Российские системы бронирования и резервирования
Проведенный в 2002 г. опрос туристских агентств выявил не только Преимущества компьютерных систем бронирования (см. выше), но и ряд проблем, связанных с их внедрением в процесс обслуживания российских туристов. К их числу относятся:
искажение информации, возникновение сбоев в работе систем и, как следствие, отсутствие подтверждений бронирования;
отсутствие скоростных каналов для периферийных туристских агентств;
бронирование услуг только пакетом, отсутствие бронирования отдельных услуг (но бронирование пакетом дешевле);
ограниченное бронирование туров (пока только в Европу);
отсутствие бронирования «горящих» туров;
недостаточная оперативность СБ по внесению новейших данных;
отсутствие полной автоматизации, работа в режиме офф-лайн;
отсутствие электронных платежей, оплата бронирования требует прибытия клиента в офис.
Наличие 11 часовых поясов, несовершенное законодательство, отсутствие нормативной правовой базы для развития электронного бизнеса, общая неразвитость рынка электронных услуг в стране, отсутствие централизованной системы финансовых расчетов агентств и провайдеров и многое другое препятствуют развитию туризма. Только 10% гостиниц в России оснащены автоматизированными системами бронирования. В настоящее время основные российские туристские ресурсы распределяются между несколькими отечественными системами бронирования и резервирования: «Сирена», «Матиссе», «Алеан», «Комтур», «Авантикс» и др.
Системы резервирования авиабилетов (CRS) в последнее время все активнее внедряются на рынок авиаперевозок.
Изначально системы создавались авиакомпаниями исключительно для своих нужд, под свои ресурсы и через свои агентства бронировали авиабилеты, информировали агентства о правилах, тарифах, квотах, временных пределах выкупа билетов на регулярные авиарейсы. Клиенты обслуживались через агентства.
Сегодня из большого числа Интернет-площадок по бронированию можно выделить 2 основных модели бронирования - «Ь2Ь» и «Ь2с» (см. стр. 118). CRS стыкуется с глобальными распределительными системами электронного бизнеса (GDS), по которым можно заказать и продать самые разнообразные товары.
«Сирена» («Сирин») - автоматизированная система бронирования и продажи авиабилетов (АСБ) была основана в 1972 г.
В 1981 г. базовая модель «Сирена» была модернизирована в «Сирену 2». В 1993 г. была создана Международная технологическая корпорация (МТК) «Сирена», объединившая 50 авиакомпаний и структур. С увеличением пассажиропотока была проведена модернизация «Сирены 2» через введение альтернативных проектов: «Сирена 2М», «Сирена 2.3», «Сирена 3», «Сирена 2000» и других, которые отличаются набором команд и своими функциональными возможностями. Все системы имеют новую технологическую элементную базу. «Сирена 2М» была запущена в 1994 г. в Москве, действует в настоящее время. Принято решение о ее замене на «Сирену 2000». «Сирена 2.3» ориентирована на региональные
центры: Санкт-Петербург, Хабаровск, Якутск, Ростов, Минводы и другие, совместима с «Сиреной 2М». На базе «Сирена 2.3» создана авиационная распределительная система (АРС) «Сирин», позволяющая нескольким тысячам агентов строить маршруты на первом экране терминала, бронировать внутренние ресурсы отечественных авиакомпаний. В 1998 г. из 25 млн. авиабилетов через систему «Сирена» на внутренние перевозки было продано 5 млн. авиабилетов. В 1999 г. «Сиреной» продано 19 млн. авиабилетов. С февраля 2000 г. «Сирена» предоставляет бронирование гостиничных услуг. Информационная база гостиничных услуг позволяет знакомиться с:
номенклатурой гостиниц;
рекламой предлагаемых гостиницами услуг;
условиями продажи и другой информацией.
Клиент, приобретающий в авиакассах билет, может получить одновременно размещение в гостинице и другие услуги по организации тура. Количество пользователей системы достигает 16 тыс. агентств, количество терминалов, установленных в 300 туристских предприятиях, достигает 1200. Терминалы «Сирены 2000» установлены в 22 странах дальнего зарубежья. Система обслуживает 6 стран СНГ, крупнейшие авиакомпании России. «Сирена 2000» полностью стыкуются с зарубежными системами резервирования и рассчитана на обслуживание до 30 млн. пассажиров в год.
