8.1. Туристские услуги
В России с июля 1994 г. впервые был введен в действие ГОСТ Р50646-94 «Услуги населению. Термины и определения». В соответствии с этим документом под услугой понимается результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные.
Материальная услуга удовлетворение материально-бытовых потребностей потребителя услуг. Она обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей; создание условий для потребления. В частности, к материальным услугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные, услуги общественного питания, транспорта и др.
Социально-культурная услуга удовлетворение духовных, интеллектуальных потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя. Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские, услуги культуры, туристские, образовательные услуги и др. Таким образом, стандарт позволяет определить место туристских услуг среди многообразия услуг, оказываемых населению, и отнести их к социально-культурным услугам.
Все услуги, как материальные, так и социально-культурные, обладают пятью фундаментальными характеристиками. Особенности влияния выделенных характеристик услуг на деятельность предприятий сферы сервиса представим в виде табл. 8.1.
Таблица 8.1
- Глава 1 Концептуальные основы туризма
- Глава3 Пространственная организация туризма
- Глава 5 туризм в россии
- Глава 1. Концептуальные рамки туризма
- 1.1. Понятие, цели и функции туризма. Путешествие и туризм
- 1.2. Значение туризма для человека и общества
- 1.3. Классификация, виды и формы туризма
- 1.4. Турист как субъект туризма
- 1.5. Туризм в системе научного знания. Науки о туризме
- Глава 1. Концептуальные рамки туризма
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Ресурсы и инфраструктура туризма
- 2.1. Туристский потенциал территории
- 2.2. Туристские ресурсы как основа пространственной организации туризма
- 2.3. Туристские объекты и комплексы
- 3 Кольцевая; 4 смешанная
- 2.4. Туристские учреждения
- Глава 2. Ресурсы и инфраструктура туризма
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Пространственная организация туризма
- 3.1. Территориальные системы туризма
- 3.2. Туристские маршруты и их типы
- 3.3. Туристские центры и дестинации1
- 3.4. Туристские регионы и зоны
- Этапы развития туристской территории6
- Глава 3. Пространственная организация туризма
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Международный туристский рынок
- 4.1. Понятие, особенности и функционирование туристского рынка
- 4.2. Дифференциация и факторы развития туристского рынка
- 4.3. Международный туризм и его значение. Сезонность в туризме
- 4.4. Факторы развития международного туризма1
- 4.5. Тенденции развития международного туристского рынка1
- Глава 4. Международный туристский рынок
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Туризм в России
- 5.1. Особенности и структура национального туристского рынка
- 5.2. Международный туризм в России
- 5.3. Современное состояние и развитие внутреннего туризма
- 5.4. Приоритетные направления развития туризма в России
- Глава 5. Туризм в России
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Туристская индустрия
- 6.1. Индустрия туризма, досуга и гостеприимства
- 6.2. Транспортная составляющая туристского бизнеса
- 6.3. Особенности и модели организации гостиничной индустрии
- 6.4. Индустрия питания туристов
- 6.5. Индустрия досуга и развлечений. Туристская анимация
- 6.6. Экскурсионная деятельность
- Глава 6. Туристская индустрия
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Туроператорская и турагентская деятельность
- 7.1. Туристские предприятия и их формы
- 7.2. Понятие и основные функции туроператора
- 7.3. Классификация и виды туроперейтинга и туроператоров
- 7.4. Основные технологии операторского бизнеса
- Поставщики услуг при прямой и опосредованной организации туров
- Основные формы сотрудничества туроператора с поставщиками туристских услуг
- 7.5. Особенности и процедуры агентского бизнеса
- 7.6. Технологии взаимоотношений туроператора с турагентами
- Глава 7. Туроператорская и турагентская деятельность
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Турпродукт как результат агентско-операторского производства
- 8.1. Туристские услуги
- Основные характеристики услуг
- 8.2. Турпродукт как комплекс туристских услуг
- 8.3. Структура и уровни туристского продукта
- 8.4. Пакет услуг и классы обслуживания в туристском бизнесе
- Глава 8. Турпродукт как результат агентско-операторского производства
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Регулирование туризма
- 9.1. Международное и государственное регулирование туризма
- 9.2. Туристские организации и мероприятия
- 9.3. Характеристика международных туристских организаций
- Руководящие органы Всемирной туристской организации1
- 9.4. Национальные туристские организации
- Глава 9. Регулирование туризма
- Контрольные вопросы