logo
"Каурова" Организация сферы туризма

Водные коммуникации Санкт-Петербург

Почти 7% территории Санкт-Петербурга приходится на водные про­странства. Это реки, протоки, каналы, свыше 100 прудов и озер. Общая протяженность всех водостоков города - 282 км. Омываемый водами Балтийского моря, Санкт-Петербург обеспечивает прямой доступ России к Мировому океану. Современная конфигурация водоемов города созда­валась веками. Около 200 озер и прудов и более полусотни мелких речек и протоков заключены в трубы и засыпаны (реки Лиговка, Волковка, Таракановка, Смоленка).

Основанный в мае 1703 г., Санкт-Петербург еще не имел удобных построенных сухопутных путей. Для доставки многочисленных грузов для строящегося города использовались естественные водные пути. По замыслу Петра I, умело управлявшего любыми судами, от ялика до брига, жители новой столицы должны были пользоваться водным транспортом так же широко, как каретами и телегами. Коротким петербургским летом на воде было очень оживленное движение. На барках, баржах устраива­лись мастерские, ночлежки, селилось большое количество народа. Морской порт

Со дня основания Санкт-Петербург сразу же стал строиться не только как крепость, но и как торговый порт. В том же году здесь были открыты биржа и таможня, городской рынок и товарные причалы. В октябре уже пришло первое иностранное торговое судно из Голландии, сам царь про­вел его по фарватеру. Морские суда входили в порт по естественным фарватерам и разгружались у Васильевского острова, а более крупные суда - у острова Котлин (Кронштадт).

В 80-х гг. XIX в. Морской порт был перенесен в юго-западную часть города, в районы Гутуевского, Вольного, Турухтанных островов. С началом регулярной деятельности порта Санкт-Петербург превратился в главный центр внешней торговли России. С каждым годом увеличивалось количество иностранных судов. За 17 лет (с 1775 по 1792 г.) Санкт-Петербург посетили 1267 торговых судов из 18 стран. В канун первой мировой войны 1914 - 1918 гг. грузооборот порта достигал более 4,5 млн. тонн. Порт мог принимать одновременно до 50 судов, а к 1940 г. - 100 судов. К середине 80-х гг. XX столетия через Ленинград­ский морской торговый порт перегружались миллионы тонн грузов, на-

правляемых в страны всех континентов. В летнюю навигацию 2003 г. порт принял 270 судозаходов морских круизных судов, на борту которых находилось 210 тыс. иностранных пассажиров и 90 тыс. членов экипажа, что соответственно больше на 30 и 20%, чем в 2002 г. Практически каж­дый круизный лайнер на Балтийском море заходит в Санкт-Петербург.[46ж1 Но, к сожалению, городская инфраструктура отстает от туристских потребностей. Из-за загруженности своих причалов морской порт только в 2005 г. не смог принять 30 круизных судов.[60г] В настоящее время рассматриваются варианты переноса порта, освобождения огром­ных территорий, на которых возможно будет разместить крупные турист­ские объекты: причалы для легких пассажирских судов и яхт, набережные для прогулок, рестораны, гостиницы и т.д. Это дорогой проект, требую­щий серьезной финансовой поддержки. Размер инвестиций определяется от $2 до $5 млрд. Грандиозный морской пассажирский терминальный комплекс, подходной канал, маневровая и операционные акватории, объ­екты инфраструктуры, гостинично-развлекательный комплекс сформи­руют Морской фасад Санкт-Петербурга, который раскинется на намыв­ных территориях общей площадью 452 га.[62г]

Морской канал

Одновременно со строительством порта в Финском заливе проклады­вался Морской канал, единственный морской путь в порт города. Необхо­димость сооружения канала была вызвана мелководьем «маркизовой лужи» (Финский залив до Кронштадта), средняя глубина которой равна 3 м.

Строительство нового порта и канала было тесно связано с деятель­ностью крупного предпринимателя Н.И. Путилова, получившего подряд на строительные работы, которые были завершены к 1885 г. Н.И. Путило­вым также была впервые в мире выдвинута идея создания комплексного транспортного центра «море - река - железная дорога», реализованная уже в конце XIX в. Протяженность построенного Морского канала соста­вила 30 км, ширина - от 60 до 105 м, глубина - до 14 м. Автором проекта был инженер СВ. Кербедз, строитель мостов через Неву, Лугу, Великую, Западную Двину, мостов для Варшавской железной дороги.

