4.3. Международный туризм и его значение. Сезонность в туризме
Международный туризм во второй половине XX начале XXI в. стал одним из ведущих направлений социально-экономической, культурной и политической деятельности большинства государств и регионов мира, а туристская индустрия неотъемлемый элемент потребительских моделей и социального поведения значительной части населения. Это сделало современную туристскую индустрию одной из самых высокодоходных и динамично развивающихся сфер мировой экономики. При этом в отличие от продажи сырья она не истощает ресурсы, а способствует росту эффективности национальных экономик.
В последние десятилетия общемировые туристские показатели характеризуются устойчивым ростом. По данным Всемирной туристской организации, специализированного учреждения ООН (ЮНВТО), международные туристские прибытия в 2005 г. по сравнению с 2004 г. увеличились на 5% и составили более 800 млн человек. Средние темпы роста объемов туризма за прошедшие 50 лет составили около 67% в год, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. Согласно оценкам ЮНВТО, в настоящее время наиболее перспективные сегменты рынка экологический, культурно-познавательный, тематический, научный и круизный туризм.
Индустрия туризма сегодня интенсивно развивается в условиях высокой конкуренции, сильнейшего воздействия геополитики различных стран и государственных объединений, жесткой зависимости от различных угроз современного мира, периодов спадов мировой экономики, техногенных аварий и природных катаклизмов, террористических актов, вооруженных конфликтов и т. д.
По прогнозам ЮНВТО, устойчивые темпы роста экономических показателей в сфере туризма сохранятся и в будущем. Отрасль в среднем будет расти на 4% в год. И к 2020 г. число международных туристских прибытий должно вырасти до 1,5 млрд поездок, а доходы увеличатся до 2 трлн дол. США. Специалистами ЮНВТО проведены исследования развития туризма, в которых определены самые перспективные туристские направления мира в 2020 г.: первое место займет Китай, затем США, Франция, Испания, Гонконг. Россия будет находиться на девятом месте.
По мнению ученых, в основе развития международного туризма лежат следующие факторы возможности1.
1. Экономический рост и социальный прогресс привели к расширению объема не только деловых, но и поездок с познавательными целями.
2. Совершенствование всех видов транспорта удешевило поездки, сделало их возможными для многих слоев населения.
3. Увеличение числа наемных рабочих и служащих в экономически развитых странах и рост материального и культурного уровня повысили их стремление к духовным и познавательным ценностям.
4. Интенсификация труда и получение трудящимися продолжительных отпусков предполагают необходимость более содержательного отдыха.
5. Развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами привело к расширению межличностных связей как между регионами, так и внутри них.
6. Развитие сферы услуг стимулировало технологический прогресс в области телекоммуникаций, увеличило заинтересованность в посещении различных стран и регионов.
7. Ослабление ограничения на вывоз валюты во многих странах и упрощение пограничных формальностей также стимулирует развитие туризма.
За послевоенные десятилетия международный туризм быстрыми темпами развивается на всей планете. Помимо Европы, традиционного туристского региона, активно посещаются страны Америки, Азии, Африки, Океании. Сегодня благодаря научно-техническому прогрессу мир превратился в единое пространство, большие расстояния перестали быть барьером для желающих путешествовать. Туризм способствует внедрению и применению передовых технологий, вызывает активизацию мирового рынка товаров и услуг, способствует инвестированию средств в различные сферы производства, помогает решать проблемы занятости и оздоровления населения.
Основу современного туристского рынка как в качественном, так и в количественном отношении составляют оплачиваемые отпуска рабочих и служащих. Все больший интерес к путешествиям проявляют слои населения со средним достатком: служащие, молодежь, интеллигенция, представители среднего и малого бизнеса.
Международные туристские связи стали важной составной частью мирового процесса интернационализации социально-экономических отношений. Во многих странах сложилась и стабильно развивается индустрия туризма, располагающая солидной материальной базой, предоставляющая рабочие места миллионам людей и взаимодействующая практически со всеми отраслями хозяйства. В туристском бизнесе пересекаются интересы различных государственных и частных предприятий и служб, активно участвуют банки, страховые компании, торговые фирмы, клубы, акционерные общества. Туризм оказывает огромное влияние на такие важнейшие отрасли экономики, как транспорт и связь, сельское хозяйство, строительство, производство товаров народного потребления, т. е. выступает катализатором экономического развития.
