Общественный транспорт
Главенствующая роль в пассажироперевозках принадлежит массовому общественному транспорту, задействованному в перевозках населения, главным образом, на работу и с работы. Объем таких перевозок составляет свыше 90% от общего объема. Общественный транспорт - это комплекс, включающий транспортные средства (подвижной состав), путевые устройства: рельсовые пути, тоннели, эстакады, мосты и путепро-
воды, станции, остановочные пункты, места для стоянок, депо, транспортные парки, гаражи, линейное устройство, диспетчерское управление и т.д. До середины XIX в. основным видом городского транспорта были извозчики. В 1847 г. в Санкт-Петербурге появились маршрутные общественные кареты (омнибусы). Для связи с пригородами существовали дилижансы. До революции в Санкт-Петербурге работали от 14 до 16 тыс. извозчиков, была широко развита сеть конножелезных и трамвайных маршрутов. По городу ходили 403 такси со скоростью не более 20 верст в час. У частных лиц имелось более 3000 легковых автомобилей, несколько десятков тысяч мотоциклов и велосипедов. Водными перевозками занимались пароходы, курсировавшие по Неве и Фонтанке. Развитию общественного транспорта уделяется пристальное внимание. Так, за счет городского бюджета только в 2004 г. было приобретено 35 трамваев, 49 троллейбусов, 254 автобуса. Это в 8 раз больше, чем в 2003 г.[45 г1
Трамвай
Самым старым видом массового пассажирского транспорта является городской трамвай, начало которому положила «конка», т.е. конножелез-ная дорога. Первые конки появились в середине XIX в. В 1863 г. вышло Постановление «Об устройстве в Санкт-Петербурге публичных экипажей», и на Невском проспекте появилась рельсовая колея с 4 разъездами. Перевозка осуществлялась по маршруту: Адмиралтейство - Невский проспект- Знаменская (пл. Восстания). В том же году «Первым товариществом конножелезных дорог» было проложено три линии: по Невскому, по Садовой, от Адмиралтейства до Академии художеств.
Работала в Санкт-Петербурге и вторая дорога (на паровой тяге) - от Военно-Медицинской академии до Кушелевки. В годы блокады паровая конка была восстановлена и поддерживала жизнь в осажденном городе. В 1877 г. движение конок было организовано уже по 26 маршрутам. Появились протяженные маршруты, например, от Знаменской пл. до Шлис-сельбургской заставы (южная часть пр. Обуховской обороны). С 1895 г. был запущен «ледяной трамвай», перевозивший горожан по льду Невы в зинее время.
К 1906 г. общая протяженность линий конножелезной дороги составляла 150 верст (32 маршрута). Максимальная скорость конки достигала 10 верст в час. Конка приносила большие доходы: в 1881 г. было перевезено 50 млн. чел. и получено около 2 млн. руб., в 1906 г. уже было перевезено 106 млн. чел. и доход составил 5 млн. руб.
Вагоны конки первоначально были одноэтажными (18 пассажиров), затем их заменили двухэтажными (48 пассажиров). Второй открытый
этаж назывался империалом. Управлял двумя лошадьми кучер (вожатый), билеты в вагоне продавал кондуктор.
К 1902 г. все конножелезные дороги перешли в городскому самоуправлению, и инженеры городской управы Г.О. Графтио и Я.М. Гаккель составили проект устройства петербургского трамвая.
Первый электрический трамай в городе пошел в сентябре 1907 г. по маршруту Александровский сад - Конногвардейский бульвар - Николаевский мост - 8-я линия Васильевского острова. К концу года было запущено еще 2 линии. Трамвайное движение развивалось достаточно быстро. В 1916 г. трамваи уже ходили по 27 маршрутам и перевезли 350 млн. чел. Скорость трамвая достигала 30 верст в час, протяженность маршрутов составляла около 150 верст.
Трамвай принес городской казне немалые доходы: в 1909 г. - 5 млн. руб., в 1910 г. - 18 млн. руб., в 1916 - 22 млн. руб. Билет стоил от 5 до 20 коп., с 1916 г. был введен единый билет (10 коп.), причем с 24 часов до часу ночи плата взималась в двойном размере.
Сегодня протяженность трамвайных путей составляет почти 900 км. Ежедневно из 9 трамвайных парков почти 1100 вагонов по 66 маршрутам перевозят около 3 млн. чел.
Программой развития трамвайной сети, трампарков и использования их территорий на 2005 - 2007 гг. предусмотрено инвестирование в размере 1265400 тыс. руб., будет приобретено 180 новых трамв.аев. К 2015 г. планируется запустить 5 новых трамвайных скоростных линий с вагонами повышенной комфортности и вместимости. 1-я линия соединит пл. Восстания с Купчино. В 2006 г. вступит в строй линия от станции метро Ладожская до Новочеркасского пр., откроется новый трамвайный парк «Ржевка-Пороховые».
Троллейбус
Троллейбус в городе появился в 1936 г. Сегодня протяженность троллейбусных линий, проложенных по 50 маршрутам, составляет около 600 км. В городе 6 троллейбусных парков и 1 трамвайно-троллейбусный парк обслуживают 850 машин.
Автобус
Первые автобусы в городе появились в 1907 г. Открытые и закрытые, одно- и двухэтажные, они перевозили горожан со скоростью до 16 км/час по маршрутам от Дворцовой площади до Витебского и Балтийского вокзалов.
До 1928 г. городской автобусный парк насчитывал 23 машины, купленные за границей. Благодаря созданию отечественной автомобильной
промышленности в 1933 г. в городе действовало уже 180 машин, было проложено 13 автобусных маршрутов. К концу 40-х гг. протяженность городских автомобильных дорог составляла 398 км и включала 30 маршрутов. Ежедневно на линию выходило 220 автобусов.
В годы войны автобусами по легендарной «Дороге жизни» было вывезено на Большую землю через Ладожское озеро более 200 тыс. чел.
В середине 90-х гг. автопарк Санкт-Петербурга насчитывал свыше 3200 автобусов. Город имел 10 автопарков, 218 городских, 126 - пригородных, 49 - междугородных маршрутов. Ежедневно на линию выпускалось 2200 атобусов.
Такси
Помимо автобусных парков город имеет 7 таксомоторных парков, насчитывающих свыше 2 тыс. легковых автомобилей.
Большую популярность в городе получили перевозки микроавтобусами - «маршрутными такси», так называемыми «маршрутками».
Метрополитен
Метрополитен (метро) отличается от других видов общественного транспорта большой пропускной способностью, регулярностью и высокой эксплуатационной скоростью движения поездов. Линии метро могут быть подземными (в тоннелях), наземными и надземными (на эстакадах).
Первая линия метро протяженностью 3,6 км появилась в Лондоне в 1860 г. Строительство метро в Москве началось в 1932 г. В проектировании первых станций метрополитена принимали участие видные архитекторы: В.Г. Гельфрейх, И.А. Фомин, А.В. Щусев. В Санкт-Петербурге первый метрополитеновский поезд был запущен в ноябре 1955 г. от Автово до пл. Восстания. Протяженность линии составила 10,8 км. За первый год своей работы Ленинградский метрополитен перевез 66 млн. пассажиров. Станции метро, представляющие собой архитектурные комплексы монументальных сооружений, напоминают подземные дворцы. Для удобства пассажиров многие станции снабжены большим количеством спусков. Например, из подземного вестибюля станции «Новочеркасская» можно выйти на площадь через 12 спусков-подъемов.t63rl В настоящее время общая эксплуатационная длина 4 линий метрополитена составляет 91,7 км, из 54 станций 48 станций имеют глубокое заложение (в толще кембрийских глин). Сегодня 62 вестибюля, 6 пересадочных узлов, 4 депо, 3,5 тыс. поездов, 12 тыс. работников метрополитена обеспечивают пассажиропоток до 47 тыс. чел/час или 3 млн. пассажиров в день. Метрополитен продолжает развиваться. После завершения строительства 47 км магистралей общая протяженность линий достигнет 180 км. Только
в 2005 г. дополнительно из федерального бюджета на нужды метрополитена выделено 405 млн. руб. для ускорения ввода в строй новых станций.
- Рецензенты: Биржаков Михаил Борисович,
- Асанова Ирина Маратовна.
- Глава 1. Туристский продукт. Рынок туристского продукта. Различные элементы рынка 15
- Глава 2. Стратегия развития туризма.
- Глава 3. Туристская индустрия и ее структура.
- Глава 4 структура регулирования
- Глава 5 международные акты, регулирующие различные виды туристской деятельности 152
- Глава 6. Развитие инфраструктуры туризма,
- Глава 7 социальные предпосылки
- Глава 1.
- Туристский продукт
- Туристские услуги
- Туристские товары
- Спрос, предложение, цена
- Рыночная конкуренция
- Участники рынка
- Глава 2.
- Глобализация
- Военные конфликты
- Визовые формальности
- Демографический фактор
- Занятость населения
- Прожиточный минимум (пм)
- Инвестирование
- Использование природных ресурсов
- Водные ресурсы
- Уровень шума
- Состояние атмосферного воздуха
- Развитие культурного туризма
- Культурные дестинации
- Автобусные перевозки
- Железнодорожные перевозки
- Водные перевозки
- Воздушные перевозки
- Чартерные перевозки
- Гостиницы
- Информирование туристов
- Страхование в туризме
- Обучение персонала
- Глава 3.
- Системы бронирования
- Организация бронирования
- «Галилео» (Galileo)
- «Амадеус» (Amadeus)
- «Фиделио» (Fidelio)
- «Габриэль» (Gabrielle)
- Российские системы бронирования и резервирования
- Глава 4.
- Глава 5.
- Глава 6.
- Водные коммуникации Санкт-Петербург
- Воздушные коммуникации
- Санкт-Петербург
- Автомобильные коммуникации
- Пешеходные зоны
- Телефонная связь
- Компьютерные системы
- Общественный транспорт
- Освещение
- Канализация
- Теплоснабжение
- Электроснабжение
- Энергоснабжение
- Спортивные сооружения
- Театры, концертные залы, цирк
- Фестивали
- Глава 7. Социальные предпосылки развития туризма в россии
- Новые виды страхования в туризме