В настоящее время Морской канал подвергается реконструкции. В одной из своих точек он имеет глубину 12,5 м, что делает его непрохо­димым для крупных судов. Канал будет углублен до 13 м, на нем начнет работать новая система управления движением судов. Это позволит захо­дить в Санкт-Петербург океанским лайнерам. В дальнейшем глубину канала предполагается увеличить до 16 м.

Мосты и набережные Санкт-Петербурга

Важнейшая роль в развитии транспортных коммуникаций принадле­жит мостам. С одной стороны, они должны связывать все дороги в еди­ную стабильно функционирующую сеть, с другой стороны, они не долж­ны препятствовать продвижению судов.

Первый мост через Неву на Васильевский остров был наведен на плавучих опорах в 1727 г. Затем мост разобрали, а на том же месте веле­но было наводить мосты на летний период. Всего в Санкт-Петербурге к 1738 г. имелось 40 мостов. За проход по мостам брали высокую плату до 1755 г. С 1763 г. в Санкт-Петербурге начала работу комиссия «О камен­ном строении», разработавшая меры по благоустройству города. Под надзором комиссии возводились не только дома, но и портовые сооруже­ния: причалы, гранитные набережные, мосты. Построенные гранитные набережные по левому берегу Невы, а также вдоль рек Мойки, Фонтанки и другие заметно улучшили архитектурный облик новой столицы России.

К 1837 г. (год появления первой железной дороги) количество по­строенных мостов достигло 151. В 1850 г. был построен первый металли­ческий мост через Неву инженера СВ. Кербедза. Первоначально мост назывался Благовещенским, затем - Николаевским (1855 г.), в настоящее время - мост Лейтенанта Шмидта. В 1879 г. был построен Литейный мост, затем в 1903 г. - Троицкий, в 1911 г. - Большой Охтинский, в 1916 г. - Дворцовый. До революции всех мостов через разные реки и каналы было более 200. Они находились в ведении разных ведомств и многие из них были деревянными.

Сегодня количество мостов в городе приблизилось к 600, из них около 20 мостов - разводных. Планируется сдача в эксплуатацию первого неразводного (вантового) моста через Неву.[15г] Окончательно мост будет запущен в конце 2005 г. Высота его над уровнем моря - 30 м, полная длина - 2,8 км.[68г)

Морской вокзал

Активное развитие водных перевозок в XX столетии потребовало сооружения морского вокзала города и новых причалов для морских яхт, судов класса «река - море».

Построенный в 1982 г. морвокзал был рассчитан на прием 500 - 600 пассажиров в год. С возобновлением паромных перевозок из Санкт-Петербурга пропускная способность вокзала оказалась недостаточной. Предполагается, что только в неделю паромами в город будут прибывать больше 15 тыс. туристов.

В настоящее время ведется проектирование нового морского вок­зала - паромно-пассажирского комплекса, который будет построен на Васильевском острове около гостиницы «Прибалтийская». Стоимость проекта составляет 7 млрд. руб. Комплекс сможет принимать крупные пассажирские круизные суда (до 300 м).128г1 Пассажирооборот вокзаль­ного комплекса может достичь 5-6 млн. чел. в год. Реализация этого долгосрочного проекта начнется в 2005 г.[31г]

Паромное сообщение

Крупнейшие паромные операторы: эстонская компания «Tallink Grupp AS» («Таллинк Групп») и финская «Siliya Line» («Силья Лайн») приняли решение о возобновлении в 2004 г. паромных перевозок из Санкт-Петербурга.

Эстонский паром «Fantasia» («Фантазия»), построенный в 1979 г., имеет 8 палуб, 2 лифта, шоу-бары, рестораны, магазины, дискотеку, казино, игровые автоматы и может перевозить 1700 пассажиров и 300 автомо­билей. Объем перевозок «Фантазии» достигает 300 тыс. пассажиров в год, ежедневный маршрут Санкт-Петербург - Таллин - Хельсинки - Санкт-Петербург будет круглогодичным. Стоимость билета составляет 40 евро, столько же стоит виза. Следом за «Фантазией» на линию вышло еще одно судно - «Мелодия».

Финская компания «Silja Line» («Силья Лайн») запустила паром «FinnJet» («ФиннДжет»), на котором пассажиры с неменьшим комфортом следуют из Санкт-Петербурга через Таллин в Росток (Германия). До вве­дения этой переправы из Санкт-Петербурга на пароме «Георг Отс» можно было в течение 2-х суток добраться только до Калининграда, а на грузо­пассажирском «Translubeca» (с малым количеством пассажиров) - только до немецкого города Любека. Время в пути составляло 60 часов при от­сутствии каких-либо развлечений. С введением новой паромной линии необходимо решить ряд визовых и таможенных формальностей. Для по­сещения иностранных портов пассажиры должны будут покупать визы, планируется упрощение визовых формальностей по взаимному соглаше­нию между консульствами Финляндии, Эстонии, России.

