Занятость населения
При разработке программ развития туризма важно выявить структуру фонда времени населения и бюджет свободного времени . Проведенные в 1997 - 1999 гг. социологические исследования использования бюджетного времени выявили следующие показатели (табл. 8).
Приведенные данные указывают на одну из причин недостаточного развития туризма в стране и объясняют лидерство США в мировом туризме.
В России велика еще доля бедного населения, происходит расслоение общества на бедных и богатых (табл. 9).
Отсутствие массового «среднего класса» сдерживает развитие туризма.
При низких доходах люди вынуждены жертвовать своим свободным временем в поисках дополнительного заработка. Они отказываются от отдыха, от путешествий. По данным Госкомстата наибольшее количество мест предоставляют отрасли, оказывающие услуги, в том числе и туристские - положительный фактор; но в то же время велика доля дополнительной работы в занятости населения - отрицательный фактор (табл. 10).
Распределение численности занятого населения по отраслям экономики по основной и дополнительной работе
в ноябре 2001 г.
Таблица 10
Основная работа Дополнительная работа
тыс. чел. в % к итогу тыс. чел. в % к итогу
Занятые 64644 100 2446 100
В отраслях, произ- ^ {Ш
водящих товары
Из них:
16148 25,0 231 9,4
промышленность
сельское и лесное ш, ^
хозяйство
в отраслях, оказы- 3789? ^
вающих услуги
Материалы обследований населения по проблемам занятости показали (на момент проведения исследования), что среди занятого населения 2,4 млн. чел. (3,8%) имели в ноябре 2001 г. дополнительную работу и 8,7 млн. чел. (13,5%) ее искали.
Денежные доходы населения
Жизненный уровень населения определяется уровнем денежных доходов (ДД) и уровнем цен на потребительские товары и услуги (ПЦ).
Россия - единственная в мире самодостаточная страна с богатейшими природными ресурсами, но в то же время постыдно низким прожиточным уровнем. Для выхода из сложившейся ситуации в России имеются все необходимые условия. На ее население, составляющее 2,4% от мирового, приходится 1/7 часть суши, 25% всех сырьевых ресурсов, в том числе 45% мировых запасов природного газа и 13% нефти, 23% запасов угля, свыше 20% запасов пресной воды. Леса России дают нашей планете свыше 30% кислорода.'121 Выгодно и географическое расположение страны. Территория России - сухопутный коридор между Европой и Азией, по которому проходят выгодные товарные потоки.
Но между реальными возможностями России, ее человеческим, научным, технологическим, сырьевым потенциалом, геополитическим по-
В последнее время ситуация в стране начала постепенно выправляться (табл. 11).
Приведенные данные указывают на 2 тенденции:
темпы роста ДД опережают темпы роста ПЦ;
это опережение сокращается, что отрицательно сказывается на жизненном уровне населения.
Усиление обеих тенденций носит позитивный характер. Среднедушевой месячный доход в 2003 г. вырос на 25% и составляет 5070 руб., средняя зарплата по стране увеличилась до 5722 руб.|25г1
- Рецензенты: Биржаков Михаил Борисович,
- Асанова Ирина Маратовна.
- Глава 1. Туристский продукт. Рынок туристского продукта. Различные элементы рынка 15
- Глава 2. Стратегия развития туризма.
- Глава 3. Туристская индустрия и ее структура.
- Глава 4 структура регулирования
- Глава 5 международные акты, регулирующие различные виды туристской деятельности 152
- Глава 6. Развитие инфраструктуры туризма,
- Глава 7 социальные предпосылки
- Глава 1.
- Туристский продукт
- Туристские услуги
- Туристские товары
- Спрос, предложение, цена
- Рыночная конкуренция
- Участники рынка
- Глава 2.
- Глобализация
- Военные конфликты
- Визовые формальности
- Демографический фактор
- Занятость населения
- Прожиточный минимум (пм)
- Инвестирование
- Использование природных ресурсов
- Водные ресурсы
- Уровень шума
- Состояние атмосферного воздуха
- Развитие культурного туризма
- Культурные дестинации
- Автобусные перевозки
- Железнодорожные перевозки
- Водные перевозки
- Воздушные перевозки
- Чартерные перевозки
- Гостиницы
- Информирование туристов
- Страхование в туризме
- Обучение персонала
- Глава 3.
- Системы бронирования
- Организация бронирования
- «Галилео» (Galileo)
- «Амадеус» (Amadeus)
- «Фиделио» (Fidelio)
- «Габриэль» (Gabrielle)
- Российские системы бронирования и резервирования
- Глава 4.
- Глава 5.
- Глава 6.
- Водные коммуникации Санкт-Петербург
- Воздушные коммуникации
- Санкт-Петербург
- Автомобильные коммуникации
- Пешеходные зоны
- Телефонная связь
- Компьютерные системы
- Общественный транспорт
- Освещение
- Канализация
- Теплоснабжение
- Электроснабжение
- Энергоснабжение
- Спортивные сооружения
- Театры, концертные залы, цирк
- Фестивали
- Глава 7. Социальные предпосылки развития туризма в россии
- Новые виды страхования в туризме