Водные коммуникации Санкт-Петербург
Почти 7% территории Санкт-Петербурга приходится на водные пространства. Это реки, протоки, каналы, свыше 100 прудов и озер. Общая протяженность всех водостоков города - 282 км. Омываемый водами Балтийского моря, Санкт-Петербург обеспечивает прямой доступ России к Мировому океану. Современная конфигурация водоемов города создавалась веками. Около 200 озер и прудов и более полусотни мелких речек и протоков заключены в трубы и засыпаны (реки Лиговка, Волковка, Таракановка, Смоленка).
Основанный в мае 1703 г., Санкт-Петербург еще не имел удобных построенных сухопутных путей. Для доставки многочисленных грузов для строящегося города использовались естественные водные пути. По замыслу Петра I, умело управлявшего любыми судами, от ялика до брига, жители новой столицы должны были пользоваться водным транспортом так же широко, как каретами и телегами. Коротким петербургским летом на воде было очень оживленное движение. На барках, баржах устраивались мастерские, ночлежки, селилось большое количество народа. Морской порт
Со дня основания Санкт-Петербург сразу же стал строиться не только как крепость, но и как торговый порт. В том же году здесь были открыты биржа и таможня, городской рынок и товарные причалы. В октябре уже пришло первое иностранное торговое судно из Голландии, сам царь провел его по фарватеру. Морские суда входили в порт по естественным фарватерам и разгружались у Васильевского острова, а более крупные суда - у острова Котлин (Кронштадт).
В 80-х гг. XIX в. Морской порт был перенесен в юго-западную часть города, в районы Гутуевского, Вольного, Турухтанных островов. С началом регулярной деятельности порта Санкт-Петербург превратился в главный центр внешней торговли России. С каждым годом увеличивалось количество иностранных судов. За 17 лет (с 1775 по 1792 г.) Санкт-Петербург посетили 1267 торговых судов из 18 стран. В канун первой мировой войны 1914 - 1918 гг. грузооборот порта достигал более 4,5 млн. тонн. Порт мог принимать одновременно до 50 судов, а к 1940 г. - 100 судов. К середине 80-х гг. XX столетия через Ленинградский морской торговый порт перегружались миллионы тонн грузов, на-
правляемых в страны всех континентов. В летнюю навигацию 2003 г. порт принял 270 судозаходов морских круизных судов, на борту которых находилось 210 тыс. иностранных пассажиров и 90 тыс. членов экипажа, что соответственно больше на 30 и 20%, чем в 2002 г. Практически каждый круизный лайнер на Балтийском море заходит в Санкт-Петербург.[46ж1 Но, к сожалению, городская инфраструктура отстает от туристских потребностей. Из-за загруженности своих причалов морской порт только в 2005 г. не смог принять 30 круизных судов.[60г] В настоящее время рассматриваются варианты переноса порта, освобождения огромных территорий, на которых возможно будет разместить крупные туристские объекты: причалы для легких пассажирских судов и яхт, набережные для прогулок, рестораны, гостиницы и т.д. Это дорогой проект, требующий серьезной финансовой поддержки. Размер инвестиций определяется от $2 до $5 млрд. Грандиозный морской пассажирский терминальный комплекс, подходной канал, маневровая и операционные акватории, объекты инфраструктуры, гостинично-развлекательный комплекс сформируют Морской фасад Санкт-Петербурга, который раскинется на намывных территориях общей площадью 452 га.[62г]
Морской канал
Одновременно со строительством порта в Финском заливе прокладывался Морской канал, единственный морской путь в порт города. Необходимость сооружения канала была вызвана мелководьем «маркизовой лужи» (Финский залив до Кронштадта), средняя глубина которой равна 3 м.
Строительство нового порта и канала было тесно связано с деятельностью крупного предпринимателя Н.И. Путилова, получившего подряд на строительные работы, которые были завершены к 1885 г. Н.И. Путиловым также была впервые в мире выдвинута идея создания комплексного транспортного центра «море - река - железная дорога», реализованная уже в конце XIX в. Протяженность построенного Морского канала составила 30 км, ширина - от 60 до 105 м, глубина - до 14 м. Автором проекта был инженер СВ. Кербедз, строитель мостов через Неву, Лугу, Великую, Западную Двину, мостов для Варшавской железной дороги.
В настоящее время Морской канал подвергается реконструкции. В одной из своих точек он имеет глубину 12,5 м, что делает его непроходимым для крупных судов. Канал будет углублен до 13 м, на нем начнет работать новая система управления движением судов. Это позволит заходить в Санкт-Петербург океанским лайнерам. В дальнейшем глубину канала предполагается увеличить до 16 м.
Мосты и набережные Санкт-Петербурга
Важнейшая роль в развитии транспортных коммуникаций принадлежит мостам. С одной стороны, они должны связывать все дороги в единую стабильно функционирующую сеть, с другой стороны, они не должны препятствовать продвижению судов.
