Классификации средств размещения: понятия и требования
В рамках Всемирной туристской организации принята международная классификация средств размещения, в соответствие с которой все средства размещения делятся на две основные категории: коллективные и индивидуальные, при этом каждая правовая система самостоятельно определяет критерии отнесения средств размещения к тем или иным средствам. Так же существует несколько различный классификаций средств размещения в зависимости от ее оснований. Гостиницы можно разделить по виду собственности, ассортименту услуг, туристической привлекательности и дополнительной деятельности (отели-казино).
Распространенными критериями классификации гостиниц выступает:
Уровень комфорта;
Вместимость;
Функциональное назначение;
Место расположения;
Обеспечение питанием;
Длительность пребывания гостей и др.
УРОВЕНЬ КОМФОРТА | ВМЕСТИМОСТЬ | ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ | ПИТАНИЕ | РАСПОЛОЖЕНИЕ |
-номерной фонд -питание О-обустройство -информация -доп.услуги
| -кол-во номеров; -кол-во комнат в номере -типы и назначение номеров | -транзитные -целевые -туристические -общего назначения
| -завтрак -полупансион -полный пансион -все включено | -центральные -в составе гостиничных комплексов -пригородные -мотели |
Классификация гостиниц по уровню комфорта играет важную роль в принятии решения о методах управления качеством гостиничных услуг.
Уровень комфорта это комплексный критерий, составными элементами которого являются:
состояние и структура номерного фонда: площадь номеров, доля одноместных (однокомнатных), многоквартирных номеров, номеров –апартаментов;
состояние мебели, инвентаря и т.п.;
наличие, состояние и режим работы предприятий питания: ресторанов, кафе, баров и т.д.
состояние здания, подъездных путей, обустройство прилегающей территории;
информационное обеспечение и техническое оснащение: проводной и беспроводной Интернет, наличие телефонной спутниковой связи, телевизоров, холодильников, мини –баров, сейфов, и т.д.
обеспечение возможности предоставления ряда дополнительных услуг.
Перечисленные параметры оценки оцениваются практически во всех имеющихся в мире классификациях средств размещения. Дополнительно в классификационных условиях установлены требования к персоналу и его подготовке: образовании, квалификации, возрасту, состоянию здоровья, владению иностранными языками, внешнему виду и поведению.
Установление уровня комфорта лежит в основе более тридцати систем классификации, наиболее распространенными среди которых являются:
Европейская, или как ее часто называют, система «звезд», в основе которой лежит деление гостиниц на категории от одной до пяти звезд. Система применяется так же в Египте, России, и ряде других стран;
Система букв (А,В, С,Д) используется в Греции;
Система «корон» Применяется в Великобритании;
Система категорий (Италия, Израиль)
Под вместимостью гостиничного предприятия и иного средства размещения понимается число койко-мест, или номеров, которые могут быть предложены клиентам одновременно.
По количеству комнат номера делятся на однокомнатные, двухкомнатные и т.д.
По назначению различают номера бизнес- класса, эконом -класса, номера апартаменты и т.д. Номера бизнес- класса предназначены для размещения туристов, пребывающих с деловой целью. Помимо стандартной обстановки здесь должны быть условия для работы: рабочий стол, телефон, факс, компьютер, и т.д. Номера экономического класса предназначены для массового контингента потребителей. Отличаются скромной обстановкой и оборудованием, что отражается в невысокой цене размещения. Номера апартаменты (двух-, трех-, или четырехкомнатные) предназначены для долгосрочного размещения семейных гостей. В номере категории апартамент обязательно должна быть кухня с необходимым набором бытовой техники, что позволяет обеспечить практически домашние условия пребывания.
Существует так же такая категория номеров, как апартаменты «люкс» или сюит, это трех- или четырех комнатные номера высокой комфортности, кухня в которых как правило отсутствует.
