Гостиницы
По определению ВТО гостиница - это коллективное средство размещения, состоящее из определенного количества номеров, имеющее единое руководство, предоставляющее набор услуг (минимум - заправку постелей, уборку номера и санузла) и сгруппированное в классы и категории в соответствии с предоставляемыми услугами и оборудованием номеров.1231 «Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» (утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 № 490) дают следующее определение: «гостиница - имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг». В зависимости от целей поездки заполнение российских гостиниц в 2002 г. составило (табл. 29)
Разнообразие целей путешествия предполагает наличие гостиниц разного класса и уровня обслуживания. Недостаток гостиниц нужного уровня служит серьезным препятствием в развитии туризма. В России в 2002 г. насчитывалось 68 гостиниц категории 4*, 202 - 3*, 167 - 2*, 149 - 1*. Остальные гостиницы составляют группу внекатегорийных. По доле номеров «без удобств» лидируют гостиницы Сибирского (30,7%) и Дальневосточного (24,2%) федеральных округов. Наблюдается явная диспропорция: при увеличении численности гостей (табл. 30) наблюдается уменьшение числа гостиниц (табл. 31) Такая ситуация не способствует развитию туризма.
Одним из показателей эффективности работы гостиницы является уровень загрузки - показатель реализации гостиничных номеров, использования номерного фонда.
Номерной фонд - совокупность мест и номеров разной категории в гостиницах. По объему номерного фонда гостиницы распределяются на 4 группы:
малые (до 100-150 номеров);
средние (от 100 до 300 - 400 номеров);
большие (от 300 до 600 - 1000 номеров);
гиганты (более 1000 номеров).
Доходы от использования номерного фонда в современных отелях* достигают 75% всех доходов и дают 80% чистой прибыли.'11' Эффективность использования номерного фонда характеризует коэффициентом использования номерного фонда (КИНФ). По официальным данным номерной фонд российских гостиниц в 2002 г. использовался на 37%. Самый высокий КИНФ - у московских гостиниц (54%), средний - по Санкт-Петербургу: 42% (2001 г.) и 35% (2002 г.). Невысокое значение КИНФа объясняется сезонными колебаниями в загрузке гостиниц, простоями
мест в «мертвый» сезон (спад потока туристов), в ремонтах номерного фонда, во время уборок номеров («после выезда», «генеральной») и др.
Различаются гостиницы и по целевым рынкам.
Целевой рынок - это конкретная категория людей, которую гостиница предполагает видеть в качестве потенциальных гостей. Предпочтения туристов определяют формирование целевых гостиничных рынков (табл. 32).
В соответствии с классификацией, принятой Международной гостиничной ассоциацией (МГА), гостиницы распределяются на 2 основных целевых гостиничных рынка:
транзитные (гостиницы в аэропортах, при вокзалах, мотели);
целевые (гостиницы делового назначения и для отдыха).
К гостиницам делового назначения относятся бизнес-гостиницы, конгресс-гостиницы, конгресс-центры, клубы-отели, ведомственные гостиницы. Эти гостиницы отличаются повышенными площадями (табл. 33)м, оборудованными многофункциональными конференц-залами, бизнесцентрами с современным оборудованием (ламинирование, ксерокс, ризограф, синхронный перевод и др.), новейшими средствами связи, широким выбором информационных услуг. Располагаются такие гостиницы, как правило, в деловых центрах города. В деловом туризме пользуются спро-
сом, прежде всего, отели класса «люкс» (5*) и 1-го класса (4*). Для деловых гостей гостиницы оборудуют специализированные номера категории «бизнес-люкс», в которых предусмотрены комфортабельные бизнес-рабочие кабинеты для переговоров 5-6 человек, гостиные для дружеских встреч.
Так, в самом дорогом отеле египетского курорта Шарм-эль-Шейх «The Ritz-Carlton» доля российских деловых туристов в 2002 г. составила 31% (в праздники - 60%) против 8% в 2000 г.[7ж1
Чем выше спрос на первоклассные отели, тем интенсивнее развивается гостиничное хозяйство. Туриеты, выезжающие на отдых, пользуются обычно отелями среднего и экономического класса («туристский класс» по классификации ВТО), т.е. 2 -4*.
