logo
"Каурова" Организация сферы туризма

Компьютерные системы

Использование компьютерных технологий в системах бронирования рассмотрено в гл. 3. Но вопрос применения высоких технологий в тури­стском обслуживании стоит гораздо шире. Комплексная автоматизация рабочих мест, взаимодействие различных информационных систем, ис-пользованиесовмещенного программного продукта, организация универ­сальных информационных центров и другое находят все большее распро­странение.

В крупных европейских городах: Берлине, Гамбурге, Стокгольме и других уже созданы совмещенные информационные системы, обеспечи­вающие комплексное обслуживание туристов, способные удовлетворить любые их потребности.

Формально в Санкт-Петербурге есть 2 городских туристско-инфор-мационных центра (ГТИЦ), которые в Интернете размещают информа-

цию, издают карты-схемы, путеводители на иностранных языках, выпус­кают англоязычную газету «St. Petersburg Time», газету «Пульс» («Pulse») на русском и английском языках и др. В гостиницах, ресторанах, банках бесплатно распространяется журнал «Where».

Но этого явно недостаточно даже для города, не говоря уже в целом о регионе. Дальнейшее развитие информационных коммуникаций преду­сматривает совмещение различных обслуживающих программ туров с бухгалтерскими, медицинскими, спортивными и другими программами. Формируется сеть компаний, разрабатывающих сложный программный продукт, предназначенный для автоматизации производственного про­цесса.

«Сшшмекс» - компания с 1998 г. является официальным партнером фирмы «1С». Система обслуживает 77 гостиниц РФ. Основу программно­го обеспечения составляет программа «1С: Предприятие 7.7». Система выполняет бронирование, поселение, ведет историю проживания, форми­рует «черный список», ведет расчеты с контрагентами и гостями в налич­ной и безналичной формах, ведет учет (с любой периодичностью) по номерам, этажам, тарифам, услугам, виду размещения, телефонных пере­говоров, включает свыше 50 видов отчетов и др.

Новый программный продукт компании - «Гостиница+пансионат», совмещенный с программой «1С: Бухгалтерия», обслуживающий удален­ные рабочие места и включающий модули:

«Невский портье» - продукт компании «Актис», существующей 10 лет на рынке, предназначенный для гостиниц, пансионатов, санатори­ев. В Санкт-Петербурге программа установлена в гостинице «Советская».

Система предусматривает индивидуальную работу с каждым гостем, контролирует расчеты с предоплатой, с оплатой по факту (западноевро­пейский вариант), ведет учет поселения по путевкам и «от стойки», учет наличной оплаты и оплаты по кредитным картам.

Система хорошо стыкуется с контрольно-кассовыми машинами (ККМ), бухгалтерской системой, может функционировать по локальному варианту в малых гостиницах при совмещении функций администратора, кассира, портье и в сетевом варианте в службах бронирования, приема и размещения и др.

«Кетони» - Санкт-Петербургская компания, специализирующаяся на разработке продуктов для комплексной автоматизации деятельности предприятий. Специально для туристских фирм компания создала про­грамму «Тур». Этот продукт предназначен для автоматизации работы менеджера туристской фирмы, начиная от оформления всех необходимых документов и заканчивая анализом финансовой деятельности предпри­ятия. Основные запрограммированные функции:

Программа ведет систематизированный журнал, отражающий дея­тельность компании. В нем хранится информация о турах, об оформлен­ных визах, паспортах, других услугах. По каждому туру ведется список туристов, контролируется оплата путевок, приводятся варианты консуль­ских анкет. Программа работает как на отдельном компьютере, так и в сети, включая Интернет, и может поставляться в комплексе с программой бухгалтерского учета «1С».

«Лоджипг тач» («Lodging touch») - автоматизированная система, предназначенная для управления гостиницами. В Санкт-Петербурге уста­новлена в гостинице «Октябрьская».

Система предусматривает бонусные программы для постоянных клиентов, учитывает работу отелей, используется в 4000 больших и ма­лых отелей.

Применяемые системы совмещенного информационного обслужи­вания повышают степень автоматизации рабочего процесса, положитель­но влияют на качество обслуживания, формируют устойчивое развитие туризма (см. гл. 4).

Благоустройство

Под благоустройством понимается комплекс мер по созданию ком­фортной среды обитания человека. Благоустройство включает работы и мероприятия по использованию инженерного оборудования, улучшению санитарно-гигиенического состояния воздуха, водоемов, почвы, устрой­ству дорог, развитию общественного транспорта, сетей водоснабжения, канализации, энергоснабжения, озеленению, снижению уровня шума, очистке населенных мест от мусора и др.

Степень благоустройства населенных мест (городов, поселков го­родского типа, сельских населенных мест, курортов и мест массового отдыха) характеризуется состоянием инфраструктуры, оказывающей большое влияние на условия труда, быта и отдыха как местного населе­ния, так и туристов и, следовательно, имеющей большое социальное и экономическое значение.

Дореволюционная Россия имела крайне низкий уровень благоуст­ройства. На 800 городов страны к 1917 г. приходилось лишь 215 неболь­ших водопроводов, 23 канализации, 35 трамвайных предприятий, 606 бань и 13 прачечных. Центральных теплофикационных систем не было вообще.

На этом фоне в лучшую сторону ярко выделялась столица России -Санкт-Петербург (Петроград).'321

Санкт-Петербург с самого своего рождения развивался по плану, включающему все новейшие достижения градостроительства и благоуст­ройства.

Хуже обстояло дело с сельскими населенными пунктами губернии. Проблемы благоустройства в них (электрификация, дорожные работы, строительство водоразборной сети, озеленение, санитарная очистка и др.) еще долгое время оставались нерешенными. Не решены окончательно они и сегодня.