Водные перевозки
Появление пароходов, заменивших парусный флот и суда на ручной и конной тяге, внесло оживление в водные перевозки.
В 1907 г. на воду были спущены трансатлантические лайнеры «Сириус», «Лузитания», «Мавритания» (водоизмещением по 30 тыс. тонн и скоростью 26 узлов в час), в 1912 г. - «Титаник» (водоизмещением 52 тыс. тонн), в 1914 г. - «Император» и «Фатерланд» (водоизмещением по 50 тыс. тонн), «Куин Мери» (водоизмещением 80 тыс. тонн, скоростью 30 узлов в час).
Развитие морского и речного транспорта в России связано с преобразованиями Петра I. Первые пароходы были построены в Санкт-Петербурге в 1815 г. Стремительное развитие водного транспорта позволило реализовать водные перевозки в туризме. Регулярное пароходное
сообщение между европейским и американским континентами, открытое в 1832 г., Томас Кук использовал для организации туров продолжительностью до 5 месяцев. В 1835 г. в Англии организуются первые прогулочные рейсы на пароходах к северным островам с целью отдыха. В 1872 г. Томас Кук организовал первое кругосветное путешествие продолжительностью 220 дней.
В настоящее время на рынке водных перевозок наиболее развит круизный сектор, пользующийся спросом у отдыхающих туристов (табл. 23).
Средний возраст круизного туриста 45 - 50 лет. 52% туристов составляли женщины, 48% - мужчины, 40% - семейные пары. Спокойная созерцательность, неспешная смена впечатлений, разнообразный сервис, большая экскурсионная программа в портах захода, высокий уровень комфорта, целебный морской воздух становятся все более привлекательными для туристов-круизеров, предпочитающих круизы пляжному отдыху. На мировом круизном рынке работают свыше 50 крупных круизных компаний, большинство из них - североамериканские. Американские туристы самые активные в мире. Их численность в круизах достигает 10 млн. чел. в год. На втором месте после американцев находятся англичане. Начало 2004 г. в круизном туризме ознаменовалось спуском на воду самого большого и самого дорогого в мире 17-палубного лайнера «Куин Мэри-2» («Queen Mary 2»), построенного во Франции для обслуживания круизной линии Великобритания - США. Строительство лайнера, превышающего «Титаник» в 4 раза, длилось 5 лет, размер судна- 345 м, высота - 72 м, водоизмещение* - 150 тыс. тонн, скорость - 30 узлов в час. К услугам 2620 пассажиров 15 ресторанов (самый большой на 1450 мест), 5 плавательных бассейнов, 3 поля для футбола, поле для гольфа, киноте-
атр, планетарий, 8 магазинов, библиотека на 8 тыс. томов, казино и многое другое. Каюты «апартаменты» площадью 200 кв. м разделены на 2 половины: мужскую и женскую, оснащены тренажерами, большими подсобными помещениями. Стоимость кают от $3,5 тыс. до $50 тыс., но, несмотря на высокие цены, билеты были распроданы вперед на весь 2004 г. К концу 2004 г. «Королева» совершила 30 круизов по всем регионам мирового океана и около 20 трансатлантических переходов Лондон - Нью-Йорк - Лондон. Основные покупатели круизов - туристы Великобритании, США, Японии.
Наметилось развитие круизного рынка и в России. До мая 2003 г. российские туристы отправлялись в круизы на иностранных судах, в основном из европейских портов. С 2001 г. на зарубежный круизный рынок вышло российское судно «Асседо» (ранее «Шота Руставели»), имеющее 245 кают, принимающий на свой борт 650 пассажиров в Санкт-Петербурге. Продажу круизов осуществляет московская туристская фирма «Метрополитен-Тур». В июне 2003 г. впервые иностранный круизный лайнер Mistral, принадлежащий итальянской компании Festival Kruises (Италия), взял на свой борт туристов в Морском порту Санкт-Петербурга. Судно категории 4* имеет 598 кают, берет на борт 1200 пассажиров, обслуживающий персонал насчитывает 470 человек. Круизная компания Festival Kruises входит в 15 крупнейших круизных компаний Европы, имеет флот из 7 судов. Объем продаж компании составил в 2002 г. 320 млн. евро. Компания признает российский рынок перспективным, так как все больше туристов из России отправляются в круизы.
Растет и количество туристских фирм, продающих круизы. Только в Санкт-Петербурге их количество превышает 4 сотни.[12г1
По-прежнему остаются привлекательными для туристов речные круизы. Российские речные круизы можно условно поделить на 3 группы.
