logo
основы туризма книга

9.4. Национальные туристские организации

Национальная туристская ассоциация (НТА). Добровольное общественное объединение, образованное в апреле 1994 г. Основные цели: представление национальных интересов российской туристской индустрии; содействие развитию туризма; повышение качества обслуживания туристов; установление деловых контактов и сотрудничества между членами ассоциации; координация деятельности на туристском рынке; защита интересов членов НТА; продвижение туристского продукта на международном туристском рынке.

Структурный состав Национальной туристской ассоциации  туроператоры и турагентства, страховые компании, фонды, общественные организации, музеи, гостиницы, санатории и оздоровительные комплексы, научно-исследовательские, учебные, детские, транспортные, инвестиционные и охранные организации, банки, средства массовой информации. К началу 2007 г. НТА насчитывала свыше 250 членов, самые крупные из которых  представители Республики Беларусь, Молдовы, некоторых регионов России, а также государства Шри-Ланка.

Основные направления деятельности НТА: участие в разработке и переработке законодательной и нормативной базы в сфере туризма и индустрии гостеприимства; информационная поддержка членов ассоциации посредством издания газеты «Туристский вестник», а также каталога членов НТА на русском и английском языках и бесплатного его распространения на российских и международных туристских выставках; обеспечение льготного участия в международных туристских выставках; сотрудничество с другими международными туристскими организациями; содействие в продвижении туристского продукта и его формировании между участниками ассоциации; организация региональных отделений.

Российский союз туриндустрии (РСТ). 25 июля 1993 г. была создана Российская ассоциация туристских агентств (РАТА), которая в 1997 г. стала полноправным членом Всемирной туристской организации. 2 октября 2002 г. РАТА прошла перерегистрацию и получила новое название  Российский союз туриндустрии (РСТ). Это добровольное некоммерческое объединение юридических лиц, занимающихся туристским бизнесом, созданное для координации их деятельности, обеспечения защиты их прав и представления общих интересов в государственных и иных органах, а также в международных организациях. РСТ стоит на защите корпоративных интересов своих членов (сегодня их насчитывается около 700), осуществляет лоббирование и пропаганду туристской отрасли. Своей важнейшей задачей союз ставит создание в стране цивилизованного туристского рынка.

Сегодня в структуру Союза входит 15 региональных отделений: Золотое кольцо, Крымское, Северо-Западное, Тверское, Хабаровское, Южно-Российское, Красноярское, Центрально-Черноземное, Нижегородское, Бурятское, Удмуртское, Ростовское, «Дон-РАТА», Омское и Ставропольское.

В последнее время в структуре членов РСТ заметно возросла доля гостиниц, предприятий санаторно-курортного профиля, страховых компаний, рекламных агентств и туристской прессы. Появились компании, занимающиеся авиа- и автоперевозками. Расширяется география фирм  членов Российского союза туриндустрии. На сегодняшний день в РСТ насчитывается 400 компаний, находящихся вне Москвы. Они представляют интересы Союза в 62 городах 29 субъектов России.

В рамках организации образованы комитеты по внутреннему, детскому и молодежному туризму; информационным технологиям; страхованию в туризме, секретариат по международной деятельности РСТ.

Цели Российского союза туриндустрии:

 защита коллективных интересов членов Союза;

 влияние на выработку представительными и исполнительными органами власти Российской Федерации правовой, экономической и социальной политики, отвечающей профессиональным интересам членов Союза, а также содействие ее эффективной реализации;

 противодействие монополизму в туристской деятельности;

 содействие развитию туристских предприятий, рынка туруслуг и цивилизованных рыночных отношений в России;

 защита интересов национальных производителей туристских услуг;

 содействие созданию благоприятных финансово-экономических условий для членов РСТ;

 представление интересов членов РСТ в туристских международных неправительственных организациях.

