Фестивали
Традицией Петербургского региона стали многочисленные и разнообразные фестивали, привлекающие большое количество российских и зарубежных туристов. Программы проводимых фестивалей способны
удовлетворить самых взыскательных участников, это: Международные фестивали искусств «От авангарда до наших дней», «Звезды белых ночей», детские и юношеские фестивали, Пасхальный фестиваль, «Музыкальная весна в Санкт-Петербурге», «Белые ночи Санкт-Петербурга», «Свинг* Белой ночи» (джазовый), «Рождественские встречи в Северной Пальмире», «Просто друзья», кинофестивали «Послание к человеку», «Виват Кино Россия», балетные конкурсы, театральные фестивали и т.д.
Сегодня Петербургский регион - символ демократических надежд на радикальные перемены, это гостеприимно распахнутые ворота России не только в страны Западной Европы, но и во все страны мира.
Четыре судьбоносных этапа, связанных, прежде всего, с жизнью мегаполиса (Санкт-Петербург - Петроград - Ленинград и вновь Санкт-Петербург) - отразились в истории и культуре региона, сформировав огромный туристский потенциал. 27 мая 2003 г. начался отсчет 4-го столетия Санкт-Петербурга, нового этапа, с которым связаны надежды на процветание всего Петербургского региона.
Инвестиционная политика
Формирование положительного имиджа Петербургского региона на российском и мировом рынках туристских услуг требует определяющей поддержки туристской администрации. Принятые нормативно-правовые акты: «Основные направления деятельности Администрации Санкт-Петербурга по поддержке развития туристской отрасли в Санкт-Петербурге на 1999 - 200 гг.», Закон Санкт-Петербурга «О целевой программе Санкт-Петербурга «Развитие туризма в Санкт-Петербурге» на 2002 - 2005 гг.» (2002), Закон Санкт-Петербурга «О поддержке Санкт-Петербургом развития туризма в Санкт-Петербурге» (2003), Концепция нового Генерального плана развития Санкт-Петербурга на 2015 - 2025 гг. (2004), Закон Ленинградской области «О туристской деятельности на территории Ленинградской области» (1997), Областной закон «Об инвестиционной деятельности в Ленинградской области» (1997), Региональная целевая программа «Рас-витие сферы туризма и рекреации Ленинградской области до 2005 года» (2000) и многое другое определяют основные направления такой поддержки, создают правовую, организационно-управленческую и социально-экономическую среду, благоприятную для дальнейшего формирования туристской индустрии региона и развития туризма в целом.
Поступательное развитие туризма требует значительного финансирования, обеспечить которое могут только инвестиции*. Проведение рыночных реформ, установление деловых контактов в туристском бизнесе, создание условий для совместного предпринимательства, туристская привлекательность региона способны привлечь в регион зарубежных инвесторов и обеспечить приток инвестиций.
К концу 90-х гг. в Санкт-Петербурге насчитывалось свыше 10 000 совместных предприятий (СП): торговых, туристских, консалтинговых и др. Особенно активно в создании СП участвуют Финляндия, США, Германия, Великобритания, Швеция. С помощью иностранных инвестиций осуществляются крупные проекты по перестройке промышленности, подключения к глобальной сети коммуникаций (прокладка оптико-волоконного кабеля по дну Балтийского моря), открытие станций сотовой телефонной связи с выходом в международную сеть в автоматическом режиме компаниями «Дельта» и «Моторола», программа модернизации больниц и поликлиник, поставка стоматологического оборудования фирмой «Сименс», организация выпуска такого оборудования на «Северном заводе» и т.д.
По инициативе Европейского Союза была разработана программа технического содействия TACIS для оказания помощи бывшим республикам СССР в переходный период от системы централизованного планирования к рыночной экономике. По этой программе в регионе внедрено свыше 140 проектов по самым важным для региона направлениям (улучшение работы транспорта, обучение специалистов за рубежом, организация информационных центров и др.).
Инвестиции в конверсию оборонных предприятий, в развитие Морского торгового порта, Октябрьской железной дороги, автотранспорта, образование, оздоровление экологической обстановки в регионе создали новые рабочие места, сформировали экономику региона-донора.