Для организации продаж с помощью GDS необходимы:
сформированный каталог предложений;
собственная система он-лайн-бронирования;
спецобучение (инструктаж);
система подсказок.
Взаимодействуя с системой, крупнейшие авиакомпании России: «Аэрофлот», «Трансаэро», «Внуковские авиалинии», «Домодедовские авиалинии», Главное агентство воздушных сообщений (ГАВС) создали
k компанию «Полет - Сирена» с программным обеспечением «Сирена
J2000».
Система «Матиссе» («Matisse.ru.») осуществляет резервирование авиабилетов на рынке чартерных перевозок. «Матиссе» - своеобразная электронная торговая площадка, онлайновая биржа, развивающая систему бронирования на всех направлениях перевозок. Через Интернет (Matisse.ru) размещает полное расписание чартерных рейсов, информацию о наличии свободных мест на рейсах, тарифах, льготах, скидках, осуществляет бро-
нирование. Процесс продажи автоматизирован. Система предоставляет широкий набор дополнительных возможностей: он-лайн-контроль за продажами, свободный доступ к просмотру котировок на чартерные билеты и др. Работа компании ведется исключительно по модели «бизнес-ту-бизнес» (Ь2Ь).
Система «Алеан» была создана в России при поддержке Государственного комитета по физкультуре и туризму Российской Федерации в рамках реализации программы «Отели и здравницы». Главная цель программы - реклама отдыха в России, продвижение отечественных курортов и санаториев. Был создан системный комплекс «Алеан» (СКА) - компьютерная система с применением новейших Интернет-технологий. Система в режиме реального времени обеспечивает круглосуточный доступ к базе данных, выдающей точную информацию о свободных местах в гостиницах и санаториях. К «Алеан» подключены более 500 объектов размещения, 1300 туристских агентств в 50 городах России. За 2000 г. количество бронирований составило свыше 25 тыс. СКА включает 2 части:
информационно-поисковую систему (ИПС);
систему бронирования и продаж (СБП).
ИПС содержит иллюстрированное описание стран, регионов, более 900 объектов размещения. По каждому объекту приводятся подробное описание, фотографии, цены. Объекты размещения можно выбирать по различным критериям: по алфавиту, регионам, городам, странам. СБП -инструмент управления деятельностью предприятия и ведения финансового учета - обеспечивает взаимодействие с любыми корпоративными системами управления и полную автоматизацию купли-продажи. В разделах «Новости», «Мир туризма» система дает обширную информацию по туристскому бизнесу из различных источников. Здесь же на сайте размещена оперативная информация о свободных местах в гостиницах, пансионатах, домах отдыха и санаториях России. Система предоставляет возможность посмотреть интерьер выбранного номера, а номер забронировать. Бронирование частными лицами возможно по телефону через менеджеров туристского агентства. Туристские агентства бронируют услуги при вводе пароля. После произведенной оплаты статус «бронь» система заменяет на «реализовано». Услуга бронирования оплачивается фиксированной суммой.
Система «Комтур», разработанная компанией «Интехноком», предназначена для автоматизации туроператорской и турагентской деятельно сти. Основным пользователем системы «Комтур» являются «Интурист».
;«Телестаротель», «Трис тревел» и др. Программное обеспечение (ПО) включает:
для туроператоров - базу данных поставщиков услуг (объектов туристской индустрии), учет договоров, тарифов, квот мест, загрузки гостиниц, автоматический расчет стоимости туров, распечатку «прайс-листов», «спецпредложений», списков туристов, контроль оплаты, анализ продаж, элктронные платежи, выписку страховых полисов компании «Росно», комплектование пакета услуг и др.;
для туристских агентств - учет клиентской базы, скидок, фиксированных цен в момент продаж, учет оплаты услуг, оформление заявок, распечатку туристских документов (путевок, счетов), бронирование, автоматический расчет комиссионных, расписание авиарейсов. Система может работать как с групповыми, так и с индивидуальными туристами, в режиме локального офиса и в режиме удаленного доступа «оператор - агентство», хорошо стыкуется с GDS «Габриэль». В перспективе система будет подключена к другим глобальным системам электронного бизнеса.[41ж]
Система «Авантикс» (avanttix.ru) позиционирует себя как Интернет-бюро путешествий с возможностями электронного бронирования через систему «Worldspan» и другие системы GDS. Достоинствами системы являются: профессиональная структура, действительно широкие возможности бронирования авиабилетов на регулярные рейсы большинства авиакомпаний мира, бронирование мест в гостиницах, автомобилей.
