Глава 3.
ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ И ЕЕ СТРУКТУРА.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ТУРИСТСКОЙ
ИНДУСТРИИ
Туристская индустрия и ее составляющие
Рассмотренные в предыдущей главе факторы, определяющие развитие туризма, находятся во взаимодействии, которым определяется эффект влияния одного фактора на другой.
Взаимодействие - всеобщая форма связи предметов, явлений объективной действительности. Взаимодействие, охватывающее большое число элементов системы и проявляющееся в их согласованном движении, является коллективным взаимодействием.'101 Коллективное взаимодействие отличается более тесным сотрудничеством, приводит к слиянию И укрупнению предприятий, созданию различных многопрофильных объединений (корпораций, консорциумов, цепей (сетей), синдикатов и т.д.). В этом случае развитие туризма определяется возможностью предприятий:
консолидировать капитал, создавать достаточные финансовые ресурсы;
обеспечивать конкурентоспособность туристского продукта, занимать устойчивое положение на туристском рынке;
владеть современными технологиями, проводить эффективный маркетинг;
повышать профессиональный уровень персонала;
разрабатывать и осуществлять новые совместные программы, новые направления в туризме;
гарантировать туристам безопасность, укреплять их доверие, увеличивая туристские потоки;
реализовывать поощрительные программы для туристов и туристских фирм и многое другое.
Сфера туризма представляет собой сложный межотраслевой комплекс, основанный на взаимодействии многих отраслей экономики: пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, обществен-
ного питания, связи, здравоохранения, страхования, просвещения, культуры и т.д.
Каждая отрасль в туризме представлена группой однотипных предприятий, формирующих туристскую индустрию и выпускающих продукцию (услуги) однородного потребительского назначения.
Туристская индустрия характеризуется высокой степенью развития МТБ, массовостью и поточностью производства услуг, использованием механизации и автоматизации в процессах обслуживания. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дает определение туристской индустрии:
«туристская индустрия - совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков».
В проекте нового Федерального закона «О туризме и туристской индустрии в Российской Федерации», первые слушания которого состоялись в Государственной Думе осенью 2003 г., существенно обновлен и дополнен понятийный аппарат в сфере туризма. Законопроект ввел понятия объектов и субъектов туристской индустрии.
«...Л" объектам туристской индустрии относятся средства размещения и средства транспорта, предприятия общественного питания, культуры, развлечения и спорта, информационные ресурсы и информационные системы, а также средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий...
.. .туристские организации — субъекты туристской индустрии, основным видом деятельности которых является осуществление туроператорской и турагентской деятельности...»
Взаимодействие объектов и субъектов туристской индустрии предполагает использование достижений научно-технического прогресса, взаимопроникновение технологий, применение электронных систем обслуживания, включая Интернет, обеспечения быстрого, надежного и безопасного доступа к информации, распределенной по всему миру. Благодаря взаимодействию совершенствуются технологии обслуживания, обновляются способы предоставления услуг, повышается качество обслуживания, появляются новые виды туризма, развивается туристский бизнес.
Обыкновенный телефон стал для миллионов потребителей средством заказа и резервирования услуг, системой доступа к звуковой почте. Сотовые телефоны позволяют еще быстрее реагировать на проблемы туристов, а подключение к Интернет вообще в корне изменило представление о рыночном пространстве в туризме. Банки переходят на дистанционное обслуживание туристов, создают региональные и глобальные сети. Введение банкоматов в гостиницах, ресторанах, на вокзалах сделало банковские услуги доступными для туристов в течение 24 часов.
Использование в туризме космических технологий в виде спутниковой навигационной системы «Глонасс» позволяет проследить передвижение туристов и транспорта, получить информацию о возможных опасностях, возникающих заторах, аварийных ситуациях. Повышение спроса на такие системы стимулирует развитие электронной промышленности. Большие заказы в электронной промышленности ожидаются и с введением в целях безопасности гражданских электронных паспортов.
Развитие туристской индустрии, увеличение количества высокоразрядных отелей с высоким уровнем обслуживания требует высокообразованных и профессионально подготовленных специалистов. Развивается сеть образовательных учреждений в сфере туризма, укрепляется их взаимодействие с зарубежными школами.
Предприятия туристской индустрии представлены, прежде всего, гостиничным хозяйством: гостиницами, гостиничными комплексами, гостиничными цепями. Деятельность гостиниц рассмотрена в гл. 2. Рассмотрим подробнее деятельность гостиничных комплексов и гостиничных цепей и взаимодействие их составляющих.
