Развитие культурного туризма
Определение культурного туризма многократно трансформировалось, уточнялось, дополнялось. По определению ВТО, культурный туризм- это перемещение людей с исключительно культурной мотивацией в форме:
обучающих туров;
туров с целью осмотра культурных достопримечательностей;
посещения фестивалей и других культурных событий;
путешествия с целью изучения фольклора, искусства, национальных традиций.
С развитием и возникновением новых видов туризма конкретизировалось понятие культурного туризма. Сегодня под культурным туризмом понимаются «любые перемещения людей, осуществляемые с целью удовлетворения человеческой потребности к изменению, связанной с повышением культурного уровня индивида, и в свою очередь, дающие возможность для получения новых знаний, опыта и знакомств».
Принятый ВТО в 1999 г. «Глобальный этический кодекс туризма» впервые определил туристскую политику в области развития культурного туризма (ст. 4):
«Туристская политика и деятельность осуществляются на основе уважения художественного, археологического и культурного наследия в целях его защиты и сохранения для будущих поколений; особенное внимание при этом уделяется охране и заботе о памятниках, святилищах и музеях, которые должны быть широко открыты для посещения туристами; следует поощрять доступ публики к культурным ценностям и памятникам, находящимся в частном владении, при уважении прав их владельцев, а также в здания религиозного характера, без ущерба для культовых потребностей».
Культурный туризм в числе международных туристских поездок занимает ведущее место. В 2001 г. его доля в объеме европейского туризма составляла 30%. По прогнозам экспертов ЕС эта доля через 5 лет возрастет до 50%. Увеличение потока туристов на 1 млн. чел. приводит к приросту валютных поступлений в среднем на $1 млрд. Главную роль в развитии культурного туризма играют ЮНЕСКО и ВТО. Они ведут учет
объектов Всемирного культурного наследия, принимают участие в разработке совместных программ культурного туризма. Так, разработана программа по «Великому шелковому пути», проходящему по Центральной Азии. Программа включает материалы степных исследований. Реконструируется «Дорога невольников» в Африке с интересной программой для туристов. При содействии ЮНЕСКО в ВУЗах открываются кафедры культурного туризма, обучающие управлению туристскими потоками культурного туризма.
Культурный туризм является одной из основных форм устойчивого развития туризма, обеспечивающего устойчивость национальной экономики (см. гл. 4). Россия, несмотря на все сложности последнего периода, сохраняет предпосылки для развития культурного туризма. Число стационарных памятников истории и культуры страны достигает 84 тыс. По данным Госкомстата общее число музеев в России увеличилось с 1315 в 1990 г. до 2189 в 2002 г. С 2000 г. растет число посещений музеев (табл. 19)
- Рецензенты: Биржаков Михаил Борисович,
- Асанова Ирина Маратовна.
- Глава 1. Туристский продукт. Рынок туристского продукта. Различные элементы рынка 15
- Глава 2. Стратегия развития туризма.
- Глава 3. Туристская индустрия и ее структура.
- Глава 4 структура регулирования
- Глава 5 международные акты, регулирующие различные виды туристской деятельности 152
- Глава 6. Развитие инфраструктуры туризма,
- Глава 7 социальные предпосылки
- Глава 1.
- Туристский продукт
- Туристские услуги
- Туристские товары
- Спрос, предложение, цена
- Рыночная конкуренция
- Участники рынка
- Глава 2.
- Глобализация
- Военные конфликты
- Визовые формальности
- Демографический фактор
- Занятость населения
- Прожиточный минимум (пм)
- Инвестирование
- Использование природных ресурсов
- Водные ресурсы
- Уровень шума
- Состояние атмосферного воздуха
- Развитие культурного туризма
- Культурные дестинации
- Автобусные перевозки
- Железнодорожные перевозки
- Водные перевозки
- Воздушные перевозки
- Чартерные перевозки
- Гостиницы
- Информирование туристов
- Страхование в туризме
- Обучение персонала
- Глава 3.
- Системы бронирования
- Организация бронирования
- «Галилео» (Galileo)
- «Амадеус» (Amadeus)
- «Фиделио» (Fidelio)
- «Габриэль» (Gabrielle)
- Российские системы бронирования и резервирования
- Глава 4.
- Глава 5.
- Глава 6.
- Водные коммуникации Санкт-Петербург
- Воздушные коммуникации
- Санкт-Петербург
- Автомобильные коммуникации
- Пешеходные зоны
- Телефонная связь
- Компьютерные системы
- Общественный транспорт
- Освещение
- Канализация
- Теплоснабжение
- Электроснабжение
- Энергоснабжение
- Спортивные сооружения
- Театры, концертные залы, цирк
- Фестивали
- Глава 7. Социальные предпосылки развития туризма в россии
- Новые виды страхования в туризме