Компания стала пионером в области внедрения новых технологий. Она успешно реализует новую схему комиссионных вознаграждений. По старой схеме туристские агентства за свои услуги получали установленные вознаграждения, по новой - каждое туристское агентство самостоятельно устанавливает размер сборов в зависимости от своих расходов. Впервые такая схема стала применяться в США. Большие преимущества получают компании, использующие новейшие Интернет-технологии, так как это снижает расходы, устанавливает более конкурентоспособные цены. Для расширения взаимодействия компанией организована «Школа высоких технологий», которая проводит бесплатные семинары. На семинарах каждый обучающийся получает рабочее место с компьютером и
доступом в Интернет и практикуется по всем технологиям компании. Раздаются бесплатные напитки и закуски, отрабатывается ваучерная схема обслуживания туристов, система электронных платежей и др.
Компания за 2 года достигла объемов продаж в $3 млн. в месяц. Система «Ключ», созданная в 1995 г., предназначена для внутреннего и въездного туризма. Пользователями системы являются 80 туристских фирм. Система работает в режимах бронирования и справочника. Отличительной особенностью системы является бронирование недорогих мест размещения в более чем 40 городах России, СНГ, странах Балтии. Расчеты с гостиницами производятся централизованно через систему «Ключ». Бронирование выполняется по ряду критериев: по цене, категории, времени, сервису, набору допуслуг и др.
Система «Туринтел» является внутрироссийской системой бронирования, объединяющей авиакомпании и средства размещения. Система имеет выход на GDS «Амадеус», «Галилео», «Габриэль», «Сэйбр». Через «Туринтел» более 500 тыс. агентств, имеющих терминалы системы, могут забронировать места в гостиницах в 60 городах страны. Подключение к системе бесплатное.
Некоторые российские компании разработали универсальные терминалы для доступа сразу в несколько систем.
Компанией «Академгородок Технологии Сервис» создан терминал «UniTerm», через который агентство, установившее его, получает доступ к системам «Амадеус», «Сэйбр», «Габриель».
На Интернет-общение со своими партнерами перешла компания «Натали Туре» - российский туроператор на испанском направлении. Компания признана самой технологичной в России. На сервере «Натали Туре» агентство, заключившее договор, может выполнить заказ в режиме реального времени. «Натали Туре» обновила свою Интернет-систему бронирования, что положительно сказалось на взаимодействии с агентами (быстрее и дешевле). Объем бронирования увеличился в 2 раза.
Сайт компании «Нева» ориентирован как на турагентов, так и на конечных потребителей. Для них возможен просмотр туров в системе без регистрации. 30% посещений сайта «Невы» приходится на турагентов, реально работающих с системой бронирования. Турагенты могут производить он-лайн-бронирование по полной программе. Использование Интернет-технологий позволило «Неве» стать ведущим многопрофильным туроператором, обслуживающим корпоративных, индивидуальных.
VIP-туристов. Компанией создана сеть филиалов: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Казани, Новосибирске. Ежегодно обслуживается свыше 200 тыс. туристов.