Гостиницы для отдыха располагаются обычно в рекреационных зонах, в отдалении от населенных пунктов, ближе к природе. Из этой группы гостиниц выделяются:
курортные (профилактические, восстановительные) гостиницы;
туристские (спортивные, экскурсионные, казино-отели, специализированные) гостиницы.
В современном сегментировании мирового гостиничного рынка по данным МГА 50% приходится на деловой туризм, 40% - на отдых и 10% на поездки с другими целями.
определенной категории. По суммарному количеству баллов определяется категория средства размещения (табл. 34)
Сдерживающим фактором в развитии гостиничного рынка является отсутствие единой классификационной системы средств размещения. Неполучение туристами ожидаемого уровня обслуживания, неудовлетворенный спрос существенно снижают туристские потоки.
Единой мировой классификации средств размещения не существует. И одинаковое количество «звезд» вовсе не означает одинакового качества услуг. А различий быть не должно. В 1994 г. в России был введен в действие ГОСТ Р 50645-94 «Классификация гостиниц», содержащий требования к гостиницам разных категорий (от 1* до 5*). Присваивали эти показатели комфорта четыре разных организации, аккредитованные при Госстандарте. Это вызывало неразбериху и создавало «обходные» пути для получения «звезд». В соответствии с «Концепцией развития туризма в Российской Федерации» приказом Минэкономразвития от 21.06.2003 № 197 было введено в действие «Положение о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения». Система предусматривает строгое ранжирование* услуг гостиниц, мотелей, молодежных гостиниц (хостелов*), домов отдыха, пансионатов, гостиниц с оказанием лечебно-оздоровительных услуг в зависимости от их категории. В соответствии с Положением всем перечисленным средствам размещения предоставляется возможность на добровольной основе подтвердить соответствие установленным в Системе требованиям и пройти аттестацию на категорию.
Оценка соответствия средств размещения категориям базируется на совокупности двух составляющих:
минимальных требований к средствам размещения;
критериях балльной оценки средств размещения.
Категории средств размещения обозначаются, как и прежде, символом «*» (звезда). С повышением уровня и качества обслуживания количество звезд увеличивается до пяти. Некатегорийные средства размещения приравниваются к категории «без звезд». Оценка соответствия средства размещения одной из категорий проводится в 3 этапа:
первый этап - проводится предварительная оценка соответствия средства размещения минимальным требованиям, составляется протокол;
второй этап - проводится балльная оценка средства размещения, составляется протокол;
третий этап - на основании составленных протоколов проводится окончательная оценка соответствия средства размещения
Для каждой категории средств размещения установлены категории номеров. Классификация номеров также основана на:
минимальных требованиях к номерам различных категорий;
критериях балльной оценки номеров различных категорий.
Устанавливаются следующие категории номеров средств размещения: высшая категория (номера «сюит», «апартамент», «люкс», «студия»), первая, вторая, третья, четвертая и пятая категории.
«сюит» - номер площадью не менее 75 кв. м, состоящий из 3-х и более комнат, с кроватью 2x2 м, дополнительным гостевым туалетом;
«апартамент» - номер площадью не менее 40 кв. м, состоящий из 2-х и более комнат, имеющий кухонное оборудование;
«люкс» - номер площадью не менее 35 кв. м, состоящий из 2-х жилых комнат для проживания 1-2 человек;
«студия» - однокомнатный номер площадью не менее 20 кв. м для проживания 1-2 человек с планировкой, позволяющей использовать часть помещения в качестве гостиной, столовой, кабинета;
номер первой категории - номер из одной жилой комнаты с 1 - 2 кроватями, с полным санузлом для проживания 1 - 2 человек;
номер второй категории - номер из одной жилой комнаты с 1 - 2 кроватями, с неполным санузлом (либо полным санузлом в блоке из 2-х номеров) для проживания 1-2 человек;
номер третьей категории - номер из одной жилой комнаты с количеством кроватей по числу проживающих с неполным санузлом (умывальник и унитаз, либо полным санузлом в блоке из 2-х номеров) для проживания нескольких человек, с площадью из расчета на одного проживающего:
6 кв. м - в зданиях круглогодичного функционирования,
4,5 кв. м - в зданиях сезонного функционирования;
номер четвертой категории отличается от номера третьей категории наличием в номере только умывальника;
номер пятой категории отличается от номера четвертой категории наличием умывальника в коридоре.