Ленинградская область сегодня представляет собой один из наиболее динамично развивающихся субъектов РФ. В области сложился привлекательный инвестиционный климат, осуществляется успешная реализация крупных инвестиционных проектов, неуклонно повышается эффективность бизнеса. [51г1 За 2002 г. Ленинградская область была отмечена как лучший регион года по привлечению инвестиций. В область было привлечено свыше $1 млрд. Губернатор области В. Сердюков был награжден знаком «За выдающиеся успехи по привлечению инвестиций в экономику России». В 2004 г. в строительство портов в Ленобласти вложено 12,5 млрд. руб., в т.ч. 901 млн. - из федерального бюджета на строитель-
ство порта в Усть-Луге. Увеличивается более, чем в 2 раза грузовая мощность порта Приморск, 4 млрд. руб. инвестируется в строительство порта в Высоцке.[,6г1 В 2005 г. Ленинградская область получит от Евросоюза на развитие особо охраняемых природных территорий 236 тысяч евро.153 г' Сам регион является также инвестором, вкладывая средства в развитие туристской индустрии. Например, Ленинградская область инвестирует средства в отель на одном из популярных болгарских курортов, чтобы там могли отдыхать дети всего региона.
В роли инвесторов выступают и ведущие туристские компании региона. Крупный туроператор «Совет по туризму и экскурсиям» инвестировал строительство оздоровительного центра на набережной Мартынова (площадь 19,7 тыс. кв. м, 4 крытых корта в Приморском парке).
Гостиничный рынок Санкт-Петербурга привлекает отельных операторов (гостиничные цепи): «Чайс», «Интерстейт», «Шератон», «Аккор», «Марриотт», «Кемпински», «Бест Уэстерн», «Холидей Инн». Наибольший интерес у инвесторов вызывают первоклассные отели («управление по контракту» либо система франчайзинга, т.е. продажа бренда).
За 2004 г. объем иностранных инвестиций в экономику Санкт-Петербурга составил $900 млн., что на 40% выше, чем в 2003 г.'45 rl, общая же сумма иностранных инвестиций в российскую экономику в 2004 г. составила $81 млрд. 997 млн.152 rl. Мощный импульс в развитие отношений между Санкт-Петербургом и Шанхаем вносит совместный проект «Балтийская жемчужина», по которому в Санкт-Петербурге будет возведен на площади в 149,3 га с численностью населения 35 400 чел. китайский квартал - высокотехнологичный мегаполис европейского уровня, своеобразный «город-спутник» с крупным гостиничным комплексом. Стоимость проекта составляет $1,2 млрд.[56г1. Под жилищное строительство будет отведено 83,27 га, под общественно-деловые объекты -15,02 га, под объекты социального назначения - 27,3 га, под зеленые насаждения - 19,46 га, под прочие цели - 4,25 га.'57'1 С помощью инвесторов в Санкт-Петербурге планируется к 2006 г. ввод 1200 новых гостиничных номеров. Дальнейшее гостиничное строительство будет смещаться к КАД, зонам отдыха вдоль Финского залива и на Карельском перешейке. Активно внедряется на Санкт-Петербургский туристский рынок «Коринтия» - гостиничная цепь, объединяющая 18 отелей высокого класса на Мальте, в Чехии, Турции, Венгрии, Тунисе, Португалии, Гамбии. Компания использует различные способы взаимодействия: строительство и аренда гостиниц с последующим выкупом, сотрудничество по договору франчайзинга.15"*1 Объем инвестиций гостиничной цепи «Radisson SAS»
составил $35млн. За 2002 г. отелем этой цепи в Санкт-Петербурге обслужено 100 тыс. клиентов, в среднем каждый заплатил $800 - 1000. Темпы окупаемости опережают план на 20%. Через 5 лет отель может полностью окупиться (при плане в 7 - 8 лет). Планируется строительство еще одного отеля в Санкт-Петербурге.