Первый мост через Неву на Васильевский остров был наведен на плавучих опорах в 1727 г. Затем мост разобрали, а на том же месте велено было наводить мосты на летний период. Всего в Санкт-Петербурге к 1738 г. имелось 40 мостов. За проход по мостам брали высокую плату до 1755 г. С 1763 г. в Санкт-Петербурге начала работу комиссия «О каменном строении», разработавшая меры по благоустройству города. Под надзором комиссии возводились не только дома, но и портовые сооружения: причалы, гранитные набережные, мосты. Построенные гранитные набережные по левому берегу Невы, а также вдоль рек Мойки, Фонтанки и другие заметно улучшили архитектурный облик новой столицы России.
К 1837 г. (год появления первой железной дороги) количество построенных мостов достигло 151. В 1850 г. был построен первый металлический мост через Неву инженера СВ. Кербедза. Первоначально мост назывался Благовещенским, затем - Николаевским (1855 г.), в настоящее время - мост Лейтенанта Шмидта. В 1879 г. был построен Литейный мост, затем в 1903 г. - Троицкий, в 1911 г. - Большой Охтинский, в 1916 г. - Дворцовый. До революции всех мостов через разные реки и каналы было более 200. Они находились в ведении разных ведомств и многие из них были деревянными.
Сегодня количество мостов в городе приблизилось к 600, из них около 20 мостов - разводных. Планируется сдача в эксплуатацию первого неразводного (вантового) моста через Неву.[15г] Окончательно мост будет запущен в конце 2005 г. Высота его над уровнем моря - 30 м, полная длина - 2,8 км.[68г)
Морской вокзал
Активное развитие водных перевозок в XX столетии потребовало сооружения морского вокзала города и новых причалов для морских яхт, судов класса «река - море».
Построенный в 1982 г. морвокзал был рассчитан на прием 500 - 600 пассажиров в год. С возобновлением паромных перевозок из Санкт-Петербурга пропускная способность вокзала оказалась недостаточной. Предполагается, что только в неделю паромами в город будут прибывать больше 15 тыс. туристов.
В настоящее время ведется проектирование нового морского вокзала - паромно-пассажирского комплекса, который будет построен на Васильевском острове около гостиницы «Прибалтийская». Стоимость проекта составляет 7 млрд. руб. Комплекс сможет принимать крупные пассажирские круизные суда (до 300 м).128г1 Пассажирооборот вокзального комплекса может достичь 5-6 млн. чел. в год. Реализация этого долгосрочного проекта начнется в 2005 г.[31г]
Паромное сообщение
Крупнейшие паромные операторы: эстонская компания «Tallink Grupp AS» («Таллинк Групп») и финская «Siliya Line» («Силья Лайн») приняли решение о возобновлении в 2004 г. паромных перевозок из Санкт-Петербурга.
Эстонский паром «Fantasia» («Фантазия»), построенный в 1979 г., имеет 8 палуб, 2 лифта, шоу-бары, рестораны, магазины, дискотеку, казино, игровые автоматы и может перевозить 1700 пассажиров и 300 автомобилей. Объем перевозок «Фантазии» достигает 300 тыс. пассажиров в год, ежедневный маршрут Санкт-Петербург - Таллин - Хельсинки - Санкт-Петербург будет круглогодичным. Стоимость билета составляет 40 евро, столько же стоит виза. Следом за «Фантазией» на линию вышло еще одно судно - «Мелодия».
Финская компания «Silja Line» («Силья Лайн») запустила паром «FinnJet» («ФиннДжет»), на котором пассажиры с неменьшим комфортом следуют из Санкт-Петербурга через Таллин в Росток (Германия). До введения этой переправы из Санкт-Петербурга на пароме «Георг Отс» можно было в течение 2-х суток добраться только до Калининграда, а на грузопассажирском «Translubeca» (с малым количеством пассажиров) - только до немецкого города Любека. Время в пути составляло 60 часов при отсутствии каких-либо развлечений. С введением новой паромной линии необходимо решить ряд визовых и таможенных формальностей. Для посещения иностранных портов пассажиры должны будут покупать визы, планируется упрощение визовых формальностей по взаимному соглашению между консульствами Финляндии, Эстонии, России.
Круизы
Санкт-Петербургский Комитет по транзитно-транспортной политике, регулирующий развитие туризма в регионе, акцентирует свою деятельность на развитии паромных сообщений и организации круизов. Учитывая географическое положение региона, особое внимание уделяется совершен-
ствованию транспортного сообщения между Санкт-Петербургом, Хельсинки и Стокгольмом, открытию эффективных круизных линий.
Морские (речные) круизы обладают определенными преимуществами, это:
размещение на судне (не требуется гостиниц);
посещение театров, музеев в таком же объеме;
обеды в ресторанах;
торговля сувенирами;
появление потенциальных туристов для повторного посещения города с друзьями, членами семьи с размещением в гостиницах;
реклама города и туризма в целом.