Туристская индустрия значительный фактор, способствующий более интенсивному экономическому развитию тех районов земного шара, которые расположены в отдалении от крупных промышленных центров и имеют незначительные хозяйственные ресурсы. В ряде государств туризм стал крупной самостоятельной отраслью хозяйства, занимающей ведущее положение в экономике. Во многом это объясняется тем, что современная туристская индустрия предоставляет большой объем услуг, потребляемых туристами в ходе заграничного путешествия. Прежде всего это услуги:
по доставке и перемещению туристов по стране посещения;
по размещению туристов;
по обеспечению туристов питанием;
по рекламе туристского продукта;
по сбыту туристского продукта, т. е. услуги туристских агентств;
по удовлетворению культурных потребностей туристов;
по удовлетворению деловых и научных интересов туристов;
торговых предприятий, как общего, так и специального назначения;
контрольно-административных органов;
служб охраны природы, памятников, музеев;
информационных служб для туристов;
по обеспечению туристов средствами связи;
средств информации;
государственных туристских органов;
иностранных юридических лиц и общественных организаций;
страховых компаний;
по удовлетворению потребностей в развлечениях.
Индустрии туризма присущи особые специфические свойства: ресурсная ориентация в размещении туристских предприятий; сезонный цикл в производстве туристских услуг; высокие требования к уровню развития социальной инфраструктуры информационных сетей. Индустрия туризма выполняет важную функцию в развитии хозяйственного комплекса и экономики страны, так как увеличивает местные доходы; создает новые рабочие места; способствует развитию отраслей, ориентированных на производство туристских услуг; развивает социальную и производственную инфраструктуру в туристских центрах; увеличивает валютные поступления в бюджет страны.
Туризм один из наиболее динамично развивающихся видов бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму можно объяснить рядом факторов: для того чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется крупных финансовых вложений; на туристском рынке, несмотря на конкуренцию, могут успешно взаимодействовать как крупные, так и средние и малые компании и фирмы; туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал.
Помимо влияния на экономику международный туризм оказывает воздействие на социальную и культурную среду, экологическую обстановку. Это не только источник прибыли, но и сильный фактор роста престижа страны, ее значения в глазах мирового сообщества. В то же время рост международного туризма имеет и определенные негативные последствия: разрушение и загрязнение окружающей среды, инфляция, нарушение традиций и уклада жизни местного населения.
Географическое сосредоточение международных туристских обменов соответствует географической концентрации торговли, но при этом наблюдаются некоторые отличия. Так, государства с положительным балансом по поступлениям от туризма, например США, Испания, Португалия, нередко имеют отрицательный баланс в торговле, а государства с отрицательным балансом по туризму положительный торговый баланс, как, например, Германия и Япония.
Международный туризм, как и внешняя торговля, отражает такое разделение труда, при котором в экспорте ведущее место занимают индустриально развитые страны. По мере развития международного туризма все страны можно разделить на две категории: поставщики туристов и принимающие туристов. К поставщикам туристов относятся индустриально развитые страны, характеризующиеся высоким показателем выезда своих граждан за границу. Число выезжающих туристов, как правило, составляет 10% от общего населения страны. Эти страны не только отправляют, но также и принимают большое количество зарубежных туристов. Здесь следует отметить США, Германию, Францию, Великобританию, Италию, Австрию, Швейцарию и др. К принимающим туристов относятся страны со средним уровнем экономического развития (Греция, Турция, Испания, Португалия), а также развивающиеся страны (Марокко, Тунис, Египет, Багамские Острова, Кипр).
В ближайшем будущем можно прогнозировать следующие направления развития международного туризма2:
создание новых и развитие существующих туристских услуг и рынков, учитывающих состояние туристских ресурсов в странах пребывания туристов;
широкое вовлечение местной общественности и муниципальных властей в планирование и развитие туристской деятельности, обеспечение ее безопасности;
развитие связей между организаторами туризма и муниципальными структурами, чтобы достичь понимания потребностей каждого из них и найти пути их удовлетворения;
рост благосостояния местного населения, устранение налоговых, таможенных и других трудностей, которые могут препятствовать развитию туризма;
особое внимание должно быть уделено поддержанию цен на услуги в области туризма на уровнях, приемлемых для туриста и выгодных для туристской индустрии;
при инвестировании капитала следует принимать во внимание вопросы защиты окружающей среды (строительство, архитектура, антропогенные нагрузки);
осуществление более четкого маркетинга и выделение большего количества ресурсов для продвижения услуг, поиск определенных групп туристов и организация для них адресной информации по предлагаемым услугам;
повышение профессионального уровня сотрудников, работающих в сфере индустрии туризма;
развитие системы владения клубным отдыхом (таймшером); концепция таймшера связана с предложением всем желающим проводить в течение какого-то периода времени каждого года отпуск в определенном месте проживания (клубе), представляющем собой часть туристского комплекса.
Фактор сезонности. Всеобщая тенденция и одновременно серьезная проблема в международном туризме сезонность, характеризующаяся резкими увеличениями туристских потоков летом и спадами в зимние и особенно в осенне-весенние месяцы. На сезонность в международном туризме оказывают влияние факторы как климатического, так и социального плана. Выделяют три группы факторов оказывающих влияние на сезонность туристского обслуживания: природно-климатические; особенности вида туризма; особенности труда и отдыха потребителей.