группа - внутренние круизы российских туристов, самая популярная и многочисленная группа. Наибольшим спросом пользуется круиз № 1 по маршруту Москва - Санкт-Петербург - Москва с заходом в Тверь, Углич, Мышкин, Горицы, Вытегру, на острова Кижи и Валаам. Продолжительность круиза составляет 6 - 9 и 13-14 дней. Популярны 3-х дневные круизы «выходного дня» по маршруту Москва - Тверь - Углич -Москва. Привлекательны и более продолжительные круизы вниз по Волге: до Костромы (5 дней), Плеса (6-7 дней), Нижнего Новгорода (7-11 дней).
группа - круизы иностранных туристов (въездной туризм). Этот сектор круизного рынка переживает необычайный подъем, цены выросли
в 2003 г. по сравнению с 2002 г. на 2 - 15%. Круизы оформляются под конкретный заказ со стороны зарубежных туристских фирм. Наибольшее число заказов поступает на маршрут № 1 (Москва - Санкт-Петербург -Москва). Пользуется спросом также круиз «К Северному Ледовитому океану» по маршруту Якутск - Тикси - Ленские столбы - Якутск. Основными потребителями этого рынка являются туристы из Германии, Франции, Англии, Австрии, Италии, Испании, США.
3 группа - зарубежные круизы российских туристов (выездной туризм). Самые популярные - круизы по Дунаю, Рейну, Мозелю, Эльбе, Нилу. Рост популярности зарубежных круизов у российских туристов составил в 2003 г. 20%.
Средний возраст туриста-круизера 45 - 50 лет. В сезоне 2002 г. участники круизов по возрасту от общего количества туристов-круизеров распределились следующим образом (табл. 24).
Круизные суда классифицируются по звездности от 1* - до 6* и делятся на группы: стандарт (standart) (2* - 4*), премиум (premium) (5* -5*+), люкс (lux). По стоимости проживания различают 4 категории круизных маршрутов: экономичные ($75 - 150 в день), классические ($100 -$200 в день), премиум-круизы ($150 - $400) и круизы люкс (до $1000 в день). Круизные путешествия становятся все привлекательнее для туристов. На повышение спроса круизные компании отвечают модернизацией существующих судов, строительством новых: от небольших прогулочных катеров до современных лайнеров, кораблей-гигантов, настоящих «плавучих городов», вмещающих 2,5 - 3 тыс. пассажиров, оборудованных аркадами магазинов и ресторанов. К услугам туристов казино, ледовые катки, поля для гольфа, бассейны. Все это, безусловно, повышает спрос на водные перевозки в туризме.
- Рецензенты: Биржаков Михаил Борисович,
- Асанова Ирина Маратовна.
- Глава 1. Туристский продукт. Рынок туристского продукта. Различные элементы рынка 15
- Глава 2. Стратегия развития туризма.
- Глава 3. Туристская индустрия и ее структура.
- Глава 4 структура регулирования
- Глава 5 международные акты, регулирующие различные виды туристской деятельности 152
- Глава 6. Развитие инфраструктуры туризма,
- Глава 7 социальные предпосылки
- Глава 1.
- Туристский продукт
- Туристские услуги
- Туристские товары
- Спрос, предложение, цена
- Рыночная конкуренция
- Участники рынка
- Глава 2.
- Глобализация
- Военные конфликты
- Визовые формальности
- Демографический фактор
- Занятость населения
- Прожиточный минимум (пм)
- Инвестирование
- Использование природных ресурсов
- Водные ресурсы
- Уровень шума
- Состояние атмосферного воздуха
- Развитие культурного туризма
- Культурные дестинации
- Автобусные перевозки
- Железнодорожные перевозки
- Водные перевозки
- Воздушные перевозки
- Чартерные перевозки
- Гостиницы
- Информирование туристов
- Страхование в туризме
- Обучение персонала
- Глава 3.
- Системы бронирования
- Организация бронирования
- «Галилео» (Galileo)
- «Амадеус» (Amadeus)
- «Фиделио» (Fidelio)
- «Габриэль» (Gabrielle)
- Российские системы бронирования и резервирования
- Глава 4.
- Глава 5.
- Глава 6.
- Водные коммуникации Санкт-Петербург
- Воздушные коммуникации
- Санкт-Петербург
- Автомобильные коммуникации
- Пешеходные зоны
- Телефонная связь
- Компьютерные системы
- Общественный транспорт
- Освещение
- Канализация
- Теплоснабжение
- Электроснабжение
- Энергоснабжение
- Спортивные сооружения
- Театры, концертные залы, цирк
- Фестивали
- Глава 7. Социальные предпосылки развития туризма в россии
- Новые виды страхования в туризме