logo
основы туризма книга

Глава 6. Туристская индустрия

Изучив раздел, вы должны были сделать следующие выводы:

1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 5 февраля 2007 г.) трактует туристскую индустрию как «совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников».

2. Услуги перевозки и иные транспортные услуги присутствуют в различных составляющих туристского продукта. Прежде всего, это перевозка с места отправления в место назначения и трансфер  перевозка туристов к объекту назначения, транспортные услуги на месте.

Предоставление транспортных услуг и транспортных средств может быть включено в состав тура или зарезервировано организатором туризма и предоставлено туристу за плату на месте. Турист также может самостоятельно купить такие услуги в месте пребывания. Транспортные средства могут быть товаром, объектом аренды, объектом и средством аттракции, а также участвовать в генерации особых видов турпродукта, отличных от перевозки. Они также могут служить местом размещения, индивидуальным транспортным средством, объектом развлечения или товарной покупки.

3. Международная классификация транспортных средств выглядит следующим образом.

 Воздушный транспорт:

 регулярные рейсы национальных и иностранных авиакомпаний;

 чартерные рейсы национальных и иностранных авиакомпаний;

 другие рейсы: частные самолеты, воздушные такси, прочие летательные аппараты.

 Водный транспорт:

 коммерческие морские и речные суда: пассажирские линии, паромы, круизные суда, прочие коммерческие суда;

 прочие морские и речные суда: яхты, военные корабли с визитом вежливости, прочие суда.

 Наземный транспорт:

 железнодорожный транспорт: регулярные рейсы, специальные туристские составы, прочие виды;

 автобусный транспорт: регулярные рейсы, специальные туристские автобусы, прочие виды;

 частные автомобили: такси и арендуемые автомобили с водителями, арендуемые автомобили, собственные автомобили, дома на колесах (караваны), автостоп, прочие средства  мотоцикл, велосипед и др.

4. Гостиничная индустрия как вид экономической деятельности включает предоставление гостиничных услуг и организацию за вознаграждение краткосрочного проживания в гостиницах, кемпингах, мотелях, школьных и студенческих общежитиях, домах для приезжих и т. д. К этой деятельности относятся и услуги ресторанов. На гостиничные услуги распространяются все основные характеристики, что в определенной степени роднит их с туристскими услугами и услугами вообще.

5. По российскому стандарту гостиница классифицируется как предприятие временного проживания вместимостью не менее 10 номеров. Категорийность гостиниц обозначают символом * (звезда). Количество звезд увеличивается в соответствии с повышением качества обслуживания и оборудованием гостиницы. Для гостиниц установлены категории от одной до пяти звезд, для мотелей  от одной до четырех звезд.

6. В работах ученых РМАТ приводится обобщенная классификация туристских предприятий питания:

 по типу предприятия: рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные, фабрики-кухни;

 по виду собственности: собственные и арендованные;

 по месту расположения: в составе туристского гостиничного комплекса, гостиниц, других средств размещения, автономные;

 по способу обслуживания: обслуживаемые официантами, самообслуживания, смешанного обслуживания;

 по классности: «люкс», «высший», «первый», «вне категории»;

 по ассортименту: блюда широкого выбора, комплексные блюда, блюда национальной кухни, экзотические блюда;

 по режиму обслуживания: завтрак, полупансион, полный пансион, шведский стол (буфет), специальное питание (диетическое, вегетарианское и т. д.), детское питание.

7. К индустрии развлечений относятся предприятия (организации, учреждения), чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях. Такими единицами служат предприятия с ярко выраженным развлекательным характером деятельности  цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, передвижные городки и др.