9.2. Туристские организации и мероприятия
Международный туризм сегодня проникает во все сферы жизни общества, тенденции его развития отличаются космополитическим характером, а влияние на происходящие социально-экономические, политические, культурные и иные процессы в общественном развитии различных стран и регионов приводит к необходимости интеграции туристских комплексов, согласованию их функционирования. Появляются различные формы международного сотрудничества, международные организации и союзы.
Международные организации объединения государственных или национальных обществ неправительственного характера, созданные для достижения общих целей в какой-либо области человеческой деятельности (политике, экономике, социальной и культурной жизни, туризме). Это одна из важных и наиболее эффективных форм многостороннего сотрудничества между государствами, входящими в эти организации.
Членами некоторых международных организаций могут быть только государства, а не национальные общества, союзы или ассоциации. Такие организации называются межправительственными. Организации, куда входят только общества, союзы и ассоциации, называются неправительственными.
Международные туристские организации могут носить различные названия: организация, союз, ассоциация, группа ассоциаций, федерация, конфедерация, объединение, ассамблея, комиссия, комитет, фонд, совет, центр, бюро, институт или агентство. Наиболее распространенная международная туристская структура ассоциация объединение на добровольной основе национальных организаций, учреждений и предприятий туристской индустрии, а также физических лиц для решения конкретных задач в сфере туризма.
Одна из важных форм международного сотрудничества в сфере туризма, путешествий и гостеприимства конференции ООН по туризму, первая из которых состоялась в Риме в 1963 г. На ней были представлены 87 стран, а также пять специализированных организаций, семь межведомственных и 14 неправительственных учреждений. Работа конференции была посвящена регулированию международных туристских связей, вопросам пограничных и таможенных формальностей, а также официальному определению понятий «временный посетитель», «турист», «экскурсант». Поскольку международный туризм оценивается как естественное и неотъемлемое право людей на свободу перемещения, на Генеральной Ассамблее ООН еще в 1966 г. был принят Международный пакт о гражданских и политических правах, где, в частности, подчеркивалось право каждого человека свободно покидать любую страну, включая свою собственную.
Вторая Конференция ООН состоялась в Маниле (Филиппины) в 1980 г. В ней приняли участие уже 107 стран и 91 межправительственная и неправительственная организации. Важную роль для развития туризма сыграла принятая на конференции Манильская декларация по мировому туризму, в которой основное внимание уделялось международным аспектам туризма, роли туризма в национальной экономике и международной торговле как важного показателя мирового развития. По мнению В. А. Квартальнова, туристские организации можно классифицировать по следующим признакам1:
национально-территориальному международные, региональные и национальные организации;
общественно-государственному правительственные, общественные, частные;
по виду деятельности регулирующие, поставщики, рыночные агенты, разработчики, консультанты, профессиональные ассоциации, издатели, проектные, обучающие, торговые и потребительские организации;
по сфере деятельности транспортные (авиационные, автобусные, железнодорожные, автомобильные, круизные), туристские агенты, туроператоры, локальные профсоюзы.
В зависимости от масштабов, сферы и направленности своей деятельности международные туристские организации классифицируются по следующим группам: мировые общего характера; мировые отраслевого характера; региональные общего характера; региональные отраслевого характера; специализированные; особые.
Все организации, действующие на туристском рынке, также можно разделить на две группы правительственные и неправительственные, в зависимости от того, кого они объединяют: отдельные туристские компании или государственные и общественные организации, например Национальная туристская администрация.
Правительственные организации созданы правительствами различных стран и обладают государственными полномочиями (местными, национальными или интернациональными). Неправительственные подразделяются на общественные организации и ассоциации. Общественная организация общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан членов этой организации. Ассоциация (союз) добровольное объединение общественных организаций. Ассоциация может быть также добровольным объединением коммерческих организаций (в целях координации предпринимательской деятельности, представления и защиты имущественных интересов).
Туристские мероприятия. В данном параграфе мы не будем подробно разбирать эту тему. В дальнейшем вопросы организации и проведения туристских мероприятий будут рассматриваться при изучении курсов «Выставочная деятельность в туризме», «Маркетинг в туризме», «Реклама в туризме» и др.