«Событийный туризм» региона - еще один способ обеспечить приток инвестиций в регион. Широко разрекламированная череда юбилеев: 2003 г. - 300 лет Санкт-Петербургу, 1100 лет - Пскову, 300 лет - Петрозаводску, 1250 лет - Старой Ладоге, 600 лет со дня присвоения Выборгу статуса города; 2004 г. - 60 лет со дня снятия блокады; 2005 г. - 60 лет Победы в Великой Отечественной войне и т.д. - позволила запланировать реконструкцию и строительство 76 объектов с привлечением 60 млрд. руб. Были построены Ладожский вокзал, Дворец Конгрессов (в Стрельне), появились новые автобусы, трамваи, преобразились Александровская колонна, Дворцовая площадь, Адмиралтейство, Петропавловская крепость, Биржа, театры, реконструирован международный аэропорт «Пул-ково-2», отремонтированы гранитные набережные, преобразился архитектурный облик города, установлено 33 памятника и декоративных скульптур. Было подготовлено 135 объектов размещения с общим числом 34 тыс. мест.
Инвестиционная политика напрямую зависит от планирования развития региона. Различают: кратко-, средне-, долгосрочное планирование.
Генеральный план развития (на 25 лет) предусматривает концепцию социально-экономического развития. Стратегический план развития (на 10 лет) включает реальные направления развития. Комплексные программы (на 5 лет) детализируют структуру планирования по отдельным сферам.
С целью корректировки, адаптации к изменяющимся условиям разрабатываются также концепции развития на более сжатые сроки. Например, в настоящее время разрабатывается концепция развития Санкт-Петербурга на 15 лет. Планы, программы развития включают планировочные комплексы «подпрограммы» с конкретным перечнем объектов и объемом финансирования. Например, стоимость подпрограммы «Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга» составляет около 35 млрд. руб. К подпрограмме прилагается перечень из 309 объектов, которые необходимо реконструировать и отремонтировать, а также 120 предприятий, расположенных в центре города и нуждающихся в перебазировании или перепрофилировании. Освоение средств разделено на 2 этапа.
Первый этап (2001 - 2005 гг.) учитывает проведение юбилейных торжеств, предусматривает реконструкцию и реставрацию отдельных объектов, развитие туризма, мероприятия по восстановлению экологического баланса города, снижению техногенной опасности, строительство новых гостиниц, модернизацию и развитие городского общественного транспорта. Запланирована покупка 850 новых автобусов, 150 троллейбусов, 100 трамваев.
Второй этап (2006 - 2010 гг.) предусматривает завершение реконструкции исторического центра. На эти цели отводится 16,7 млрд. руб. Подпрограмма включает долгосрочные проекты со сроком окупаемости 4 - 6 лет. Это и реконструкция портов (речного и морского), и строительство нового международного аэропорта «Пулково-3», и др. Ожидаемое увеличение доходов от реализации подпрограммы составит 9,5 - 14,26 млрд. руб. в год, в т.ч. доходы от внутреннего туризма составят около 2,4 млрд. руб., от въездного - около 6 млрд. руб.