Гостиничные комплексы
К гостиничным комплексам относят крупные центры по размещению и обслуживанию туристов. Их особенность заключается в комплексном характере предоставляемых услуг. Основными услугами являются размещение и питание. Помимо основных услуг гостиничные комплексы обеспечивают туристов целым рядом дополнительных услуг:
организация программ;
предоставление помещений для проведения конгрессов, съездов, симпозиумов, совещаний, занятий спортом;
лечение;
прокатные услуги и т.д.
Гостиничные комплексы являются объединениями на добровольной коммерческой основе с сохранением финансовой самостоятельности. Основу гостиничных комплексов составляет гостинично-ресторанное хозяйство. Несмотря на то, что предприятия общественного питания входят в единую систему гостиничных комплексов, они также вынуждены перемещать акценты с планирования рациона (меню) на планирование прибыльности в целом. С этой целью внедряются автоматизированные системы управления, компьютерные технологии, проводится постоянное обучение персонала и др.
Постоянно совершенствуются информационные системы гостиничных комплексов: вводится новая техника для служб информации и резервирования мест, внедряются автоматические кассовые аппараты, вводятся автоматические системы самообслуживания туристов, развиваются технологии по резервированию мест на транспортных средствах и продаже билетов.
Предприятия гостиничных комплексов, концентрируя финансовые, кадровые, организационные ресурсы, проводят дорогостоящее маркетинговое исследование, вкладывают значительные средства в масштабные рекламные компании, учреждают собственные специализированные периодические издания, разрабатывают и осуществляют мероприятия по связям с общественностью (PR), проводят масштабные презентации, представительные пресс-конференции и т.д., обеспечивая тем самым успешное развитие гостиничных комплексов в целом.191
Гостиничные цепи
Примером результативного взаимодействия в туризме является создание и развитие гостиничных цепей. За много веков гостиничный бизнес претерпел разные модели: от семейного владения до участия в международных отельных сетях. Сегодня в Америке 70% отелей объединены в сети, в Европе - 16%, в России пока только появляются первые гостиничные группы. Сейчас в мире свыше 100 гостиничных цепей с общим номерным фондом 2200 тыс. номеров (табл. 40).
Образование гостиничных цепей позволяет:
обеспечивать стабильное функционирование;
продвигать на рынок высокие стандарты обслуживания;
повышать уровень организации производства и конкурентоспособность;
иметь доступ к новым клиентским рынкам и разветвленным каналам продаж;
увеличивать загрузку до 20%;
♦ создавать узнаваемый образ гостиничного обслуживания (бренд*). Так, создание гостиничной цепи «Кемпински» начиналось в XIX
столетии с винного магазина, которым владел немецкий предприниматель
господин Кемпински. Развивая свой бизнес, Кемпински открыл ресторан, отличающийся высоким качеством обслуживания: к определенным сортам вин подавались соответствующие блюда. Меню содержало много «спецпредложений от шеф-повара» (фирменных блюд). Всевозможные деликатесы, сезонные угощения, привлекательные программы для гостей создавали атмосферу гостеприимства. Расширяя ассортимент услуг, Кемпински устроил при ресторане несколько комнат для гостей. Это послужило началом создания большого бизнес-отеля. XX век ознаменовался рядом перспективных приобретений. И в настоящее время в цепи свыше 30 отелей. Это отели класса «люкс» на престижных курортах, в известных городах. Флагманом отельной группы является «Kempinski Hotel Bristol Berlin» no прозвищу «Кемпи», являющийся резиденцией для знаменитостей. Гордость отеля - номер «люкс» («Presidential Suite»). Его площадь - 110 кв. м, целый «люкс-этаж». Гостиная номера обставлена английским антиквариатом, кабинет украшен фарфором Русско-Прусского Дома, ванная декорирована мрамором и золотом. Отель «Kempinski Atlantic» (Гамбург) демонстрирует новые технологии в сфере гостеприимства. Номер «люкс» («BMW Suite») отражает эстетику новой архитектурной модели в комплексе: это и высокие потолки с лепниной, и стилизованные элементы убранства роскошных автомобилей («BMW»), и спецосвещение в барах, и обитые кожей панели в буфетной, и хромированные детали в гостиной. Все выдержано в серебристо-серой цветовой гамме. Отели «Балчуг Кемпински» (Москва), «Гранд Отель Европа» (Санкт-Петербург) также отличаются изысканными интерьерами и высоким уровнем сервиса, привлекающим респектабельную клиентуру.
Элита гостиничного бизнеса - международная гостиничная цепь «Ассог» за 35 лет работы задействовала 4000 отелей в 90 странах мира. Объем продаж цепи составил в 2002 г. 7,139 млрд. евро. А начиналась цепь с развития транспортной инфраструктуры в окрестностях французского города Лилля. Первый отель будущей цепи «Novotel» был построен в 1967 г. вблизи аэропорта и автомагистрали. Пассажиропоток обеспечивал стабильную загрузку гостиницы. В свою очередь, создание туристской индустрии Лилля способствовало процветанию города. Не случайно Лилль на 2004 г. был объявлен культурной столицей Европы (наряду с итальянской Генуей).[33г1 Следующие гостиницы сети «Novotel» также строились в районах транспортных узлов. Это было массовое строительство небольших гостиниц на 60-80 номеров, по 15-20 гостиниц в год. В 1973 г. рядом с кольцевой дорогой вокруг Парижа был построен крупный «Novotel» на 600 номеров (32-й по счету). Увеличение туристских потоков требовало развития инфраструктуры туризма. И в 1982 г. «Novotel» сливается с сетью «Sofltel», несколькими ресторанными цепями, банкетными, сервис-
ными компаниями. Объединенная компания была переименована в «Ассог». «Ассог» - это гостиницы всех категорий от 1* до 5*, это 2-я по величине Мировая сеть туристских агентств, 3-я по величине во Франции сеть казино, Конференц-центров, это группа сервисных компаний, обслуживающих ежедневно 13 млн. чел.
Международная гостиничная ассоциация (МГА) подразделяет гостиничные цепи на три категории:
корпоративные цепи;
цепи независимых предприятий;
цепи по оказанию управленческих услуг.
В корпоративных цепях гостиница - «соискатель»* получает систему продаж, маркетинг, бренд, привлекательный имидж при условии жесткого соблюдения стандартов сети, ежегодных фиксированных членских взносов (независимо от доходов) и выплаты комиссионного вознаграждения за бронирование. За нарушение корпоративных норм отель может быть исключен из корпорации*. Примером такого объединения Может служить ассоциация «The Leading Hotels of the World», в которую входят 4 российских гостиницы: «Националь», «Балчуг Кемпински», «Ac-тория», «Гранд Отель Европа». В Сочи отели гостиничной цепи «Рэдис-сон САС» продают услуги под маркой «Лазурная».
Цепи независимых предприятий - объединения (консорциумы*) независимых отелей разного класса. Здесь нет навязывания стандартов сервиса. Консорциум обязан продвинуть отель на международный рынок, заключить договоры с крупными корпорантами, представлять интересы своих членов в системах резервирования. За это консорциум получает от гостиницы определенный процент от прибыли без фиксированных отчислений. Например, гостиница «Нептун» (Санкт-Петербург) входит в консорциум «Best Western Hotel», гостиница «Аэростар» (Москва) - в консорциум «Supranational Hotel».
Цепи по оказанию управленческих услуг - объединение гостиниц, работающих по «контракту на управление», обеспечивающему более тесное сотрудничество. Если владелец гостиницы не имеет достаточных опыта и знаний, не умеет управлять своим предприятием, он может заключить «контракт на управление» с опытной управленческой компанией (контрактором).
Контрактор должен:
иметь опыт и быть надежным;
владеть эффективной системой отчетности;
уметь общаться с клиентами;
управлять персоналом;
владеть успешными стратегиями;
иметь многократно доказанную работоспособность.
«Управление по контракту» - наиболее эффективная модель менеджмента, обеспечивающая повышение уровня доходов отеля. Доходы отельного оператора* состоят из вступительного взноса отеля - «соискателя» (от $100-500 тыс.), роялти* - 48% от валовой операционной прибыли, отчислений гостиницы на маркетинг, комиссионного вознаграждения гостиницы за каналы сбыта. Видов контрактов (договоров) может быть несколько:
на использование торговой марки (договор франчайзинга );
предоставление персонала и «ноу-хау» ;
участие в системе бронирования;
участие в техническом обслуживании.
В гостиничном бизнесе используются самые разнообразные формы сотрудничества. Широко используется сотрудничество по договору франчайзинга.
Международная Ассоциация Франчайзных организаций (МАФО) дает такое определение франчайзу: «длящиеся во времени взаимоотношения, по которым франчайзодатель* предоставляет защищенное в законном порядке право заниматься определенной предпринимательской деятельностью, а также помощь в управлении за вознаграждение от франчай-
* [30]
зополучателя ».
13% всего мирового продукта производится франчайзинговыми структурами. Лидером в области франчайзинга являются США. Более 350 американских корпораций, предоставляющих франшизу (договор франчайзинга), управляют не менее чем 30 тыс. торговыми точками в большинстве стран мира. Франчайзные отношения в туризме США сконцентрированы в сфере общественного питания, средствах размещения, курортных зонах, тематических парках.