Оценка номеров на соответствие категориям, как и оценка средств размещения, осуществляется в 3 этапа с составлением протоколов и распределением баллов по категориям (табл. 35)
Новая процедура категорирования разработана с учетом классификаций Франции, Германии, Испании и должна обеспечить гармонизацию российских критериев классификации средств размещения с рекомендациями ВТО. В настоящее время проводимая в стране административная реформа, переподчинившая туризм Министерству здравоохранения и социального развития, введение в действие Закона РФ от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», ведомственные рамки принятого «Положения о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения» оставляют проблему категорирования средств размещения пока нерешенной. По российской инициативе в 2004 г. в Санкт-Петербурге проводилась международная конференция по сближению национальных систем классификации гостиниц. Цель ее -
ликвидировать (или уменьшить) различия в гостиничном обслуживании разных стран.
Стратегия развития туризма предполагает укрупнение МТБ, объединение производств для ведения совместного бизнеса, создание гостиничных, ресторанных, агентских и других цепей (сетей), поднимающих сервис на новый качественный уровень, создающих условия для использования высоких технологий в туризме.
Преимущества таких объединений рассматриваются в гл. 3.
Технологические факторы
Технологические факторы определяют состояние маркетинговых технологий, степень влияния средств массовой коммуникации на развитие туризма. Давно известно, что «без паблисити нет просперити», т.е. без рекламы нет успеха, В начале развития массового туризма главным для туристов было попасть в место отдыха, получить гостиницу, трансфер. Особенности страны, ее национальной культуры, набор экскурсий для отдыхающих были мало интересны.
С развитием туристского рынка положение кардинально изменилось. Чтобы успешно продавать туристский продукт, специалистам туристских фирм необходимо, во-первых, самим владеть исчерпывающей информацией о предлагаемой стране и продаваемом туристском продукте и, во-вторых, суметь донести эту информацию до потребителя.
Решение этих задач возможно только с использованием:
средств массовой информации (СМИ);
каналов личной коммуникации;
♦ -ма«вя0в~не"личной коммуникации;
♦ связей с общественностью (паблик рилейшнс*).
Личные коммуникации - это выступления перед большой аудиторией, на радио, по телевидению, телефону. Личный контакт, диалог с клиентами помогают приспособиться к требованиям отдельных туристов, сконцентрироваться на определенных сегментах рынка, создать постоянную клиентуру. Особенно велика роль этих факторов в элитарном, дорогостоящем туризме.
К неличным коммуникациям относятся средства печатной рекламы (газеты, журналы, буклеты, брошюры, проспекты), рассылки почтой, через Интернет, реклама на радио, телевидении, рекламные щиты, вывески, плакаты. Эти факторы воздействуют на большие недифференцированные аудитории. Неличные коммуникации привлекают большой, географически разбросанный рынок, хорошо сочетаются с другими элемен-
тами коммуникаций, могут многократно повторяться и видоизменяться с течением времени.
По расчетам экспертов государство должно выделять на рекламно-информационное обеспечение своего туристского продукта не менее $10 млн. в год (табл. 36, 37).
Связи с общественностью предполагают организацию общественного мнения, формирование доброжелательного отношения к туристскому предприятию, его деятельности и продукции.
Важнейшим компонентом связей с общественностью является туристская пропаганда, представляющая собой использование редакционного (а не платного) времени и места во всех СМИ. Для более эффективного воздействия на аудиторию средств массовой коммуникации привлекаются широко известные, общественно значимые личности: артисты, ученые, ведущие специалисты. Их мнение опровергает искаженную и неблагоприятную информацию, обеспечивает поддержку туризма, стимулирует продажи.
Установление взаимопонимания, доверительных отношений между туристским предприятием и общественностью, обеспечение фирме известности, создание и подтверждение имиджа предприятия способствуют популяризации туристского продукта и туризма в целом.