По данным Комитета каждый круизный турист в среднем оставляет в городе $100, сумма ежегодного вклада морских круизов в экономику города составляет $60 млн. (включая портовые сборы, буксировку, швартовку, обеспечение пресной водой, бункеровку топливом, медицинские услуги, экскурсионное обслуживание).17^
Ленинградская область
Территория Ленинградской области также изобилует реками, озерами, каналами. По рекам области проходил древнейший торговый путь «из варяг в греки». Протяженность судоходного водного пути Ленинградской области составляет 2054 км, в т.ч. магистральных - 600 км (Волго-Бал-тийский путь, Сайменский канал).
Выход России к Балтийскому морю, возрастание роли Санкт-Петербурга требовали удобных водных сообщений с внутренними районами страны. Было создано 3 водных пути: Вышневолоцкая (1709 г.), Тихвинская (1811 г.) и Мариинская (1810 г.) водные системы. Эти системы, образуя Беломорско-Балтийский и Волго-Балтийским водные пути, соединяют Петербургский регион с Белым, Каспийским, Черным и Азовским морями. Это создает возможность для организации путешествий по Волге, Енисею, Северной Двине, Каме, Оке. Особенно популярно сегодня волжское направление, отличающееся благоприятным климатом, большой экскурсионной насыщенностью.
Особо важная роль в снабжении всей Санкт-Петербургской губернии выпала на долю Мариинской системы. К 1896 г. система была модернизирована. В результате реконструкции время, затрачиваемое судами на переход от Рыбинска до Санкт-Петербурга, сократилось по сравнению С 1810 г. со ПО до 31 дня, пропускная способность возросла с 30 млн.
пудов до 120 млн. В период первой мировой войны Неву и Мариинскую систему обслуживало 6650 непаровых судов, в Петроград в 1915 г. было доставлено 230 млн. пудов грузов (3,68 млн. тонн).
Наличие на территории области 1800 мелких и крупных озер позволяет прокладывать популярные туристские маршруты по озерам региона:
«На ялах по Ладожскому озеру» (гребных и под парусом);
«Токсовские озера - Охта»;
«Сайменский канал» (Сайма - Вуокса);
«Староладожский канал»;
«Новоладожский канал».
Реки Ленинградской области также охвачены водным туризмом. Самые популярные любительские водные маршруты по рекам области:
«На байдарках по рекам Тихвинке, Сясь и Староладожскому каналу»;
«На байдарках по реке Плюсса»;
«На байдарках и гребных лодках по Вуоксе и Ладоге»;
«На лодках и байдарках по реке Долгой»;
♦ «На байдарках к Сабским порогам» и др.
Порты Ленинградской области
Крупный пассажирский и торговый порт находится в г. Выборге, осуществляется строительство нового крупного порта в Усть-Луге на Финском заливе, имеются речные порты в Шлиссельбурге и Приозерске (на Ладожском озере), в Лодейном поле и Подпорожье на реке Свирь, в Вознесенье на Онежском озере. По оценкам специалистов, в перспективе грузовой и пассажирский оборот портов всего Петербургского региона возрастет в 10 - 12 раз.
Коренная реконструкция существующих и строительство новых морских торговых портов: Выборгского, Высоцкого, У сть-Луже кого, портов в Приморске, бухте «Батарейная» (рядом с Сосновым Бором), Ломоносове, Кронштадте нацелены на выполнение такого объема перевозки. Ожидается заметное увеличение круизного туристского потока через порты Санкт-Петербурга и Выборга.
Каналы Ленинградской области
Параллельно старым обмелевшим Ладожскому, Свирскому, Сясь-кому каналам был построен новый обводный Ладожский канал, состоя щий из нескольких участков: Новоладожского канала длиной 103 версты (1861 - 1866 гг.), Новосяського длиной 10 верст (1878 - 1888 гг.) и Ново свирского длиной 37 верст (1878 - 1882 гг.). В 1885 г. был прорыт канал
между Котлином и Ораниенбаумом, что улучшило сообщение Кронштадта с материком.
Разветвленная сеть рек и каналов создает благоприятные условия для развития речных круизов. В 2003 г. по речным маршрутам из Санкт-Петербурга в Москву, в старинные русские города на Волге, на Валаам, Кижи проследовало более 238 тыс. речных круизных туристов, что на 11% больше, чем в 2002 г. 73 судоходных компании, имеющие свыше 150 речных судов, обслужили в 2003 г. около 1 млн. чел.[46ж]
Потенциал водных коммуникаций региона
На всех водных коммуникациях региона могут использоваться различные суда: речные и морские, рейсовые и круизные, большие и малые. Это большие суда класса «река - море», моторные катера, речные трамваи, суда на подводных крыльях, яхты. Имеются все условия для активного развития яхтинга, формирования региональной сети яхт-клубов: в Санкт-Петербурге, Новой Ладоге, Выборге. Так в Санкт-Петербурге в 1999 г. был построен фрегат «Штандарт» (точная копия фрегата петровского времени), который совершает в настоящее время ежегодные дальние плавания. Начато строительство яхты «Ройал Транспорт», точной копии одноименного судна, подаренного Петру I английским монархом Вильгельмом III. Разрабатывается проект создания «Петровского Адмиралтейства» - комплекса, в котором помимо строительства яхт и шлюпок для дальних походов будут открыты музей и лекторий.[67г]
Новые маршруты до Стрельны, Кронштадта, крепости Орешек откроют туристам совершенно иные виды с воды, сделают насыщенными экскурсионные программы, обогатят водный туризм региона, пополнят местный бюджет. Уже сегодня большим спросом у туристов пользуются наблюдения за морскими парадами, салютами, празднествами с воды.