Всего франчайзингом в США охвачено 7 млн. человек. Наибольшая концентрация американских франшиз наблюдается в Канаде, Японии, континентальной Европе, Великобритании. Гостиничные цепи, построенные по принципу франчайзинга, торгуют своим брендом. Владелец марки может принимать или не принимать участия в управлении сетевым отелем. Вариантов сотрудничества между сетью и гостиницей множество. По договору франчайзинга продается лицензия на использование торговой марки и прав на участие в маркетинге. Например, столичные отели «Мар-риотт Гранд», «Марриотт Роял», «Марриотт Тверская» управляются компанией «Marriott», владельцем бренда.
Гостиничная цепь «Marriott» - одна из крупнейших в мире. Суммарное число номеров в 13 странах мира составляет 86 тыс. Номера в 300
отелях сети оснащены высокоскоростным доступом в Интернет, кабельным ТВ, кофеварками, фенами, утюгами, гладильными досками. В России открыты 5 отелей этой цепи: 4 гостиницы - в Москве, 1 - в Самаре (4*). Номера класса «люкс», «сюит», фешенебельные рестораны, спортивные бары с боулингом и бильярдом, конгрессные залы, комнаты для деловых встреч, спортзалы, плавательные бассейны и многое другое обеспечивают высокую загрузку отелей. Все отели сети «Марриотт» отличаются неизменным идентичным* сервисом, который базируется на четком взаимодействии всех структур и поддерживается жестким контролем со стороны головного офиса. Все гостевые анкеты передаются в центральный офис, анализируются, по ним выводится «индекс удовлетворенности гостей», по которому устанавливаются бонусы* персонала. Жалобы рассматриваются в течение 24 часов, для постоянных гостей действуют корпоративные программы поощрения. Учитывая различные группы клиентов, их материальные возможности, сеть разрабатывает различные концепции (бренды), увеличивает объемы обслуживания. «Марриотт» первой ввела бренд таймшера «Vocation Club International». Гость может купить неделю отдыха в любом отеле этого бренда. Система включает кондоминиумы*, находящиеся во Флориде, Калифорнии, Бостоне, Испании, на Гавайях. В 1999 г. отели обслужили 100 тыс. клиентов. Для туристов «3-го возраста» разработан бренд «Senior Living Services». Отели этого бренда ориентированы на обслуживание пожилых людей с учетом их потребностей в заботе и общении. Бренд «Residence Inn by Marriott» предназначен для деловых туристов, находящихся в длительных поездках. Номера-апартаменты включают кабинет, гостиную, спальню, кухню, тренажерный зал, бассейн. Отели этого бренда предназначены для конгрессного туризма.
Уже упоминавшаяся гостиничная цепь «Ассог» также широко использует различные формы взаимодействия, интегрируя усилия в смежных областях: строит собственные отели, берет отели в аренду, создает совместные предприятия (СП), работает с гостиницами по договору франчайзинга, вводит «управление по контракту», интегрирует отели в единую информационную систему с созданием корпоративного сайта, позволяющего оформлять заявки в режиме он-лайн. 30% отелей являются собственностью цепи, 30% взяты в долгосрочную аренду, 30% работают по договору франчайзинга. Чаще используется «управление по контракту» в двух вариантах: с контролем и без контроля владельца марки. Оплата услуг цепи для отеля - «соискателя» включает:
процент от выручки (Basic Fee);
процент от прибыли (Incentiv Fee);
комиссионное вознаграждение за бронирование.
За свои расходы отель - «соискатель» получает:
доступ к международной клиентской базе корпорации;
использование бренда (узнаваемой торговой марки);
доступ к централизованной системе бронирования;
проведение эффективного маркетинга;
сотрудничество с сетью туристских агентств «Carlson Wagonlit Travel», входящей в корпорацию «Ассог»;
решение кадровых проблем.
В 1994 г. было создано СП, в котором 50% акций принадлежит «Ассог» и 50% акций - американской компании «Carlson», имеющей на рынке туризма 12000 терминалов в 140 странах мира. В 2000 г. была запущена совместная маркетинговая программа «Ассог» и Управления железной дороги Франции (SNCF) по продаже пакетов «ж.д. + отель». Тесное сотрудничество с компаниями «Air France» и «Go Voyages» привело к созданию другой маркетинговой программы: специализированных туров «авиаперелет + отель». Сегодня «Ассог» - лидер гостиничного бизнеса с сетью туроператоров и туристских агентств, с собственной туристской компанией «Novotour», активный участник американского и европейского туристских рынков. Под контролем компании находятся почти 600 туристских агентств во Франции, Бельгии, Испании, Португалии и других странах. Все активнее действует компания и на российском туристском рынке.
