристского продукта произведено столько, сколько требуется покупателям. Такая ситуация на рынке является выражением максимальной эффективности рыночной экономики.
- Рецензенты: Биржаков Михаил Борисович,
- Асанова Ирина Маратовна.
- Глава 1. Туристский продукт. Рынок туристского продукта. Различные элементы рынка 15
- Глава 2. Стратегия развития туризма.
- Глава 3. Туристская индустрия и ее структура.
- Глава 4 структура регулирования
- Глава 5 международные акты, регулирующие различные виды туристской деятельности 152
- Глава 6. Развитие инфраструктуры туризма,
- Глава 7 социальные предпосылки
- Глава 1.
- Туристский продукт
- Туристские услуги
- Туристские товары
- Спрос, предложение, цена
- Рыночная конкуренция
- Участники рынка
- Глава 2.
- Глобализация
- Военные конфликты
- Визовые формальности
- Демографический фактор
- Занятость населения
- Прожиточный минимум (пм)
- Инвестирование
- Использование природных ресурсов
- Водные ресурсы
- Уровень шума
- Состояние атмосферного воздуха
- Развитие культурного туризма
- Культурные дестинации
- Автобусные перевозки
- Железнодорожные перевозки
- Водные перевозки
- Воздушные перевозки
- Чартерные перевозки
- Гостиницы
- Информирование туристов
- Страхование в туризме
- Обучение персонала
- Глава 3.
- Системы бронирования
- Организация бронирования
- «Галилео» (Galileo)
- «Амадеус» (Amadeus)
- «Фиделио» (Fidelio)
- «Габриэль» (Gabrielle)
- Российские системы бронирования и резервирования
- Глава 4.
- Глава 5.
- Глава 6.
- Водные коммуникации Санкт-Петербург
- Воздушные коммуникации
- Санкт-Петербург
- Автомобильные коммуникации
- Пешеходные зоны
- Телефонная связь
- Компьютерные системы
- Общественный транспорт
- Освещение
- Канализация
- Теплоснабжение
- Электроснабжение
- Энергоснабжение
- Спортивные сооружения
- Театры, концертные залы, цирк
- Фестивали
- Глава 7. Социальные предпосылки развития туризма в россии
- Новые виды страхования в туризме