Перспективным направлением в развитии водного туризма является создание комплексных экскурсий (наземных и водных) с включением музеев. Например, осмотр 4 дворцов (Михайловского замка, Михайловского, Мраморного и Строгановского дворцов), входящих в единый комплекс Русского музея, возможен во время водной экскурсии, так как все эти дворцы стоят у воды. Или экскурсия по Летнему саду с переездом через Неву к Домику Петра I позволит получить совершенно иное восприятие петровской эпохи. Возможна организация уникальной военно-морской экскурсии по маршруту: крейсер «Аврора» - ледокол «Красин» -подлодки Д-2, К-21 с посещением музея Маринеску и др.
Использование судов в качестве объектов социальной инфраструктуры расширяет предложение туристских услуг. Открытие водных кафе, центров развлечений, офисов, музеев и т.д. повышает доходность туризма, не требует дополнительных площадей городской территории. Например, на борту фрегата «Штандарт» в зимний период работает исто-рико-патриотический лагерь для школьников (до 31 марта). В нем почти 200 ребят проходят обучение морскому делу, принимают участие в тренингах, семинарах, конкурсах по морской тематике.'Зг| Или открытие на воде первого в Санкт-Петербурге фитнес-центра на базе трехмачтового парусника, исполненного по голландским образцам и названного «Летучим голландцем». Творением современных мастеров, дизайнеров, архитекторов, инженеров создан комплекс, включающий фитнес-клуб с тренажерным залом, залы для степ-аэробики и йоги, турецкие бани, сауну, салон красоты, ресторан с богатой картой вин, гранд-кафе, мини-гостиницу, детские площадки.'26'1
Регулярная эксплуатация водных путей общественным речным транспортом, запуск речного «автобуса» («трамвая») позволит не только проложить интересные маршруты, но и ликвидировать многочисленные автомобильные пробки, являющиеся настоящим бедствием города. Определенный опыт в организации регулярного водного сообщения у Санкт-Петербурга уже есть. В 1848 г. было учреждено «Легкое невское пароходство», организовавшее регулярную перевозку пассажиров от Летнего сада к островам и прибрежным дачам.
В 2005 г. планируется реализация в полном объеме проекта «Городской водный туристско-экскурсионный автобус Санкт-Петербурга» («Петербургский водный трамвай»), вобравшего опыт судовладельцев Амстердама, Парижа, Берлина, Гамбурга, Лондона, Копенгагена, Стокгольма и Хельсинки. В проекте задействовано 20 катеров и теплоходов. Водные автобусы будут курсировать по четырем ежедневным маршрутам и маршруту выходного дня с интервалом в 1 - 1,5 часа с остановками вблизи музеев, исторических, архитектурных памятников:
маршрут А - от причала у Петропавловской крепости;
маршрут В - от причала у метро «Канал Грибоедова»;
маршрут С - от причала у Строгановского дворца;
маршрут Д - от Адмиралтейской пристани. Планируется также запустить маршрут на острова, в парк ЦПКО.
С подарка властей итальянской области Венетона (подарили настоящую венецианскую гондолу на 300-летие Санкт-Петербурга) в городе возник еще один вид водного туризма - катание на гондолах вокруг Петропавловской крепости. Были изготовлены точные копии подаренной
гондолы, и 12 профессионально одетых гондольеров развлекают туристов во время экзотического плавания.
Пляжи
Пляжи всегда были популярными местами отдыха туристов и местного населения. Развитие пляжной инфраструктуры предусматривает оснащение пляжей специализированной уборочной техникой, спасательными станциями, кабинками, скамейками, урнами и т.д. Так, на содержание только городских 24 официальных пляжей в Санкт-Петербурге предусмотрено 5 млн. руб. в 2004 г. Активно оснащаются и многочисленные пляжи Ленинградской области. Предусмотрено развитие системы дополнительных пляжных услуг: прокат пляжного инвентаря, открытие пляжных ресторанчиков, аттракционов и др.
Железнодорожные коммуникации
Под железнодорожными коммуникациями понимается комплекс специальных средств сообщения: рельсовые пути, конструкция их верхних строений, устройства автоматики, телемеханики, связи, сигнализации, подвижной состав (вагоны и локомотивы), энергоснабжение и др. Весь этот комплекс, формирующий протяженное (линейное) транспортное предприятие, в современном языке называется просто «железной дорогой».