Круизы

Санкт-Петербургский Комитет по транзитно-транспортной политике, регулирующий развитие туризма в регионе, акцентирует свою деятельность на развитии паромных сообщений и организации круизов. Учитывая гео­графическое положение региона, особое внимание уделяется совершен-

ствованию транспортного сообщения между Санкт-Петербургом, Хель­синки и Стокгольмом, открытию эффективных круизных линий.

Морские (речные) круизы обладают определенными преимуще­ствами, это:

По данным Комитета каждый круизный турист в среднем оставляет в городе $100, сумма ежегодного вклада морских круизов в экономику города составляет $60 млн. (включая портовые сборы, буксировку, швар­товку, обеспечение пресной водой, бункеровку топливом, медицинские услуги, экскурсионное обслуживание).17^

Ленинградская область

Территория Ленинградской области также изобилует реками, озера­ми, каналами. По рекам области проходил древнейший торговый путь «из варяг в греки». Протяженность судоходного водного пути Ленинградской области составляет 2054 км, в т.ч. магистральных - 600 км (Волго-Бал-тийский путь, Сайменский канал).

Выход России к Балтийскому морю, возрастание роли Санкт-Петербурга требовали удобных водных сообщений с внутренними рай­онами страны. Было создано 3 водных пути: Вышневолоцкая (1709 г.), Тихвинская (1811 г.) и Мариинская (1810 г.) водные системы. Эти систе­мы, образуя Беломорско-Балтийский и Волго-Балтийским водные пути, соединяют Петербургский регион с Белым, Каспийским, Черным и Азов­ским морями. Это создает возможность для организации путешествий по Волге, Енисею, Северной Двине, Каме, Оке. Особенно популярно сегодня волжское направление, отличающееся благоприятным климатом, боль­шой экскурсионной насыщенностью.

Особо важная роль в снабжении всей Санкт-Петербургской губер­нии выпала на долю Мариинской системы. К 1896 г. система была мо­дернизирована. В результате реконструкции время, затрачиваемое судами на переход от Рыбинска до Санкт-Петербурга, сократилось по сравнению С 1810 г. со ПО до 31 дня, пропускная способность возросла с 30 млн.

пудов до 120 млн. В период первой мировой войны Неву и Мариинскую систему обслуживало 6650 непаровых судов, в Петроград в 1915 г. было доставлено 230 млн. пудов грузов (3,68 млн. тонн).

Наличие на территории области 1800 мелких и крупных озер позво­ляет прокладывать популярные туристские маршруты по озерам региона:

Реки Ленинградской области также охвачены водным туризмом. Самые популярные любительские водные маршруты по рекам области:

♦ «На байдарках к Сабским порогам» и др.

Порты Ленинградской области

Крупный пассажирский и торговый порт находится в г. Выборге, осуществляется строительство нового крупного порта в Усть-Луге на Финском заливе, имеются речные порты в Шлиссельбурге и Приозерске (на Ладожском озере), в Лодейном поле и Подпорожье на реке Свирь, в Вознесенье на Онежском озере. По оценкам специалистов, в перспективе грузовой и пассажирский оборот портов всего Петербургского региона возрастет в 10 - 12 раз.

Коренная реконструкция существующих и строительство новых морских торговых портов: Выборгского, Высоцкого, У сть-Луже кого, портов в Приморске, бухте «Батарейная» (рядом с Сосновым Бором), Ломоносове, Кронштадте нацелены на выполнение такого объема пере­возки. Ожидается заметное увеличение круизного туристского потока через порты Санкт-Петербурга и Выборга.

Каналы Ленинградской области

Параллельно старым обмелевшим Ладожскому, Свирскому, Сясь-кому каналам был построен новый обводный Ладожский канал, состоя щий из нескольких участков: Новоладожского канала длиной 103 версты (1861 - 1866 гг.), Новосяського длиной 10 верст (1878 - 1888 гг.) и Ново свирского длиной 37 верст (1878 - 1882 гг.). В 1885 г. был прорыт канал

между Котлином и Ораниенбаумом, что улучшило сообщение Кронштад­та с материком.

