Глава 1. Концептуальные рамки туризма
Изучив раздел, вы должны были сделать следующие выводы:
1. Туризм сложный социально-культурный и экономический феномен современности, различные аспекты которого находятся в поле зрения представителей ряда наук. «Своими» вопросы теории и практики туризма считают экономисты, социологи, педагоги, психологи, историки, культурологи, юристы, искусствоведы. Это порождает множественность его определений и проявлений в окружающей действительности.
2. В процессе развития туризма появлялись различные толкования этого понятия. Тем не менее особую значимость имеют следующие критерии:
изменение места;
пребывание в другом месте;
оплата труда из источника в посещаемом месте.
3. Существуют пять четко выделенных важных признаков, отделяющих туризм от путешествий и иных действий и процессов:
временное перемещение, посещение дестинации и непременное возвращение обратно;
дестинация другая местность (страна), отличная от места постоянного проживания человека;
цели туризма, отличающиеся сугубо гуманистическим содержанием и направленностью;
совершение туристского путешествия в свободное от работы или учебы время;
запрещение туристу заниматься в дестинации деятельностью, оплачиваемой из местного финансового источника.
4. В классической теории туризма признается всего шесть общих целей, по которым туризм отграничивается от путешествий вообще:
оздоровительная (восстановление духовных и физических сил человека, а также лечение);
познавательная (совершенствование и углубление знаний о природе естественных явлений, прошлом и настоящем человечества, истории и культуре других стран и народов);
спортивная (подготовка и участие в соревнованиях и играх на профессиональном и любительском уровнях, сопровождение спортсменов, а также участие в качестве зрителей);
профессионально-деловая (бизнес-поездки, участие в конференциях, конгрессах, семинарах, обмен опытом, профессиональное обучение);
религиозная (паломнические, культовые, культурно-исторические по изучению религии и культов);
гостевая и ностальгическая (посещение родственников, мест исторического проживания).
5. Наиболее распространенная классификация его деление на типы, категории, виды и формы. Вид туризма результат его классификации по различным основаниям. Тип туризма определяется национальной принадлежностью туристов. Сочетание различных типов туризма формирует его категории.
6. Категории туризма включают международный, национальный и туризм в пределах страны.
7. Используя мотивационные факторы, можно выделить следующие виды туризма: туризм с целью отдыха; туризм с целью изучения культуры; общественный туризм; спортивный туризм; экономический туризм; конгрессный (политический) туризм; рекреационный туризм; лечебный туризм; познавательный туризм; деловой туризм; религиозный туризм; этнический туризм; транзитный туризм; образовательный туризм; шоп-туризм; спортивный туризм; экологический туризм; агротуризм (сельский туризм); приключенческий и экстремальный туризм; специализированный туризм.
8. Формы туризма вариант классификации туризма, т. е. выделяются организационные формы туризма: выделяемые по количеству участников, формы в зависимости от происхождения туристов, в зависимости от его организации (организационные формы), в зависимости от длительности пребывания, в зависимости от возраста путешествующих, в зависимости от транспортных средств, в зависимости от времени года.
9. Имеется множество определений туриста, отражающих направленность нормативного акта и определенные экономические интересы государства по принадлежности. С целью решения поставленных задач на Конференции ООН по международному туризму и путешествиям, состоявшейся в Риме в 1963 г., были рассмотрены вопросы туристских дефиниций и предложено использовать термины «посетители», «туристы» (ночующие посетители) и «экскурсанты» (однодневные не ночующие посетители). Было принято следующее определение понятия «турист»: «Человек, прибывший в страну, в которой он постоянно не живет и не занимается оплачиваемой профессиональной деятельностью, с целью проведения свободного времени ради лечения, развлечения, образования, отдыха, религии, спорта, по семейным или деловым обстоятельствам».