Исходя из функционального назначения гостиничных предприятий, выделим их наиболее крупные группы:
Транзитные;
Целевые.
По продолжительности работы гостиницы подразделяются:
Работающие круглосуточно;
Работающие два сезона;
Одно - сезонные.
Отметим, что не все страны мира придерживаются четкой классификации для средств размещения. Так, по данным Американской ассоциации отелей и мотелей, гостиничная индустрия США состоит из 44700 отелей и мотелей, с общим количеством номеров около 3.1 млн. Валовая сума денежных поступлений от сдачи этих комнат составляет около 62,9 млрд .долл США.
В отличие от других стран в США нет официальной, утвержденной правительством классификации гостиниц.
Тем не менее деление по уровню комфортабельности на пять категорий присутствует. Высший статус присуждается двумя учреждениями: American Automobile Association (AAA) учреждает свой приз «Пять бриллиантов», а Mobile Travel Guide – «Пять звезд». Из 21000 отелей высшей категории пятизвездочного статуса удостоено только 35 (менее 2%).
В зависимости от местоположения отели могут называться центральными (расположены в центре города), отели-казино (в одном из центров игорного бизнеса) курортные ( в курортной зоне), аэровокзальными (в районе аэропорта), автострадными (на автостраде). Есть и другие критерии классификации, например, по условиям пользования: таймшер, кондоминимум, для длительного проживания, конференц-отели и т.д.
Рассмотрим общие требования к средствам размещения, по критерию вместимости, уровню комфорта, особенностям материально-технической базы, утвержденные Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.12.2008 г. ГОСТ Р 51185-2008 «Туристские услуги, средства размещения, общие требования».
В данном стандарте под средством размещения понимается: помещение, используемое организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для предоставления услуг размещения.
Коллективные средства размещения: помещения, имеющие не менее пяти номеров и используемые организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для предоставления услуг размещения.
К коллективным средствам размещения отнесены:
Гостиницы, апартотели, сюит-отели, мотели, молодежные гостиницы (хостелы), курортные отели, кемпинги, базы отдыха, туристические базы, рекреационные центры (центры отдыха), туристские деревни (деревни отдыха), прогулочные корабли, детские оздоровительные лагеря.
Гостиницы - предприятия, предоставляющие услуги размещения и в большинстве случаев услуги питания, имеющие службу приема, а также оборудование для оказания дополнительных услуг.
Апартотели - гостиницы, номерной фонд которых состоит из номеров категории студия и/или апартамент.
Сюит-отели - гостиницы, номерной фонд которых состоит из номеров высшей категории: сюит, апартамент, люкс, джуниор сюит, студия.
Мотели - гостиницы с автостоянками, предоставляющие услуги для размещения автомобилистов.
Молодежные гостиницы (хостелы) - предприятия, предоставляющие услуги размещения и питания, управление которыми осуществляется некоммерческой организацией; проживание - в многоместных номерах, питание - с ограниченным выбором блюд и/или наличие оборудования для самостоятельного приготовления пищи; предоставление дополнительных услуг, включая развлекательные и образовательные программы, в основном для молодежи.
Курортные отели - средства размещения, расположенные на курорте и оказывающие на собственной базе в качестве дополнительных услуги оздоровительного характера с использованием природных факторов (например, морской или минеральной воды), в том числе для предоставления процедур на их основе. (Процедуры оздоровительного характера могут быть оказаны в отдельно стоящем здании).
Кемпинги - ограниченные территории с санитарными объектами, на которых располагаются шале, бунгало, палатки, стационарные фургоны, а также оборудованные площадки для размещения палаток, автодомов и пр. В кемпингах к услугам проживающих могут быть предоставлены рестораны, магазины, спортивные и развлекательные сооружения, однако вышеперечисленные услуги не являются обязательными. (Примечание - Палатка - тканевое укрытие, разбираемое и складывающееся для удобства транспортировки; автодом - автотранспортное средство с двигателем, со спальным/спальными местом/местами и кухонным оборудованием).
