Глава 5.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ
РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Одной из ключевых задач государственной политики в сфере туризма является разработка современного всеобъемлющего законодательства, интегрированного в правовое поле международного туризма. Важная роль в достижении этой цели принадлежит туристским организациям
(объединениям).
В соответствии с Законом РФ «Об основах туристской деятельности
в Российской Федерации»:
«туроператоры и турагенты в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут создавать объединения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации» (ст. 11);
туристы могут создавать на основе общности интересов общественные объединения в целях реализации права на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий. «Деятельность объединения туристов может быть направлена на организацию и содействие развитию самодеятельного туризма, просвещение населения в сфере туризма, защиту прав и интересов туристов, формирование общественного мнения о деятельности организаций туристской индустрии и решение иных задач» (ст. 12).
В соответствии с Гражданским кодексом РФ некоммерческие организации (объединения) могут создаваться в форме ассоциаций или союзов (ст. 121).
Классификация туристских организаций (объединений)
Объединения юридических и физических лиц в туризме своей деятельностью создают предпосылки для организации и координации туриз ма как в рамках страны, так и на международном уровне и классифицируются по следующим признакам:
национально-территориальному - международные, национальные, региональные;
общественно-государственному - правительственные, общест венные, частные;
виду деятельности - регулирующие, производственные, посреднические, обучающие, торговые, проектные и др.;
сфере деятельности - транспортные (авиационные, автобусные, железнодорожные, морские, речные, круизные), гостиничные, экскурсионные, переводческие и др.1161
Международные туристские организации
Постоянное расширение международного туристского обмена обу словило появление специализированных международных туристских ор ганизаций: ВТО, IATA, ICAO, РАТА и др. (см. также стр. 170). Всего в мире насчитывается свыше 200 международных туристских организаций. Туристские органи-
зации направляют свои усилия на создание международных правовых регламентов, изучение насущных проблем туризма, разработку важных рекомендаций по устойчивому развитию туризма. Деятельность международных, организаций вносит огромный вклад в развитие туризма. Международные туристские организации представляют государственные интересы стран мира и содействуют развитию мирового туризма. Опираясь на их деятельность, страны, регионы, области создают свои туристские организации для развития и продвижения туризма.'111
Вступление России в 2005 г. во Всемирную торговую организацию предполагает полную интеграцию российского законодательства в общеевропейское и международное право. Без участия туристских организаций решение этой проблемы было бы весьма проблематичным. Рассмотрим деятельность некоторых международных организаций.
Организация Объединенных Наций (ООН) - ведущая организация, осуществляющая правовое регулирование международного туризма. Г'лавной задачей ООН является поддержание и укрепление международного мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами.
ООН была создана 24 октября 1945 г., и с тех пор 24 октября ежегодно отмечается как День ООН. ООН объединяет 190 государств, штаб-квартира находится в Нью-Йорке, главными органами ООН являются: Генеральная ассамблея, Совет Безопасности, Секретариат, Международный суд и др. При ООН в ноябре 1946 г. было создано специализированное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры -ЮНЕСКО. Огромное внимание ООН уделяет охране окружающей среды, сохранению природных богатств планеты.
В рамках ООН были разработаны и приняты основные международные конвенции по вопросам правового регулирования международного туризма. На конференции ООН по международному туризму и путешествиям (1963 г.) отмечалось социальное, образовательное, культурное значение туризма, его значительная роль в развитии доброй воли и взаимоотношений между странами и в сохранении мира. Конференция призвала правительства стран «играть роль стимулятора и координатора различных сторон национальной туристской деятельности» и рекомендовала предоставить национальным туристским организациям «права и ресурсы, необходимые им для принятия более эффективных мер, как этого желают правительства, в деле развития международного и внутреннего туризма». Рекомендации Конференции послужили основой для формирования национальной туристской политики, а разделение понятий «временный посетитель», «турист», «экскурсант» внесло определенность в статистику туризма.
5 декабря 1969 г. Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию по созданию специализированной международной организации по туризму. Всемирная туристская организация (ВТО) (World Tourism Organization - WTO) - самая известная и признанная в туристском мире специализированная организация - была основана 2 января 1975 г. путем преобразования неправительственного Международного союза официальных туристских организаций (МСОТО) в межправительственную организацию, действующую под патронажем ООН.
ВТО - крупнейшая межправительственная организация, объединяющая 143 государства, 350 присоединившихся (аффилированных*) членов (туристских фирм, авиакомпаний, гостиничных цепей, общественных организаций, образовательных учреждений). Бюджет ВТО на 2002 г. составлял $19,5 млн. Устав ВТО был принят 27 сентября 1975 г. Начиная с 1980 г. эта дата широко отмечается как Всемирный день туризма. Ежегодно к этому дню подводятся итоги работы предприятий туристской индустрии, присуждаются профессиональные премии по 9 номинациям: «Лучшая гостиница», «За организацию выставочной деятельности», «За большой вклад в развитие туристских программ для детей и юношества» и др.'34*1
Каждые 4 года ВТО созывает сессии Генеральной ассамблеи, на которых утверждаются общие программы работы ВТО. Между сессиями Генеральной ассамблеи работает Исполнительный совет ВТО. Штаб-квартира ВТО находится в Мадриде (Испания). В 2002 г. в Санкт-Петер-
бурге проходила 69 сессия Исполнительного совета ВТО, в состав которого входит 29 государств. Россия была принята в состав Исполсовета только в 2001 г., и уже в 2002 г. ее избрали Председателем этого органа на 2003 г. На 71 сессии Исполсовета ВТО решался организационный вопрос о преобразовании ВТО в специализированное учреждение ООН. Была создана рабочая группа по внесению дополнений, изменений в Устав ВТО. Вхождение ВТО в структуру ООН повысит ее статус и усилит влияние на мировой туризм. На 72 сессии ВТО (24.10.2003), впервые в практике этой организации, Россия единогласно была вновь избрана Председателем Исполнительного совета ВТО на 2004 г. В этом проявилось признание нашей страны в качестве активного участника мирового туристского рынка. Для России это избрание - мощная реклама, повышение инвестиционной привлекательности. Статус России в ВТО необычайно высок, ее мнение стало авторитетным, позиция по ряду вопросов -решающей.