Железные дороги
Почти до середины XIX в. основными транспортными коммуникациями в регионе были водные пути. Ситуация резко переменилась со строительством железных дорог.
Петербургский регион - родина отечественного железнодорожного транспорта. В настоящее время территорию региона покрывает густая сеть железных дорог федерального и местного значения, составляющая в целом более 3000 км. Значительная часть дорог электрифицирована. Практически все районные центры Ленинградской области связаны с Санкт-Петербургом электропоездами пригородного сообщения. Сегодня Это основной вид транспорта в регионе, опережающий все остальные виды транспорта как по общему объему грузоперевозок, так и по пассажиропотоку.
Царскосельская железная дорога
В 1836 г. русским царем Николаем I был издан указ о сооружении Царскосельской железной дороги, которая была построена по проекту венского инженера Франца Герстнера. Первая российская железная дорога между Санкт-Петербургом и Царским селом (ныне г. Пушкин) имела протяженность 25 верст при ширине колеи 1829 мм и была официально открыта 30 октября 1837 г.
К маю 1838 г. Царскосельская железная дорога была продолжена до г. Павловска, где был открыт красивый «воксал» - место отдыха санкт-петербургской публики, собиравшейся в течение 8 сезонов на концерты оркестра под управлением И. Штрауса.
Первые железнодорожные вагоны по уровню обслуживания делились на 4 класса, использовались двухъярусные вагоны с открытой верхней площадкой. Пассажиры в качестве билетов получали специальные жетоны. Мощность локомотивов достигала 120 л.с, скорость - 60 км/час. Ежедневно курсировало 5 поездов, в воскресные дни выделялись дополнительные поезда. В 1839 г. пассажирооборот Царскосельской железной дороги составил 726 тыс. чел.
Со временем на базе Царскосельской железной дороги образовался крупный транспортный узел Санкт-Петербурга. В 1902 - 1904 гг. был построен Витебский (бывший Царскосельский) вокзал (см. ниже).
Через полвека (в 1955 г.) рядом с вокзалом была открыта станция метро «Пушкинская», построенная по проекту архитектора А.А. Грушке, А.С. Гецкина, В.П. Шуваловой. В подземном зале станции (арх. В.А. Петров и Л.М. Поляков) установлена скульптура А.С. Пушкина (скульптор М.К. Аникушин).
Октябрьская железная дорога
В феврале 1842 г. был подписан высочайший указ о постройке 2-х путной железной дороги от Санкт-Петербурга до Москвы протяженностью 55 верст. Дорога была сдана в эксплуатацию в 1851 г. и получила название Николаевской железной дороги (со станциями в Санкт-Петербургской губернии: Колпинская, Саблинская, Тосненская). На этой дороге было возведено 272 больших сооружения и 184 моста. В создании ее участвовали русские инженеры и ученые П.П. Мельников, Д.И. Журав-ский, Н.О. Крафт и др.
Следом за Николаевской железной дорогой была построена Варшавская железная дорога протяженностью 170 верст (со станциями Цар-
скосельская, Гатчина, Сиверская, Дивенская, Мшинская, Преображенская, Луга, Плюсса, Новосельская, Белая).
В 1870 г. была открыта Финляндская железная дорога, протянувшаяся по губернии на 36 верст (до Белоострова). На историческом паровозе № 293 машинист Гуго Эрикович Ялава дважды тайно перевозил через финляндскую границу В.И. Ленина. Ныне этот паровоз установлен в мемориальном павильоне на Финляндском вокзале в Санкт-Петербурге.
В 1872 г. была запущена в эксплуатацию Балтийская железная дорога длиной в 151 версту, соединившая Николаевскую дорогу (от станции Торно) с Ревелем через Гатчину, Волосово, Ямбург, Нарву.
В период 1896 - 1905 гг. в России была построена Транссибирская магистраль, соединившая Москву с Владивостоком. Работы завершились к 1916 г. По транссибирской магистрали в настоящее время организованы суперконтинентальные железнодорожные туристские маршруты, берущие начало в Санкт-Петербурге.
До первой мировой войны Санкт-Петербургская губерния покрылась широкой сетью железных дорог. Были построены железные дороги: Путиловская (портовая), Московско-Виндаво-Рыбинская, Приморская, Ириновская (узкоколейная), дороги на Вологду, Петрозаводск, Сердоболь и др. Первое место по объему перевозок занимала Николаевская железная дорога. В 1895 г. Николаевской железной дорогой было перевезено 10526 тыс. пассажиров. В 1923 г. Николаевская железная дорога была переименована и стала называться Октябрьской железной дорогой («ОЖД») в честь Октябрьской социалистической революции, колыбелью которой является Санкт-Петербург (Петроград). Сеть Октябрьской железной дороги покрывает две трети территории Северо-Западного региона России -она расположена на территории 11 субъектов Федерации: Москвы, Санкт-Петербурга, Республики Карелия, Мурманской, Ленинградской, Вологодской, Псковской, Новгородской, Тверской, Московской областей, имеет 6 отделений: Московское, Санкт-Петербургское, Санкт-Петербург - Витебское, Петрозаводское, Мурманское, Волховстроевское.
