logo
"Каурова" Организация сферы туризма

Туристские товары

Товары туристского спроса могут быть:

По оценкам специалистов, доля товаров в туризме составляет 25%, доля услуг - 75%.[11]

Характеристика туристского продукта

Туристский продукт, наделенный потребительскими свойствами и выступающий на рынке в качестве предложения, должен:

Реализация туристского продукта осуществляется на основе дого­вора розничной купли-продажи в соответствии с Гражданским кодек­сом РФ (ст. 428). Договор в туризме заключается в письменной форме и должен соответствовать законодательству в области защиты прав потре­бителей (ст. 10 Закона РФ «Об основах туристской деятельности в Рос­сийской Федерации»).

Классификация туристских рынков

Классификация (от лат. classik - разряд + facere - делать) - распре­деление по группам, разрядам и т.д. по общим признакам. Туристские рынки подразделяются на следующие виды:

Характеристика туристского рынка

Любой рынок имеет качественные и количественные характеристики . Характеристика (от греч. character - черта, особенность) - совокуп­ность отличительных свойств, признаков предмета или явления.

1. Рынок должен быть структурированным. В целом рынок успеш­ но развивается, если из него выделяются и развиваются более узкие рын­ ки, т.е. имеется развитая структура рынка (структуризация рынка). Например, из рынка оздоровительного туризма можно выделить рынок отдыха и курортный рынок, а курортный рынок, в свою очередь, делится на более узкие рынки по видам курортов: бальнеологических, грязевых, климатических, комплексных. Из рынка водных перевозок выделяется круизный рынок, который также делится на более узкие рынки: морских, речных, озерных, смешанных круизов и т.д.

2. Рынок должен быть свободным. На свободном рынке имеется:

  1. Рынок должен быть конкурентным, обладать мощной рыночной силой, побуждающей всех производителей соперничать между собой, совершенствовать свое производство. Конкуренция (от лат. concurrere -сталкиваться, соперничать) - важнейший элемент рыночной экономики. Эта характеристика рынка подробнее рассматривается ниже.

  2. Наконец, рынок должен быть цивилизованным, иметь высокую экономическую культуру, включающую соблюдение правил торговли, уважение интересов партнеров, соблюдение нравственных принципов, выполнение взятых обязательств.

Только при наличии всех перечисленных характеристик туристский рынок может успешно развиваться.

Конъюнктура и сегментация туристского рынка

Конъюнктура (от лат. conjuncture - связывать, соединять) - сово­купность условий, сложившаяся обстановка, создавшееся положение, совокупность признаков, характеризующих текущее состояние экономики в определенный период.

Состояние конъюнктурного рынка, его характеристику определяют регионы, туристские предприятия и организации, их объемы обслужива­ния, географические маршруты, взаимоотношения продавцов (исполни­телей услуг) и покупателей (потребителей туристских услуг), соотноше­ние предложений с мировыми стандартами. Конъюнктура рынка включа­ет:

♦ сегментацию рынка и степень охвата сегментов. Сегментация (от лат. segmentum - отрезок) рынка - разделение

всего рынка на однородные области - сегменты. Сегмент рынка - часть рынка, включающая в себя потребителей, обладающих схожей реакцией на какой-либо туристский продукт. Сегменты туристского рынка опреде­ляются категориями потребителей (туристов) по возрасту, интересам, социальному положению и т.д. Наличие неохваченных групп потребите­лей (сегментов рынка) свидетельствует о потенциале рынка, возможно­стях его развития.

Основные элементы туристского рынка