ВТО постоянно готовит анализ тенденций развития мирового туризма, на основе которых каждая страна строит свои прогнозы. Для оценки состояния мирового рынка туризма специалистами ВТО разработана специальная пятибалльная шкала:123ж]
- «значительно хуже»;
- «хуже»;
- «аналогично предыдущему периоду»;
- «лучше»;
- «значительно лучше».
В целом оценка ситуации на международном туристском рынке в 2003 г. по пятибалльной шкале составила с января по апрель - 2,8 балла; с мая по август - 3,2 балла, сентябрь - декабрь - 3,6 балла.
Состояние региональных мировых туристских рынков по той же шкале представлено в табл. 46.'23ж)
По данным ВТО, туристская индустрия демонстрирует самый большой рост среди мировых экономических отраслей. Выручка международного туризма возрастает в среднем на 9% ежегодно в течение последних 16 лет. В 2000 г. она достигла $476 млрд. Число прибытий за тот же период возросло на 4,6% и в 2000 г. составило $698 млн.136ж) Долю делового туризма ВТО оценивает в 30% от мирового туристского потока. По статистике ВТО уровень расходов деловых туристов в 3 раза выше расходов среднестатистического «отдыхающего» туриста.
ВТО разработан проект «Всемирный туризм: прогноз до 2000 г. и на последующий период», в котором даны основные характеристики туризма, прогноз туристской активности, перспективы роста туризма по регионам, экономическое и финансовое развитие, демографические, социальные, политические, законодательные и нормативные изменения. По прогнозам ВТО, международные прибытия достигнут к 2010 г. 1 млрд., доходы в мировой индустрии вырастут до $1,5 трлн.[36ж1 Туристы будут отдавать предпочтение поездкам на короткие расстояния с более частными целями. Пакетные туры будут постепенно уходить в прошлое. Возрастет роль Интернет-технологий при планировании и бронировании поездки, будут востребованы новые виды отдыха, а не новые маршруты, возрастет роль оздоровительных программ, образовательного туризма. Туроператоры должны будут разнообразить и индивидуализировать предлагаемый туристский продукт. Все более широкое распространение получит самодеятельный туризм, особенно среди опытных путешественников, которые умело используют дешевые авиалинии, автостоп, Интернет.
«Среднестатический турист будет комбинировать проживание в высококлассном отеле с перелетом на курорт рейсом бюджетной авиакомпании, а обеды в точках «фаст-фуд» - с роскошным ужином в дорогих ресторанах», - говорится в прогнозах ВТО. С участием ВТО подготовлены и проведены крупные международные мероприятия в сфере туризма:
♦ Всемирная конференция по туризму в Маниле (Филиппины) -1980 г., принявшая Манильскую декларацию Всемирной конференции по туризму;
Всемирное совещание по туризму в Акапулько (Мексика) -1982 г., одобрившее Документ Акапулько;
Межпарламентская конференция по туризму в Гааге (Нидерланды) - 1989 г., принявшая Гаагскую декларацию по туризму;
в 1985 г. VI сессия Генеральной ассамблеи ВТО одобрила важнейшие международные документы, в которых отражена взаимосвязь права на отдых и социального прогресса - «Хартия туризма» и «Кодекс туриста».
Проведение XVI Генеральной ассамблеи ВТО в 2005 г. в Сенегале (впервые на африканском континенте) расширит рамки международного туризма, поднимет его на новую ступень развития. Большое внимание ВТО уделяет текущим проблемам в туризме: реализации чартерных программ, упрощению визового режима, гарантированному финансовому обеспечению туристов, расширению рекламных возможностей за рубежом, снижению стоимости авиаперелетов, работе с мировыми банками по программам финансирования туризма, разработке стандартов услуг для мировой туристской отрасли и многим другим проблемам.
Международные документы, разработанные ВТО, служат основой национального туристского законодательства, обеспечивая его гармонизацию с международным правом. Деятельность этой авторитетной организации направлена на развитие взаимодействия и обмен опытом между представителями туристской индустрии разных стран. Программы и инициативы ВТО расширяют и укрепляют международное сотрудничество, раздвигают рамки правового поля в туризме.
Полноправным членом ВТО (с 1997 г.) является Российский Союз Туристской Индустрии - РСТ (до 2001 г. - Российская Ассоциация Туристских Агентств - РАТА). Организация, основанная в 1993 г. и объединяющая сегодня около 1000 туристских фирм, гостиниц, санаториев, учебных заведений, СМИ, страховых и транспортных компаний, предприятий отдыха, развлечений и др., является крупнейшим предпринимательским союзом туристской отрасли России. Главная цель Союза -создание в России цивилизованного туристского рынка, поддержка развития туризма в России и субъектах Федерации, участие в работе законодательных и исполнительных органов власти, повышение вклада туристской индустрии в развитие экономики, создание новых рабочих мест.
В составе РСТ действуют различные комитеты, комиссии, региональные отделения РСТ, из которых наиболее крупным и динамично развивающимся является Северо-Западное региональное отделение (СЗРО РСТ) в г. Санкт-Петербурге. СЗРО РСТ является одним из организаторов реги-
ональных и международных туристских выставок, фестивалей, проводит семинары, конференции, деловые встречи, реализует обучающие программы для работников туристской сферы. При участии СЗРО РСТ в 1999 г. создана Туристская Информационная служба Северо-Западного
региона.
