Глава 7 социальные предпосылки
РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ 260
Социальное значение туризма 260
Борьба с бедностью 261
Совершенствование системы оплаты труда 261
сокращение безработицы 262
Улучшение дгмографическои си i уации 264
борьба с беспризорностью 265
Поддержка семьи 268
разви гие систгмы образования 269
Проведение пенсионной реформы 274
Обеспечение безопасности в туризме 275
Развитие системы здравоохранения 281
Развитие системы ctpaxobaния 285
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 291
ПЕРЕЧЕНЬ ТАБЛИЦ 293
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 298
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ, УПОТРЕБЛЯЕМЫХ В КНИГЕ 302
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 314
ПРЕДИСЛОВИЕ
Туризм, обладая огромным экономическим, социальным, эмоциональным воздействием на человека, является важнейшим показателем социально-экономического состояния общества. Он оказывает значительное влияние на ключевые секторы экономики: транспорт, связь, торгов-ля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др. По прогнозам специалистов, XXI век будет веком ту-ризма, поэтому так важна эффективная организация сферы туризма. Как известно, термин «организация» употребляется в 2-х значениях: 1) систематированное сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей; общественная ячейка, выступающая в виде социального института; 2) процесс в виде отдельной функции правления. Применительно к сфере туризма, употребляется второе назчение слова «организация». Учитывая, что современный туризм - это многогранное явление, под сферой туризма понимается сложный межотраслевой комплекс, характеризующийся не только пределами распро-странения, но и средой (общественным окружением). Следовательно, организация сферы туризма» - это научно-практическая дисциплина, рассматривающая с учетом внешнего окружения возникновение и функционирование сферы туризма как сложного межотраслевого комплекса.
С возникновением туристского рынка в России появилась потребность в подготовке профессиональных туристских кадров.
С вводом в действие государственных образовательных стандартов (ГОСов) возникла необходимость в учебной литературе, соответствующей требованиям ГОСов, систематизирующей материал, распределенный по различным источникам. Эту задачу выполняет настоящее учебное пособие для студентов ВУЗов и колледжей (компаундная система обучения), специалистов туристской отрасли. Материал книги соответствует требованиям Государственных образовательных стандартов (ГОСов), действующих с 01.09.1998, по которым ведется обучение в настоящее время, и требованиям ГОСов «нового поколения», введенных в действие 01.09.2004.
В соответствии с требованием ГОСов от 01.09.2004 туризм пред-ставлен в учебном пособии как многогранное явление современного мира, всесторонне освещаются стратегия развития туризма в России, тури-ский продукт, туроператорская и турагентская деятельности в сфере туризма, а также услуги предприятий туриндустрии.
Представленный в издании теоретический материал подкреплен обширными фактическими данными. Приведенные разнообразные сведения по экономике, социологии, истории, географии, международному праву и другие могут быть использованы также при подготовке рефератов, докладов, выступлений, обозрений по соответствующим дисциплинам согласно ГОС от 01.09.2004: «Экологические основы природопользования», «Сервисная деятельность», «Стандартизация и сертификация туристских услуг», «Маркетинг туризма», «Туристское регионоведение России», «Правовое регулирование туристской деятельности», «Экономика отрасли», «Безопасность жизнедеятельности», «Организация внутреннего туризма», «Индустрия гостеприимства», «Организация транспортного обслуживания», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности» и др.
В книге использованы работы отечественных авторов: М.Б. Биржа-кова, А.В. Даринского, А.С. Запесоцкого, В.А Квартального, И.В. Зорина, Е.Н. Ильиной, Г.А. Карповой, Н.И. Волошина, B.C. Сенина, B.C. Ягья и др.
Настоящее учебное пособие (изд. 2-е, переработанное и дополненное) подготовлено А.Д. Кауровой на базе» лекций, прочитанных студентам и специалистам туристской отрасли в период 1991 - 2005 гг. Для лучшего усвоения материала в книгу включен словарь употребляемых в тексте терминов. Для удобства пользования изданием в конце книги приведены перечень таблиц и список сокращений с расшифровкой аббревиатур.
Широкое освещение новейших информационных технологий в туризме, перспективных направлений в развитии туристской деятельности поможет топ-менеджерам туристских организаций в стратегическом планировании своей деятельности, в разработке туров повышенного спроса. Студентам, предпринимателям, персоналу туристских предприятий и туристам сведения, представленные в настоящем пособии, будут полезны при знакомстве с туристским рынком, в частности, с вопросами конкуренции и ценообразования.
Издание предназначено для студентов ВУЗов и колледжей, обучающихся по программам туристских специализаций, слушателей профессиональных курсов, специалистов сферы туризма, персонала предприятий туристской индустрии и для широкого круга читателей, интересующихся туризмом.
ТУРИЗМ КАК МНОГОГРАННОЕ ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО МИРА
Туризм вошел в XXI в. как феноменальное явление мировой экономики. Это динамично развивающаяся отрасль, создающая экономическое единство и культурное разнообразие государств и регионов мира. Туризм обеспечивает свыше 10% мирового национального продукта. Известно, что доходы от туризма сопоставимы с доходами нефтегазодобывающей промышленности, автомобилестроением. Доходы от международного туризма в 1999 г. в 59 странах мира уже превысили $1 млрд., а общий доход от туризма в мире в 2000 г. составил $475,9 млрд., на 4,5% больше, чем в 1999 г.135'*1' Лидером являются США с общим доходом от туризма $74,9 млрд. Испания, Франция, Италия имеют доход около $30 млрд., Великобритания - $20 млрд., Германия, Китай, Австрия, Канада - по $10 млрд.