Разветвленная сеть рек и каналов создает благоприятные условия для развития речных круизов. В 2003 г. по речным маршрутам из Санкт-Петербурга в Москву, в старинные русские города на Волге, на Валаам, Кижи проследовало более 238 тыс. речных круизных туристов, что на 11% больше, чем в 2002 г. 73 судоходных компании, имеющие свыше 150 речных судов, обслужили в 2003 г. около 1 млн. чел.[46ж]

Потенциал водных коммуникаций региона

На всех водных коммуникациях региона могут использоваться раз­личные суда: речные и морские, рейсовые и круизные, большие и малые. Это большие суда класса «река - море», моторные катера, речные трам­ваи, суда на подводных крыльях, яхты. Имеются все условия для активно­го развития яхтинга, формирования региональной сети яхт-клубов: в Санкт-Петербурге, Новой Ладоге, Выборге. Так в Санкт-Петербурге в 1999 г. был построен фрегат «Штандарт» (точная копия фрегата петров­ского времени), который совершает в настоящее время ежегодные даль­ние плавания. Начато строительство яхты «Ройал Транспорт», точной копии одноименного судна, подаренного Петру I английским монархом Вильгельмом III. Разрабатывается проект создания «Петровского Адми­ралтейства» - комплекса, в котором помимо строительства яхт и шлюпок для дальних походов будут открыты музей и лекторий.[67г]

Новые маршруты до Стрельны, Кронштадта, крепости Орешек от­кроют туристам совершенно иные виды с воды, сделают насыщенными экскурсионные программы, обогатят водный туризм региона, пополнят местный бюджет. Уже сегодня большим спросом у туристов пользуются наблюдения за морскими парадами, салютами, празднествами с воды.

Перспективным направлением в развитии водного туризма является создание комплексных экскурсий (наземных и водных) с включением музеев. Например, осмотр 4 дворцов (Михайловского замка, Михайлов­ского, Мраморного и Строгановского дворцов), входящих в единый ком­плекс Русского музея, возможен во время водной экскурсии, так как все эти дворцы стоят у воды. Или экскурсия по Летнему саду с переездом через Неву к Домику Петра I позволит получить совершенно иное вос­приятие петровской эпохи. Возможна организация уникальной военно-морской экскурсии по маршруту: крейсер «Аврора» - ледокол «Красин» -подлодки Д-2, К-21 с посещением музея Маринеску и др.

Использование судов в качестве объектов социальной инфра­структуры расширяет предложение туристских услуг. Открытие водных кафе, центров развлечений, офисов, музеев и т.д. повышает доходность туризма, не требует дополнительных площадей городской территории. Например, на борту фрегата «Штандарт» в зимний период работает исто-рико-патриотический лагерь для школьников (до 31 марта). В нем почти 200 ребят проходят обучение морскому делу, принимают участие в тре­нингах, семинарах, конкурсах по морской тематике.'Зг| Или открытие на воде первого в Санкт-Петербурге фитнес-центра на базе трехмачтового парусника, исполненного по голландским образцам и названного «Лету­чим голландцем». Творением современных мастеров, дизайнеров, архи­текторов, инженеров создан комплекс, включающий фитнес-клуб с тре­нажерным залом, залы для степ-аэробики и йоги, турецкие бани, сауну, салон красоты, ресторан с богатой картой вин, гранд-кафе, мини-гости­ницу, детские площадки.'26'1

Регулярная эксплуатация водных путей общественным речным транспортом, запуск речного «автобуса» («трамвая») позволит не только проложить интересные маршруты, но и ликвидировать многочисленные автомобильные пробки, являющиеся настоящим бедствием города. Опре­деленный опыт в организации регулярного водного сообщения у Санкт-Петербурга уже есть. В 1848 г. было учреждено «Легкое невское пароход­ство», организовавшее регулярную перевозку пассажиров от Летнего сада к островам и прибрежным дачам.

В 2005 г. планируется реализация в полном объеме проекта «Городской водный туристско-экскурсионный автобус Санкт-Петербурга» («Петербург­ский водный трамвай»), вобравшего опыт судовладельцев Амстердама, Парижа, Берлина, Гамбурга, Лондона, Копенгагена, Стокгольма и Хель­синки. В проекте задействовано 20 катеров и теплоходов. Водные автобу­сы будут курсировать по четырем ежедневным маршрутам и маршруту выходного дня с интервалом в 1 - 1,5 часа с остановками вблизи музеев, исторических, архитектурных памятников:

С подарка властей итальянской области Венетона (подарили на­стоящую венецианскую гондолу на 300-летие Санкт-Петербурга) в городе возник еще один вид водного туризма - катание на гондолах вокруг Пе­тропавловской крепости. Были изготовлены точные копии подаренной

гондолы, и 12 профессионально одетых гондольеров развлекают туристов во время экзотического плавания.

