logo
основы туризма книга

Глава 3. Пространственная организация туризма

Изучив раздел, вы должны были сделать следующие выводы:

1. Рекреационная система  сложная социально управляемая (частично самоуправляемая) система, центральная подсистема которой  субъекты туризма, а целевая функция  наиболее полное удовлетворение их рекреационных потребностей. Рекреационная система состоит из взаимосвязанных подсистем: отдыхающих, туристов, природных комплексов, материальной базы и рекреационной инфраструктуры, обслуживающего персонала и органа управления.

2. Основные подсистемы территориальных систем рекреации и туризма:

 отдыхающие;

 природные и культурные комплексы;

 технические комплексы;

 обслуживающий персонал;

 орган управления.

3. Маршрут есть путь следования туриста, обозначенный перечнем всех географических пунктов и мест, последовательно посещаемых им во время путешествия, с указанием видов транспорта, используемых туристом для передвижения между пунктами остановок (пребываний) на маршруте. Исходной и конечной точками маршрута служат пункты начала и окончания путешествия. Начало маршрута  место оказания туристу первой туристской услуги, оговоренной в договоре, а конец маршрута  место оказания последней туристской услуги.

4. В зависимости от перемещения по пути следования на маршруте различаются линейные, кольцевые, радиальные и комбинированные типы маршрутов.

5. По сезонности действия туристские маршруты подразделяются на круглогодичные, к которым относятся все виды маршрутов путешествий при круглогодичном графике их действия, и сезонные, функционирующие в течение какого-либо сезона или сезонов.

6. По продолжительности путешествия маршруты подразделяются на многодневные (отпускные) и маршруты выходного дня.

7. По принадлежности транспорта: туры на собственном транспорте, принадлежащем транспортным хозяйствам турфирм; туры на арендованном специализированном транспорте, принадлежащем транспортным организациям, который турфирмы используют на правах аренды на определенный срок; туры на транспорте общего пользования  на графиковом пассажирском транспорте, где туристов перевозят на правах пассажиров; специальные туры на личном транспорте туристов  для владельцев личных автомашин, с предоставлением всех видов услуг по маршруту, кроме проезда.

8. По видам используемого транспорта туристские маршруты подразделяются на теплоходные, авиационные, автобусные, железнодорожные и комбинированные.

9. Центр туризма  город, местность или объект, где на базе туристско-рекреационных ресурсов создан комплекс туристско-экскурсионного обслуживания. Туристский центр  местность, привлекающая туристов наличием туристско-рекреационных ресурсов, удобств транспортно-географического положения и доступной для туриста информации о нем.

10. Рекреационное районирование  членение территории по принципу однородности признаков, характеру рекреационного использования. Главные его признаки  уровень рекреационной освоенности территории и структура рекреационных функций (лечебной, оздоровительной, туристской, экскурсионной).

11. В отечественной практике рекреационного членения территории применяется пятиступенчатая система таксономических единиц рекреационного районирования: зона, область (край, республика, округ), район, местность, микрорайон.