В «Ежегодном послании губернатора Санкт-Петербурга депутатам ЗакСа» в 2004 г. В.И. Матвиенко обозначила перспективу развития бюджетного процесса в Санкт-Петербурге: «К 2007 г. доходная часть бюджета возрастет до 145 млрд., что означает его фактическое удвоение с 2003 г., когда город заработал 75 млрд. руб. Основные инструменты достижения цели - рост регионального валового продукта и собираемости налогов, а также эффективное управление городской собственностью». Губернатор Санкт-Петербурга назвала также «6 острейших проблем, которые являются «вызовом городу»: бедность, демография (смертность в 1,9 раза превышает уровень рождаемости), слабость городской инфраструктуры, предпринимательский климат (733 убыточных предприятия), недостаточный объем иностранных инвестиций (на уровне 1999 г. и большей частью в виде кредитов) и слабость институтов гражданского общества»^ Бичом для туристской индустрии в Санкт-Петербурге являются:
высокие цены (3 дня пребывания в Санкт-Петербурге иностранному туристу обходятся в 200 - 300 евро, а в Париже - 59 евро;
безопасность туристов, их защита от преступных посягательств (для решения этой проблемы необходимо полнее информировать гостей, усиливая их бдительность, создать «туристское» подразделение в городской милиции, сотрудники которого должны обладать всеми навыками качественного туристского обслуживания - знанием языков, правилами хорошего тона и т.д., городские власти уже готовы выделять на финансирование
такой структуры ежегодно по 50 млн. руб., с 2005 г. начата реализация программы «Безопасный город»):
недостаточность рекламы, слабое ее финансирование (так, в Турции ежегодно в PR-акции, рассчитанные на потенциальных российских клиентов, вкладывается до $5 млн., в результате саморекламы Центральная Англия после выхода на экраны «Гарри Поттера» стала местом паломничества иностранных туристов, а Новая Зеландия заметно «поднялась» после съемок «Властелина колец», в Санкт-Петербурге же пока только один раскрученный бренд - «Белые ночи»);
менталитет * города, его забота о прибывших гостях (в большинстве мировых туристских центров в обращении ходят «карты гостя», предоставляющие немалые скидки, такая «забота» о гостях повысила бы заинтересованность людей в посещении в Санкт-Петербурга);
мотивация* городских гостиниц, (свыше 40 тыс. гостиничных мест), ориентированных не на туристское обслуживание, а на концертно-развлекательную, представительскую, игровую деятельности;
программа развития туризма в регионе (в настоящее время такая программа рассматривается на период с 2005 по 2010 гг, на туристские цели планируется потратить около 500 млн. руб.).
Решить существующие проблемы можно с помощью партнерства Петербургского региона с зарубежными странами. Партнерство носит самые разнообразные формы. Оно развивается через взаимодействие общественных организаций (их в регионе свыше 100), городов-побратимов (их свыше 80), деловых и административных структур. Укрепление связей обеспечит приток инвестиций в регион.
- Рецензенты: Биржаков Михаил Борисович,
- Асанова Ирина Маратовна.
- Глава 1. Туристский продукт. Рынок туристского продукта. Различные элементы рынка 15
- Глава 2. Стратегия развития туризма.
- Глава 3. Туристская индустрия и ее структура.
- Глава 4 структура регулирования
- Глава 5 международные акты, регулирующие различные виды туристской деятельности 152
- Глава 6. Развитие инфраструктуры туризма,
- Глава 7 социальные предпосылки
- Глава 1.
- Туристский продукт
- Туристские услуги
- Туристские товары
- Спрос, предложение, цена
- Рыночная конкуренция
- Участники рынка
- Глава 2.
- Глобализация
- Военные конфликты
- Визовые формальности
- Демографический фактор
- Занятость населения
- Прожиточный минимум (пм)
- Инвестирование
- Использование природных ресурсов
- Водные ресурсы
- Уровень шума
- Состояние атмосферного воздуха
- Развитие культурного туризма
- Культурные дестинации
- Автобусные перевозки
- Железнодорожные перевозки
- Водные перевозки
- Воздушные перевозки
- Чартерные перевозки
- Гостиницы
- Информирование туристов
- Страхование в туризме
- Обучение персонала
- Глава 3.
- Системы бронирования
- Организация бронирования
- «Галилео» (Galileo)
- «Амадеус» (Amadeus)
- «Фиделио» (Fidelio)
- «Габриэль» (Gabrielle)
- Российские системы бронирования и резервирования
- Глава 4.
- Глава 5.
- Глава 6.
- Водные коммуникации Санкт-Петербург
- Воздушные коммуникации
- Санкт-Петербург
- Автомобильные коммуникации
- Пешеходные зоны
- Телефонная связь
- Компьютерные системы
- Общественный транспорт
- Освещение
- Канализация
- Теплоснабжение
- Электроснабжение
- Энергоснабжение
- Спортивные сооружения
- Театры, концертные залы, цирк
- Фестивали
- Глава 7. Социальные предпосылки развития туризма в россии
- Новые виды страхования в туризме