Компания «УТС» («UTS») использует сайт с подробной информацией обо всех услугах, которые она предоставляет как оператор по индивидуальному и деловому туризму. Турагенты, заключив договор и пройдя тренинг в офисе UTS, через «гостевую версию» (UTS Boking System) могут бронировать в режиме реального времени отели по всему миру с помощью масштабного Интернет-каталога, содержащего в себе информацию об объектах более чем 100 стран мира. По каждому отелю приводятся качественные фотографии, подробное описание на русском языке, указываются цены. Просмотр наличия мест в отелях открыт для всех желающих. Для пользования информацией система выдает гостевой пароль. Индивидуальный клиент может сам выбрать отель, при необходимости получить список агентств, имеющих доступ к бронированию. Сайт обеспечивает моментальное бронирование с выпиской ваучера. Все операции по бронированию: размещение, изменение, дополнение, аннуляция заказов, просмотр счетов выполняются агентом самостоятельно. На сайте приводится разнообразная информация: о визовом обслуживании, трансферах, экскурсиях, аренде автомобилей, авиабилетах на внутренние и международные рейсы. Возможен выход на самостоятельные сайты компании, специализирующиеся по определенным видам туризма: деловой туризм, спортивный туризм, прием в России (въездной туризм).
Сайт компании «МИТС» («MITS») отличает простота навигации, информационная насыщенность, регулярное обновление информации. Привлекают режимы самостоятельного расчета тура, поиска отелей и туров. Главная страница имеет лаконичный дизайн, хорошо структурирована. На «home page» вынесены основное меню, полезная информация (курсы валют, погода), новости сайта. Справочная информация содержит сведения о турах, авиабилетах, ценах, допуслугах, спецпредложениях, загранпаспортах, визах. Возможен просмотр расписания авиарейсов и Наличия мест на них. Простота навигации системы достигается пошаговым ведением пользователя. Пользователь может просмотреть карту Сайта. Бронирование выполняется в режиме офф-лайн, оформление и Отправка заявки- по электронной почте (e-mail). Отсутствие он-лайн-режима сдерживает развитие системы.
Компания «ВКО Тревел» («VKO Travel») полностью интегрировала в свой сайт систему бронирования. После предварительной регистрации здесь можно забронировать заказ с любого прайса. Расчет тура ведется с учетом комиссии и всех доплат. На сайте компании работает полноценный электронный он-лайн-магазин для турагентов. Тур можно выбрать по характеристике отеля, по ценовым параметрам. Предоставляется полный перечень отелей с подробными описаниями и ценами. Проводится мониторинг цен.
В России за информацией по туризму ежегодно обращаются в Интернет 225 тыс. чел. Наибольшее количество запросов приходится на «отдых». Преимущественный вид отдыха - «на море», пляжный туризм. Интерес возрастает в конце весны, начале лета и поздней осенью. По убыванию интересов туристские потоки распределяются в следующем порядке: Турция, Подмосковье, Крым, Египет, Сочи, Кипр, Испания, Тунис. КСБ, обеспечивая взаимодействие участников туристского рынка, становятся все более надежным инструментом продаж.127*1
Информационные технологии в страховании
Взаимодействие с новейшими информационными системами вывело страхование на качественно новый уровень. Интернет-страхование в последнее время получает все большее распространение. В 2001 г. система страхования через «Амадеус» объединила 80 российских туристских фирм. Число страховых полисов, выписываемых через «Амадеус», постоянно растет: если за весь 2002 г. было выписано 11,9 тыс. страховых полисов, то за 3 квартала 2003 г. количество полисов уже составило 18,1 тыс.[21ж)
Использование страховой Интернет-системы в России позволяет:
региональным туристским фирмам -
получить определенные льготы согласно заключенному договору;
автоматизировать составление отчетности и статистических данных, т.е. снизить объем ручной обработки документов;
снижать издержки;
уделять больше времени на развитие бизнеса;
пройти бесплатно курс обучения;
страховщикам (страховым компаниям) -
♦ вести оперативный контроль за работой туристских агентств, за агентскими продажами;
♦ оказывать качественную и своевременную помощь страхователям. Первым российским страховщиком, предложившим покупку полиса
через Интернет, была страховая компания «Группа Ренессанс Страхование». Страховые компании «Спасские ворота», «Никойл - Страхование» открыли собственные Интернет-магазины, реализующие страховой продукт. Покупку можно оплатить, не выходя из дома, безналичным способом, через Сбербанк, Автобанк и другие платежные системы. Доставка полиса осуществляется почтой, курьером, либо полис выдается в Центре продаж. В 2003 г. в Интернет-магазине поступили в продажу новые полисы страхования граждан, путешествующих по России и странам СНГ. Их доля в общем объеме продаж составила 30%, половина клиентов, купивших полис, выбрала безналичный способ оплаты. Всего в 2003 г. «Никойл-Страхованием» через Интернет-магазин было продано 400 полисов на сумму 3 млн. руб.