10. Существуют четыре точки зрения на туризм как явление современного мира:
туризм как отрасль экономики совокупность всех производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид производственной деятельности;
туризм как межотраслевой комплекс или рынок, где господствует туроператор, который из продукции различных отраслей и формирует туристский продукт;
туризм как самостоятельный вид экономической деятельности, т. е. деятельности по обслуживанию туристов. Туроператорская, тур-агентская, а также иная деятельность по организации путешествий;
туризм как деятельность во время отдыха точка зрения самих туристов. В ее основу лег факт существования наряду с коммерческим туризмом туризма социального, направленного на доступный всем слоям населения страны отдых.
11. Туристика наука, которая синтезирует данные различных научных дисциплин, изучающих туризм, и занимается формированием и развитием целостной концепции туризма.
- Глава 1 Концептуальные основы туризма
- Глава3 Пространственная организация туризма
- Глава 5 туризм в россии
- Глава 1. Концептуальные рамки туризма
- 1.1. Понятие, цели и функции туризма. Путешествие и туризм
- 1.2. Значение туризма для человека и общества
- 1.3. Классификация, виды и формы туризма
- 1.4. Турист как субъект туризма
- 1.5. Туризм в системе научного знания. Науки о туризме
- Глава 1. Концептуальные рамки туризма
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Ресурсы и инфраструктура туризма
- 2.1. Туристский потенциал территории
- 2.2. Туристские ресурсы как основа пространственной организации туризма
- 2.3. Туристские объекты и комплексы
- 3 Кольцевая; 4 смешанная
- 2.4. Туристские учреждения
- Глава 2. Ресурсы и инфраструктура туризма
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Пространственная организация туризма
- 3.1. Территориальные системы туризма
- 3.2. Туристские маршруты и их типы
- 3.3. Туристские центры и дестинации1
- 3.4. Туристские регионы и зоны
- Этапы развития туристской территории6
- Глава 3. Пространственная организация туризма
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Международный туристский рынок
- 4.1. Понятие, особенности и функционирование туристского рынка
- 4.2. Дифференциация и факторы развития туристского рынка
- 4.3. Международный туризм и его значение. Сезонность в туризме
- 4.4. Факторы развития международного туризма1
- 4.5. Тенденции развития международного туристского рынка1
- Глава 4. Международный туристский рынок
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Туризм в России
- 5.1. Особенности и структура национального туристского рынка
- 5.2. Международный туризм в России
- 5.3. Современное состояние и развитие внутреннего туризма
- 5.4. Приоритетные направления развития туризма в России
- Глава 5. Туризм в России
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Туристская индустрия
- 6.1. Индустрия туризма, досуга и гостеприимства
- 6.2. Транспортная составляющая туристского бизнеса
- 6.3. Особенности и модели организации гостиничной индустрии
- 6.4. Индустрия питания туристов
- 6.5. Индустрия досуга и развлечений. Туристская анимация
- 6.6. Экскурсионная деятельность
- Глава 6. Туристская индустрия
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Туроператорская и турагентская деятельность
- 7.1. Туристские предприятия и их формы
- 7.2. Понятие и основные функции туроператора
- 7.3. Классификация и виды туроперейтинга и туроператоров
- 7.4. Основные технологии операторского бизнеса
- Поставщики услуг при прямой и опосредованной организации туров
- Основные формы сотрудничества туроператора с поставщиками туристских услуг
- 7.5. Особенности и процедуры агентского бизнеса
- 7.6. Технологии взаимоотношений туроператора с турагентами
- Глава 7. Туроператорская и турагентская деятельность
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Турпродукт как результат агентско-операторского производства
- 8.1. Туристские услуги
- Основные характеристики услуг
- 8.2. Турпродукт как комплекс туристских услуг
- 8.3. Структура и уровни туристского продукта
- 8.4. Пакет услуг и классы обслуживания в туристском бизнесе
- Глава 8. Турпродукт как результат агентско-операторского производства
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Регулирование туризма
- 9.1. Международное и государственное регулирование туризма
- 9.2. Туристские организации и мероприятия
- 9.3. Характеристика международных туристских организаций
- Руководящие органы Всемирной туристской организации1
- 9.4. Национальные туристские организации
- Глава 9. Регулирование туризма
- Контрольные вопросы