В 1992 г. в Москве был открыт «Шеротель» на 488 номеров - первый российский отель цепи «Новотель». Отель может работать в автономном режиме в течение 3-х дней при отключении от централизованного водоснабжения. Держателем 100% акций является «Аэрофлот», который в течение 10 лет инвестировал в проект $75 млн. Отель находится под западным управлением: 5 французских топ-менеджеров компании организовали «фирменную» школу, обучение в которой прошли 2,4 тыс. чел. персонала. В загрузке отеля 60% приходится на отдых экипажа и транзитных пассажиров, 22% - на туристов, 15% - на бизнесменов. 40% дохода отеля обеспечивает корпоративный клиент - «Аэрофлот». Еще Один отель «Новотель-Центр» построен в центре Москвы. Планируется строительство 4 отелей (3*) в Санкт-Петербурге, создание российской гостиничной сети из 12 - 15 отелей.
Взаимодействие гостиничной цепи «Ритц-Карлтон» с фирмой «Мерседес» привело к заключению соглашения о производстве совместного туристского продукта «ключ к роскоши». Туристу предлагается размещение в апартаментах «люкс», в его распоряжение ежедневно предо-
ставляется новый «Мерседес» с полным баком. Пробег автомобиля при этом не ограничивается.
Гостиничная цепь «Хаятт» («Hayatt») объединяет 207 отелей и курортов в 39 странах мира и включает 2 управленческих компании: «Hayatt Hotels Corporation» и «Hayat International Corporation». Первая компания сдает в аренду, работает по договору франчайзинга, контролирует 123 отеля и курорта в США, Канаде, Карибском бассейне. Вторая компания контролирует 62 отеля и 22 курорта в 39 странах, строит новых 16 отелей. Взаимодействие управленческих компаний создает предпосылки для успешного развития всей цепи.
Появление национальных гостиничных объединений в России также обусловлено взаимодействием предприятий. Например, московская гостиничная группа «А-отели» включает 3 гостиницы категории «две звезды»: «Академическая», «Узкое», «Спорт». Они формируют собственный бренд, имеют свою специфику. «Академическая» - центральная гостиница группы, «Узкое» - конференц-отель, «Спорт» - гостиница с экономическими тарифами.11'"*1 Взаимовыгодное сотрудничество позволяет гостиницам:
осуществлять единый менеджмент;
иметь централизованную бухгалтерию, общий отдел закупок;
заключать договоры с туристскими фирмами на все три отеля;
иметь единый центр бронирования;
проводить единую маркетинговую политику, совместную рекламную деятельность;
вводить спецтарифы в низкий сезон, тарифы выходного дня;
предлагать универсальные конференц-пакеты;
осуществлять единый уровень сервиса;
вводить общую униформу.
Развитие индустрии гостеприимства
Жесткая конкуренция на рынке гостиничных услуг заставляет предприятия не просто взаимодействовать, но и активно выстраивать свою деятельность на принципах гостеприимства. Для успешной туристской деятельности сегодня уже недостаточно одной развитой индустрии туризма, необходима новая философия* - философия гостеприимства. «Толковый словарь» В. Даля объясняет гостеприимство как радушие в приеме и угощении посетителей.
Гостеприимство - важнейшее потребительское свойство туристского продукта. Гостеприимство обеспечивается:
♦ созданием положительного образа туристской местности и об служивающих предприятий, формированием их привлекатель-
ности с помощью средств массовой информации, специальных газет и журналов, паблисити, рекламы;
стремлением обслуживающего персонала оказывать туристам услуги по правилу «клиент всегда прав», «клиент - дорогой желанный гость», «не клиент для нас, а мы - для клиента»;
предупредительным и уважительным отношением работников к туристам, исполнением их желаний по правилам «все для клиента», «что еще мы можем для вас сделать»;
оказанием помощи туристам в получении ими необходимой информации и услуг;
организацией разнообразного досуга, устройством видовых площадок, прогулочных маршрутов с беседками, укрытиями, с подробной и понятной информацией.
Гостеприимство - это то, что создает у гостя ощущение «дома вне дома» и формирует представление о предприятии, как об одном из лучших. Первые упоминания о гостеприимстве уходят в глубь веков. Летописи рассказывают нам о «Поучении» киевского князя Владимира Мономаха (1053 - 1125): «...более же всего чтите гостя, откуда бы к вам не пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком - то пищей и питьем; ибо они, проходя, прославят человека по всем землям или добрым или злым...»