Международная ассоциация воздушного транспорта - IATA (International Air Transport Assciation) - всемирная организация международных авиаперевозчиков, основана в 1919 г. и реорганизована в 1945 г. В нее входит свыше 270 авиапредприятий из 120 стран мира.
IATA постоянно следит за состоянием мирового рынка авиаперевозок, за динамикой объемов туристских потоков. Так, по данным IATA, международные пассажирские авиаперевозки на конец 2003 г.:123ж)
уменьшились: в Северной Америке на 10%, в Южной и Латинской Америке на 1,8%, в АТР - на 14,4%;
увеличились: в Южной Африке - на 8,9%, в Европе - на 0,1%, на Ближнем Востоке - на 9,0%.
Главная функция IATA - упорядочение международного авиасообщения, введение единых правил авиаперевозки, установление согласованных тарифов на международных маршрутах. Ежегодно IATA проводит Генеральные ассамблеи, транспортные конференции, на которых рассматриваются вопросы взаимодействия авиакомпаний, достигаются взаимовыгодные договоренности, формируются системы частных авиакомпаний. IATA условно делит всю территорию земного шара на три региона или конференции и старается установить согласованные тарифы, общие правила и единые стандарты сервиса как в рамках каждой конференции, так и между ними.
Специальное отделение IATA - Международная организация агентов авиакомпаний - IATAN развивает сотрудничество с турагентами, прошедшими процедуру аккредитации. Членами IATA являются около 300 авиакомпаний, совершающие международные полеты. В их числе российские авиакомпании «Трансаэро», «Пулково», «Внуковские авиалинии», «Аэрофлот», «Сибирь», «Волга - Днепр», многие туристские фирмы. IATA является членом ICAO.
Международная организация гражданской авиации (International Civil Aviation Organisation - ICAO) учреждена Чикагской конвенцией в1944 г., работает под эгидой ООН.
Главной задачей ICAO является развитие и обеспечение безопасного, специализированного и экономически эффективного международного рынка авиаперевозок согласно международным стандартам и нормам.
Членами ICAO являются около 200 государств, в т.ч. и Россия. ICAO тесно взаимодействует с организациями:
Международным информационным союзом;
Всемирной метеорологической организацией;
Международным союзом электрических сообщений (коммуникаций);
Всемирным почтовым союзом;
♦ Международной морской организацией. Азиатско-Тихоокеанская туристская ассоциация (РАТА - Pacific
Asia Travel Association) основана в 1951 г. для развития, продвижения и содействия туризму в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Ассоциация объединяет около 40 стран, которые обмениваются идеями, решают общие вопросы по развитию туризма. На ежегодных конференциях Ассоциации рассматриваются стратегическое планирование, вопросы взаимодействия, программы по менеджменту и маркетингу в туризме, подводятся итоги большой исследовательской работы. Секретариат РАТА расположен в Сан-Франциско (Калифорния), основные офисы - в Сингапуре, Сиднее, Сан-Франциско.
Международная Ассоциация Франчайзных организаций (МАФО) координирует взаимодействие во франчайзинге, разрабатывает рекомендации, унифицирует понятия. Разработанные МАФО документы вносят определенный порядок во взаимодействие участников туристского рынка.
Международная организация туристской прессы (МФТП) разрабатывает рекомендации, осуществляет мониторинг развития туризма, рекламной деятельности, проводит конкурсы, присуждает премии. Так, по итогам 2002 г. египетскому городу-курорту «Шарм-эль-Шейх» были присуждены призы за успехи в развитии туризма при бережном отноше-
Г15ж1
нии к окружающей среде.' J
Международная ассоциация гостиничного и ресторанного бизнеса (IH&RA, IHRA) проводит ежегодные конгрессы, организует встречи, определяет цели и задачи на перспективу. Рекомендации ассоциации координируют гостиничную и ресторанную деятельность, составляют основу стратегического* планирования. Активным членом IH&RA является Российская гостиничная ассоциация (РГА), объединяющая свыше 50 крупнейших предприятий гостиничного бизнеса страны. Целями РГА являются: содействие развитию отечественной гостиничной индустрии, активное продвижение ее на туристский рынок, развитие корпоративного взаимодействия, защита интересов национальных производителей гости-
ничных услуг, рекламно-информационная, издательская, выставочная деятельность и многое другое.
Европейское сообщество (ЕС) - союз 25 стран Европы, объединившихся для дальнейшего продвижения вперед и действующих по единым стандартам ЕС. Для присоединения к ЕС страны-соискатели должны выполнить около 30 требований в экономике, политике, общественной жизни. Особенное внимание обращается на ход реформ в каждой стране.
Комиссия Европейского Сообщества занимается организацией работы ради будущего европейского туризма, готовит сообщения для Совета Европарламента, Комитета по экономическим и социальным вопросам, Комитетов регионов. В своем сообщении (2001 г.) Комиссия ЕС отметила, что туристская отрасль в Евросоюзе представлена 2 млн. малых и средних компаний, на них приходится около 5% ВВП и от 3 до 8% рабочих мест. Отмечена растущая тенденция к концентрации и усилению вертикальной интеграции. 80% объема туристских потоков составляют индивидуальные и семейные туристы, 20% - бизнес-туристы. Европа -самый посещаемый регион в мире. В следующие 20 - 25 лет европейский туризм удвоится, рост прибыли составит 3%, занятость населения в туризме увеличится на 15% в ближайшие 10 лет. Основным направлением в Европе будет развлекательный туризм. К 2020 г. население старше 65 лет возрастет на 17 млн., здоровье будет улучшаться, благосостояние - повышаться. Люди 50 - 65 лет, еще достаточно активные, имеющие хорошее финансовое положение и свободные от семейных обязанностей, представляют наиболее значимый сегмент туристского рынка. Основное направление их интересов - знакомство с культурным и природным наследием. Возрастет на 10% туризм людей с ограниченными возможностями. Большое внимание уделяется проблемам устойчивого развития туризма: в качестве основных направлений рекомендуется смещение туристских сезонов, уменьшение концентрации туристской активности во время пикового пер иода.[Мж|
Евросоюзом успешно реализуется проект «Культурная столица Европы», по которому культурной столицей ежегодно объявляется город, обладающий значительным культурным наследием. Статус культурной столицы обеспечивает рост доходов, развитие туристской индустрии, подъем экономики. Мастера культуры со всей Европы съезжаются на гастроли. Открываются выставки, проводятся концерты, фестивали, театральные постановки. Интерес к этим мероприятиям резко увеличивает приток туристов, туры раскупаются заблаговременно. Так, малоизвестный австрийский город Грац, объявленный в 2003 г. культурной сто-
лицей Европы, сразу привлек к себе внимание туроператоров и успешно продвинулся на мировой туристский рынок.