Крупнейшие и наиболее влиятельные международные мероприятия, играющие важную роль в развитии туристской деятельности, международные туристские биржи, ярмарки, выставки, салоны. Основные цели таких мероприятий: ознакомление с турпродуктами различных фирм; изучение спроса на туристские услуги; установление деловых контактов; заключение коммерческих сделок и подписание договоров; обмен информацией; реклама и продвижение турпродукта. Они могут носить всемирный или региональный характер. Наиболее значительные выставки и ярмарки проводятся ежегодно по заранее анонсируемым датам в определенное время года перед началом летнего или зимнего сезона и продолжаются от одного до семи дней.
Одна из крупнейших в мире туристских выставок Международная туристская биржа (ITB). Она проводится в Берлине с 1966 г. ежегодно в марте в течение семи дней. Один день отводится только профессиональным участникам, в остальные дни биржа открыта для всех желающих. В ней участвуют национальные и региональные туристские организации, турфирмы, туроператоры и турагенты, представители министерств, ведомств, комитетов и советов по туризму, гостиниц и гостиничных цепей, авиационных и круизных компаний, структур систем бронирования, страховых компаний, специализированных издательств, радио- и телекомпаний.
Крупнейшей в Европе по количеству посетителей стала Международная туристская выставка (SIT) в Штутгарте (Германия). Она превосходит в последнее время Берлинскую международную туристскую биржу. Штутгартская выставка проводится ежегодно в партнерстве с разными странами. Всемирный рынок путешествий в Лондоне проводится с 1980 г. ежегодно в ноябре декабре в течение пяти дней с участием турфирм, представителей туриндустрии и средств информации. Наряду с заключением сделок важная задача Лондонского рынка ознакомление с новшествами в сфере туризма.
Туристская международная ярмарка (ФИТУР) проводится с 1981 г. ежегодно в январе в Мадриде в течение шести дней. Среди участников турфирмы, гостиничные объединения, авиакомпании. Ярмарка сопровождается фестивалем народных песен и танцев, показом рекламных фильмов по туризму. Завоевала популярность Московская международная выставка «Путешествия и туризм» (MITT). Она проводится в течение четырех дней в марте, начиная с 1994 г.
Большим авторитетом пользуются также Лейпцигская ярмарка путешествий, Международный салон по туризму и путешествиям, который проводится ежегодно в середине февраля в Париже в течение 710 дней, Международная туристская биржа в Милане (во второй половине февраля в течение пяти дней), Международная туристская выставка стран Азиатского региона (Гонконг), Международная туристская ярмарка (Чикаго), Международная выставка «Туризм» (Гетеборг), Международная туристская выставка «Филоксения» (Салоники) и др.
Приблизительно за три шесть месяцев до начала года составляется календарь проведения основных туристских выставок в нашей стране и за рубежом. Если внимательно изучить календарь выставок, то можно выделить следующие особенности организации туристских мероприятий в нашей стране.
1. Основная часть мероприятий запланирована проводиться в весенние и осенние месяцы, т. е. перед предстоящими летним и зимним туристскими сезонами. Чаще всего цель таких мероприятий позиционирование турпродукта крупных фирм-туроператоров на национальном и международном рынках, а также подписание договоров и соглашений о сотрудничестве.
2. Следует заметить, что значительная часть всех отечественных выставочно-ярмарочных мероприятий имеет международный статус. Это вполне объяснимо проводимой в стране политикой в области туризма, нацеленной на приоритетное развитие в России въездного туризма. Позиционирование отечественного турпродукта и последующее сотрудничество с зарубежными партнерами позволяет привлечь состоятельную клиентуру из ряда зарубежных стран.
3. География выставочно-ярмарочных мероприятий достаточно широка. При этом тяготение их к периферийным городам и регионам не случайно. В большинстве случаев для проведения таких мероприятий выбираются города и регионы, считающиеся стратегическими точками роста туризма. К примеру, Санкт-Петербург, Казань, Сочи, Архангельск, Уфа, Вологда, Иркутск, Рязань все эти города обладают колоссальным потенциалом для развития отечественного туризма.
4. Профиль проводимых мероприятий также отличается достаточным разнообразием. В частности, по специализации можно выделить пять групп подобных мероприятий: туристские выставки и биржи; выставки туристских товаров, спортивного инвентаря и др.; выставки, посвященные активным видам отдыха спортивному, промысловому, экстремальному; санаторно-курортные; выставки-встречи для проведения деловых переговоров, конференций, обсуждения проблем развития туризма.