Пляжи

Пляжи всегда были популярными местами отдыха туристов и мест­ного населения. Развитие пляжной инфраструктуры предусматривает оснащение пляжей специализированной уборочной техникой, спасатель­ными станциями, кабинками, скамейками, урнами и т.д. Так, на содержа­ние только городских 24 официальных пляжей в Санкт-Петербурге преду­смотрено 5 млн. руб. в 2004 г. Активно оснащаются и многочисленные пляжи Ленинградской области. Предусмотрено развитие системы допол­нительных пляжных услуг: прокат пляжного инвентаря, открытие пляж­ных ресторанчиков, аттракционов и др.

Железнодорожные коммуникации

Под железнодорожными коммуникациями понимается комплекс специальных средств сообщения: рельсовые пути, конструкция их верх­них строений, устройства автоматики, телемеханики, связи, сигнализа­ции, подвижной состав (вагоны и локомотивы), энергоснабжение и др. Весь этот комплекс, формирующий протяженное (линейное) транспорт­ное предприятие, в современном языке называется просто «железной дорогой».

Железные дороги

Почти до середины XIX в. основными транспортными коммуника­циями в регионе были водные пути. Ситуация резко переменилась со строительством железных дорог.

Петербургский регион - родина отечественного железнодорожного транспорта. В настоящее время территорию региона покрывает густая сеть железных дорог федерального и местного значения, составляющая в целом более 3000 км. Значительная часть дорог электрифицирована. Практически все районные центры Ленинградской области связаны с Санкт-Петербургом электропоездами пригородного сообщения. Сегодня Это основной вид транспорта в регионе, опережающий все остальные виды транспорта как по общему объему грузоперевозок, так и по пасса­жиропотоку.

Царскосельская железная дорога

В 1836 г. русским царем Николаем I был издан указ о сооружении Царскосельской железной дороги, которая была построена по проекту венского инженера Франца Герстнера. Первая российская железная доро­га между Санкт-Петербургом и Царским селом (ныне г. Пушкин) имела протяженность 25 верст при ширине колеи 1829 мм и была официально открыта 30 октября 1837 г.

К маю 1838 г. Царскосельская железная дорога была продолжена до г. Павловска, где был открыт красивый «воксал» - место отдыха санкт-петербургской публики, собиравшейся в течение 8 сезонов на концерты оркестра под управлением И. Штрауса.

Первые железнодорожные вагоны по уровню обслуживания дели­лись на 4 класса, использовались двухъярусные вагоны с открытой верх­ней площадкой. Пассажиры в качестве билетов получали специальные жетоны. Мощность локомотивов достигала 120 л.с, скорость - 60 км/час. Ежедневно курсировало 5 поездов, в воскресные дни выделялись допол­нительные поезда. В 1839 г. пассажирооборот Царскосельской железной дороги составил 726 тыс. чел.

Со временем на базе Царскосельской железной дороги образовался крупный транспортный узел Санкт-Петербурга. В 1902 - 1904 гг. был построен Витебский (бывший Царскосельский) вокзал (см. ниже).

Через полвека (в 1955 г.) рядом с вокзалом была открыта станция метро «Пушкинская», построенная по проекту архитектора А.А. Грушке, А.С. Гецкина, В.П. Шуваловой. В подземном зале станции (арх. В.А. Петров и Л.М. Поляков) установлена скульптура А.С. Пушкина (скульптор М.К. Аникушин).

Октябрьская железная дорога

В феврале 1842 г. был подписан высочайший указ о постройке 2-х путной железной дороги от Санкт-Петербурга до Москвы протяженно­стью 55 верст. Дорога была сдана в эксплуатацию в 1851 г. и получила название Николаевской железной дороги (со станциями в Санкт-Петербургской губернии: Колпинская, Саблинская, Тосненская). На этой дороге было возведено 272 больших сооружения и 184 моста. В создании ее участвовали русские инженеры и ученые П.П. Мельников, Д.И. Журав-ский, Н.О. Крафт и др.

Следом за Николаевской железной дорогой была построена Вар­шавская железная дорога протяженностью 170 верст (со станциями Цар-

скосельская, Гатчина, Сиверская, Дивенская, Мшинская, Преображен­ская, Луга, Плюсса, Новосельская, Белая).

В 1870 г. была открыта Финляндская железная дорога, протянув­шаяся по губернии на 36 верст (до Белоострова). На историческом паро­возе № 293 машинист Гуго Эрикович Ялава дважды тайно перевозил через финляндскую границу В.И. Ленина. Ныне этот паровоз установлен в мемориальном павильоне на Финляндском вокзале в Санкт-Петербурге.

