logo
основы туризма книга

5.1. Особенности и структура национального туристского рынка

Туриндустрия  системообразующая отрасль экономики, эффективно связующая и использующая комплексы различных отраслей в общественно значимых целях. По данным ЮНВТО, эта отрасль формирует 11% мирового ВВП, хотя ее доля в мировых основных фондах не превышает 7%. Она вовлекает в оборот около 4 трлн дол. США, для трети стран  участниц туристского рынка поступления от туризма составляют основную статью в бюджете, а в 80 странах входят в первую пятерку бюджетоформирующих статей.

Эта отрасль обладает высоким инвестиционным мультипликатором: один рубль вложений приносит четыре рубля суммарного дохода в других отраслях экономики. Такой же умножающий коэффициент и в занятости  одно рабочее место в туризме приводит к появлению четырех рабочих мест в отраслях, соучаствующих в производстве туристского продукта.

К сожалению, доля России в мировых показателях ничтожна. Обладая рекреационными ресурсами не меньшими, чем в странах, успешно зарабатывающих на туризме, она не может обеспечить подобные результаты. В России всего три из каждых 100 новых рабочих мест появляются благодаря туризму, против десяти в тех странах. Разрыв между странами  лидерами туристского рынка и Россией увеличивается.

Очевидно, что Россия, несмотря на высокий туристский потенциал, занимает на сегодняшний день весьма скромное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится чуть более 1% мирового туристского потока. Если доля туризма в ВНП большей части развитых государств составляет от 5 до 15%, а в некоторых странах достигает 50%, то в современной России этот показатель равняется примерно 0,01%. Тем не менее этот крупный межотраслевой комплекс за последние годы интенсивно формируется и, следовательно, со временем должен внести большой вклад в процесс вывода экономики России из кризиса.

Согласно разработкам ЮНВТО, для сбалансированного туристского рынка оптимальная пропорция: один въездной турист  один выездной  четыре внутренних, а в России сейчас на десять выезжающих приходится один внутренний турист. Следовательно, в России на первом месте стоит выездной туризм, что явно свидетельствует не в пользу нашей страны, так как наши туристы вывозят из страны гораздо больше денег, чем в нее ввозят иностранцы. А в мировой практике въездной и внутренний туризм самые выгодные для страны направления туризма.

Потенциал возможного развития туризма в России большой, и она, по прогнозам ЮНВТО, к 2020 г. войдет в первую десятку стран как по приему туристов (47,1 млн туристов в год, 2,9%  доля в мировом потоке туристов; 6,7%  среднегодовой рост доходов за период с 1995 по 2020 гг.), так и по выезду туристов за границу государства (30,5 млн человек в год, 1,9%  доля в мировом потоке туристов). Практика показывает, что положение с туризмом (особенно въездным) сейчас далеко не так благополучно, как предсказывают специалисты.

Неблагополучное положение туризма в России объясняется тем, что туристский потенциал государства далеко не востребован, а качество обслуживания приезжающих не во всех случаях соответствует международным стандартам. До последнего времени туризм в нашей стране ассоциируется со спортом и укреплением здоровья (лечебно-оздоровительный, спортивный туризм), а не с отраслью экономики, приносящей значительные доходы, в том числе и в твердой валюте.

Одна из особенностей современного российского туризма  его ориентация преимущественно на выездной туризм. Значительное количество действующих в России туристских фирм предпочитает заниматься отправкой своих сограждан за границу, и только небольшая их часть занимается привлечением зарубежных гостей в Россию. Таким образом, основная доля капиталов от туристского бизнеса уходит за границу. Эту ситуацию усугубляют представители малого российского бизнеса, так называемые челноки, которые осуществляют за рубежом массовые закупки товаров народного потребления. Социальный туризм испытывал период кризиса, хотя такой вид, как шоп-туры, находился, наоборот, на подъеме.