Многие авторы предлагают развернутую классификацию факторов сезонности. Они определяют две группы: первичные и вторичные. К первичным относятся природно-климатические факторы, т. е. климат и погода как важнейшие факторы сезонности, а также ландшафтные условия определенных стран и регионов туристского назначения. К группе вторичных факторов можно отнести:
экономические структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса путем предложения; возможность приобретения товаров или услуг только в определенные сезоны года или периоды;
социальные наличие и характер свободного времени; сюда же можно отнести потребности населения в отдыхе и оздоровлении, которые считаются социальными по своей сути и напрямую зависят от сезона года;
демографические спрос на туристские услуги дифференцируется по многочисленным параметрам;
психологические традиции, мода, подражание, показное потребление, работает негласное правило «все едут отдыхать летом я тоже поеду»;
материально-технические современное состояние и развитие туристской инфраструктуры, сезонность ее функционирования, выделение круглогодичных и сезонных туристских предприятий;
технологические комплексный подход в предоставлении качественных услуг, который чаще всего наиболее полно реализуется только в рамках высокого сезона.
Климатические факторы прежде всего вызваны тем, что в большинстве районов земного шара погодные условия, благоприятные для отдыха и туризма, по месяцам неодинаковы, поэтому люди стремятся получить отпуска в наиболее комфортное по погоде время года. Несмотря на то что в южном полушарии времена года противоположны таковым в северном полушарии, фактор сезонности в международном туризме практически не теряет своей актуальности.
Большую роль играют некоторые социальные и экономические факторы. В частности, различные фирмы, учреждения, организации и в особенности промышленные предприятия на протяжении длительного времени выработали определенный режим работы, предусматривающий уход в отпуск большинства рабочих и служащих в летний период.
Сезоном для того или иного туристского района принято считать период года, когда ежемесячное количество прибывающих туристов превышает их среднемесячное число за год. В случае существования двух сезонов (чаще всего летнего и зимнего) между ними протекают межсезонные периоды. При наиболее высоком в году заезде пользуются термином «горячий сезон» (красный, высокий); период почти полного отсутствия туристов принято называть «мертвым сезоном» (синим, низким).
Если же рассмотреть сезонность более детально, то можно говорить о существовании в течение года пяти сезонов. Пик сезона отмечается в течение незначительного периода времени чаще всего одной-двух летних недель. Для него характерен максимум притока туристов в дестинацию. Пик сезона обычно выделяется в рамках горячего (высокого) сезона, характеризующегося значительным притоком туристов в дестинацию и продолжающегося в разных регионах мира от двух-трех недель до трех-четырех месяцев.
В ряде регионов мира (в том числе и в России) выделяют так называемое межсезонье, которое соответствует весеннему и осеннему сезонам года. В это время характерен достаточно невысокий приток туристов в дестинацию и специализация на определенных видах туристской деятельности. Так, межсезонье позволяет развивать лечебный, спортивный, экстремальный, образовательный, деловой, научный туризм, но почти всегда исключает возможности организации пляжно-купального туризма.
В зимний сезон года отмечается значительное снижение туристского потока и настает так называемый синий, или низкий, сезон. Наступает «рынок покупателя», когда производители туристских услуг вынуждены снижать цены до минимального уровня для привлечения дополнительного количества туристов. Вместе с тем понятие синего сезона в высшей степени относительно, так как в этот период возможно развитие зимних видов туризма: спортивного, лыжного, а также экстремального, приключенческого, лечебного. Для отдельных стран мира (например, Норвегии, Финляндии, Швеции), специализирующихся на зимних видах туризма, низкий сезон имеет положительное значение и сглаживает неравномерность распределения туристских прибытий по сезонам года.
В пределах синего сезона выделяется мертвый сезон (продолжительностью в 23 недели), характеризующийся практически полным отсутствием притока туристов в дестинацию и оборачивающийся для большинства туристских предприятий и производителей туристских услуг стран или районов, специализирующихся на туризме, простоями и убытками. И только грамотная политика туристских фирм может позволить привлечь туристов в дестинацию в период мертвого сезона.
Четкие явления сезонности туризма выявлены практически во всех европейских странах. В целом в Европе свыше 50% всех посещений туристов приходится на летние месяцы. Уровень сезонности не во всех странах мира одинаков. Как правило, там, где годовые колебания температур и других элементов климата невелики, сезонность туризма проявляется меньше. Например, круглогодичный туристский сезон имеют Египет, Тунис, Марокко, ОАЭ, Израиль. Разница прибытий по месяцам в эти страны невелика, однако лето основной сезон, что можно объяснить преобладанием летних отпусков у посетителей из Европы.