В 1872 г. была запущена в эксплуатацию Балтийская железная доро­га длиной в 151 версту, соединившая Николаевскую дорогу (от станции Торно) с Ревелем через Гатчину, Волосово, Ямбург, Нарву.

В период 1896 - 1905 гг. в России была построена Транссибирская магистраль, соединившая Москву с Владивостоком. Работы завершились к 1916 г. По транссибирской магистрали в настоящее время организованы суперконтинентальные железнодорожные туристские маршруты, беру­щие начало в Санкт-Петербурге.

До первой мировой войны Санкт-Петербургская губерния покры­лась широкой сетью железных дорог. Были построены железные дороги: Путиловская (портовая), Московско-Виндаво-Рыбинская, Приморская, Ириновская (узкоколейная), дороги на Вологду, Петрозаводск, Сердоболь и др. Первое место по объему перевозок занимала Николаевская железная дорога. В 1895 г. Николаевской железной дорогой было перевезено 10526 тыс. пассажиров. В 1923 г. Николаевская железная дорога была пере­именована и стала называться Октябрьской железной дорогой («ОЖД») в честь Октябрьской социалистической революции, колыбелью которой является Санкт-Петербург (Петроград). Сеть Октябрьской железной доро­ги покрывает две трети территории Северо-Западного региона России -она расположена на территории 11 субъектов Федерации: Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Карелия, Мурманской, Ленинградской, Вологод­ской, Псковской, Новгородской, Тверской, Московской областей, имеет 6 отделений: Московское, Санкт-Петербургское, Санкт-Петербург - Ви­тебское, Петрозаводское, Мурманское, Волховстроевское.

Сегодня из транспортного узла Санкт-Петербурга радиально расхо­дятся 12 железнодорожных магистралей, важнейшими из них являются магистрали:

В июне 1931 г. под номером 1 по Октябрьской железной дороге от­правился в свой первый рейс по маршруту Москва - Ленинград скорый поезд «Красная стрела».

Сегодня «Красная стрела» пользуется особенной популярностью у «деловых пассажиров». В составе поезда курсируют вагоны «бизнес-класса», класса «люкс» с особым перечнем услуг, повышенным качеством сервиса. Фактически это малые многозвездные гостиницы на колесах.[27,] 2-х местные купе отделаны шумопоглощающими материалами, обеспе­чивающими тишину и покой VIP-пассажиров. В их распоряжении - от­дельный санузел, душевые кабины с подогреваемым полом, аудио- и видеоаппаратура, в т.ч. и DVD-проигрыватель. В каждом купе - жидкок­ристаллический монитор для просмотра фильмов. Вагон-бар предостав­ляет пассажирам горячее питание, стоимость которого входит в стои­мость билета. Специально обученные проводники владеют приемами обеспечения безопасности пассажиров.

Вслед за «Красной стрелой» на Октябрьской железной дороге поя­вились поезда «Русская тройка», «Аврора», максимальная скорость кото­рых достигала 217 км/час.[36г1 В 1984 г. состоялся первый рейс скоростно­го электропоезда ЭР-200 из Ленинграда в Москву, развивающего макси­мальную скорость до 236 км/час. Расстояние до Москвы он преодолевает за 4,5 часа. Пассажирам предлагаются легкий завтрак, индивидуальный туалетный набор. За 20 лет эксплуатации скоростной экспресс ЭР-200 совершил 2883 рейса. В воскресные дни экспресс используется также для экскурсионного тура «Санкт-Петербург -Новгород».

Современная Октябрьская железная дорога («ОЖД»), являясь фи­лиалом ОАО «РЖД» («Российские железные дороги»), служит важней­шим соединительным звеном между Востоком и Западом, между сушей и морем. Она обслуживает не только промышленно развитый Северо-Западный регион, но и связывает российские железные дороги с государ­ствами Европы через сухопутные пограничные переходы и морские пор­ты. Общая протяженность дороги составляет свыше 10000 км, на ее долю приходится 10% в общих объемах сети российских железных дорог. Ее значение в отечественной транспортной системе поистине уникально.