Туризм сегодня - один из самых прибыльных видов бизнеса. Для 38% стран мира туризм - главный источник дохода, а для 83% - один из пяти основных источников дохода. К 2005 г. ожидается выход туризма по темпам роста на первое место, уровень доходов в 2005 г. прогнозируется в $7,2 трлн.
О динамике развития туристской деятельности свидетельствует зарегистрированное число прибытий (табл. туР5*]'!23*!
По прогнозам Всемирной туристской организации (ВТО), число прибытий в 2010 г. составит 937 млн. чел., в 2020 г. - 1600 млн. чел.
Еще более высокими темпами возрастают экономические показатели туризма (табл. 2)
Помимо экономического эффекта сфера туризма имеет огромное социальное значение, предоставляя разнообразные рабочие места, обеспечивая занятость населения (см. гл. 7).
Уникальность туризма заключается в его неограниченных возможностях удовлетворять самые разнообразные потребности человека, обеспечивая восстановление его жизненных сил.
Для представителей туристской деятельности туризм - это область профессиональных контактов и интересов, для предпринимателей1 - сфера приложения капитала, включая строительство и эксплуатацию учреждений, организаций, комплексов отдыха и т.д.
Доля России с ее несметными природными богатствами в настоящее время в мировом туризме составляет всего лишь 1%. Это очень низкий показатель для такой огромной страны. Он свидетельствует о непонимании значения туризма для экономики страны. Перекос в туризме в сторону выездного туризма сказывается на бюджете страны, ежегодно наши соотечественники вывозят за границу из страны $11,5 млрд. {2,4% от мирового импорта услуг), а ввозится в страну иностранными туристами лишь $4 млрд. (менее 0,6% мирового экспорта), т.е. ежегодно теряется 1/10 часть бюджета страны.[37ж]
У России огромный туристский потенциал, разнообразные и уникальные ресурсы, высокая аттрактивность регионов. Многоукладность страны, наличие разных географических поясов создают предпосылки
для развития сельского, экологического, этнографического и других уникальных видов туризма.
В последние годы наметился медленный сдвиг экономики в сторону туризма. Специалисты предсказывают в ближайшие три года туристский бум. Перестройка в России, проведение различных реформ, русская экзотика все больше привлекают иностранцев в страну.
Полны экзотики казачьи туры, этнотуры в горные аулы, степные ки-биточные туры, северные туры на собачьих упряжках и другие полные приключений туры. Особенно популярными становятся приключенческие туры в русскую глубинку: в затопленные в половодье деревни, в заброшенные шахты, по разбитым ухабистым дорогам. Посещение объектов сталинской эпохи с советской символикой, участие в «субботниках» и «соцсоревнованиях», катание во время паводка на моторных лодках, рыб* ная ловля и уха из пойманной рыбы, охота на перепелов и т.д. создают российский колорит и оставляют незабываемые впечатления у туристов.
О заметном увеличении туристского потока свидетельствуют приведенные ниже показатели (табл. 3 и 4).
В настоящее время в стране формируется национальный туристский рынок, который становится частью мирового. Являясь одним из нажней-ших секторов мировой экономики, туризм, как сложный межотраслевой комплекс, должен обеспечить в недалеком будущем поступление иысоких доходов в бюджет страны. Понимание роли и места туризма как многогранного явления современного мира имеет огромное значение для развития национальной и мировой экономики.
- Рецензенты: Биржаков Михаил Борисович,
- Асанова Ирина Маратовна.
- Глава 1. Туристский продукт. Рынок туристского продукта. Различные элементы рынка 15
- Глава 2. Стратегия развития туризма.
- Глава 3. Туристская индустрия и ее структура.
- Глава 4 структура регулирования
- Глава 5 международные акты, регулирующие различные виды туристской деятельности 152
- Глава 6. Развитие инфраструктуры туризма,
- Глава 7 социальные предпосылки
- Глава 1.
- Туристский продукт
- Туристские услуги
- Туристские товары
- Спрос, предложение, цена
- Рыночная конкуренция
- Участники рынка
- Глава 2.
- Глобализация
- Военные конфликты
- Визовые формальности
- Демографический фактор
- Занятость населения
- Прожиточный минимум (пм)
- Инвестирование
- Использование природных ресурсов
- Водные ресурсы
- Уровень шума
- Состояние атмосферного воздуха
- Развитие культурного туризма
- Культурные дестинации
- Автобусные перевозки
- Железнодорожные перевозки
- Водные перевозки
- Воздушные перевозки
- Чартерные перевозки
- Гостиницы
- Информирование туристов
- Страхование в туризме
- Обучение персонала
- Глава 3.
- Системы бронирования
- Организация бронирования
- «Галилео» (Galileo)
- «Амадеус» (Amadeus)
- «Фиделио» (Fidelio)
- «Габриэль» (Gabrielle)
- Российские системы бронирования и резервирования
- Глава 4.
- Глава 5.
- Глава 6.
- Водные коммуникации Санкт-Петербург
- Воздушные коммуникации
- Санкт-Петербург
- Автомобильные коммуникации
- Пешеходные зоны
- Телефонная связь
- Компьютерные системы
- Общественный транспорт
- Освещение
- Канализация
- Теплоснабжение
- Электроснабжение
- Энергоснабжение
- Спортивные сооружения
- Театры, концертные залы, цирк
- Фестивали
- Глава 7. Социальные предпосылки развития туризма в россии
- Новые виды страхования в туризме