Сезонность порождает серьезные проблемы в обслуживании туристов. В «горячий сезон» могут возникнуть трудности с транспортом, размещением, организацией питания, экскурсий для многочисленных туристов. К негативным последствиям сезонности можно отнести и тот факт, что в течение большей части года основная масса мест в гостиницах практически остается невостребованной. Для привлечения туристов вне сезона или для развития еще одного сезона зимнего фирмы вынуждены проводить гибкую ценовую политику или осваивать новый турпродукт, т. е. зимние туристские путешествия. Расширению туристского сезона способствует и активизация делового туризма: проведение симпозиумов, международных выставок, конференций, совещаний. Как правило, все эти мероприятия проводятся зимой, весной или осенью.
1 Гаврильчак И. Н., Синицын М. П. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. Основы менеджмента в туристическом бизнесе. СПб., 2001.
2 Сенин В. С. Указ. соч.
- Глава 1 Концептуальные основы туризма
- Глава3 Пространственная организация туризма
- Глава 5 туризм в россии
- Глава 1. Концептуальные рамки туризма
- 1.1. Понятие, цели и функции туризма. Путешествие и туризм
- 1.2. Значение туризма для человека и общества
- 1.3. Классификация, виды и формы туризма
- 1.4. Турист как субъект туризма
- 1.5. Туризм в системе научного знания. Науки о туризме
- Глава 1. Концептуальные рамки туризма
- Контрольные вопросы
- Глава 2. Ресурсы и инфраструктура туризма
- 2.1. Туристский потенциал территории
- 2.2. Туристские ресурсы как основа пространственной организации туризма
- 2.3. Туристские объекты и комплексы
- 3 Кольцевая; 4 смешанная
- 2.4. Туристские учреждения
- Глава 2. Ресурсы и инфраструктура туризма
- Контрольные вопросы
- Глава 3. Пространственная организация туризма
- 3.1. Территориальные системы туризма
- 3.2. Туристские маршруты и их типы
- 3.3. Туристские центры и дестинации1
- 3.4. Туристские регионы и зоны
- Этапы развития туристской территории6
- Глава 3. Пространственная организация туризма
- Контрольные вопросы
- Глава 4. Международный туристский рынок
- 4.1. Понятие, особенности и функционирование туристского рынка
- 4.2. Дифференциация и факторы развития туристского рынка
- 4.3. Международный туризм и его значение. Сезонность в туризме
- 4.4. Факторы развития международного туризма1
- 4.5. Тенденции развития международного туристского рынка1
- Глава 4. Международный туристский рынок
- Контрольные вопросы
- Глава 5. Туризм в России
- 5.1. Особенности и структура национального туристского рынка
- 5.2. Международный туризм в России
- 5.3. Современное состояние и развитие внутреннего туризма
- 5.4. Приоритетные направления развития туризма в России
- Глава 5. Туризм в России
- Контрольные вопросы
- Глава 6. Туристская индустрия
- 6.1. Индустрия туризма, досуга и гостеприимства
- 6.2. Транспортная составляющая туристского бизнеса
- 6.3. Особенности и модели организации гостиничной индустрии
- 6.4. Индустрия питания туристов
- 6.5. Индустрия досуга и развлечений. Туристская анимация
- 6.6. Экскурсионная деятельность
- Глава 6. Туристская индустрия
- Контрольные вопросы
- Глава 7. Туроператорская и турагентская деятельность
- 7.1. Туристские предприятия и их формы
- 7.2. Понятие и основные функции туроператора
- 7.3. Классификация и виды туроперейтинга и туроператоров
- 7.4. Основные технологии операторского бизнеса
- Поставщики услуг при прямой и опосредованной организации туров
- Основные формы сотрудничества туроператора с поставщиками туристских услуг
- 7.5. Особенности и процедуры агентского бизнеса
- 7.6. Технологии взаимоотношений туроператора с турагентами
- Глава 7. Туроператорская и турагентская деятельность
- Контрольные вопросы
- Глава 8. Турпродукт как результат агентско-операторского производства
- 8.1. Туристские услуги
- Основные характеристики услуг
- 8.2. Турпродукт как комплекс туристских услуг
- 8.3. Структура и уровни туристского продукта
- 8.4. Пакет услуг и классы обслуживания в туристском бизнесе
- Глава 8. Турпродукт как результат агентско-операторского производства
- Контрольные вопросы
- Глава 9. Регулирование туризма
- 9.1. Международное и государственное регулирование туризма
- 9.2. Туристские организации и мероприятия
- 9.3. Характеристика международных туристских организаций
- Руководящие органы Всемирной туристской организации1
- 9.4. Национальные туристские организации
- Глава 9. Регулирование туризма
- Контрольные вопросы