Сегодня из транспортного узла Санкт-Петербурга радиально расходятся 12 железнодорожных магистралей, важнейшими из них являются магистрали:
Санкт-Петербург - Москва;
Санкт-Петербург - Вологда - Екатеринбург - Омск с выходом в Омске на Транссибирскую магистраль;
Санкт-Петербург - Вологда - Архангельск;
Санкт-Петербург - Мурманск;
Санкт-Петербург - Луга - Псков - Варшава;
Санкт-Петербург - Таллин;
Санкт-Петербург - Выборг - Хельсинки.
В июне 1931 г. под номером 1 по Октябрьской железной дороге отправился в свой первый рейс по маршруту Москва - Ленинград скорый поезд «Красная стрела».
Сегодня «Красная стрела» пользуется особенной популярностью у «деловых пассажиров». В составе поезда курсируют вагоны «бизнес-класса», класса «люкс» с особым перечнем услуг, повышенным качеством сервиса. Фактически это малые многозвездные гостиницы на колесах.[27,] 2-х местные купе отделаны шумопоглощающими материалами, обеспечивающими тишину и покой VIP-пассажиров. В их распоряжении - отдельный санузел, душевые кабины с подогреваемым полом, аудио- и видеоаппаратура, в т.ч. и DVD-проигрыватель. В каждом купе - жидкокристаллический монитор для просмотра фильмов. Вагон-бар предоставляет пассажирам горячее питание, стоимость которого входит в стоимость билета. Специально обученные проводники владеют приемами обеспечения безопасности пассажиров.
Вслед за «Красной стрелой» на Октябрьской железной дороге появились поезда «Русская тройка», «Аврора», максимальная скорость которых достигала 217 км/час.[36г1 В 1984 г. состоялся первый рейс скоростного электропоезда ЭР-200 из Ленинграда в Москву, развивающего максимальную скорость до 236 км/час. Расстояние до Москвы он преодолевает за 4,5 часа. Пассажирам предлагаются легкий завтрак, индивидуальный туалетный набор. За 20 лет эксплуатации скоростной экспресс ЭР-200 совершил 2883 рейса. В воскресные дни экспресс используется также для экскурсионного тура «Санкт-Петербург -Новгород».
Современная Октябрьская железная дорога («ОЖД»), являясь филиалом ОАО «РЖД» («Российские железные дороги»), служит важнейшим соединительным звеном между Востоком и Западом, между сушей и морем. Она обслуживает не только промышленно развитый Северо-Западный регион, но и связывает российские железные дороги с государствами Европы через сухопутные пограничные переходы и морские порты. Общая протяженность дороги составляет свыше 10000 км, на ее долю приходится 10% в общих объемах сети российских железных дорог. Ее значение в отечественной транспортной системе поистине уникально.
В 2002 г. произошли значительные перемены в техническом пере вооружении Октябрьской железной дороги. Введены новые многоканальные линии и связи, позволяющие максимально приблизиться к клиенту
Разветвленная коммуникационная сеть дает возможность следить за перевозками, контролировать сроки доставки, информировать клиента. Это большие преимущества железнодорожного транспорта перед автомобильным. Сегодня на линии Санкт-Петербург - Москва курсируют удобные для туристов и бизнесменов фирменные поезда: № 1/2 «Красная стрела», № 3/4 «Экспресс», № 5/6 «Николаевский экспресс», № 24/23 «Юность», № 25/26 «Смена», № 38/37 «Афанасий Никитин», № 159/160 «Аврора», № 165/166 «Невский экспресс». В 2005 г. на ОЖД запущен первый в России частный пассажирский поезд VIP-класса, ежедневно курсирующий между Санкт-Петербургом и Москвой и имеющий в своем составе 14 вагонов повышенной комфортности (в т.ч. 4 вагона класса люкс, 9 вагонов класса СВ). Так, 2-комнатное купе «Гранд де люкс» оснащено спутниковыми Интернетом, трансформирующимися душем и туалетом. Время в пути этого «Гранд-отеля на колесах» составляет 9 часов. [61 г]
Между Хельсинки и Санкт-Петербургом (расстояние 440 км, по российской территории - 157 км, по финской - 283 км) курсируют три фирменных поезда: № 32/31 «Лев Толстой» (Москва - Хельсинки), № 33/34 «Репин» (Санкт-Петербург - Хельсинки, формирование ОЖД), № 35/36 «Сибелиус» (Санкт-Петербург - Хельсинки, формирование железной дороги Финляндии). Время в пути - примерно 6 час. 15 мин., стоимость проезда 1 кл. (2-х местное спальное купе) - около 90 евро, 2 кл. (6-местное купе, сидячие места) - около 50 евро, прибытие и отправление в Санкт-Петербурге - на Ладожском, в Москве - на Октябрьском (бывшем Ленинградском) вокзалах.