Исходя из поставленных целей, Союз определил основные задачи:

 привлечение интеллектуальных, финансовых, организационных и иных ресурсов членов РСТ для наилучшей реализации профессиональных интересов;

 участие в разработке государственных и местных правовых нормативных актов;

 выполнение функций коллективного заказчика;

 правовая защита интересов туристских предприятий  членов РСТ;

 организация информационной, консультативной и методической помощи;

 создание банков данных других информационных систем, содействующих эффективной работе членов РСТ;

 взаимодействие с организациями, имеющими отношение к туризму, представление коллективных интересов членов РСТ;

 представление интересов членов РСТ в органах государственной власти;

 осуществление рекламной и редакционно-издательской деятельности;

 организация и проведение семинаров, симпозиумов, выставок, ярмарок с целью обмена и реализации достижений членов РСТ.

Российская гостиничная ассоциация (РГА). Общественная некоммерческая организация, созданная в 1997 г. и объединяющая предприятия, занимающиеся гостиничным бизнесом. Учредители  ГАО «Москва», Российский союз туриндустрии (РСТ), АО «Совет по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга» и др. РГА  член ЮНВТО и Международной ассоциации гостиничного и ресторанного бизнеса (IH&RA). В ассоциацию входят около 50 гостиниц из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда, Ярославля, Сочи, Рязани и др.

Основные цели:

 содействие развитию отечественной гостиничной индустрии, гостиничных предприятий, рынка гостиничных услуг, активному продвижению их на внутреннем и международном рынках;

 установление и поддержание корпоративных отношений, способствующих расширению деловых и профессиональных контактов;

 участие в разработке и реализации национальных и международных программ и проектов в гостиничной сфере.

Основные задачи:

 защита интересов национальных производителей гостиничных услуг;

 представление интересов российского гостиничного бизнеса и членов ассоциации в органах государственной власти Российской Федерации, в других, в том числе региональных, органах власти, в национальных и международных организациях, связанных с гостиничной индустрией и международной туристской деятельностью;

 противодействие монополизму в гостиничной деятельности, поддержка предпринимательской деятельности и инвестиционной активности в гостиничном бизнесе;

 рекламно-информационная, издательская, конгрессная и выставочная деятельность, реализация совместных программ и проектов, способствующих повышению конкурентоспособности и продвижению гостиничных услуг;

 содействие созданию благоприятных финансово-экономических условий для членов ассоциации.

Членами РГА могут быть любые юридические лица, признающие цели и задачи ассоциации, осуществляющие свою деятельность в гостиничной сфере или способствующие ей, принимающие активное участие в деятельности ассоциации и заинтересованные в осуществлении деловых связей как между собой, так и с аналогичными организациями и фирмами зарубежных стран. В РГА устанавливаются следующие виды членства:

действительные члены ассоциации  российские юридические лица, осуществляющие свою деятельность в сфере гостиничного хозяйства;

ассоциированные члены ассоциации  российские и зарубежные юридические лица, осуществляющие свою деятельность в смежных с гостиничной отраслях.

Российская ассоциация социального туризма (PACT). PACT  правопреемник Российского республиканского совета по туризму и экскурсиям. Ассоциация была учреждена в 1990 г. туристско-экскурсионными объединениями и туристскими фирмами практически всех регионов Российской Федерации. Это одна из крупнейших туристских организаций как в России, так и в мире, объединяющая более 430 организаций. В 1993 г. ассоциация стала членом-филиалом Всемирной туристской организации.

В Уставе PACT говорится, что она осуществляет свою программу  наиболее полное удовлетворение потребностей населения в полноценном отдыхе и укреплении здоровья, развитие семейного и молодежного туризма  в тесном взаимодействии с центральными и местными органами законодательной и исполнительной власти, правительством, региональными профсоюзами.

Ассоциация, работающая по принципу не коммерческого, а массового туризма,  одна из немногих, если не единственная организация в наше время, деятельность которой направлена на социальную защиту населения, и прежде всего  пенсионеров, студентов, малоимущих, инвалидов и др. Ассоциация предлагает маршруты по всей России  самому крупному в мире туристскому региону. Около 200 тургостиниц и баз региональных фирм PACT действуют по всей стране.

Российской ассоциацией социального туризма выпускается «Вестник PACT»  электронная газета, цель которой  объединение туристских предприятий регионов, создание простого и удобного способа для обмена информацией между производителями и потребителями туруслуг. Российская ассоциация социального туризма  один из основных учредителей Национальной курортной ассоциации (НКА), ее член, а президент PACT избран членом правления НКА.

Основные выводы