Институциональные факторы
Институциональные факторы учитывают состояние в стране законодательной базы, регулирующей развитие туризма (см. гл. 4). Туристская политика государства должна согласовываться с международной практикой, осуществляться в интересах туристов и быть направленной на обеспечение безопасности, сохранение туристских ресурсов, развитие туристской индустрии, упрощение туристских формальностей, ужесточение требований к профессиональной подготовке специалистов, повышение качества обслуживания туристов, формирование цивилизованного туристского рынка и т.д.
Адекватность законодательной базы современному состоянию туристской отрасли способствует устойчивому развитию туризма, укрепляет национальную культуру и экономику страны. Подробнее вопросы туристской политики рассматриваются в гл. 4.
Структурно-организационные факторы
Структурно-организационные факторы учитывают влияние организационной структуры* предприятия на производственные процессы. За рубежом при наступлении кризиса в той или иной сфере внешние консультанты в первую очередь анализируют оргструктуру предприятия.
Организационная структура предприятия - это схема взаимоотношений между подразделениями, должностями и работниками. Оргструктура определяет иерархию документов (иерархия от греч. hierarchia -священный + arche - власть) - расположение частей или элементов целого в порядке от низшего к высшему. Оптимальной оргструктурой обеспечивается успешное функционирование предприятия, формируются корпоративная идеология и фирменная культура, детализируется регламент деятельности каждого подразделения, определяется точный спектр действий, исключающих дублирование и неэффективное расходование человеческих и временных ресурсов, правильно организуется документооборот, оптимально выстраиваются взаимоотношения между руководителем и исполнителем, реализуется целостная концепция, способная выделить каждого сотрудника.
Улучшением оргструктуры совершенствуется деятельность всего предприятия, повышается его экономическая эффективность, растет моральная и трудовая удовлетворенность персонала, повышается производи-
тельность труда. Развитие туризма в значительной степени определяется оптимальностью и эффективностью организационных структур обслуживающих предприятий.
Фактор безопасности
Стремительное развитие международного туризма, его распространение практически на все районы земного шара обострило и проблему обеспечения безопасности туристов. Подробно эта проблема рассматривается ниже (стр. 272).
Безопасность
Турист во время путешествия попадает в среду, отличающуюся от обычной среды его обитания, и это пребывание вне дома чревато для туриста всевозможными опасными обстоятельствами. Незнание языка, обычаев, традиций, отсутствие иммунитета от распространенных в этой местности болезней, перегруженность программ и,сложность маршрутов и, как следствие этого, интенсивные нагрузки становятся угрозой для жизни и здоровья туриста. Нередко туристы становятся жертвой внутриполитических столкновений, терроризма, уголовных преступлений, попадают в районы боевых действий.
В азиатском регионе велика опасность «возвращения» атипичной пневмонии, на Ближнем Востоке один за другим происходят теракты. С меньшей охотой туристы стали посещать и страны Средиземноморья, которые расположены близко к «взрывоопасным» Ираку и Израилю. Предпочтительнее выглядят относительно безопасные места, такие, как Скандинавия и страны Балтии, Северо-Западный регион России.
Обеспечение безопасности туристов является главным условием организации путешествий.
Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» дает определение безопасности:
«Безопасность - ...состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, ...окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений».
Человек не может ощущать себя комфортно, если не чувствует себя в безопасности. Его не соблазнят ни самые современные средства размещения, ни новейшие средства передвижения, если они не гарантируют
безопасности. История с авиалайнером «Конкорд» подтверждает это. В середине 50-х гг. по совместному проекту Франции и Великобритании был построен первый сверхзвуковой лайнер «Конкорд» («Согласие»). Скорость - 2,2 тыс. км/час, дальность полета - 4,5 тыс. км, вместимость -ПО мест. В 1969 г. состоялся первый коммерческий рейс «Конкорда». Рейсы пользовались огромной популярностью у туристов и обеспечивали немалые доходы. К 1977 г. было выпущено 14 серийных «Конкордов». К середине 90-х гг. (за 20 лет работы) «Конкорды» обслужили 3,7 млн. чел. В июле 2000 г. в Париже с самолетом произошла катастрофа. Погибли ИЗ чел. После терактов в США загрузка авиалайнера упала до 40%, после начала войны в Ираке загрузка упала до нуля. Отсутствие гарантированной безопасности прекратило дальнейшую эксплуатацию самолета. 31 мая 2003 г. «Конкорд» совершил свой последний рейс. Сейчас он -музейный экспонат. Но потребность в сверхзвуковых лайнерах осталась. Планируется построить к 2025 г. 500 новых бортов. Это должны быть небольшие самолеты на 10 - 12 мест для бизнес-туризма. Маленькие «Конкордики», будучи более надежными и более безопасными, быстрее окупятся.