В 2002 г. произошли значительные перемены в техническом пере вооружении Октябрьской железной дороги. Введены новые многоканаль­ные линии и связи, позволяющие максимально приблизиться к клиенту

Разветвленная коммуникационная сеть дает возможность следить за пе­ревозками, контролировать сроки доставки, информировать клиента. Это большие преимущества железнодорожного транспорта перед автомо­бильным. Сегодня на линии Санкт-Петербург - Москва курсируют удоб­ные для туристов и бизнесменов фирменные поезда: № 1/2 «Красная стрела», № 3/4 «Экспресс», № 5/6 «Николаевский экспресс», № 24/23 «Юность», № 25/26 «Смена», № 38/37 «Афанасий Никитин», № 159/160 «Аврора», № 165/166 «Невский экспресс». В 2005 г. на ОЖД запущен первый в России частный пассажирский поезд VIP-класса, ежедневно курсирующий между Санкт-Петербургом и Москвой и имеющий в своем составе 14 вагонов повышенной комфортности (в т.ч. 4 вагона класса люкс, 9 вагонов класса СВ). Так, 2-комнатное купе «Гранд де люкс» ос­нащено спутниковыми Интернетом, трансформирующимися душем и туалетом. Время в пути этого «Гранд-отеля на колесах» составляет 9 ча­сов. [61 г]

Между Хельсинки и Санкт-Петербургом (расстояние 440 км, по рос­сийской территории - 157 км, по финской - 283 км) курсируют три фир­менных поезда: № 32/31 «Лев Толстой» (Москва - Хельсинки), № 33/34 «Репин» (Санкт-Петербург - Хельсинки, формирование ОЖД), № 35/36 «Сибелиус» (Санкт-Петербург - Хельсинки, формирование железной дороги Финляндии). Время в пути - примерно 6 час. 15 мин., стоимость проезда 1 кл. (2-х местное спальное купе) - около 90 евро, 2 кл. (6-мест­ное купе, сидячие места) - около 50 евро, прибытие и отправление в Санкт-Петербурге - на Ладожском, в Москве - на Октябрьском (бывшем Ленинградском) вокзалах.

В середине 2002 г. Октябрьской железной дорогой была принята комплексная программа развития пограничных станций до 2005 г. Опре­делены размеры инвестиций. Они должны составить свыше 6,5 млрд. руб., из них 2,7 должно быть вложено в инфраструктуру пограничных и тамо­женных служб. Пограничные станции должны быть оборудованы ТВ, автоматизированными системами осмотра вагонов, дополнительными Путями. По Федеральной программе будет построено 74 км новых линий, электрифицировано около 1300 км линий. Предусмотрено строительство новой скоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петер­бург, которая не должна иметь ни одного пересечения с другими комму­никациями на одном уровне. Это потребует сооружения 103 железно- и автодорожных путепроводов, 196 двухпутных мостов, 16 эстакад, специ­альных ограждений высотой 2 м, оборудованных сигнальными, снегоза­щитными и шумозащитными устройствами. В последнее десятилетие в

европейских странах стали пользоваться большой популярностью двух­этажные поезда. Они вмещают почти в 2 раза больше людей, чем одно­этажные (нижний салон - 51 место, верхний - 44). Планируется в 2006 году на ОЖД запустить два таких состава по 6 вагонов, купленных у ис­панской фирмы «Тальго». Они будут ходить в дневное время со скоро­стью 200 км/час, время в пути - 4 часа 20 мин.[59г1 Большим преимущест­вом подвижного состава «Тальго» является его способность автоматиче­ски изменять на ходу ширину колесных пар, что позволяет переходить с узкой европейской колеи на более широкую российскую и, следователь­но, использовать поезд в туристских целях по маршруту Берлин-Калининград-Рига-Таллин-Санкт-Петербург. Состав такого туристского поезда включает 20 спальных вагонов, вагон-бар, вагон-ресторан, вагон-кухню, вагон для отдыха на 30 мест[61г] В будущем скорость движении поездов достигнет 350 км/час, время переезда из Санкт-Петербурга в Москву составит 2,5 часа, интервалы движения поездов не будут превы­шать 10-15мин.,45ж1

ОАО «РЖД» - это локомотив, который тянет за собой российскую промышленность. Свыше 70 предприятий предлагают свою продукцию для нужд «РЖД». Общий объем инвестиций на 2004 г. составляет 130 млрд. руб., в т.ч. 122 млрд. - собственные средства «РЖД». Программа предусматривает покупку нового подвижного состава (около 30 млрд. руб.), развитие инфраструктуры железных дорог (21,5 млрд. руб.), элек­трификацию (60 млрд. руб.).

Железнодорожные вокзалы

В настоящее время в Санкт-Петербурге 5 вокзалов: Московский, Витебский, Балтийский, Финляндский, Ладожский. Вблизи вокзалов от­крыты станции метрополитена, проходят линии городского общественно­го транспорта, функционируют авиа- и автобусные кассы, осуществляют­ся трансферы* (перевозки между вокзалами). Вокзалы являются центрами крупных транспортных узлов.