Центр Интернет-продаж страховой компании «Росно» предлагает туристам (страхователям) широкий выбор страховых услуг обязательного и добровольного страхования:
страхование автогражданской ответственности;
программу «помощь на дорогах»;
страхование мобильных телефонов и компьютеров;
страхование от несчастных случаев;
добровольное медицинское страхование и др.
Ежегодный прирост страховых премий стабильно составляет от 35% до 55%. В 2002 г. продажи через Интернет принесли «Росно» свыше $1 млн. Доля туристов составила 1,5%.
Успешно продает страховые услуги через Интернет ведущая страховая компания «Ингосстрах» (табл. 45).
Продажи страховых услуг ведутся по двум направлениям: прямые (страховщиком) и через туристские фирмы (агентские). Прямые продажи ведутся в режиме он-лайн, агентские - в обоих режимах. Количество полисов, выданных «Ингосстрахом» в 2002 г. с помощью Интернет-технологий, составило 75% от общего количества заключенных договоров страхования.'20*1
Компьютерные технологии в страховании, объединяющие страховщиков с партнерскими туристскими фирмами, создают широкую сеть продаж, развивают рынок страховых услуг.
Взаимодействие с поставщиками
ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА
Расширение рынка информационных услуг невозможно без взаимодействия с предприятиями, выпускающими программное обеспечение (ПО) - специализированный программный продукт, расширяющий диапазон возможностей системы. ПО позволяет автоматизировать информационные системы, модифицировать старые программы, совмещать их с новыми программными решениями. Многие программы работают на основе широко распространенной программы «1С». Такое взаимодействие позволяет осуществлять оперативный анализ деятельности.
Рассмотрим деятельность некоторых производителей ПО.
«Само - Софт» - компания, работающая на рынке Интернет-технологий с 1991 г. Одно из основных направлений ее деятельности - автоматизация деятельности туристских фирм. Основные программные комплексы компании: «Само - тур», «Само - ТурАгент», «Само - Incoming», модуль удаленного доступа он-лайн-бронирования услуг туроператоров через Интернет и др.
«Аримсофт» - компания, известная, как создатель первого туристского информационного портала «100 дорог», как разработчик специализированного программного обеспечения для туристских фирм.
«Мегатек» работает на рынке программного обеспечения туристского бизнеса с 1996 г., обслуживает свыше 200 компаний, предоставляя целое семейство продуктов, ориентированных на потребности туроператоров и турагентов. В их числе: «Мастер - Тур», «Мастер - InterLook», «Мастер - WEB», «Мастер - Агент», Мастер - Страхование», «Мастер -Авиа» и др.
«1С-ПАРУС: Турагентство» - Интернет-компания, работающая 9 лет на рынке автоматизации предприятий, предлагающая туристским агентствам специализированый продукт, использование которого позволяет менеджерам сократить до минимума объем ручной работы, избежать двойного ввода информации. Основные документы программы:
«Заявка на тур», включающая бронирование тура, сведения о туроператорах, клиентах, услугах, сроках и суммах оплаты, количестве туристов, уведомлениях клиентов, графиках оплаты и др.;
«Путевка», представленная 4 формами: Тур-1, санаторно-курортная, детская, форма-2;
«Отчет комиссионера»;
«Анализ деятельности компании».
Бухгалтерские проводки по балансовым счетам формируются автоматически одним документом «Отгрузки туристских услуг». Программа работает на основе системы «1С: Предприятие 7.7», включающей в себя налоговый учет и отчетность в соответствии с действующим законодательством.
