logo
"Каурова" Организация сферы туризма

Театры, концертные залы, цирк

Появление театра в России связано с именем царевны Натальи Алексеевны, страстной любительницы театра.

В царствование Елизаветы Петровны театральное дело получило дальнейшее развитие. Наряду с иностранными труппами профессиональ­ных артистов и музыкантов был образован театр, впервые поставивший в 1749 г. трагедию Сумарокова «Хорев». В 1752 г. в Санкт-Петербург была вытребована из Ярославля театральная труппа Ф.Г. Волкова, в 1756 г. вышел указ об учреждении русского театра в Санкт-Петербурге.

При Екатерине II было три придворных труппы: итальянская опер­ная, балетная и русская, драматическая. Вольная немецкая труппа имела разрешение на представления. В 1762 г. была образована французская драматическая труппа, а в 1783 г. стали давать платные спектакли для публики в городских театрах.

Старейший Санкт-Петербургский театр - Государственный Акаде­мический театр драмы им. А.С. Пушкина - неразрывно связан с обликом великого города. Его здание является неотъемлемой частью города. По­строенный в 1832 г., театр был назван Александрийским, по имени жены Николая I - Александры Федоровны. На его сцене впервые был постав­лен «Ревизор» Н.В. Гоголя, шли первые представления пьес А.Н. Остров­ского, И.С. Тургенева, А.К. Толстого.

Мировую известность снискали коллективы Мариинского и Боль­шого, драматического театров, Театра Комедии, Малого театра оперы и балета и других театров. Многие из них были удостоены высокого зва­ния Академических. Имена своих художественных руководителей носят Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, Театр Комедии им. Н.П. Акимова, Театр юных зрителей им. А.А. Брянцева.

Академический Мариинский театр оперы и балета - один из наи­более крупных музыкальных театров России, созданный в 1783 г., когда

на Театральной площади был построен Большой театр. Из этого театра в 1860 г. оперные и балетные спектакли были перенесены в новый Мари-инский театр, названный по имени жены Александра II Марии. Репертуар театра составляет русская оперная и балетная классика. Бережно сохраня­ется балетное наследие. Так, «Жизель» идет здесь с 1842 г., долгожителя­ми на театральной сцене являются «Лебединое озеро», «Раймонда» и другие спектакли.

В настоящее время развитие театра сдерживается недостатком ос­нащенных площадей, отсутствием современного здания. К 2009 г. будет построено радикально новое здание театра из черного мрамора, скры­вающееся под стеклянной оболочкой (франц. Арх. Доменико Перро). Бюджет проекта оценивается в 192 млн. евро.

Общая площадь нового театра составит 40 тыс. кв. м, вместимость зрительного зала - 2 тыс. мест. Под строительство отведен «Литовский квартал» общей площадью 13 тыс. кв. м'4'1.

Государственный академический Малый театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского берет свое начало с 1833 г., когда был открыт для привилегированной публики Михайловский оперный театр, на сцене которого долгое время работала французская оперная труппа.

В 1918 г. был создан Малый театр оперы и балета, открывшийся оперой «Севильский цирюльник». С этого времени начали формироваться собст­венная оперная труппа, хор, оркестр театра. В репертуаре театра спектакли русской и мировой оперной классики. Зрители многих стран мира увиде­ли такие прекрасные постановки, как «Борис Годунов», «Князь Игорь», «Хованщина», «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Травиата» и др.

Малый драматический театр был создан в 1944 г. как передвиж­ной для обслуживания жителей Ленинградской области. С 1956 г. театр имеет стационарное помещение, где показывает свои спектакли.

С 1985 г. театром руководит замечательный режиссер Лев Додин, поставивший лучшие спектакли: «Братья и сестры», «Вишневый сад», «Клаустрофобия», «Звезды на утреннем небе», «Отсветы». Супер-спектакль «Бесы», состоящий из трех частей, длится 9 часов и играется в 1 день, с утра до вечера.

Театр объездил практически все континенты, принимает участие во всех престижных фестивалях, вошел в десятку лучших театров Европы по рейтингу Международного института театра.

Театр балета Бориса Эйфмана, созданный в 1977 г., стал одним из интереснейших явлений отечественного хореографического искусства Солидной коллекцией призов и премий отмечена деятельность труппы

театра. Все спектакли - авторские создания, полные новаторства, имею­щие индивидуальный язык танца.

Филармония им. Д.Д. Шостаковича возникла в 1802 г. как Филар­моническое общество Санкт-Петербурга. В 1882 г. был создан Придвор­ный императорский оркестр, переименованный в 1917 г. в Государствен­ный большой симфонический оркестр филармонии.

Сегодня филармония - средоточие академической музыкальной культуры Санкт-Петербурга. Центром симфонической музыки является Большой зал филармонии. Малый зал им. М.И. Глинки, открытый в 1949 г., служит для исполнения камерной музыки.

Академическая капелла гш. М.И. Глинки - старейшая в стране худо­жественно-творческая организация, ровесница города, созданная в 1703 г. на основе «Хора государевых певчих дьяков», привезенного из Москвы на торжества, связанные с закладкой Санкт-Петербурга.

Певчие хора стали первыми оперными солистами, выступавшими на сценах Санкт-Петербурга и Москвы. Репертуар Капеллы включает произ­ведения Баха, Моцарта, Гайдна, Рахманинова и других великих музыкан­тов.

Первый цирк в России воздвигнут в Санкт-Петербурге в 1827 г. под названием «Олимпического цирка», но он не был стационарным. В 1877 г. труппа Чинизелли выстроила каменный цирк (арх. В.А. Кенель), который в 1924 г. стал государственным и занял достойное место в сети зрелищных предприятий города. В 1928 г. здесь впервые в мире был создан музей цирка.

С ареной цирка связана судьба многих выдающихся артистов: дрес­сировщиков Анатолия и Владимира Дуровых, Б. Манжелли, М. Назаровой, В. Запашного, иллюзиониста Э.Т. Кио, клоунов Карандаша (М.Н. Румян­цева), О. Попова и Ю. Никулина, здесь начинался прославленный аттрак­цион «Медвежий цирк» молодого дрессировщика В. Филатова.

За каждым названием культурно-зрелищного учреждения стоит своя история, десятки имен выдающихся дирижеров, режиссеров, художников. Мастерством творческих коллективов восхищаются в странах Европы, в СЦ1А, Канаде, Индии, Японии, Австралии и др.