Базы отдыха (туристические базы), рекреационные центры (центры отдыха), туристские деревни (деревни отдыха) - предприятия, предлагающие в основном размещение в шале, бунгало или в стационарных фургонах, а также возможности и соответствующее оборудование для занятий спортом и развлечений, рестораны и магазины. (Примечание - Отличие базы отдыха от кемпинга заключается в том, что в кемпинге имеются оборудованные площадки, на которых можно установить палатку или автодом туриста, приехавшего на собственном транспортном средстве и не желающего пользоваться услугами средства размещения).
Прогулочные корабли - плавучие средства, предназначенные для круизов по рекам и каналам, предлагающие услуги размещения и кухонное оборудование. (Примечание - Прогулочные корабли часто используются для проведения корпоративных мероприятий).
Детские оздоровительные лагеря - предприятия, предоставляющие услуги размещения для детей, приезжающих для отдыха и оздоровления.
Индивидуальные средства размещения: средства размещения общей площадью спальных помещений не более 500 кв. м, используемые организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для предоставления услуг размещения.
К индивидуальным средствам размещения относят: гостевые комнаты, шале, бунгало, стационарные фургоны.
Гостевые комнаты - комнаты в частных домах, в которых предоставляются услуги размещения, в большинстве случаев с завтраком.
Шале, бунгало - отдельно стоящие домики с кухонным оборудованием.
Стационарные фургоны - жилые дома-автоприцепы со спальным/спальными местом/местами и кухонным оборудованием, стационарно установленные в определенном месте; дома-фургоны можно передвигать; обычно, находясь на территории кемпинга, они предназначены для сдачи в аренду на сезон отпусков, либо для продажи в собственность в качестве вторичного жилья (дачи). (Примечание - В отличие от автодома стационарный фургон - это автоприцеп, но не прицепленный к автотранспортному средству, а стационарно установленный на территории кемпинга).
Номер в средстве размещения: одна или несколько комнат с мебелью, оборудованием и инвентарем, необходимым для временного проживания.
Сюит: номер, состоящий из нескольких смежно-раздельных жилых комнат, включающий в себя спальные места и отдельное/отдельные помещения/помещения для отдыха и/или работы.(Примечание - К этой категории относятся номера, состоящие из трех и более жилых комнат (гостиной/столовой/кабинета и спальни) и имеющие дополнительный гостевой туалет).
Апартамент: номер, состоящий из нескольких жилых комнат, включающий в себя спальные места и отдельное помещение с кухонным уголком, предназначенное для приготовления пищи и отдыха. (Примечание - К этой категории относятся номера, состоящие из двух и более жилых комнат (гостиной/ столовой и спальни), имеющие кухонное оборудование).
Люкс: номер, состоящий из двух и более жилых комнат.
Джуниор сюит: номер, имеющий помимо спального места дополнительную площадь для отдыха/работы. (Примечание - К этой категории относятся однокомнатные номера, рассчитанные для проживания одного/двух человек, с планировкой, позволяющей использовать часть помещения в качестве гостиной /столовой/кабинета).
Студия: номер, состоящий из одной комнаты с кухонным уголком.
Одноместный номер: номер со спальным местом на одного человека.
Двухместный номер "дабл": номер, в котором возможно размещение двух человек на одной двуспальной кровати либо на двух односпальных кроватях, сдвинутых вместе. (Примечание - Двухместный номер "дабл" может быть использован для размещения одного человека либо супружеской пары).
Двухместный номер "твин": номер, в котором возможно размещение двух человек на двух отдельно стоящих кроватях. (Примечание - Двухместный номер "твин" может быть использован для размещения двух человек, входящих в состав одной группы, либо для размещения супружеской пары).