Факторы риска
Развитие туризма напрямую зависит от обеспечения безопасности туристов, от уровня защиты их жизни, здоровья, имущества. ГОСТ Р 50644-94/28681.3-95 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов» классифицирует вредные факторы (факторы риска) следующим образом:
травмоопасность (ушибы, переломы от падения различных предметов, потертости, ссадины от неудобного туристского снаряжения и т.д.);
воздействие окружающей среды (повышенные, пониженные температуры, влажность, ветер, перепады давления);
пожароопасность (разведение костров, курение в неположенных местах, пользование неисправными электроприборами и т.д.);
биологические воздействия (ожоги, аллергия от воздействия ядовитых растений, насекомых, животных и др.);
психофизиологические нагрузки (перегруженные программы обслуживания, сложные маршруты, нарушения режимов сна, отдыха, приема пищи);
опасность излучений (повышенный уровень ультрафиолетового излучения, радиологического излучения);
химические воздействия (токсикоз, раздражение, сенсибилизация*);
повышенные запыленность и загазованность (превышение допустимого уровня вредных веществ в воздухе помещений, транспортных средств);
прочие факторы (отсутствие необходимой информации об услуге и ее характеристиках);
специфические факторы риска (природные, техногенные катастрофы, другие чрезвычайные ситуации, в том числе связанные с состоянием общественного порядка).
Безопасность в туризме обеспечивается полным и достоверным информированием туристов, соблюдением требований технических регламентов, различными видами страхования и другими мерами.
- Рецензенты: Биржаков Михаил Борисович,
- Асанова Ирина Маратовна.
- Глава 1. Туристский продукт. Рынок туристского продукта. Различные элементы рынка 15
- Глава 2. Стратегия развития туризма.
- Глава 3. Туристская индустрия и ее структура.
- Глава 4 структура регулирования
- Глава 5 международные акты, регулирующие различные виды туристской деятельности 152
- Глава 6. Развитие инфраструктуры туризма,
- Глава 7 социальные предпосылки
- Глава 1.
- Туристский продукт
- Туристские услуги
- Туристские товары
- Спрос, предложение, цена
- Рыночная конкуренция
- Участники рынка
- Глава 2.
- Глобализация
- Военные конфликты
- Визовые формальности
- Демографический фактор
- Занятость населения
- Прожиточный минимум (пм)
- Инвестирование
- Использование природных ресурсов
- Водные ресурсы
- Уровень шума
- Состояние атмосферного воздуха
- Развитие культурного туризма
- Культурные дестинации
- Автобусные перевозки
- Железнодорожные перевозки
- Водные перевозки
- Воздушные перевозки
- Чартерные перевозки
- Гостиницы
- Информирование туристов
- Страхование в туризме
- Обучение персонала
- Глава 3.
- Системы бронирования
- Организация бронирования
- «Галилео» (Galileo)
- «Амадеус» (Amadeus)
- «Фиделио» (Fidelio)
- «Габриэль» (Gabrielle)
- Российские системы бронирования и резервирования
- Глава 4.
- Глава 5.
- Глава 6.
- Водные коммуникации Санкт-Петербург
- Воздушные коммуникации
- Санкт-Петербург
- Автомобильные коммуникации
- Пешеходные зоны
- Телефонная связь
- Компьютерные системы
- Общественный транспорт
- Освещение
- Канализация
- Теплоснабжение
- Электроснабжение
- Энергоснабжение
- Спортивные сооружения
- Театры, концертные залы, цирк
- Фестивали
- Глава 7. Социальные предпосылки развития туризма в россии
- Новые виды страхования в туризме