5. Организацией выставочно-ярмарочных мероприятий в нашей стране занимаются исключительно коммерческие негосударственные предприятия, фонды, акционерные общества, крупные туристские фирмы. Тем не менее наиболее значимые мероприятия (особенно международные) находятся под патронажем отраслевых министерств и ведомств того региона, где эти мероприятия проводятся.
6. Все выставочно-ярмарочные мероприятия, проводимые в нашей стране, преследуют общие цели: позиционирование отечественного турпродукта на национальном и международном туристских рынках; пропаганду и реализацию турпродукта зарубежных партнеров; заключение агентских соглашений туроператорами с целью формирования агентских сетей; презентацию и последующую реализацию товаров туристского спроса инвентаря, одежды, обуви, полиграфической продукции; проведение деловых встреч, переговоров, конференций.
Рекомендация:
Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу
1 Квартальнов В. А. Указ. соч.
- Глава 1 Концептуальные основы туризма
- Глава3 Пространственная организация туризма
- Глава 5 туризм в россии
- Глава 1. Концептуальные рамки туризма
- 1.1. Понятие, цели и функции туризма. Путешествие и туризм
- 1.2. Значение туризма для человека и общества
- 1.3. Классификация, виды и формы туризма
- 1.4. Турист как субъект туризма
- 1.5. Туризм в системе научного знания. Науки о туризме
- Глава 1. Концептуальные рамки туризма
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Ресурсы и инфраструктура туризма
- 2.1. Туристский потенциал территории
- 2.2. Туристские ресурсы как основа пространственной организации туризма
- 2.3. Туристские объекты и комплексы
- 3 Кольцевая; 4 смешанная
- 2.4. Туристские учреждения
- Глава 2. Ресурсы и инфраструктура туризма
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Пространственная организация туризма
- 3.1. Территориальные системы туризма
- 3.2. Туристские маршруты и их типы
- 3.3. Туристские центры и дестинации1
- 3.4. Туристские регионы и зоны
- Этапы развития туристской территории6
- Глава 3. Пространственная организация туризма
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Международный туристский рынок
- 4.1. Понятие, особенности и функционирование туристского рынка
- 4.2. Дифференциация и факторы развития туристского рынка
- 4.3. Международный туризм и его значение. Сезонность в туризме
- 4.4. Факторы развития международного туризма1
- 4.5. Тенденции развития международного туристского рынка1
- Глава 4. Международный туристский рынок
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Туризм в России
- 5.1. Особенности и структура национального туристского рынка
- 5.2. Международный туризм в России
- 5.3. Современное состояние и развитие внутреннего туризма
- 5.4. Приоритетные направления развития туризма в России
- Глава 5. Туризм в России
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Туристская индустрия
- 6.1. Индустрия туризма, досуга и гостеприимства
- 6.2. Транспортная составляющая туристского бизнеса
- 6.3. Особенности и модели организации гостиничной индустрии
- 6.4. Индустрия питания туристов
- 6.5. Индустрия досуга и развлечений. Туристская анимация
- 6.6. Экскурсионная деятельность
- Глава 6. Туристская индустрия
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Туроператорская и турагентская деятельность
- 7.1. Туристские предприятия и их формы
- 7.2. Понятие и основные функции туроператора
- 7.3. Классификация и виды туроперейтинга и туроператоров
- 7.4. Основные технологии операторского бизнеса
- Поставщики услуг при прямой и опосредованной организации туров
- Основные формы сотрудничества туроператора с поставщиками туристских услуг
- 7.5. Особенности и процедуры агентского бизнеса
- 7.6. Технологии взаимоотношений туроператора с турагентами
- Глава 7. Туроператорская и турагентская деятельность
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Турпродукт как результат агентско-операторского производства
- 8.1. Туристские услуги
- Основные характеристики услуг
- 8.2. Турпродукт как комплекс туристских услуг
- 8.3. Структура и уровни туристского продукта
- 8.4. Пакет услуг и классы обслуживания в туристском бизнесе
- Глава 8. Турпродукт как результат агентско-операторского производства
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Регулирование туризма
- 9.1. Международное и государственное регулирование туризма
- 9.2. Туристские организации и мероприятия
- 9.3. Характеристика международных туристских организаций
- Руководящие органы Всемирной туристской организации1
- 9.4. Национальные туристские организации
- Глава 9. Регулирование туризма
- Контрольные вопросы