logo
основы туризма книга

5.3. Современное состояние и развитие внутреннего туризма

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 5 февраля 2007 г.) признает туризм приоритетной отраслью экономики России. При этом определено, что основным направлением государственной поддержки должно стать развитие въездного и внутреннего туризма. Оценка современного состояния внутреннего туризма страны указывает на низкий уровень его развития как по качественным, так и по количественным показателям. Так, в 2005 г. в гостиницах России было обслужено более 13 млн граждан страны, в санаторно-курортных и учреждениях отдыха  около 8 млн.

Начиная с 1999 г. спрос на туристские услуги внутри страны постоянно растет. При этом отчетливо выявилось несоответствие существующего туристского продукта и современного туристского спроса. Причина кроется в почти полном отсутствии двух  трехзвездных гостиниц туристского класса, предлагающих качественное обслуживание, и низком уровне подготовки персонала для работы на туристском рынке. В целом Россия, несмотря на огромный туристский потенциал, остается одной из немногих стран с низким уровнем развития внутреннего туризма. Основные тенденции в туристском спросе на рынке внутреннего туризма заключаются в сохранении приоритетов традиционных видов отдыха  пляжного на юге России, круизного в Поволжье, оздоровительного и горнолыжного. Постепенно возвращается интерес к культурно-познавательному туризму.

Необходимые условия успешного развития внутреннего туризма в России, так же как и въездного,  формирование качественного туристского продукта; грамотная маркетинговая стратегия продвижения внутреннего туристского продукта на рынке; отработанные методы и механизмы реализации рекламно-информационной политики; создание системы профессиональной подготовки персонала; привлечение инвестиций в развитие туристской инфраструктуры.

При неравномерности распределения туристского потенциала на территории страны и различном уровне развития туристской инфраструктуры в основе разработки стратегических направлений развития туризма лежит принцип зонирования территории России в зависимости от степени сформированности регионального туристского предложения для продвижения на внутреннем и международном рынках. Для страны, стремящейся наиболее полно использовать существующий разнородный туристский потенциал, необходимо определить приоритеты и очередность развития существующих туристских регионов для повышения экономической эффективности предлагаемых мер. По экспертным оценкам, территория России по уровню состояния материальной базы туризма может быть распределена следующим образом:

 регионы с высоким уровнем развития материальной базы туризма  Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, район Кавказских Минеральных Вод, Краснодарский край, Калининградская область;

 регионы со средним уровнем развития материальной базы туризма  Северо-Западный регион (Псковская и Новгородская области, Республика Карелия), Среднерусский регион  Золотое кольцо, Поволжье и т. д.;

 регионы с низким уровнем развития материальной базы туризма  Северный, Дальневосточный (Камчатка, Курилы, Приморье), Западно-Сибирский (Горный Алтай), Восточно-Сибирский (район озера Байкал) регионы.

Всего в Российской Федерации в 2005 г. насчитывалось 8,5 тыс. курортно-туристских средств размещения с общей численностью номеров 448 тыс. и вместимостью 1,15 млн мест, из них около 40% приходится на гостиничные средства размещения. При этом среднегодовой коэффициент загрузки составляет всего 36%.

Следует отметить, что уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает наша страна, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития внутреннего туризма в стране, так как представляют собой лишь один из элементов туристского предложения.

В настоящее время в нашей стране значительная часть материальной базы туризма нуждается в капитальном ремонте, модернизации или функциональной реконструкции. Вместе с тем меры по развитию туристской инфраструктуры не могут ограничиваться только восстановлением гостиничного фонда. При ежегодном выделении федеральных средств на формирование базового пакета инвестиционных проектов развития туристской инфраструктуры проблема разработки необходимого количества таких проектов может быть решена в течение четырех лет.

Для успешного развития туризма в России необходим приток инвестиций, как российских, так и зарубежных, в первую очередь на развитие инфраструктуры для формирования сети гостиниц туристского класса и, в частности, малых гостиниц, а также мотелей, расположенных на дорогах федерального значения, обеспечивающих комфортные условия проживания при невысоких ценах.

Следует сказать и о том, что в России сложилась особая система территориальной организации внутреннего туризма. Внутренний туризм и потенциал его развития оценивается как по отдельным административным единицам, так и по туристским районам. До сих пор остается дискуссионным вопрос рекреационного и туристского районирования России. За последнюю четверть века сетка рекреационного и туристского районирования России неоднократно менялась. Наиболее известны: рекреационное районирование В. С. Преображенского и Б. Н. Лиханова (1973 и 1980 гг.), Ю. С. Путрика и В. В. Свешникова (1986 г.), И. В. Зорина (1985 г.), коллектива ученых РМАТ (1994, 1996, 2001, 2004 гг.).

Более подробно содержание всех вариантов туристского и рекреационного районирования территории России будет рассматриваться в курсах «География туризма», «Рекреационная география» и «Туристское регионоведение». Скажем только, что последний вариант туристского районирования России был разработан Т. А. Ирисовой и Е. В. Колотовой в 2004 г. Схема районирования представлена в приложении 2. Она справедливо критикуется специалистами, так как содержит в себе ряд противоречий и очевидных недостатков (для наиболее пытливых студентов рекомендуем внимательно изучить эту схему и выделить ее основные преимущества и недостатки).

Для нужд статистического учета в России было выделено 13 туристских зон (Приложение 3). Но данная схема не отвечает потребностям специальных исследований и неприменима при проведении оценки туристского потенциала территорий для развития международного и внутреннего туризма. Авторы, основываясь на анализе большого массива публикаций, а также данных собственных исследований, определили территориальную структуру и основные направления развития туризма по районам Российской Федерации (Приложение 4).

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу