Глава 4.
СТРУКТУРА РЕГУЛИРОВАНИЯ
СФЕРЫ ТУРИЗМА
В туризм вовлечено огромное количество людей, природных и материально-технических ресурсов. Это большая социально-экономическая система с разнообразными связями между отдельными элементами в рамках народного хозяйства страны, связями национальной экономики с мировым хозяйством. Но туристский рынок, каким бы развитым и совершенным он ни был, не способен решить все социально-экономические проблемы. Решить проблему подготовки туристских кадров, модернизировать траспортную систему, обеспечить безопасность туристов, устранить загрязнение окружающей среды и т.д. рынок не в состоянии. Специалисты это называют «провалами рынка». Устранить «провалы рынка», расширить «узкие места» в туризме можно с помощью грамотного и эффективного государственного регулирования, обеспечивающего правильное и необходимое взаимодействие всех участников туристского бизнеса.
Государственное регулирование туризма
Государственное регулирование туризма заключается в разработке и принятии основополагающих правил организации и развития туристского бизнеса в стране. Законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определены принципы, цели, приоритетные направления и способы регулирования (ст. 3 и 4).
К принципам государственного регулирования относятся: содействие туристской деятельности, создание благоприятных условий для ее развития, определение и поддержка приоритетных направлений туристской деятельности, формирование представлений о России как о стране, благоприятной для туризма, и др.
Целями государственного регулирования являются: обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения и др., охрана окружающей среды, создание условий для воспитания, образования, оздоровления туристов, развитие туристской индустрии, создание новых рабочих мест, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного и культурного наследия.
Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма.
В туризм вовлечено огромное количество людей и ресурсов, и поэтому способы государственного регулирования туристской деятельности отличаются большим разнообразием. Реализацию способов госрегулирования можно распределить по 4 основным направлениям:
совершенствование методов государственного регулирования;
государственная поддержка туризма;
создание условий для формирования устойчивого развития туризма;
повышение координирующей роли федеральных органов исполнительной власти в сфере туризма.
1. Методы государственного регулирования включают:
общенормативные методы (введение общих правил создания, реорганизации, упразднения всех участников туристского бизнеса, введение общего порядка деятельности физических и юридических лиц);
программно-установочные методы (разработка целевой программы развития, адресных инвестиционных программ, концепции развития туризма, стратегии госполитики в сфере туризма);
легализующие методы (лицензирование, аккредитация, сертификация);
нормативно-количественные измерительные методы (цены, тарифы, нормативы на вместимость, допустимый вес багажа и др.), налоги, сборы, ставки, таможенные пошлины и др.);
стимулирующие методы (кредиты, льготы, отсрочки, антимонопольное регулирование, поддержка конкуренции и др.;
контрольно-учетные и запретительные методы (контрольно-учетная и статистическая отчетность, запреты, ограничения, предписания, санкции, приостановление, признание недействительными актов, сделок и т.д.).
2. Государственная поддержка туризма предполагает использова ние традиционных способов развития туризма, широко применяющихся в развитых странах, где туризм является важнейшим источником доходов, а именно:
♦ предоставление налоговых преференций*, освобождение от на логов туристских организаций, развивающих въездной и внут ренний туризм;
выделение бюджетных средств на продвижение внутреннего и въездного туризма;
государственное финансирование наиболее значимых проектов в туризме;
содействие кадровому обеспечению туристской деятельности;
бюджетное субсидирование национальных перевозчиков, туроператоров, осуществляющих развитие внутреннего и въездного туризма.
3. Устойчивое развитие туризма является определяющим принципом при формировании структуры регулирования туристской деятельности. Понятие «устойчивого развития туризма» используется во многих международных актах. Основные его положения закреплены во Всемирной хартии «Об устойчивом развитии туризма», принятой Всемирной конференцией по устойчивому развитию туризма под эгидой ООН на Канарских островах в 1995 г. В мае 2001 г. в Малайзии был принят Кодекс устойчивого туризма. Принятые документы отдают приоритет в туристской деятельности делу укрепления мира, развитию добрососедских отношений, росту взаимопонимания между народами. Особенное значение придается развитию экологического и культурного туризма. При формировании стратегии и политики устойчивого развития туризма необходимо учитывать:
хрупкий баланс между культурой, природной окружающей средой и человеком в экологически уязвимых местностях;
культурное наследие и традиции местного населения;
охрану окружающей среды в качестве приоритетного направления международного сотрудничества;
тесное сотрудничество правительства, промышленности, населения, правительственных и неправительственных организаций.
В соответствии с Всемирной хартией устойчивое развитие туризма является контролируемым процессом, предусматривающим глобальное управление «...ресурсами с целью обеспечения их жизнеспособности, создавая, таким образом, возможность сохранения нашего природного и культурного богатства, включая охраняемые зоны».
Устойчивое развитие туризма обеспечивает устойчивость развития экономики. ^Признавая это, «Глобальный этический кодекс туризма» (1999 г.) призывает всех участников туристского процесса «охранять природную среду и ресурсы в целях обеспечения здорового, поступательного и устойчивого экономического роста на благо равноправного удовлетворения потребностей и устремлений сегодняшних и завтрашних поколений».
В российском праве нет понятия устойчивого развития туризма, но согласно Указу Президента Российской Федерации от 01.04.1996 №440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» основой устойчивого развития «является необходимость обеспечения прав и свобод граждан Российской Федерации». Движение к этой цели предполагает:
формирование открытого общества;
разработку системы стимулирования хозяйственной деятельности;
установление пределов ответственности за экологический результат хозяйственной деятельности, отношение к биосфере* не как к поставщику туристских ресурсов, но как к фундаменту всей жизни.
Только при этих условиях возможно экологически приемлемое, экономически жизнеспособное, этически и социально сбалансированное устойчивое развитие туризма в стране.
4. Координацию туристской деятельности в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» «осуществляет федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма».
До проведения административной реформы (2004 г.) таким органом исполнительной власти было Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ), компетенция которого в области туризма определялась Постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 №990 «Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации». На МЭРТ и подчиненный ему Департамент туризма возлагались: разработка основ государственной туристской политики, осуществление государственного регулирования, межотраслевая и межрегиональная координация в сфере туризма. Департамент туризма непосредственно координировал деятельность федеральных органов исполнительной власти в сфере туризма. Ведущим структурным подразделением Департамента был отдел туристской деятельности и государственного регулирования туризма.
Основными направлениями работы Департамента были: организация государственной поддержки и обеспечение устойчивого развития туризма, усиление взаимодействия в туризме, проведение туристских мероприятий мирового и национального масштаба: семинаров ВТО, заседаний Исполнительного совета ВТО в Москве и Санкт-Петербурге, Всемирной конференции (2004 г.) в Санкт-Петербурге, продвижение въездного и внутреннего туризма, организация информационных центров, проведение специали-
зированных выставок, работа со средствами массовой информации (СМИ), разработка проектов нормативных правовых актов, национальных классификационных систем, образовательных стандартов, изменений, дополнений к ним. Департаментом туризма МЭРТ была разработана и Правительством РФ одобрена (№ 954-р от 11.08.2002) «Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года». При Департаменте был создан Межрегиональный координационный совет по туризму, занимающийся рассмотрением инвестиционных проектов, развитием въездного и внутреннего туризма, рекламно-информационной деятельностью, выпуском картографической продукции и т.д.[20ж!
Административная реформа (2004 г.) внесла коррективы в государственное регулирование туристской деятельности. Указом Президента РФ от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» туризм перешел в ведение Министерства здравоохранения и социального развития и подчиненного ему Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму, которому были переданы функции Департамента туризма. Туризм - сложная социально-экономическая система. Передача туризма в новое министерство, объединение его с курортной отраслью в единый социальный блок усиливают социальные функции туризма (оздоровление населения, организация новых рабочих мест и др.).
В Государственной Думе туризм введен в Комитет по экономической политике, предпринимательству и туризму. Этим подчеркивается экономическое значение туризма, его бюджетообразующая функция.
В субъектах Федерации регулирование туристской деятельности может осуществляться региональными министерствами, комитетами по физкультуре, спорту и туризму и другими органами.
Туристская политика
Деятельность государства по регулированию туризма определяет многофунциональность туристской политики.
Туристская политика - деятельность государственной власти по регулированию туризма, осуществляемая в интересах всего общества и направленная на: ч
установление правовых основ единого туристского рынка в России;
формирование режима наибольшего благоприятствования туристской деятельности;
обеспечение юридическим и физическим лицам равных условий в туристском бизнесе.
мониторинг экономических показателей;
анализ и прогнозирование развития национального туризма, как составной части мирового туризма;
определение оптимальных вариантов и перспективных видов туристской деятельности;
государственное регулирование, межотраслевая и межрегиональная координация туристской деятельности.
Ясность и предсказуемость туристской политики, направленной на развитие въездного и внутреннего туризма, способствует притоку валюты, подъему экономики со всеми вытекающими отсюда позитивными последствиями.
Главная цель туристской политики заключается в организации туризма, как высокоэффективной и конкурентоспособной отрасли национальной экономики, позволяющей рационально использовать природное и культурное наследие страны, повышать занятость и денежные доходы населения, обеспечивать приток инвестиций.
Туристская политика определяет и направляет развитие туризма, формирует общественное мнение, привлекает внимание к проблемам туризма, разъясняет будущие преимущества от его развития.
Поэтапное, последовательное проведение туристской политики можно представить алгоритмом* (схема 1).
Эффективность* туристской политики определяется реализацией прогрессивного законодательства. Прогрессивное туристское законодательство должно быть направлено на увеличение ВВП от туристской деятельности, защиту потребителя, организацию государственного регулирования. И, наоборот, некачественное законодательство является источником коррупции*, которая деморализует общество, разлагает власть, негативно сказывается на экономике. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в январе 2005 г. опубликовал данные опроса населения в 100 населенных пунктах 39 областей, краев, республик России. Были опрошены 1601 человек, 46% опрошенных назвали причиной коррупции несовершенство законов.[55г]
Отличительная особенность российского туристского законодательства состоит в том, что оно регулирует туристскую деятельность через нормы других отраслей права: конституционного, административного,
финансового, гражданского, земельного и др. «Право человека на туризм» не записано в Конституции РФ. Но основополагающие правовые категории - право на отдых и свободу перемещения обеспечены конституционными правами человека на охрану здоровья (ст. 41), благоприятную окружающую среду (ст. 42), участие в культурной жизни (ст. 44) и определенные гарантии государства (ст. 61).
Структура (от лат. structure - строение, устройство) туристского законодательства включает 2 уровня:
федеральные законы;
иные нормативные правовые акты организации государственной власти и власти субъектов РФ.
Законодательные акты первого уровня не только определяют стратегию развития туризма в стране и закладывают единые подходы к организации туристской деятельности, но и, признавая приоритет Международного законодательства, взаимодействуют с правовыми системами стран ближнего и дальнего зарубежья.
Нормативные правовые акты второго уровня раскрывают особенно-сти применительно к конкретному населению и территории. '
Основные нормативные правовые акты российского туристского законодательства рассматриваются в соответствующих разделах данного учебного пособия.
Структура регулирования сферы туризма
Под структурой регулирования сферы туризма понимается взаиморасположение в порядке подчиненности федеральных органов по координации туристской деятельности.
Правильно выстроенная структура регулирования предполагает организацию четкой вертикали власти, определение ответственности на всех уровнях регулирования, введение «лимита обязательств», которые может принимать на себя каждый руководитель, применение структурированного законодательства, использование документов соответствующей юридической силы, усиление судебной власти, реализацию прогрессивного законодательства.
В настоящее время, как уже говорилось выше, регулирующие функции в туризме переданы Министерству здравоохранения и социального развития, функции Департамента туризма МЭРТА переданы Федеральному агентству по физической культуре, спорту и туризму.
В субъектах Российской Федерации реорганизация туристской администрации продолжается. Например, в Санкт-Петербурге Комитет по Туризму и развитию курортов (КТРК) объединен с Комитетом по внешним связям. Это объединенное ведомство вошло в состав Комитета по транзитно-транспортной политике, сферой деятельности которого является развитие морских, воздушных, железнодорожных и прочих стратегических коммуникаций. Приоритет отдается развитию паромных сообщений, на которых туристский поток ежегодно увеличивается.
В результате реорганизации туристской администрации появляются новые, более эффективные управленческие структуры, повышается защита прав и интересов туристов, выявляются приоритетные направления и способы развития туризма.
Структуру регулирования туристской деятельности можно представить схемой 2.
- Рецензенты: Биржаков Михаил Борисович,
- Асанова Ирина Маратовна.
- Глава 1. Туристский продукт. Рынок туристского продукта. Различные элементы рынка 15
- Глава 2. Стратегия развития туризма.
- Глава 3. Туристская индустрия и ее структура.
- Глава 4 структура регулирования
- Глава 5 международные акты, регулирующие различные виды туристской деятельности 152
- Глава 6. Развитие инфраструктуры туризма,
- Глава 7 социальные предпосылки
- Глава 1.
- Туристский продукт
- Туристские услуги
- Туристские товары
- Спрос, предложение, цена
- Рыночная конкуренция
- Участники рынка
- Глава 2.
- Глобализация
- Военные конфликты
- Визовые формальности
- Демографический фактор
- Занятость населения
- Прожиточный минимум (пм)
- Инвестирование
- Использование природных ресурсов
- Водные ресурсы
- Уровень шума
- Состояние атмосферного воздуха
- Развитие культурного туризма
- Культурные дестинации
- Автобусные перевозки
- Железнодорожные перевозки
- Водные перевозки
- Воздушные перевозки
- Чартерные перевозки
- Гостиницы
- Информирование туристов
- Страхование в туризме
- Обучение персонала
- Глава 3.
- Системы бронирования
- Организация бронирования
- «Галилео» (Galileo)
- «Амадеус» (Amadeus)
- «Фиделио» (Fidelio)
- «Габриэль» (Gabrielle)
- Российские системы бронирования и резервирования
- Глава 4.
- Глава 5.
- Глава 6.
- Водные коммуникации Санкт-Петербург
- Воздушные коммуникации
- Санкт-Петербург
- Автомобильные коммуникации
- Пешеходные зоны
- Телефонная связь
- Компьютерные системы
- Общественный транспорт
- Освещение
- Канализация
- Теплоснабжение
- Электроснабжение
- Энергоснабжение
- Спортивные сооружения
- Театры, концертные залы, цирк
- Фестивали
- Глава 7. Социальные предпосылки развития туризма в россии
- Новые виды страхования в туризме