Гостеприимство - это такое отношение к гостю, какое хотел бы иметь каждый служащий к себе, будучи в положении гостя. Гостеприимство - одно из движущих начал корпоративного бизнеса, тесного взаимодействия в туризме. Укрупнение и объединение предприятий, взаимосвязь межотраслевых комплексов, новые подходы в обслуживании привели к замене сервиса (когда гостю дают то, в чем он нуждается) на гостеприимство (когда гостя спрашивают о том, что еще могли бы сделать для него).
Гостиничная индустрия сменилась индустрией гостеприимства, массовым производством улыбок и радушия персонала (субъектов индустрии гостеприимства). Под индустрией гостеприимства понимается гармоничное сочетание:
производства туристских услуг;
комфортности и безопасности среды обитания туристов;
♦ гостеприимного поведения обслуживающего персонала.
Развивая гостеприимство, многие отели переходят на высокий уровень обслуживания, устраивают стильные, элегантные, просторные «президентские люксы», апартаменты с роскошными гостиными, респекта-
бельными столовыми, уютными спальнями, сверкающими ванными с джакузи, саунами. Эксклюзивность, уникальность во всем должны подчеркивать высокое положение гостей.
Взаимодействие персонала - основа гостеприимства - направлено на максимальное удовлетворение материальных, духовных и интеллектуальных потребностей туристов. Персонал - гордость любой гостиницы. Работа персонала многих гостиниц стала подчиняться «Кодексу корпоративной культуры», представляющему собой систему определенных традиций, корпоративных ритуалов.
Так, развивая гостеприимство, обучая персонал технологии гостеприимства, компания «Ассог» в 1985 г. открыла свою Академию, первое во Франции корпоративное образовательное учреждение, в котором изучают корпоративную культуру, технологию гостеприимства, различные формы менеджмента. Ежегодный тренинг в Академии проходят 90 тыс. сотрудников цепи.
Российские отели цепей «Шератон», «Хилтон» адаптируют свои корпоративные стандарты к местным условиям: дизайн выполняется с учетом местных традиций, встречу VIP-персон персонал проводит в национальных костюмах с традиционными «хлебом-солью». Персонал проходит обязательный тренинг по межличностному общению (вербальному и невербальному*), служебному этикету, профессиональному облику, обучается постановке и дикции голоса и т.д.
Реализация философии гостеприимства осуществляется под различными девизами, но все они направлены на повышение удовлетворенности туриста и, следовательно, на развитие туризма. Например, девиз гостеприимства гостиничной цепи «Новотель» - «Мы производим улыбки» обязывает персонал проявлять радушие, приветливость, предупредительность, откликаться на любые просьбы туристов с постоянной улыбкой на лице. Укрепляя внутренние структурные связи, «Новотель» в 2001 г. создал сайт, где каждый сотрудник компании мог оставить свои предложения по улучшению работы. За год было получено 1470 предложений, из которых 25% было немедленно внедрено в практику.
На концепцию «Гостеприимство как театр» ориентирована совместная деятельность многих гостиниц, предприятий общественного питания, культурных центров, туристских организаций. Например, программа экзотического тура в Кению включает сафари , дегустацию национальной кухни, знакомство с традициями и обычаями местного населения. Туристы посещают заповедник, где водятся гну, газели, зебры, буйволы, жирафы, антилопы, носороги, гиппопотамы, кабаны, львы, леопарды, гепарды, гиены, шакалы, рептилии, фламинго. Рестораны угоща-
ют туристов блюдами кенийской кухни: тушеной слонятиной, запеченными фламинго, мясом льва, крокодила.
Принципы восторженного восхищения своими гостями заложены в деятельность швейцарского отеля «Звездный дом», предлагающего туристам увлекательную программу «звездного перевоплощения», по которой туристу предоставляется прокат лимузина, платье популярной «звезды», организуется прохождение по «звездной дорожке», раздача «новоявленной звездой» автографов и другие особенности из жизни «звезд». Программа особенно пользуется успехом у деловых туристов.
Необычайная эластичность туризма позволяет не только смотреть вперед, но и оглядываться назад, используя исторические факты, реанимируя отжившие производства, выстраивая на взаимодействии новые направления, удовлетворяя любые желания туристов. Формируются новые программы ретроспективных туров (см. стр. 64), растет спрос туристов, увеличиваются туристские потоки.