Московский вокзал построен в 1845 - 1851 гг. по проекту архитекто­ра К.А. Тона. Московский (бывший Николаевский) вокзал сегодня явля­ется самым большим вокзалом по пассажиропотоку в России и 4-ым в Европе. За эффективную и качественную работу вокзал в 2003 г. награж­ден Почетным дипломом «Лучший вокзал страны» и памятным знаком. Замечательной традицией вокзала стали встречи и проводы «Красной стрелы» под звуки «Гимна Великому Городу».

На базе Московского вокзала в связи со строительством скоростной дороги предусмотрено сооружение нового вокзально-коммерческого комплекса.

Балтийский вокзал построен в 1855 - 1857 гг. по проекту архитек­тора А.И. Кракау. Созданный в ренессансном стиле, с двумя фланкирую­щими башнями, вокзал является одним из старейших в Санкт-Петербурге. С вокзала отправляются пригородные поезда юго-западного направления, он связывает Санкт-Петербург с Петергофом.

Варшавский вокзал, построенный в 1857 - 1860 гг. по проекту архи­тектора П.О. Сальмановича, расположен недалеко от Балтийского вокза­ла. С вводом в эксплуатацию Варшавского вокзала был открыт путь в Западную Европу. В 2001 г. вокзал был закрыт, на его территории от­крылся старейший Музей железнодорожной техники.

Витебский вокзал построен в 1902 - 1904 гг. по проекту архитекто­ров С.А. Бржовского и СИ. Минаша на Царскосельской железной дороге. Витебский (бывший Царскосельский) вокзал построен в стиле модерн и привлекает к себе внимание ассиметричной композицией объемов, силу­этами часовой башни и купольного завершения, огромными окнами и оригинальным декоративным оформлением. Отсюда уходят поезда в города России и ближнего зарубежья: Брест, Вильнюс, Гомель, Днепро­петровск, Калининград, Киев, Кишинев, Минск, Одессу, Псков, Ригу и другие города.

Здание Финляндского вокзала, построенного в 1970-х гг. (арх. П. Ашас-тин, Н. Баранов, Я. Лукин), интересно тем, что в его фасад органично включен ризалит* старого 2-хэтажного вокзала (арх. П.С. Купинский), построенного в 1870 г. Строгий фасад современного вокзала венчает 13-метровая часовая башня со шпилем. С вокзала отправляются приго­родные поезда по нескольким направлениям на Карельский перешеек (в Сестрорецк, Зеленогорск, Выборг, Приозерск). Между Санкт-Петер­бургом и Хельсинки ежедневно курсируют фирменные поезда «Репин», «Сибелиус». Их прибытие и отправление на вокзале сопровождается ис­полнением «Гимна Великому Городу».

Ладожский вокзал, построенный по проекту «Интеллектуальное здание» к 300-летию Санкт-Петербурга (в 2003 г.), является одним из крупнейших железнодорожных пассажирских терминалов в Европе, не имеющим аналогов в России и за рубежом. Вокзал отличают оригиналь­ность архитектурно-планировочного решения (он возведен непосредст­венно над железной дорогой, здание вокзала совмещено с наземным вес­тибюлем станции метро «Ладожская»), применение современных техно­логий, высокий уровень автоматизации и сервиса. Главное назначение

вокзала - разгрузить Московский и Финляндский вокзалы, уменьшив их объем перевозок на Ириновском, Приозерском, Минском, Московском

направлениях

Вокзал рассчитан на прием/отправку 40 пригородных и 11 дальних поездов в сутки, максимальная расчетная вместимость для пассажиров дальнего следования составляет 3400 человек.

Вокзальные музеи

Вокзалы не только формируют крупные транспортные узлы, но и создают сеть локальных железнодорожных музеев:

В 1814 г. при Институте Корпуса путей сообщения в Санкт-Петербурге был основан музей железнодорожного транспорта. Сегодня фонды музея насчитывают 55 тыс. экспонатов. Модели паровозов, ваго­нов, мостов являются предметом искусства макетчиков, художников, станочников. В 2004 г. старейший технический музей мира отметил свое 190-летие. С уникальной экспозицией Центрального музея железнодо­рожного транспорта ежегодно знакомятся более 100 тыс. экскурсантов.

Наличие исторических железных дорог и сохранившегося подвиж­ного состава позволило организовать ретротур «Вокруг Ладожского озе­ра» на поезде, укомплектованном старинными вагонами и паровозами.

К числу уникальных аттракции в Санкт-Петербурге относятся дей­ствующая Детская железная дорога и историческая Царскосельская железная дорога, восстановление которой планируется в ближайшее время.