Туристские услуги
В Законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» услуги определяются как виды деятельности по обслуживанию туристов: размещение, питание, перевозка, экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и др.
ГОСТ Р 50646-94/30335-95 «Услуги населению. Термины и определения» дает общее определение услуги и по функциональному назначению подразделяет услуги на материальные и социально-культурные.
«Услуга - результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя , а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
Материальная услуга - услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг (бытовые услуги, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и др.).
Социально-культурная услуга - услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя (услуги культуры, образования, медицинские, спортивные, туризм и др.)».
В практике туризма социально-культурные услуги иногда определяются как нематериальные туристские услуги1111. Обычно услуги в туризме несут в себе специфические свойства местности, национальный колорит и зачастую составляют цель путешествия. Но их потребление сдерживается сезонностью и географией.
Федеральные законы «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1, «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ регламентируют требования к услуге: услуга должна быть безопасной для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не должна причинять вред имуществу потребителя.
Затраты туристов на приобретение услуг распределяются на 3 периода:
до начала путешествия, в месте постоянного проживания туриста (покупка необходимых для поездки вещей, билетов, путевки);
во время путешествия на текущее личное потребление;
во время путешествия на будущее потребление в стране постоянного проживания (шопинговый туризм).
Затраты второго, и особенно третьего периодов (вывоз валюты), негативно сказываются на экономике страны постоянного проживания ту-риста.[30)
Особенностью туристского обслуживания является территориальная разобщенность в предоставлении услуг:
посреднические, информационные услуги турист получает в месте своего постоянного проживания;
транспортные, информационно-экскурсионные и другие - на маршруте во время путешествий;
целевые (деловые встречи, развлечения, лечение и т.д., а также размещение, питание и другое) - в туристских центрах, местах туристского назначения.
Предприятия, организации, индивидуальные предприниматели, участвующие в обслуживании туристов, в туристской практике разделяют на поставщиков услуг и туристские организации.
Поставщики услуг предоставляют комплексное обслуживание туристов на маршруте, во время прохождения тура.
К туристским организациям относятся туроператоры и турагенты , осуществляющие туроператорскую" и турагентскую* деятельность.
Разобщенность поставщиков, предоставляющих услуги туристам во время путешествия, создает определенные организационные сложности для туристских организаций. Поставщики услуг распределяются на 3 группы.
первичные предприятия, обслуживающие только туристов в туристских центрах, гостиничных комплексах, местах туристского назначения. В условиях замкнутого туристского и курортного центра почти вся сфера обслуживания (клубы, кинотеатры, стадионы, службы быта и др.) относится к первичным предприятиям;
вторичные предприятия, обслуживающие и туристов, и местное население (театры, музеи, экскурсионные и переводческие бюро, пункты обмена валюты, бары, рестораны и др.);
третичные предприятия, обслуживающие в основном местное население, но предоставляющие услуги и туристам (общественный транспорт, почта, телефон, бытовое обслуживание и др.).
В некоторых классификационных системах выделяется четвертая группа предприятий и организаций, формально не относящаяся к поставщикам услуг, но оказывающая существенное влияние на состояние туристского рынка. К этой группе относятся комитеты, департаменты, учебные заведения, общественные организации и др.'91
По роли в структуре потребления услуги, предоставляемые поставщиками, подразделяются на основные, дополнительные, сопутствую-щие.»11
Основные услуги (размещение, питание, перевозка, туристские услуги) - целевые услуги, приобретаемые комплексно в виде тура (в пакете). Потребление основных услуг гарантировано туристской путевкой, ваучером*. Основные услуги ориентированы на потребление туристами и оказываются первичными предприятиями.
Дополнительные туристские услуги - услуги, которые можно получать за дополнительную плату в месте их оказания. Стоимость этих услуг не входит в стоимость тура. Дополнительные услуги оказываются вторичными предприятиями как туристам, так и местному населению.
Сопутствующие услуги - услуги, потребляемые в основном местным населением, но ими могут воспользоваться и туристы. Сопутствующие услуги оказываются третичными предприятиями.
В определении туристской услуги проявляется несовершенство российского туристского законодательства, в котором понятие услуги окончательно не сформировано. Так, ГОСТ Р 50681-94/28681.1-95 «Турист-ско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг» использует термины: «туристская услуга - результат деятельности туристского предприятия по удовлетворению соответствующих потребностей туристов (по ГОСТ28681.0);
тур - набор туристских услуг с конкретными сроками начала и окончания исполнения...» В то же время к видам туристских услуг ГОСТ относит также и понятия - «Туристское путешествие», «Туристский поход», «Экскурсия». Специалистами в сфере туризма отмечается необходимость доработки этого ГОСТа.