«Импульс - ИВЦ» - молодая компания, предлагающая на основе программы «1С: Предприятие» новые решения программного обеспечения: «Импульс: Турагент» и «Импульс: Туроператор». Являясь российским системным интегратором, компания представляет полный цикл
работ по автоматизации: внедрение и поддержка программного обеспечения, поставка оборудования, монтаж сетей, разработка и обслуживание Интернет-сайтов.1191"1
Рынок ПО быстро расширяется и позиционируется. Сегодня на рынок выходят компании, предлагающие специализированные программы только для субъектов туристской индустрии (туристских агентств и туроператоров). Взаимодействие с ними определяет дальнейшее развитие туризма. По некоторым прогнозам к 2012 году Россия станет мировым лидером по производству программного обеспечения/ 3 г]
Взаимодействие со здравницами
Туристскими фирмами накоплен большой опыт продаж лечебных туров на курорты Чехии, Германии, Франции, Италии, Испании, Австрии, Швейцарии, Израиля и др. Места на чартерные и регулярные рейсы раскупаются туристскими фирмами с нарастающим объемом. Туроператоры, заинтересованные в более полном освоении лечебных туров, взаимодействуют и с российскими здравницами, которые все активнее выходят на туристский рынок со своим санаторно-курортным продуктом. В последнее время интерес туристов к чартерным программам на российские курорты значительно вырос. Сегодня санаторно-курортные учреждения имеют статус лечебно-профилактических учреждений. Но помимо санаторно-курортного лечения они оказывают услуги по размещению, питанию, транспортные, бытовые, торговые, туристско-экскурсионные, культурно-развлекательные, спортивно-оздоровительные и другие услуги. Такое взаимодействие здравниц с туристскими фирмами предполагает организацию продаж путевок (курсовок) по 3 вариантам:
продажи самими здравницами;
агентские продажи (через туристские агентства);
продажи через КСБ.
В России продажи санаторно-курортных путевок осуществляют КСБ «Алеан», «Кипарис», «Телестар - отель» и др.119ж1 Взаимодейстие туристских фирм со здравницами требует решения организационных, ценовых, кадровых проблем. Передача регулирования туризма Министерству здравоохранения и социального развития объединяет туризм с курортным делом в единый социальный блок, снимает часть существующих проблем. Но некоторые проблемы еще ждут своего решения.
Кадровая проблема
Реализация путевок должна осуществляться медицинскими работниками. Это повышает эффективность продаж, обеспечивает точность, достоверность и полноту информации. Для оказания консультационных услуг к сотрудничеству с туристскими фирмами необходимо привлекать специалистов лечебных учреждений. Либо туристским фирмам необходимо включать в штат медицинских работников, активнее взаимодействовать со страховыми компаниями.
Ценовая проблема
Пока санаторно-курортный продукт продается в качестве гостиничного. В настоящее время в курортных гостиницах размещаются и те, кто приехал просто отдыхать, и те, кто приехал лечиться. Платят, как правило, одни и те же деньги. Это неправильно. Должно быть гибкое регулирование тарифов. «Международная гостиничная конвенция касательно заключения контрактов владельцами гостиниц с турагентами» устанавливает комиссионное вознаграждение в размере 10% номинальной стоимости путевки. При этом туроператору приходится делиться с турагентом, субагентом, врачом-консультантом. Цена путевки должна быть не выше, чем при покупке непосредственно в здравницах. Должна быть дифференциация цен в праздничные, каникулярные, выходные дни, в расчете на клиента с разным уровнем дохода.
Проблема сроков потребления санаторно-курортного продукта
В «Концепции государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации» говорится о недопустимости использования «необоснованно укороченных сроков лечения или применения непроверенных и неутвержденных Минздравом России методик».
«Положение о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей», утвержденное постановлением Правительства РФ от 21.04.2001 № 309, устанавливает сроки на санаторно-курортное лечение 21-24 дня, на санаторно-курортное оздоровление - 18-21 день. В туризме же продолжительность туров, в т.ч. и лечебных, может быть любой. Поэтому требуется четкое разделение понятий санаторно-курортного лечения и лечебного туризма (в составе оздоровительного). Если клиент хочет получить лечебные услуги в более сжатые сроки, используется лечебный туризм.
Проблема использования здравниц ■ «Концепция государственной политики развития курортного дела в Российской Федерации» определяет порядок использования курортов: «Необходимо сохранение исторически сложившегося в России использо-
вания курортов, в первую очередь для целей медицины, не превращать их в объекты туризма и отдыха наиболее обеспеченных слоев населения».