В середине 2002 г. Октябрьской железной дорогой была принята комплексная программа развития пограничных станций до 2005 г. Определены размеры инвестиций. Они должны составить свыше 6,5 млрд. руб., из них 2,7 должно быть вложено в инфраструктуру пограничных и таможенных служб. Пограничные станции должны быть оборудованы ТВ, автоматизированными системами осмотра вагонов, дополнительными Путями. По Федеральной программе будет построено 74 км новых линий, электрифицировано около 1300 км линий. Предусмотрено строительство новой скоростной железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург, которая не должна иметь ни одного пересечения с другими коммуникациями на одном уровне. Это потребует сооружения 103 железно- и автодорожных путепроводов, 196 двухпутных мостов, 16 эстакад, специальных ограждений высотой 2 м, оборудованных сигнальными, снегозащитными и шумозащитными устройствами. В последнее десятилетие в
европейских странах стали пользоваться большой популярностью двухэтажные поезда. Они вмещают почти в 2 раза больше людей, чем одноэтажные (нижний салон - 51 место, верхний - 44). Планируется в 2006 году на ОЖД запустить два таких состава по 6 вагонов, купленных у испанской фирмы «Тальго». Они будут ходить в дневное время со скоростью 200 км/час, время в пути - 4 часа 20 мин.[59г1 Большим преимуществом подвижного состава «Тальго» является его способность автоматически изменять на ходу ширину колесных пар, что позволяет переходить с узкой европейской колеи на более широкую российскую и, следовательно, использовать поезд в туристских целях по маршруту Берлин-Калининград-Рига-Таллин-Санкт-Петербург. Состав такого туристского поезда включает 20 спальных вагонов, вагон-бар, вагон-ресторан, вагон-кухню, вагон для отдыха на 30 мест[61г] В будущем скорость движении поездов достигнет 350 км/час, время переезда из Санкт-Петербурга в Москву составит 2,5 часа, интервалы движения поездов не будут превышать 10-15мин.,45ж1
ОАО «РЖД» - это локомотив, который тянет за собой российскую промышленность. Свыше 70 предприятий предлагают свою продукцию для нужд «РЖД». Общий объем инвестиций на 2004 г. составляет 130 млрд. руб., в т.ч. 122 млрд. - собственные средства «РЖД». Программа предусматривает покупку нового подвижного состава (около 30 млрд. руб.), развитие инфраструктуры железных дорог (21,5 млрд. руб.), электрификацию (60 млрд. руб.).
Железнодорожные вокзалы
В настоящее время в Санкт-Петербурге 5 вокзалов: Московский, Витебский, Балтийский, Финляндский, Ладожский. Вблизи вокзалов открыты станции метрополитена, проходят линии городского общественного транспорта, функционируют авиа- и автобусные кассы, осуществляются трансферы* (перевозки между вокзалами). Вокзалы являются центрами крупных транспортных узлов.
Московский вокзал построен в 1845 - 1851 гг. по проекту архитектора К.А. Тона. Московский (бывший Николаевский) вокзал сегодня является самым большим вокзалом по пассажиропотоку в России и 4-ым в Европе. За эффективную и качественную работу вокзал в 2003 г. награжден Почетным дипломом «Лучший вокзал страны» и памятным знаком. Замечательной традицией вокзала стали встречи и проводы «Красной стрелы» под звуки «Гимна Великому Городу».
На базе Московского вокзала в связи со строительством скоростной дороги предусмотрено сооружение нового вокзально-коммерческого комплекса.
Балтийский вокзал построен в 1855 - 1857 гг. по проекту архитектора А.И. Кракау. Созданный в ренессансном стиле, с двумя фланкирующими башнями, вокзал является одним из старейших в Санкт-Петербурге. С вокзала отправляются пригородные поезда юго-западного направления, он связывает Санкт-Петербург с Петергофом.
Варшавский вокзал, построенный в 1857 - 1860 гг. по проекту архитектора П.О. Сальмановича, расположен недалеко от Балтийского вокзала. С вводом в эксплуатацию Варшавского вокзала был открыт путь в Западную Европу. В 2001 г. вокзал был закрыт, на его территории открылся старейший Музей железнодорожной техники.
Витебский вокзал построен в 1902 - 1904 гг. по проекту архитекторов С.А. Бржовского и СИ. Минаша на Царскосельской железной дороге. Витебский (бывший Царскосельский) вокзал построен в стиле модерн и привлекает к себе внимание ассиметричной композицией объемов, силуэтами часовой башни и купольного завершения, огромными окнами и оригинальным декоративным оформлением. Отсюда уходят поезда в города России и ближнего зарубежья: Брест, Вильнюс, Гомель, Днепропетровск, Калининград, Киев, Кишинев, Минск, Одессу, Псков, Ригу и другие города.