Семейный номер: номер, в котором возможно размещение трех и более человек, из которых, по крайней мере, двое взрослых. (Примечание - Семейный номер может быть использован для размещения семьи, состоящей из родителей с детьми, либо детей с двумя взрослыми сопровождающими (няней, бабушкой, дедушкой, воспитателем и пр.).
Многоместный номер: номер со спальными местами на трех и более человек.(Примечание - Многоместный номер может быть использован для размещения трех и более человек, входящих в состав одной группы).
Соединяющиеся номера: номера со спальными местами, соединяющиеся между собой внутренними дверями.
Дуплекс: номер, состоящий из нескольких соединяющихся комнат, расположенных на разных этажах. (Примечание - К этой категории относятся номера, состоящие из двух и более комнат, расположенных на разных этажах и соединенных между собой внутренней лестницей).
Кухонный уголок: маленькая кухня, оборудованная в отдельном помещении или занимающая часть комнаты.
Требования к средствам размещения:
Средства размещения должны иметь удобные подъезды для автомобиля и/или автобуса с необходимыми дорожными знаками, вымощенные пешеходные дорожки.
Территория, прилегающая к средствам размещения, должна быть благоустроена, освещена в вечернее время; должна иметь площадку с твердым покрытием для кратковременной парковки автотранспорта и необходимые справочно-информационные указатели.
В средствах размещения должно быть:
- предусмотрено хранение багажа проживающих;
-организовано предоставление медицинских услуг (вызов скорой помощи).
Обслуживающий персонал, оказывающий услуги средств размещения, должен обладать квалификацией, соответствующей выполняемой работе.
Персонал должен создавать атмосферу гостеприимства, проявлять доброжелательность и вежливость.
Средства размещения должны быть оснащены и оборудованы:
- освещением в жилых и общественных помещениях - естественным и/или искусственным, в коридорах и на лестницах - круглосуточно ;
- холодным и горячим водоснабжением и канализацией; в районах с перебоями водоснабжения необходимо обеспечить минимальный запас воды не менее чем на сутки и подогрев воды;
- отоплением, поддерживающим температуру воздуха в жилых помещениях не ниже 18,5 °C;
- системой вентиляции (естественной или принудительной), обеспечивающей циркуляцию воздуха и исключающей проникновение посторонних запахов в жилые помещения;
- бутилированной питьевой водой (бесплатно) - в районах, где отсутствует гарантия качества питьевой воды;
- телефонной связью;
- пассажирским лифтом в здании высотой более пяти этажей.
Минимальная площадь жилой комнаты должна быть в одноместных номерах - не менее 9 кв. м; в двухместных и многоместных номерах в расчете на одного проживающего:
в средствах размещения круглогодичного функционирования - не менее 6,0 кв. м,
в средствах размещения сезонного функционирования - не менее 4,5 кв. м.
В жилой комнате средства размещения должны быть в наличии:
- освещение от потолочного (настенного) или напольного светильника;
- прикроватный светильник;
- выключатели освещения у входа в номер и у изголовья кровати ;
- фонарь карманный электрический;
- радиоприемник (при отсутствии телевизора);
- кровать/кровати;
- комплект постельных принадлежностей и белья на одного человека: матрац с наматрасником, две подушки, одеяло, дополнительное одеяло, покрывало на кровать, простыня, пододеяльник, наволочки;
- прикроватный коврик у каждой кровати при отсутствии ковров или коврового покрытия;
- прикроватная тумбочка (столик) у каждого спального места;
- шкаф с полками (допускается встроенный) с вешалкой и плечиками (зажимами для брюк и юбок), не менее пяти шт./место;
- вешалка для верхней одежды и головных уборов (допускается наличие вешалки для верхней одежды в шкафу, разделенном на две части);
- стулья: не менее одного на проживающего;
- плотные занавеси (или жалюзи), обеспечивающие затемнение помещения;
- зеркало в прихожей и/или в комнате;
- щетки: для одежды и обуви;
- ключ для открывания бутылок;
- графин (необязателен при наличии посуды для мини-бара или бутилированной воды), стаканы;
- пепельница(ы) - кроме номеров для некурящих;
- информационные материалы;
- противопожарная инструкция;
- инструкция для проживающих о действиях в случае пожара и в экстремальных условиях, характерных для данной местности (оползни в горах, землетрясения и т.п.).