Сектор железнодорожных пассажирских перевозок ЕС с целью выхода из стагнации , оживления движения предложил новые подходы в организации железнодорожных перевозок. Гарантируется 100%-й возврат стоимости билета пассажиру при опоздании поезда на 1 час (при 2-х часовом рейсе) и при опоздании на 2 часа (при большей продолжительности рейса).
Введение странами ЕС единой валюты (евро) повышает прозрачность ценообразования, упрощает взаиморасчеты. Инициатива ЕС формирует положительный имидж региона и делают Европу более привлекательной для туризма (см. также стр. 255).
Всемирная ассоциация в поддержку образования и подготовки кадров в сфере туризма и гостиничного бизнеса (AMFORHT) рассматривает проблемы профессиональной подготовки кадров. Рекомендации организации были учтены Министерством труда и соиального развития, которое утвердило в 1999 г. Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к специалистам предприятий туристской индустрии. На основе принятых профстандартов разработаны новые стандарты для сферы туристского образования (ГОСы).
Ассоциация европейских школ гостиничного бизнеса (EURHODIR) -разрабатывает рекомендации по развитию индустрии гостеприимства, продвигает на рынок стандарты качества гостиничного обслуживания. Особое внимание уделяется языковой подготовке персонала, разрабатываются методики и технологии тренинга персонала. Летом 2003 г. в Москве проходила Международная конференция, организованная Ассоциацией. На конференции рассматривались вопросы повышения профессионального мастерства персонала, языковой практики работников сферы гостеприимства.
Европейская комиссия по туризму (ETC) рекламирует Европу на мировом туристском рынке. Это некоммерческая маркетинговая структура, созданная в 1948 г. при Организации Экономического сотрудничества и развития. С 1967 г. ETC стала самостоятельной организацией.
Национальные туристские администрации (НТА) - специализированные правительственные организации (министерства) развитых стран, которые успешно:
формируют и разрабатывают туристский продукт;
продвигают туристский продукт на туристский рынок;
решают многие локальные задачи;
♦ разрабатывают маркетинг;
♦ изучают потенциальную аудиторию (незанятый сегмент рынка). В России пока такой специализированной туристской администра ции (НТА) нет, что отрицательно сказывается на развитии туризма.
Обмен туристской информацией, изучение статистики по международному туризму, прогнозирование развития туризма, стратегический маркетинг, поддержание экономической стабильности, развитие индустрии гостеприимства и многое другое составляют основное содержание деятельности туристских организаций. Документы, создаваемые международными туристскими организациями, имеют огромное значение для развития международного туризма. Они обеспечивают гармонизацию международного и национального законодательств, унифицируют нормы международного права, формируют четкое взаимодействие всех участников туристского рынка и создают основу для национального туристского права. К числу наиболее влиятельных относятся следующие документы:
Общая резолюция Римской конференции ООН по международному туризму и путешествиям (1963 г.);
Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.);
Международные гостиничные правила, одобренные Советом Международной гостиничной ассоциации (МГА) в 1981 г.;
Итоговый документ Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1989 г.);
Кодекс отношений между гостиницами и туристскими агентствами, принятый Всемирной федерацией ассоциаций туристских агентств (УФТАА) и МГА (1991 г.);
Соглашение и Стандартный контракт между отелем и перевозчиком, принятые МГА и Международным союзом участников дорожного траспорта (1994 г.);
Типовой контракт, подлежащий подписанию туристским агентством и клиентом согласно Директиве Европейского экономического союза (ЕЭС), принятой в 1995 г.;
Монреальская декларация, принятая Генеральной ассамблеей Международного бюро социального туризма и призвавшая к гуманному и социальному видению туризма (1996 г.);
Манильская декларация по социальному воздействию туризма, принятая Всемирным совещанием руководителей сферы туризма (1997 г.);
♦ Соглашение об единых условиях для периодических техосмотров, принятое Ассоциацией международных автоперевозчиков, объединяющей автоперевозчиков пассажиров и грузов (АСМАП) в 2003 г. и многие другие. Этот перечень можно еще долго продолжать.
Этапы развития российского туристского законода тельства
Активная деятельность туристских организаций, созданных в послевоенный период, быстро сформировала устойчивые международные туристские связи, обеспечила стабильное развитие индустрии туризма, рост числа прибытий в Африке, Европе, Америке. Несмотря на возникающие в отдельных странах политические и экономические кризисы, мировой туризм продолжал устойчиво развиваться, проявляя способность к быстрому восстановлению своих объемов. Россия же, будучи «страной за железным занавесом», выпала из процесса интернационализации социально-экономических отношений, что отразилось и на состоянии российского туризма, и на формировании туристского законодательства. В развитии российского туристского законодательства можно выделить 4 основных этапа.