Въездной туризм в России переживает сегодня не лучшие времена, прежде всего вследствие политической и экономической нестабильности в стране. В результате количество иностранных гостей уменьшается. В этих условиях большинство отечественных туристских фирм предпочитают заниматься выездным туризмом, который для них оказывается более выгодным и менее проблематичным. Хотя в последнее время наметились положительные сдвиги в развитии внутреннего туризма и привлечении иностранных гостей.

Не так давно в России стала отмечаться поляризация туризма, что в целом отражает происходящие социальные процессы, выражающиеся в дифференциации общества по уровню доходов. На одном полюсе  дорогие, эксклюзивные туры для состоятельной части населения. География их распространяется в основном на модные курорты Европы и мира. Осуществляются поездки за границу для занятий спортом, например горнолыжным в горнолыжных центрах Австрии, Германии, Италии, Швейцарии, Болгарии, Словакии. Для большинства же населения наиболее предпочтительны недорогие поездки с целью отдыха, в том числе и в те страны, которые снизили цены на туристские услуги в результате неблагоприятных для туризма событий.

В последние годы рост туристской отрасли России составил 8%, но доля России в общемировом потоке пока весьма небольшая, чуть более 3%. Доходы от иностранного туризма приблизились к 4 млрд дол. США. В 2005 г. Россию посетило более 23 млн иностранцев (спад по сравнению с 2002 г. на 3,4%), из которых более 3 млн  туристы. Среди стран дальнего зарубежья  главных поставщиков туристов  Польша, Германия, Финляндия и Китай. Тем не менее доходы больше приносят туристы из Японии, Германии, США, Великобритании, Швейцарии, Италии и Южной Кореи. Наибольший выездной поток туристов в страны дальнего зарубежья отмечается в Турцию, Польшу, Китай, Финляндию, Египет, Испанию1.

Из стран ближнего зарубежья (страны СНГ) наибольший въездной (как и выездной) поток туристов отмечается с Украины и Казахстана. Причем въездной поток почти вдвое выше выездного как по этим двум направлениям, так и в целом по региону.

По сравнению с 2001 г. количество иностранных посетителей увеличилось на 1,8 млн. Прирост из стран дальнего зарубежья (включая государства Балтии) составил 11,3%, а из стран СНГ  всего 6,4%. При этом общая численность прибывших из стран СНГ почти в 2 раза превышает потоки из стран дальнего зарубежья. Число поездок с целью туризма составляет всего 13,3% от общего числа прибытий (3,106 млн). Но темп роста международных прибытий с целью туризма значительно превышает показатель темпа роста общих международных туристских прибытий (30,5%). Структура международных туристских прибытий с целью туризма имеет явно выраженное направление туристов из стран дальнего зарубежья (86,5%  туристы из стран дальнего зарубежья и 13,5%  туристский поток из стран СНГ).

Общее количество выездного потока граждан России увеличилось на 2,4 млн. Прирост международных туристских прибытий в страны дальнего зарубежья (включая государства Балтии) составил 9,9%,а в страны СНГ  18,2%, т. е. вдвое больше. Тем не менее общее количество выезжающих в страны СНГ от общего объема выезда граждан России за рубеж несколько меньше (44%).

Число поездок с целью туризма составляет 25% от общего числа прибытий (5,44 млн). Доля выезжающих в страны дальнего зарубежья намного больше, чем в страны СНГ, и составляет 88%. Зато прирост потока туристов в страны СНГ намного превышает таковой в страны дальнего зарубежья.

Особый интерес представляет анализ рынка производителей туристских услуг. По данным Госкомстата России, в 1999 г. в туристском бизнесе осуществляли свою деятельность 11 340 туристских фирм. В 2005 г. официально зарегистрированы около 13,5 тыс. турагентств и 5,5 тыс. фирм, имеющих лицензии туроператоров. Более 3/4 из них  субъекты малого предпринимательства со средней численностью менее пяти человек. Полный год функционируют 56% турфирм, работа остальных носит сезонный характер. Крупных туроператоров с отлаженными технологиями, формирующих основу российского рынка, насчитывается всего около 200.

1 Морозов М. А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. М., 2005.