Здание Финляндского вокзала, построенного в 1970-х гг. (арх. П. Ашас-тин, Н. Баранов, Я. Лукин), интересно тем, что в его фасад органично включен ризалит* старого 2-хэтажного вокзала (арх. П.С. Купинский), построенного в 1870 г. Строгий фасад современного вокзала венчает 13-метровая часовая башня со шпилем. С вокзала отправляются пригородные поезда по нескольким направлениям на Карельский перешеек (в Сестрорецк, Зеленогорск, Выборг, Приозерск). Между Санкт-Петербургом и Хельсинки ежедневно курсируют фирменные поезда «Репин», «Сибелиус». Их прибытие и отправление на вокзале сопровождается исполнением «Гимна Великому Городу».
Ладожский вокзал, построенный по проекту «Интеллектуальное здание» к 300-летию Санкт-Петербурга (в 2003 г.), является одним из крупнейших железнодорожных пассажирских терминалов в Европе, не имеющим аналогов в России и за рубежом. Вокзал отличают оригинальность архитектурно-планировочного решения (он возведен непосредственно над железной дорогой, здание вокзала совмещено с наземным вестибюлем станции метро «Ладожская»), применение современных технологий, высокий уровень автоматизации и сервиса. Главное назначение
вокзала - разгрузить Московский и Финляндский вокзалы, уменьшив их объем перевозок на Ириновском, Приозерском, Минском, Московском
направлениях
Вокзал рассчитан на прием/отправку 40 пригородных и 11 дальних поездов в сутки, максимальная расчетная вместимость для пассажиров дальнего следования составляет 3400 человек.
Вокзальные музеи
Вокзалы не только формируют крупные транспортные узлы, но и создают сеть локальных железнодорожных музеев:
в витринах главного зала Московского вокзала размещена выставка, посвященная истории Октябрьской железной дороги;
на Витебском вокзале демонстрируется макет первого железнодорожного поезда, проследовавшего по железной дороге в 1837 г.;
на Финляндском вокзале в стеклянном павильоне стоит паровоз № 293 - подарок Финляндии России в память о В.И. Ленине.
на бывшем Варшавском вокзале открыт Центральный музей железнодорожного транспорта, который имеет свою интересную историю.
В 1814 г. при Институте Корпуса путей сообщения в Санкт-Петербурге был основан музей железнодорожного транспорта. Сегодня фонды музея насчитывают 55 тыс. экспонатов. Модели паровозов, вагонов, мостов являются предметом искусства макетчиков, художников, станочников. В 2004 г. старейший технический музей мира отметил свое 190-летие. С уникальной экспозицией Центрального музея железнодорожного транспорта ежегодно знакомятся более 100 тыс. экскурсантов.
Наличие исторических железных дорог и сохранившегося подвижного состава позволило организовать ретротур «Вокруг Ладожского озера» на поезде, укомплектованном старинными вагонами и паровозами.
К числу уникальных аттракции в Санкт-Петербурге относятся действующая Детская железная дорога и историческая Царскосельская железная дорога, восстановление которой планируется в ближайшее время.
- Рецензенты: Биржаков Михаил Борисович,
- Асанова Ирина Маратовна.
- Глава 1. Туристский продукт. Рынок туристского продукта. Различные элементы рынка 15
- Глава 2. Стратегия развития туризма.
- Глава 3. Туристская индустрия и ее структура.
- Глава 4 структура регулирования
- Глава 5 международные акты, регулирующие различные виды туристской деятельности 152
- Глава 6. Развитие инфраструктуры туризма,
- Глава 7 социальные предпосылки
- Глава 1.
- Туристский продукт
- Туристские услуги
- Туристские товары
- Спрос, предложение, цена
- Рыночная конкуренция
- Участники рынка
- Глава 2.
- Глобализация
- Военные конфликты
- Визовые формальности
- Демографический фактор
- Занятость населения
- Прожиточный минимум (пм)
- Инвестирование
- Использование природных ресурсов
- Водные ресурсы
- Уровень шума
- Состояние атмосферного воздуха
- Развитие культурного туризма
- Культурные дестинации
- Автобусные перевозки
- Железнодорожные перевозки
- Водные перевозки
- Воздушные перевозки
- Чартерные перевозки
- Гостиницы
- Информирование туристов
- Страхование в туризме
- Обучение персонала
- Глава 3.
- Системы бронирования
- Организация бронирования
- «Галилео» (Galileo)
- «Амадеус» (Amadeus)
- «Фиделио» (Fidelio)
- «Габриэль» (Gabrielle)
- Российские системы бронирования и резервирования
- Глава 4.
- Глава 5.
- Глава 6.
- Водные коммуникации Санкт-Петербург
- Воздушные коммуникации
- Санкт-Петербург
- Автомобильные коммуникации
- Пешеходные зоны
- Телефонная связь
- Компьютерные системы
- Общественный транспорт
- Освещение
- Канализация
- Теплоснабжение
- Электроснабжение
- Энергоснабжение
- Спортивные сооружения
- Театры, концертные залы, цирк
- Фестивали
- Глава 7. Социальные предпосылки развития туризма в россии
- Новые виды страхования в туризме