1 этап - 1917 - 1985 гг. - характеризуется отсутствием специального законодательства по туризму. Регулирование туристской деятельности осуществлялось на ведомственном уровне. В общественной жизни этого периода основным направлением было полное искоренение частного права. Ленинский декрет от 12.04.1918 «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработка проектов памятников Российской социалистической революции» не способствовал развитию туризма. Постановлением Совета Труда и Обороны «Об организации государственного акционерного общества по иностранному туризму в СССР» (1929 г.) туризм был разделен на внешний и внутренний. В Конституции СССР (ст. 41) туризм получил свое конституционное признание, которое носило формальный характер. Это были первые незначительные шаги в формировании национального законодательства по туризму.
2 этап - 1985 - 1994 гг. - характеризуется активным созданием национального туристского законодательства. Документы ведомственного правового регулирования заменяются на нормативные правовые акты большей юридической силы (Федеральные законы, ГОСТы, Правила и др.). Сформировалась обширная нормативная правовая база по туризму.
Но российское законодательство еще не было интегрировано (от лат. integratio - восстановление, объединение) в международное правовое пространство. Оно отражало особенности переходного периода от плановой экономики к рыночным отношениям. Положения Манильской декларации о мировом туризме (1980 г.), Хартии туризма (1985 г.) и других важнейших международных актов практически не отражались в российском законодательстве. Отсутствовала концепция государственного регулирования туризма. В законодательстве не были закреплены принципы, способы, цели государственного регулирования туристской деятельности.
3 этап - с 1994 г. до конца 90-х гг. - характеризуется созданием сис темы государственного регулирования туристской деятельности. В этот период законодательная база становится комплексной, принимается Гра жданский кодекс РФ, отражающий итоги коренных преобразований в экономике страны, в создании свободного рынка товаров, работ, услуг, принимается Федеральный закон РФ «Об основах туристской деятель ности в Российской Федерации» (1996 г.), закрепивший принципы госу дарственной политики на создание туристского рынка в России, и другие важнейшие документы.
Но спешный характер формирования нормативной правовой базы отразился в ее коллизионности* (от лат. collisio - столкновение противоположных взглядов, стремлений, интересов).
4 этап - начало нового столетия - характеризуется сменой переход ного периода на период интенсивного формирования рыночной экономи ки страны, интеграции ее в мировую экономическую систему. Вступление России во Всемирную торговую организацию дает множество преиму ществ стране:[2г1
снижаются пошлины с наших компаний (включая туристские);
облегчается доступ российских товаров (услуг) на западный (мировой) рынок;
увеличивается доверие к России, что послужит привлечением инвестиций в нашу страну.
По условиям вступления во Всемирную торговую организацию законодательство России приводится в полное соответствие с международным правом. Благодаря этому в сфере туризма обеспечиваются:
укрепление взаимодействия отраслей туристского бизнеса и информационно-производственных структур;
стимулирование поиска партнеров в различных регионах и уголках мира и установление с ними прочных договорных отношений;
гарантированный высокий уровень обслуживания и в итоге -доверие потребителя;
развитие стратегического маркетинга, являющегося одним из условий устойчивости и эффективности туристской деятельности.
Интеграция российского туристского законодательства в международное право является очень непростым долговременным процессом. Приведенные ниже примеры наглядно подтверждают это.
Регулирование сферы туризма международными актами
Пример 1. Процесс интеграции может быть качественным и эффективным только при использовании однозначных понятий в сфере туризма, обеспечивающих гармонизацию национальных и международных документов, создающих основу для развития всеобъемлющего законодательства. В первую очередь, это относится к основополагающему понятию «туризм».
Несмотря на все пройденные этапы формирования законодательства, понятие «туризм» так и не нашло пока устоявшегося толкования в нормативных правовых документах. Манильская декларация по мировому туризму (1980 г.) определяет туризм «как деятельность, имеющую важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государства и на их международные отношения». Ссылаясь на Всеобщую декларацию прав человека, Манильская декларация напоминает об обязанностях государств «предоставлять своим гражданам... возможности доступа к туризму».
Гаагская декларация по туризму (1989 г.) определяет туризм как вид деятельности, включающей «все свободные перемещения людей от их места проживания и работы, а также сферу услуг, созданную для удовлетворения потребностей, возникающих в результате этих перемещений», и признает туризм основным средством «межличностных связей и политических, экономических и культурных контактов, ставших необходимыми в результате интернационализации всех секторов жизни наций».
В 1993 г. Статистическая комиссия ООН для целей статистики туризма, а также Рекомендации ВТО по статистике конкретизируют определение туризма: «Туризм представляет собой деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за
пределами их обычной среды в течение периода, не превышающего 1 года подряд, с целью отдыха, деловыми и другими целями».
Основные составляющие этого понятия, в свою очередь, также требуют тщательного рассмотрения.
«Лица, которые путешествуют и осуществляют пребывание...». Все категории путешественников, занимающихся туризмом, определяются как посетители. Посетитель - любое лицо, которое выезжает за пределы обычной среды на срок до 12 месяцев и главной целью которого не является занятие оплачиваемой деятельностью. Под туристом понимается посетитель, осуществляющий ночевку в месте пребывания.
«Обычная среда» включает в себя определенный район вокруг места жительства и все регулярно посещаемые лицом места. Лицо, регулярно путешествующее между своим домом и местом работы, не относится к посетителям. Лицо считается жителем какой-либо страны, если оно проживает в ней свыше 12 месяцев. Исключение составляют допло-маты, служащие консульств, военнослужащие, их иждивенцы, домашняя прислуга. Они не являются посетителями. Гражданство путешественника определяется по стране, выдавшей паспорт или иное удостоверение личности. Страна обычного места жительства определяется путем опроса. Путешественник считается международным посетителем в соответствии с его постоянным местом жительства, а не его гражданства.
3. «Цели путешествия» (поездки) различаются по категориям:
досуг, рекреация, отдых (осмотр достопримечательностей, посещение магазинов, спортивных, культурных мероприятий, участие в рекреационных мероприятиях, занятие непрофессиональным спортом, круизные путешествия и др.);
посещение знакомых и родственников (поездки к ним, уход за больными, инвалидами, присутствие на похоронах и др.);
деловые и профессиональные цели (установка оборудования, инспектирование, закупки, сбыт продукции, участие в конференциях", семинарах*, конгрессах*, выставках, подготовка нового тура, заключение договоров, работа в качестве гида, руководителя группы, сопровождающего, изучение языков, образование, исследовательская работа и др.;
лечение (поездки оздоровительного характера, пребывание на лечебных водах, курортах, в санаториях и т.д.;
религиозные цели (паломничество, участие в религиозных мероприятиях);
прочие (экипажи пассажирских воздушных, водных судов, транзитные пассажиры).
Если у путешественника несколько целей, для статистики учитывается главная цель, остальные считаются сопутствующими.
Так от документа к документу трансформируется основополагающее туристское понятие, определяющее сущность туризма.
В российском законодательстве термин «туризм» используется в различном значении.
В статье 16 Закона РФ от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» говорится, что Правительство России «занимается разработкой и осуществлением мер по развитию туризма и санаторно-курортной сферы». В этом случае туризм является приоритетом социальной политики Правительства РФ.
Закон РФ от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» трактует туризм, как «временные выезды (путешествия) граждан... с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без оплачиваемой деятельности в стране (месте) временного пребывания».
Согласно Указу Президента РФ от 15.903.2000 № 511 «О классификаторе правовых актов» туризм относится к разделу 140.000.000 классификатора, в одном ряду со здравоохранением, физической культурой и спортом.
«Положение о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации» (Постановление Правительства России от 21.12.2000 № 990) обязывало МЭРТ осуществлять государственное управление, межотраслевое, межрегиональное координирование в сфере туризма. Здесь речь шла о туризме как о самостоятельной отрасли экономики, но не как о путешествиях.
Конституция РФ не содержит в своем тексте слово «туризм», но будучи акт высшей юридической силы, является базой всего законодательства в сфере туризма.
Действующий Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в настоящее время не отражает состояние туризма. В законе нет четкого определения понятий, мало уделено внимания въездному туризму, не прописаны отношения между субъектами туристского рынка, отсутствуют финансовые гарантии туристских организаций (этот пункт необходим по условиям вступления во Всемирную торговую организацию).
Интегрирование национального законодательства в международное право в настоящее время осуществляется по двум вариантам совершенст-
вования законодательства с обязательным включением положений международных актов.
1-й вариант предусматривает совершенствование действующего закона, внесение в него поправок, включение соответствующих положений международных актов. Работа по этому варианту была организована Департаментом туризма МЭРТ, разработавшим проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
2-й вариант предусматривает замену существующего закона на новый закон «О туризме и туристской индустрии», проект которого был разработан в Госдуме Комитетом по культуре и туризму и Межфракционным объединением «Туризм России».
Первое чтение законопроекта в Государственной Думе состоялоясь осенью 2003 г. Проект нового закона содержит 9 глав, 57 статей. Законопроект регулирует две крупных области общественных отношений с учетом международного права:
отношения в сфере туризма, возникающие в связи с реализацией права на отдых, свободное перемещение и других прав туриста;
отношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности по оказанию услуг, связанных с путешествиями.
В проекте закона нашли отражение новое международное положение России, изменения на внешнеэкономическом рынке, порядок компенсации расходов туроператора за предоставление льготных услуг, новые положения о деловом туризме, разграничение полномочий вертикали власти, предусмотрена защита туристского бизнеса от недобросовестного потребителя (от туристского экстремизма), взят под защиту оздоровительный туризм, так как идет массовое перепрофилирование детских оздоровительных учреждений.
Законопроект дает новое определение туризма. «Туризм - составная часть социальной сферы Российской Федерации, включающая свободные передвижения (путешествия, поездки) физических лиц и/или их пребывание за пределами обычной среды в течение периода, не превышающего 12 (двенадцати) месяцев подряд с целью отдыха, деловыми и другими целями». Ожидается, что новый закон станет «Туристской конституцией», так как он соответствует международным документам и должен быть универсальным, всеохватным, должен стать основой для развития смежных областей, для принятия более узких специальных законов (по размещению, питанию, перевозке туристов).
Сегодня работой по совершенствованию туристского законодательства занимается Министерство здравоохранения и социального развития и подчиненное ему Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму. В настоящее время субъектами России уже принято свыше 40 законов, регулирующих сферу туризма. К числу таких законов относятся, например, законы: «О поддержке Санкт-Петербургом туризма в Санкт-Петербурге», «О целевой программе Санкт-Петербурга «Развитие туризма в Санкт-Петербурге» на 2002 - 2005 годы», «О туристской деятельности на территории Ленинградской области» и др. Вся действующая законодательная база должна быть приведена в соответствие с новым национальным законодательством, соответствующим международному уровню.
Пока не будет принят новый закон (или внесены поправки к старому), пока регионы не получат федерального аналога, до тех пор не будет решена проблема полной интеграции туристского законодательства в международное право.