- Svetlana Dementeva
- Оглавление
- Глава 1. Современное состояние индустрии гостеприимства
- Глава 2. Менеджмент структуры гостиничного предприятия
- Глава 3. Управление доходами в гостиничном бизнесе
- Глава 4. Управление человеческими ресурсами
- Глава 5. Правовой менеджмент в гостиничном бизнесе
- Предисловие
- Глава 1 современное состояние индустрии гостеприимства
- Шиндлерхоф – двор кровельщика
- Девиз отеля в русской версии: «соблазнитесь нами - мы вас порадуем»
- Основные характеристики гостиничной индустрии
- История гостеприимства: краткий обзор становления отрасли
- Классификации средств размещения: понятия и требования
- Гостинично- туристский комплекс в системе отраслей народного хозяйства России
- Гостиничный рынок России и его структура
- Модели управления гостиничным бизнесом. Классификация гостиничных предприятий по стилям управления
- 1. Case-study «Создаем новый бизнес в сфере средств размещения!»14 или что нужно знать начинающему предпринимателю
- Глава 2 менеджмент структуры гостиничного предприятия
- You can't be a legend without a great story.
- Three Steps Of Service15:
- 2.1. Структура менеджмента гостиничного предприятия
- 2.2. Различные концепции структуры менеджмента в гостиничном бизнесе
- 2.3. Виды и функции уровней гостиничного менеджмента
- 2. Case-study «Обманутые ожидания директора по персоналу19»
- Глава 3 управление доходами в гостиничном бизнесе
- 3.1. Управление доходами в гостиничном бизнесе: концептуальные особенности
- 3.2. Ключевые факторы, влияющие на доходы отеля
- 3.3. Технологии максимизации доходов номерного фонда отеля
- 3.4.Возможности оптимизации затрат отеля
- 3.Case-stady: Управление доходами: расчет средней высокой цены номера. Проанализируйте расчет adr (средней цены номера) отеля, исходя из нижеприведенных данных:
- Глава 4 управление человеческими ресурсами
- 5.1. Обучение и развитие персонала
- 5.2. Стандарты качества труда
- Глава 5 правовой менеджмент в гостиничном бизнесе
- 5.1. Источники правового регулирования гостиничной деятельности в росии основные понятия
- Основные понятия
- Классификация и стандартизация гостиничных услуг в российской федерации
- Новая категория средств размещения - сертифицированный мини-отель
- 5.4. Новеллы в порядке оценки гостиниц и отелей
- В чем состоят новые требования к самим звездам?
- Обновленные квалификационные требования к персоналу гостиниц
- 5.7.Хранение вещей в гостинице
- Основные правила поведения гостей в европейском отеле
- Миграционный учет в гостиничном бизнесе
- Обязательность учета иностранных граждан
- Ответственность за нарушения миграционного законодательства
- Несоблюдение процедуры оформления административных документов освобождает от ответственности
- Партнерские отношения в гостиничном бизнесе: анализ судебной практики
- Составьте план действий. Подготовьте вариант/варианты решения ситуации. (время 2 аудиторных часа)
- 6. Case-study «к нам едет иностранный гость!» (pbl учебная группа)
- Составьте план действий. Подготовьте вариант/варианты решения ситуации. (время 2 аудиторных часа и 2 часа внеаудиторной индивидуальной работы)
- Составьте план действий. Подготовьте вариант/варианты решения ситуации. (время 2 аудиторных часа)
- 8.Case-study «Безопасность в гостинице – дело тонкое»
- Литература: