Туристские товары
Товары туристского спроса могут быть:
специфической материальной частью туристского продукта -туристские карты, планы, буклеты, открытки, сувениры, туристское снаряжение, значки и т.д., выпускаемые целевым назначением для туристов;
неспецифической частью туристского продукта (шопинговые товары), которые являются дефицитными или более дорогими в местах постоянного проживания туристов.
По оценкам специалистов, доля товаров в туризме составляет 25%, доля услуг - 75%.[11]
Характеристика туристского продукта
Туристский продукт, наделенный потребительскими свойствами и выступающий на рынке в качестве предложения, должен:
удовлетворять определенные рекреационные потребности людей, быть полезным, обладать определенной ценностью для максимально большего числа людей (массового потребителя);
соответствовать потребностям туристов, как в комплексе, так и по отдельным составляющим (услуги и товары должны отражать специфику маршрута и соответствовать цели путешествия);
быть надежным, т.е. иметь достоверную информацию и соответствовать рекламе;
обеспечивать наибольший эффект для туристов при наименьших расходах с их стороны, вызывать у туристов чувство удовлетворения от проведенного путешествия, предоставляя уровень туристского обслуживания выше приемлемого или ожидаемого;
быть целостным, завершенным, полностью соответствующим программе обслуживания;
быть гибким, готовым к потреблению разными категориями туристов и не зависеть от смены обслуживающего персонала;
быть ясным, прозрачным, понятным для клиентов, простым в эксплуатации, не иметь сбоев в технологии обслуживания.[11]
Реализация туристского продукта осуществляется на основе договора розничной купли-продажи в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 428). Договор в туризме заключается в письменной форме и должен соответствовать законодательству в области защиты прав потребителей (ст. 10 Закона РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).
Классификация туристских рынков
Классификация (от лат. classik - разряд + facere - делать) - распределение по группам, разрядам и т.д. по общим признакам. Туристские рынки подразделяются на следующие виды:
по географическому признаку - на региональные, национальные, международные (мировые) рынки;
по целям путешествия - на рынки оздоровительного, профессионально-делового, познавательного, спортивного, религиозного туризма;
по использованию транспортных средств - на рынки автомобильного (автобусного), железнодорожного, воздушного (авиационного), водного транспорта;
по возрастной категории потребителей - на рынки детского, молодежного, взрослого, зрелого (пенсионного) туризма;
по составу потребителей (туристов) - на рынки индивидуального, группового, семейного туризма;
по источникам финансирования - на рынки социального, коммерческого туризма.
Характеристика туристского рынка
Любой рынок имеет качественные и количественные характеристики . Характеристика (от греч. character - черта, особенность) - совокупность отличительных свойств, признаков предмета или явления.
1. Рынок должен быть структурированным. В целом рынок успеш но развивается, если из него выделяются и развиваются более узкие рын ки, т.е. имеется развитая структура рынка (структуризация рынка). Например, из рынка оздоровительного туризма можно выделить рынок отдыха и курортный рынок, а курортный рынок, в свою очередь, делится на более узкие рынки по видам курортов: бальнеологических, грязевых, климатических, комплексных. Из рынка водных перевозок выделяется круизный рынок, который также делится на более узкие рынки: морских, речных, озерных, смешанных круизов и т.д.
2. Рынок должен быть свободным. На свободном рынке имеется:
неограниченное число участников (продавцов и покупателей);
продается и покупается неограниченное число товаров и услуг:
по согласованным между продавцом и покупателем ценам,
при наличии полной и достоверной информации о продаваемых товарах.
Рынок должен быть конкурентным, обладать мощной рыночной силой, побуждающей всех производителей соперничать между собой, совершенствовать свое производство. Конкуренция (от лат. concurrere -сталкиваться, соперничать) - важнейший элемент рыночной экономики. Эта характеристика рынка подробнее рассматривается ниже.
Наконец, рынок должен быть цивилизованным, иметь высокую экономическую культуру, включающую соблюдение правил торговли, уважение интересов партнеров, соблюдение нравственных принципов, выполнение взятых обязательств.
Только при наличии всех перечисленных характеристик туристский рынок может успешно развиваться.
Конъюнктура и сегментация туристского рынка
Конъюнктура (от лат. conjuncture - связывать, соединять) - совокупность условий, сложившаяся обстановка, создавшееся положение, совокупность признаков, характеризующих текущее состояние экономики в определенный период.
Состояние конъюнктурного рынка, его характеристику определяют регионы, туристские предприятия и организации, их объемы обслуживания, географические маршруты, взаимоотношения продавцов (исполнителей услуг) и покупателей (потребителей туристских услуг), соотношение предложений с мировыми стандартами. Конъюнктура рынка включает:
товарные запасы (туристский потенциал) регионов и туристских предприятий и организаций, т.е. их возможности по расширению географии маршрутов, номенклатуры услуг, вариантов обслуживания;
уровень научно-исследовательской, рекламной, информационной деятельности;
состояние спроса и предложения, изменение цен, наличие (отсутствие) рыночного равновесия;
♦ сегментацию рынка и степень охвата сегментов. Сегментация (от лат. segmentum - отрезок) рынка - разделение
всего рынка на однородные области - сегменты. Сегмент рынка - часть рынка, включающая в себя потребителей, обладающих схожей реакцией на какой-либо туристский продукт. Сегменты туристского рынка определяются категориями потребителей (туристов) по возрасту, интересам, социальному положению и т.д. Наличие неохваченных групп потребителей (сегментов рынка) свидетельствует о потенциале рынка, возможностях его развития.
Основные элементы туристского рынка
- Рецензенты: Биржаков Михаил Борисович,
- Асанова Ирина Маратовна.
- Глава 1. Туристский продукт. Рынок туристского продукта. Различные элементы рынка 15
- Глава 2. Стратегия развития туризма.
- Глава 3. Туристская индустрия и ее структура.
- Глава 4 структура регулирования
- Глава 5 международные акты, регулирующие различные виды туристской деятельности 152
- Глава 6. Развитие инфраструктуры туризма,
- Глава 7 социальные предпосылки
- Глава 1.
- Туристский продукт
- Туристские услуги
- Туристские товары
- Спрос, предложение, цена
- Рыночная конкуренция
- Участники рынка
- Глава 2.
- Глобализация
- Военные конфликты
- Визовые формальности
- Демографический фактор
- Занятость населения
- Прожиточный минимум (пм)
- Инвестирование
- Использование природных ресурсов
- Водные ресурсы
- Уровень шума
- Состояние атмосферного воздуха
- Развитие культурного туризма
- Культурные дестинации
- Автобусные перевозки
- Железнодорожные перевозки
- Водные перевозки
- Воздушные перевозки
- Чартерные перевозки
- Гостиницы
- Информирование туристов
- Страхование в туризме
- Обучение персонала
- Глава 3.
- Системы бронирования
- Организация бронирования
- «Галилео» (Galileo)
- «Амадеус» (Amadeus)
- «Фиделио» (Fidelio)
- «Габриэль» (Gabrielle)
- Российские системы бронирования и резервирования
- Глава 4.
- Глава 5.
- Глава 6.
- Водные коммуникации Санкт-Петербург
- Воздушные коммуникации
- Санкт-Петербург
- Автомобильные коммуникации
- Пешеходные зоны
- Телефонная связь
- Компьютерные системы
- Общественный транспорт
- Освещение
- Канализация
- Теплоснабжение
- Электроснабжение
- Энергоснабжение
- Спортивные сооружения
- Театры, концертные залы, цирк
- Фестивали
- Глава 7. Социальные предпосылки развития туризма в россии
- Новые виды страхования в туризме