Пример 2. Международное туристское законодательсво оказывает огромное влияние на развитие туризма, появление новых направлений в туристской деятельности. Одновременно с развитием рынка традиционных туристских услуг в последнее время получила распространение деятельность, связанная с предоставлением потребителю прав пользования объектами недвижимости, находящимися на различных курортах мира, так называемый клубный отдых. Этот вид услуг известен, как:
клубный отдых в режиме разделенного времени (таймшер* - от англ. time - время и share - доля). Сама система такого клубного отдыха называется таймшерингом. Таймшеринг предоставляет отдых в принадлежащем клубу (или включенном в его каталог) средстве размещения в течение определенного периода (не менее одной недели), в определенное время каждого года (недельный модуль);
клубный отдых в режиме реального времени - это отдых, продолжительность проведения которого зависит от количества принадлежащих члену клуба баллов, кредитных очков, иных единиц измерения, определяющих, в течение какого периода и в каком средстве размещения, принадлежащем клубу, их обладатель может провести отдых. Эта система клубного отдыха близка к таймшерингу, но не адекватна ему. В практике туризма за режимами клубного отдыха закрепились соответствующие понятия - «таймшеринг» и «клубный отдых».
В 1997 г. в таймшеринге работало свыше 4100 курортов по всему миру, ими воспользовались свыше 3,14 млн. семей. С 1080 г. общий объем продаж в области таймшера составил $36 млрд. По системе тайшеринга работают такие известные отели, как «Хилтон», «Марриотт», «Дисней», «Шератон», «Холидей Инн». Система таймшеринга предлагает широкий ассортимент предлагаемых отелей: от гостиничных номеров до особняков.
Появились туристские организации, регулирующие новый вид туристской деятельности: Организация таймшера в Европе (ОТЕ), занимающаяся проблемами таймшера, являющаяся членом ВТО с 1998 г.; Всемирный союз по высоким стандартам в таймшере (ЕАТЕ) - организация, созданная в 1999 г. для разработки единых правил таймшеринга. ВТО, рассматривая вопросы организации таймшеринга, в 1996 г. издала отдельную книгу по таймшеру. По определению ВТО, «система владения отдыхом предоставляет клиентам право отдыха ежегодно, в течение определенного времени, в апартаментах или ином типе жилья, являющегося частью туристского комплекса, который включает в себя разнообразные услуги». Это определение не разделяет систему владения отдыхом на таймшеринг и клубный отдых. По этой системе у члена клуба имеется не право пользования конкретной недвижимостью, а определенное количество «условных единиц» (очков, баллов). «Условные единицы» можно приобретать дополнительно, повышать их уровень. Каждому уровню соответствует по стоимости объект недвижимости, выбираемый из каталога. Например, за 5000 у.е. можно выбирать (варьировать): продолжительность, сезон, место ежегодного отдыха (например, 2 недели в номере отеля 3* в Турции или 2 дня в номере отеля 5* во Франции). То есть здесь речь идет не о таймшеринге, а о клубном отдыхе (в режиме реального времени). Членство в клубе можно уступать другому, но круг действий ограничен.
В таймшеринге же отдых привязан к определенному объекту недвижимости. Но зато это право может быть объектом имущественного оборота, передаваться по наследству.
Директива ЕС 94/47/ЕС (1994 г.) «О защите приобретателей по контрактам на приобретение прав пользования недвижимым имуществом на основе таймшера» дала определение контракта, регулирующего тайм-шерную деятельность, уточнила его содержание: «любой контракт, заключенный на срок не менее 3 лет, в соответствии с которым за единую установленную цену приобретается вещное или любое иное право, позволяющее пользоваться недвижимым имуществом ежегодно в течение установленного периода времени (не менее 1 недели), которое может быть предметом обмена».
Иными словами, использование курортной недвижимости может быть поделено. Право пользования принадлежит определенному лицу в течение определенного срока, оговоренного в контракте, но не менее 3 лет. Могут быть большие сроки, может быть передача права по наследству. Цена зависит от вида и уровня недвижимости, от сезона, в который турист будет использовать свое право, от продолжительности периода пользования, сроков действия договора. Оплата также может быть разбита на периоды. Особенность таймшеринга - в обмене права на пользование курортной недвижимостью на одном курорте на право пользования недвижимостью на другом курорте. Обмен производится за дополнительную плату.
В России внедрение таймшеринга сопровождалось агрессивной маркетинговой технологией: дезинформацией, недобросовестностью действий, обманом, различными уловками. Отсутствовала интеграция в международное право, не использовались действующие положения международных актов. Принятый в 1996 г. Закон РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» никак не регулирует этот вид деятельности. Заполнение правового вакуума международными документами послужило основой для разработки проекта Федерального закона РФ «Об основах единого рынка прав владения клубным отдыхом».
Из-за несовершенного законодательства, отсутствия гарантий на защиту прав российские туристы пока предпочитают заключать договоры владения клубным отдыхом с иностранными компаниями, не доверяя отечественным туристским фирмам. Приведение российского законодательства в соответствие с зарубежным повысит степень доверия туристов, позволит преодолеть проблемы в развитии этого перспективного вида туризма. Международные акты решают многие проблемы развития туризма: развивают взаимодействие, создают кооперацию ресурсов и средств, регулируют деятельность, расширяют международную правовую базу, координируют стратегическое планирование. Без такой координации цивилизованное развитие мирового туристского рынка невозможно.
Пример 3. Вступление России во Всемирную торговую организацию, необходимость приведения законодательства в соответствие с требованиями международного права вызвали необходимость принятия Таможенного кодекса Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ, приближающего Россию к стандартам Всемирной торговой организации и во многом снимающего проблемы присоединения к этой организации. Работа над новым Таможенным кодексом РФ длилась 3 года. Кодекс введен в действие 1 января 2004 г.
Принципиальное отличие нового Таможенного кодекса РФ заключается в смене разрешительного принципа на уведомительный, благодаря введению электронных деклараций.113*1 Электронная декларация заполняется в момент заключения контракта, на таможне ставится только штамп. Это существенно упрощает и ускоряет процесс прохождения таможни. Время оформления таможенной декларации может снизиться до 20 мин. Разрешительный принцип заменяется на уведомительный.