Проявлением гостеприимства в туризме является реализация не просто туристских, но памятных эксклюзивных сувениров, напоминающих туристам об увлекательном путешествии и одновременно выполняющих рекламную функцию. Например, устаревшие двухэтажные автобусы «Рутмастеры» - один из символов британского образа жизни - позволили сформировать не только увлекательные туры, но и послужили основой для производства эксклюзивных памятных сувениров. Впервые двухэтажный транспорт в Англии появился в XIX в., 2-й этаж устраивался на крыше конки, омнибуса*, трамвая. «Рутмастеры» считались чудом техники: элегантный дизайн, удивительная фотогеничность, легкий корпус. Но со временем тесная кабина, узкая лестница, недостаточная устойчивость стали препятствием в производстве этих автобусов. Сотрудничество туроператоров с автоперевозчиками позволило перевести действующие автобусы на туристские маршруты, а фирмы - производители автобусов перешли на производство сувениров - сверхминиатюрных автобусов, необычайно популярных и активно раскупаемых туристами.
Развитие гостеприимства возможно только при активном взаимодействии, тесном сотрудничестве, внедрении общих передовых технологий. Так, разработка общих сервисных программ, реализация единых технологий гостеприимства позволили организовать в 1997 г. эффективное сотрудничество авиаперевозчиков «Аэрофлот», «Air France» и парижского аэропорта «Шарль де Голль». Обе компании совместно выполняют ежедневно 6 рейсов между Парижем и Москвой. У каждой компании своя квота* мест на каждом рейсе, но единые стандарты обслуживания, формирующие постоянную клиентуру, обеспечивающие стабильный рост туристских потоков.
Взаимодействие с туристской администрацией
Развитие туризма в значительной степени зависит от взаимодействия с местной туристской администрацией. Благодаря обоюдной заинтересованности туристских предприятий и администрации многие «забытые» уголки России начинают превращаться в туристскую «мекку».[22ж1 Вот несколько примеров такого сотрудничества.
О «вотчине Деда Мороза» в Великом Устюге известно далеко за пределами Вологодской области. Посещение Дедом Морозом Москвы, Санкт-Петербурга, других городов наполняет программы зимних туров новым содержанием. На полную реализацию проекта «Великий Устюг -родина Деда Мороза», открытие гостиницы в Великом Устюге выделено на 2004 - 2006 гг. 94 млн. руб.
Мало кто слышал о небольшом волжском городе Мышкине, пока там не открылись при содействии администрации интересные самобытные музеи: «Музей мыши», «Музей водки», «Музей валенка» и другие, пользующиеся повышенным спросом у туристов. Город преобразился, что называется, «на глазах».
Взаимодействие туристской администрации с туристскими предприятиями и организациями сделало Карелию рекордсменом по реализации туристских проектов. В 2003 г. в регионе вложено в развитие туристской инфраструктуры 200 млн. руб., рассмотрено и реализовано за последние 7 лет 90 различных проектов по туризму. Открытый в Петрозаводске туристско-информационный центр (ТИЦ) посещают ежедневно около тысячи туристов. Ассортимент предлагаемых туристских услуг разнообразен и обширен: поездки на Валаам, в Кижи, охота, рыбалка, сельский туризм, активный туризм, фермерский туризм, рафтинг , сафари на квад-роциклах, джипах, круизы по Онеге, Белому морю, лыжные походы, туры на снегоходах.
Взаимодействие туристских фирм с зарубежными партнерами, с международными культурными центрами, поддержка туристской администрации, сотрудничество Изборска с Эстонией позволили Пскову открыть ТИЦ по евростандарту, реализовать в области 3 международных проекта, организовать «событийные» туры, посвященные 1100-летию Пскова. На юбилейные торжества было израсходовано 131,9 млн. руб. С 1998 по 2002 г. количество туристов в Псковскую область увеличилось в 2 раза, на 10% увеличилось количество рабочих мест, на 27% возросли доходы гостиниц.
Успешное развитие туризма наблюдается и в Смоленской области. Поток иностранных туристов за 2002 г. увеличился в 1,5 раза, с 20 тыс. до 31 тыс., выпущен 20-минутный рекламный фильм, возрожда-
ется маршрут по городам-героям Смоленск - Минск - Брест, разработан тур, посвященный 200-летию со дня рождения М.И. Глинки (Смоленск -Ельня - Новоспасское).