Решение этой проблемы внесет определенный порядок в реализацию санаторно-курортного продукта. Но, очевидно, отразится на величине туристского потока.
Проблема дифференциации сервиса
Гостиницы с оказанием лечебно-оздоровительных услуг могут иметь категорию от 1* до 5*. Категорийность предусматривает четкое позиционирование по соотношению цен и качества услуг. Уровень сервиса должен соответствовать заявленной стоимости. Появление состоятельных клиентов ведет к появлению «островков» с высоким уровнем сервиса. Это и отдельные благоустроенные корпуса, специальные этажи в основном корпусе, выделенные столовые (рестораны). В то же время большая часть населения страны имеет сравнительно невысокий уровень дохода.
Главной проблемой является дифференцирование санаторно-курортных процедур на «социальные» и «коммерческие» на одной и той же лечебной базе. Проблема решается через:
разное количество и состав процедур;
разный уровень медицинского оборудования;
разную квалификацию специалистов;
наличие консультанта, индивидуального лечащего врача;
отсутствие очередей;
систему бонусов и скидок для постоянных клиентов.
Решением всех перечисленных проблем стимулируется развитие курортов, следовательно, улучшается здоровье населения. Итогом взаимодействия ведущих российских здравниц, крупных туроператоров, специализирующихся на внутреннем туризме и продажах санаторно-курортных путевок, стала конференция некоммерческого партнерства «СанКурТур». Издание тематических каталогов, участие в региональных выставках, реклама в СМИ, создание совместных Интернет-ресурсов, проведение в 2003 г. международной выставки «Путешествие за здоровьем», в которой приняли участие 76 оздоровительных и лечебных учреждений, создание медицинских центров по борьбе с зависимостью от алкоголя, наркотиков, курения122*1 и многие другие способы взаимодействия развивают лечебный туризм, повышают его социальную роль. Через взаимодействие обеспечиваются взаимная поддержка всех участников туристского рынка, обоюдное соблюдение ими равных партнерских отношений, взаимовыгодная коммерческая деятельность и в целом успешное развитие туризма.
- Рецензенты: Биржаков Михаил Борисович,
- Асанова Ирина Маратовна.
- Глава 1. Туристский продукт. Рынок туристского продукта. Различные элементы рынка 15
- Глава 2. Стратегия развития туризма.
- Глава 3. Туристская индустрия и ее структура.
- Глава 4 структура регулирования
- Глава 5 международные акты, регулирующие различные виды туристской деятельности 152
- Глава 6. Развитие инфраструктуры туризма,
- Глава 7 социальные предпосылки
- Глава 1.
- Туристский продукт
- Туристские услуги
- Туристские товары
- Спрос, предложение, цена
- Рыночная конкуренция
- Участники рынка
- Глава 2.
- Глобализация
- Военные конфликты
- Визовые формальности
- Демографический фактор
- Занятость населения
- Прожиточный минимум (пм)
- Инвестирование
- Использование природных ресурсов
- Водные ресурсы
- Уровень шума
- Состояние атмосферного воздуха
- Развитие культурного туризма
- Культурные дестинации
- Автобусные перевозки
- Железнодорожные перевозки
- Водные перевозки
- Воздушные перевозки
- Чартерные перевозки
- Гостиницы
- Информирование туристов
- Страхование в туризме
- Обучение персонала
- Глава 3.
- Системы бронирования
- Организация бронирования
- «Галилео» (Galileo)
- «Амадеус» (Amadeus)
- «Фиделио» (Fidelio)
- «Габриэль» (Gabrielle)
- Российские системы бронирования и резервирования
- Глава 4.
- Глава 5.
- Глава 6.
- Водные коммуникации Санкт-Петербург
- Воздушные коммуникации
- Санкт-Петербург
- Автомобильные коммуникации
- Пешеходные зоны
- Телефонная связь
- Компьютерные системы
- Общественный транспорт
- Освещение
- Канализация
- Теплоснабжение
- Электроснабжение
- Энергоснабжение
- Спортивные сооружения
- Театры, концертные залы, цирк
- Фестивали
- Глава 7. Социальные предпосылки развития туризма в россии
- Новые виды страхования в туризме