Новый Таможенный кодекс РФ открывает для туризма новые перспективы. Правила, прописанные в нем, снимут проблему длительности таможенных процедур. Это качественно новый Таможенный кодекс РФ, предельно приближенный к мировым стандартам.
Пример 4. «Концепцией развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года» предусмотрена «подготовка предложений по совершенствованию существующих законодательных актов и нормативных правовых актов, относящихся к сфере туризма...». В системе стандартизации России, за более чем 100-летнюю историю ее, было создано свыше 50 тыс. нормативных актов. Европейская система насчитывает около 10 тыс. подобных документов. Такое несоответствие и многообразие нормативных документов создает определенные трудности. Серьезным недостатком является отсутствие стандартов, опережающих требования современного производства и стимулирующих технический прогресс, конкуренцию, внедрение новаций. Весь мир закладывает нормы с опережением, а бизнес-сообщество стремится достичь этой цели. Кто придет первым, тот и выиграет. В условиях мировой интеграции страна не может находиться вне мирового сообщества в столь важной области, как нормирование деятельности в сфере производства продукции (услуг). В соответствии с соглашением о присоединении России к Всемирной торговой организации от России требуется:[54г)
уравнять экспортные и внутренние тарифы на газ;
прекратить вмешательство государства в экономику;
♦ • зафиксировать господдержку аграрного сектора на уровне по-
следних лет;
поднять уровень борьбы с нарушением интеллектуальной собственности (контрафактные CD и DVD);
снизить или отменить пошлины на ввоз авиационной техники;
предоставить иностранным банкам и страховым компаниям право открывать в РФ филиалы;
обеспечить свободный доступ к природным ресурсам РФ (требование Австралии).
Учитывая это, в России в 2003 - 2004 гг., был введен в действие Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», установивший новый порядок нормирования требований к продуктам, работам, услугам. После вступления в силу Федерального закона «О техническом- регулировании» утратили свою силу Федеральные законы «О стандартизации*», «О сертификации* продукции и услуг» и другие нормативные правовые документы. Закон «О техническом регулировании» четко определяет обязательные требования, за выполнением которых должно следить государство. Эти нормы формируются на основе критерия безопасности продукции и охраны окружающей среды. Обязательные требования содержатся в технических регламентах - документах, принимаемых международным договором и ратифицированных Россией, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ.
Остальные требования, изложенные в национальных стандартах и стандартах организаций, могут выполняться на добровольной основе, хотя и под контролем государства. Национальные стандарты - документы общероссийского масштаба, утверждаются национальным органом по стандартизации. Стандарты организаций - локальные нормативные правовые акты, принимаются организациями самостоятельно. Организации при желании могут получить на свой стандарт заключение технического комитета по стандартизации.
Эффективной и принципиальной нормой закона является недопустимость совмещения сертификации и контрольных функций. Когда в одних руках сосредоточены бизнес- и контрольно-надзорная функции, то последнюю легко применить для уничтожения конкурентов. Поэтому эти функции должны быть разделены. По новому закону разработчиком регламентов и стандартов может быть любое лицо, т.е. национальным органом по стандартизации не обязательно должен быть Госстандарт. В Западной Европе, например, его функции исполняют общественные организации.
Главное назначение закона «О техническом регулировании» - трансформировать российскую экономику к работе по международным стандартам, интегрироваться в международное правовое поле. Предположительно на это уйдет 7-10 лет, в течение которых должна быть создана обязательная и понятная всем система требований, которую мы установим себе сами с учетом мировых достижений.
Участие России в интеграционном процессе, последовательное совершенствование туристского законодательства, гармонизация его с международным правом выстраивают эффективную туристскую политику страны, укрепляющую дружбу и взаимопонимание между народами.
- Рецензенты: Биржаков Михаил Борисович,
- Асанова Ирина Маратовна.
- Глава 1. Туристский продукт. Рынок туристского продукта. Различные элементы рынка 15
- Глава 2. Стратегия развития туризма.
- Глава 3. Туристская индустрия и ее структура.
- Глава 4 структура регулирования
- Глава 5 международные акты, регулирующие различные виды туристской деятельности 152
- Глава 6. Развитие инфраструктуры туризма,
- Глава 7 социальные предпосылки
- Глава 1.
- Туристский продукт
- Туристские услуги
- Туристские товары
- Спрос, предложение, цена
- Рыночная конкуренция
- Участники рынка
- Глава 2.
- Глобализация
- Военные конфликты
- Визовые формальности
- Демографический фактор
- Занятость населения
- Прожиточный минимум (пм)
- Инвестирование
- Использование природных ресурсов
- Водные ресурсы
- Уровень шума
- Состояние атмосферного воздуха
- Развитие культурного туризма
- Культурные дестинации
- Автобусные перевозки
- Железнодорожные перевозки
- Водные перевозки
- Воздушные перевозки
- Чартерные перевозки
- Гостиницы
- Информирование туристов
- Страхование в туризме
- Обучение персонала
- Глава 3.
- Системы бронирования
- Организация бронирования
- «Галилео» (Galileo)
- «Амадеус» (Amadeus)
- «Фиделио» (Fidelio)
- «Габриэль» (Gabrielle)
- Российские системы бронирования и резервирования
- Глава 4.
- Глава 5.
- Глава 6.
- Водные коммуникации Санкт-Петербург
- Воздушные коммуникации
- Санкт-Петербург
- Автомобильные коммуникации
- Пешеходные зоны
- Телефонная связь
- Компьютерные системы
- Общественный транспорт
- Освещение
- Канализация
- Теплоснабжение
- Электроснабжение
- Энергоснабжение
- Спортивные сооружения
- Театры, концертные залы, цирк
- Фестивали
- Глава 7. Социальные предпосылки развития туризма в россии
- Новые виды страхования в туризме