6 ' рь^^рсы Нижегородской области и взаимодействие ад" ними судовладельцами в регионе создают условия дл i] 1 волжских круизов. Принята программа развития въс i -чпио туризма до 2006 г. По ней на 2004 г. выделено
128 чин
7 Г > плодотворное сотрудничество с представителями различи11 о к обсчащают туризм Татарстана новыми маршрутами, содержа к...,,, ..imi. .мм'раммами. Строительство нового моста через Каму соединило г>п|'стск11Й центр с Чистополем, Елабугой, Святым ключом, туристский ночкнциал которых позволил сформировать новые туры. Предстоящий iuOu-летний юбилей Казани (2006 г.) туроператоры сов местно с а;.1м;-:'--!.-!р:шией отмечают развитием «событийного» туризма. К услукгм туриоив - аквапарк, горнолыжный комплекс (11 трасс, 4 подъемник,' о.спшиц, 360 отдельных коттеджей, рассчитанных на 7 тыс. т\ pi'::".''. Сотрудничество с туристскими предприятиями других волжских. , -;ул)■;-.••:( позволило включить в программы волжских круизов 2 - 3-часоьь., '•■.■мнки судов в Казани, организовать экскурсии по столице Татарстан,'
llh-poi!/>.:ас штабное взаимодействие администрации и туроператоров республи: м Саха (Якутия) с российскими и зарубежными партнерами, участие в выставках в Берлине, Москве, Лондоне, проведение центральной L4-.itтанка-ярмарки туров по Сибири и ДВ, открытие ТИЦ и другое позволило принять программу развития туризма в республике до 2010 г. РеелгОлпка привлекает туристов своей уникальностью, экзотическими объекммп и мероприятиями. Всемирный музей мамонта, фестиваль «Полюс холода»-. Международные игры «Дети Азии» и другие значимые события вызывают большой интерес у инвесторов.!22ж1
Сопл,пшчество с администрацией охраняемых природных территорий создает усдс'кпя для развития в Беломорье экологического туризма, для оргашпсшпм туров «тюленьи смотрины». Туристы, доставленные вертолетом, проводят 2 часа на льдине, посещая тюленьи лежбища, общаясь с «бельками», не покидающими своих мест в ожидании матери. Значительную долю туристского потока составляют семейные туристы, родители с детьми.
Туризм является многофункциональным комплексом с разнообразными связями. Чем обширнее эти связи, чем теснее взаимодействие, тем активнее развивается туризм.
Взаимодействие с информационными системами
Интенсивное развитие туризма нуждается во взаимодействии с информационными системами. Туристские услуги - продукт «скоропортящийся», требующий немедленной реализации. Упущенная возможность продать туристскую продукцию теряется навсегда, принося убытки организаторам. Победу в борьбе за клиента празднует тот, кто первым вышел на рынок со своим предложением. Но оперативность без автоматизации рабочего процесса невозможна. Туристские предприятия и организации, не использующие сегодня новые технологии, завтра окажутся неконкурентоспособными.
В последние годы резко выросло число пользователей Интернетом (табл. 41;
В России количество пользователей персональными компьютерами в 2002 г. составило 22 млн. чел., пользователями Интернета - 4,5 млн. чел. Рост числа пользователей в 2001 г. составил 24%.
- Рецензенты: Биржаков Михаил Борисович,
- Асанова Ирина Маратовна.
- Глава 1. Туристский продукт. Рынок туристского продукта. Различные элементы рынка 15
- Глава 2. Стратегия развития туризма.
- Глава 3. Туристская индустрия и ее структура.
- Глава 4 структура регулирования
- Глава 5 международные акты, регулирующие различные виды туристской деятельности 152
- Глава 6. Развитие инфраструктуры туризма,
- Глава 7 социальные предпосылки
- Глава 1.
- Туристский продукт
- Туристские услуги
- Туристские товары
- Спрос, предложение, цена
- Рыночная конкуренция
- Участники рынка
- Глава 2.
- Глобализация
- Военные конфликты
- Визовые формальности
- Демографический фактор
- Занятость населения
- Прожиточный минимум (пм)
- Инвестирование
- Использование природных ресурсов
- Водные ресурсы
- Уровень шума
- Состояние атмосферного воздуха
- Развитие культурного туризма
- Культурные дестинации
- Автобусные перевозки
- Железнодорожные перевозки
- Водные перевозки
- Воздушные перевозки
- Чартерные перевозки
- Гостиницы
- Информирование туристов
- Страхование в туризме
- Обучение персонала
- Глава 3.
- Системы бронирования
- Организация бронирования
- «Галилео» (Galileo)
- «Амадеус» (Amadeus)
- «Фиделио» (Fidelio)
- «Габриэль» (Gabrielle)
- Российские системы бронирования и резервирования
- Глава 4.
- Глава 5.
- Глава 6.
- Водные коммуникации Санкт-Петербург
- Воздушные коммуникации
- Санкт-Петербург
- Автомобильные коммуникации
- Пешеходные зоны
- Телефонная связь
- Компьютерные системы
- Общественный транспорт
- Освещение
- Канализация
- Теплоснабжение
- Электроснабжение
- Энергоснабжение
- Спортивные сооружения
- Театры, концертные залы, цирк
- Фестивали
- Глава 7. Социальные предпосылки развития туризма в россии
- Новые виды страхования в туризме