Действующий ГОСТ Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования» дает следующее определение туристских услуг, предоставляемых туристскими организациями (туроператорами и турагентами) или индивидуальными предпринимателями: «туристская услуга - результат деятельности организации или индивидуального предпринимателя по удовлетворению потребностей туриста в организации и осуществлении тура или его отдельных составляющих».
Осенью 2003 г. в Государственной Думе РФ состоялось первое чтение законопроекта «О туризме и туристской индустрии», в котором выделены следующие услуги в туризме: «услуги субъектов туристской индустрии», «комплексная туристская услуга», «гостиничные услуги», «услуги экскурсовода» («гида»), «услуги гида-переводчика». Подробнее проблемы совершенствования туристского законодательства России рассматриваются в гл. 4.
По ГОСТ Р 50690-2000 туристские услуги включают:
услуги туроператора по организации соответственно внутреннего, въездного, выездного туризма;
услуги турагента;
отдельные услуги туроператора и турагента: по организации проживания, питания, перевозок туристов различными видами транспорта, спортивных, развлекательных, познавательных, оздоровительных, экскурсионных и других мероприятий, услуги гидов-переводчиков;
услуги при самодеятельном туризме: информационно-консалтинговые, образовательные и посреднические услуги, предоставление информационных материалов, туристских схем, описаний маршрутов и др.;
♦ экскурсионные услуги: организация экскурсий, услуги
экскурсовода.
По ГОСТ Р 50690-2000 «экскурсионная услуга - туристская услуга по удовлетворению познавательных интересов туристов / экскурсантов, включая разработку и внедрение программ экскурсионного обслуживания или отдельных экскурсий, организацию и проведение экскурсий».
Туристские услуги являются разновидностью туристского продукта - конечного результата деятельности туристских организаций, индивидуальных предпринимателей. Предоставляя туристские услуги, туристские организации реализуют свой туристский продукт в виде права на тур. По определению Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», «туристский продукт - право на тур, предназначенное для реализации туристу». Факт реализации туристского продукта оформляется туристской путевкой . Приобретая путевку, турист потребляет туристские услуги туристских организаций, приобретает право на предстоящее путешествие. Получение же других услуг: перевозки, размещения, питания и т.д. (потребление тура) происходит в месте их оказания на предприятиях (гостиничных, питания и др.) при непосредственном взаимодействии исполнителя и потребителя.
Такая специфика туристского обслуживания требует полной согласованности в действиях поставщиков услуг, туристской организации, туриста. Согласование между ними осуществляется на контрактной основе в форме ваучера'', который подписывают все участники соглашения. В специальной Директиве ЕС по пэкидж-турам от 15 июня 1990 г. приводятся обязательные требования к оформлению ваучера, а также перечень необходимых реквизитов' индивидуальных и групповых ваучеров.
- Рецензенты: Биржаков Михаил Борисович,
- Асанова Ирина Маратовна.
- Глава 1. Туристский продукт. Рынок туристского продукта. Различные элементы рынка 15
- Глава 2. Стратегия развития туризма.
- Глава 3. Туристская индустрия и ее структура.
- Глава 4 структура регулирования
- Глава 5 международные акты, регулирующие различные виды туристской деятельности 152
- Глава 6. Развитие инфраструктуры туризма,
- Глава 7 социальные предпосылки
- Глава 1.
- Туристский продукт
- Туристские услуги
- Туристские товары
- Спрос, предложение, цена
- Рыночная конкуренция
- Участники рынка
- Глава 2.
- Глобализация
- Военные конфликты
- Визовые формальности
- Демографический фактор
- Занятость населения
- Прожиточный минимум (пм)
- Инвестирование
- Использование природных ресурсов
- Водные ресурсы
- Уровень шума
- Состояние атмосферного воздуха
- Развитие культурного туризма
- Культурные дестинации
- Автобусные перевозки
- Железнодорожные перевозки
- Водные перевозки
- Воздушные перевозки
- Чартерные перевозки
- Гостиницы
- Информирование туристов
- Страхование в туризме
- Обучение персонала
- Глава 3.
- Системы бронирования
- Организация бронирования
- «Галилео» (Galileo)
- «Амадеус» (Amadeus)
- «Фиделио» (Fidelio)
- «Габриэль» (Gabrielle)
- Российские системы бронирования и резервирования
- Глава 4.
- Глава 5.
- Глава 6.
- Водные коммуникации Санкт-Петербург
- Воздушные коммуникации
- Санкт-Петербург
- Автомобильные коммуникации
- Пешеходные зоны
- Телефонная связь
- Компьютерные системы
- Общественный транспорт
- Освещение
- Канализация
- Теплоснабжение
- Электроснабжение
- Энергоснабжение
- Спортивные сооружения
- Театры, концертные залы, цирк
- Фестивали
- Глава 7. Социальные предпосылки развития туризма в россии
- Новые виды страхования в туризме