logo
основы туризма книга

Глава 4. Международный туристский рынок

Изучив раздел, вы должны были сделать следующие выводы:

1. В широком плане туристский рынок означает место, где происходит купля-продажа туристского продукта (туров, отдельных услуг туризма или товаров для туристов).

2. Субъектами туристского рынка считаются: турист, туроператор, турагент, контрагент.

3. Основными функциями туристского рынка считаются:

 реализация стоимости и потребительной стоимости, заключенных в туристском продукте, что означает движение стоимости, которое отражается посредством взаимообмена денег и туристского продукта;

 организация процесса доведения туристского продукта до потребителя (туриста) реализуется посредством сети турагентов и туроператоров;

 экономическое обеспечение материальных стимулов к труду заключается в том, что в процессе взаимообмена денег и туристского продукта на рынке распределение (как необходимая фаза воспроизводства) предстает в завершенном виде.

4. Изучение и анализ рынка туристских услуг выявили необходимость сегментирования различных типов рынков. Изучение рынка каждой конкретной страны эксперты рекомендуют проводить по следующим показателям: население; социально-экономические условия; цели поездок; цены на туристские услуги; конъюнктура рынка; уровень и состояние материально-технической базы; средства транспорта и инфраструктура; средства рекламы; организация и уровень развития национального и международного туризма; товары туристского спроса.

5. Основные факторы, влияющие на развитие туристского рынка: структура населения, возраст, уровень доходов, образование, род занятий, принадлежность к определенной расе, пол, время, образ жизни и др.

6. Международный туризм во второй половине XX  начале XXI в. стал одним из ведущих направлений социально-экономической, культурной и политической деятельности большинства государств и регионов мира, а туристская индустрия  неотъемлемый элемент потребительских моделей и социального поведения значительной части населения. Это сделало современную туристскую индустрию одной из самых высокодоходных и динамично развивающихся сфер мировой экономики.

7. Сезонность в туризме  сезонность, характеризующаяся резкими увеличениями туристских потоков летом и спадами в зимние и особенно в осенне-весенние месяцы. Выделяют три группы факторов, оказывающих влияние на сезонность туристского обслуживания: природно-климатические; особенности вида туризма; особенности труда и отдыха потребителей.

8. Индустрия туризма и гостеприимства развивается в последнее время под воздействием ряда факторов, которые можно разделить на две группы  внешние и внутренние. Внутренние факторы непосредственно связаны с особенностями организации и функционирования предприятий туристской индустрии. Внешние определяются воздействием компонентов окружающей действительности, не связанных с функционированием индустрии туризма и гостеприимства. К внешним факторам относятся: политико-правовые, безопасность путешествий, экономические и финансовые, культурные, демографические, инфраструктурно-коммуникационные, развитие торговли, новые и новейшие технологии.

9. А. Ю. Александрова в работе «Современные тенденции развития международного туризма» выделяет ряд основных направлений развития международного туризма. В. А. Квартальнов полагает, что в туристском секторе отмечаются следующие тенденции: замедленные темпы роста (но все-таки роста); большая конкуренция в целевой направленности регионов; рост воздействия на туризм экономических, социокультурных факторов, а также окружающей среды; повышение требовательности к туристскому продукту и избранному типу обслуживания.

10. Е. А. Джанджугазова выделяет восемь основных тенденций развития мировой индустрии гостеприимства. К основным тенденциям развития мирового гостиничного и туристского рынка относятся:

 распространение сферы интересов гостиничного и туристского бизнеса на другие продукты и услуги, ранее предоставляемые предприятиями других отраслей;

 растущая демократизация индустрии гостеприимства;

 усиление специализации гостиничного и туристского бизнеса;

 развитие новых видов туризма;

 глобализация и концентрация туристского и гостиничного бизнеса;

 глубокая персонификация обслуживания и полная концентрация на запросах и потребностях клиентов;

 широкое внедрение новых средств коммуникации и информационных технологий;

 внедрение новых технологий в деловую стратегию предприятий индустрии гостеприимства.