logo
основы туризма книга

4.4. Факторы развития международного туризма1

Индустрия туризма и гостеприимства развивается в последнее время под воздействием ряда факторов, которые можно разделить на две группы  внешние и внутренние. Внешние определяются воздействием компонентов окружающей действительности, не связанных с функционированием индустрии туризма и гостеприимства. Внутренние факторы непосредственно связаны с особенностями организации и функционирования предприятий туристской индустрии. К внешним факторам относятся: политико-правовые, безопасность путешествий, экономические и финансовые, культурные, демографические, инфраструктурно-коммуникационные, развитие торговли, новые и новейшие технологии.

Политико-правовые факторы. В зависимости от того, какую политику государство проводит по отношению к туризму в целом, туристские ресурсы используются с разной степенью интенсивности. Как правило, если государство заинтересовано в развитии туристской отрасли, это выражается в общей концепции туризма как приоритетного направления, принятии законодательных и нормативных актов, стимулирующих и регулирующих его развитие, а также в финансово-экономических мерах по поддержанию и формированию туристской инфраструктуры  строительству гостиниц, расширению и улучшению индустрии гостеприимства.

Фактор безопасности путешествий. По мере развития туризма вопросы безопасности занимают все большее место. Для туристов развитых стран стало нормой ожидать от правительств стран, заинтересованных в приеме гостей, осуществления надлежащих мер по обеспечению безопасности жизни и здоровья туристов в местах отдыха, средствах размещения и на транспорте.

Международные конфликты или военные действия, проявления международной преступности и терроризма не только тормозят развитие туризма, но и зачастую становятся причиной того, что правительства стран  поставщиков международных туристов публикуют списки государств, нежелательных для посещения. Путешественники также нередко обеспокоены санитарным состоянием средств размещения и предприятий общественного питания в посещаемых странах.

Экономико-финансовые факторы. На индустрию гостеприимства оказывают влияние как макро-, так и микроэкономические факторы. Макроэкономическая нестабильность, рост инфляции и безработицы серьезно беспокоят общество, и это часто приводит к тому, что население предпочитает воздерживаться от туристских поездок. В странах, где доходы от туризма составляют значительную долю ВВП, инвестиции направляются на строительство новых гостиниц и улучшение инфраструктуры туризма. Вместе с тем рост национального дохода, в особенности рост уровня расходов населения на личное потребление, оказывает стимулирующее воздействие на склонность людей к путешествиям. Уровень цен на продукты и товары туристского спроса рассматривается как один из важных факторов, определяющих выбор места отдыха. В вопросах финансового регулирования для туризма наибольшее значение имеет валютный курс, простота и доступность валютного обмена.

Значение экономических факторов в развитии международного туризма постоянно возрастает. Все большую роль играет активизация экономических связей между государствами на основе международного разделения труда. Расширение международной торговли и совершенствование транспортных средств стали важной материальной предпосылкой развития туризма. Следует отметить и изменение стереотипа жизни человека со статичного на динамичный. Причем это массовое явление. При современных темпах труда и жизни расходы на отдых переходят в разряд необходимых.

К экономической группе предпосылок развития международного туризма можно отнести также развитие внешнеэкономических связей, стремление к использованию передового опыта других стран в создании материальных и духовных ценностей проявляется в расширении научных и деловых контактов, выражением которых служит развитие новых видов международных туристских связей  научного (конгрессного) и делового туризма.

Культурные факторы. Культурное наследие всегда притягивало туристов. Культурная среда  один из тех ресурсов, который приводит к генерированию массовых туристских потоков. Туристы посещают определенные места, имеющие мировую культурную ценность. К примеру, неизменной популярностью пользуются Лувр в Париже, исторические ансамбли Санкт-Петербурга, Великая Китайская стена в Китае, Диснейленд в Токио и т. д.

В последнее время для туристского «потребления» стали пользоваться популярностью предметы народного быта, копии известных памятников, например, Эйфелевой башни, Московского Кремля, статуи Свободы. Туристов также интересует жизнь и быт других народов, поэтому для них представляет интерес выступление местного хора, ансамбля, элементы народного быта, фольклора, народных забав, игр, развлечений, праздников.

Социально-демографические факторы. Они оказывают большое влияние на развитие международного туризма. В результате роста населения Земли увеличивается туристский потенциал мира, в туристскую деятельность втягиваются новые трудовые ресурсы. К демографическим факторам также относятся: постоянно растущий взаимный интерес народов в разных странах, имеющих единый или родственный язык либо связанных общностью истории и культуры; повышенный спрос на участие в специализированных поездках лиц одной профессии или общественной функции.

Наиболее важны для развития международного туризма возрастной и семейный состав населения. Молодые люди в возрасте 1835 лет составляют основную массу путешественников, с особой силой этот фактор начинает проявляться в туристских потоках, генерируемых странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

В последнее время в постиндустриальных странах на туристские потоки все большее воздействие начала оказывать возрастная структура населения. Наибольшей туристско-рекреационной подвижностью отличаются люди в возрасте от 30 до 50 лет. Не менее 20% всех туристов составляют молодые люди. Тем не менее растет доля путешествующих лиц пожилого возраста (старше 55 лет). Это явление получило название «туризм третьего возраста».

В развитых странах быстрыми темпами растет сегмент путешественников третьего возраста  людей старше 5055 лет. Этот сегмент основан на том, что у пенсионеров развитых стран много времени и денежных средств, чтобы совершать продолжительные путешествия. Их чаще всего привлекают туристские центры, способные предложить условия для укрепления здоровья, интеллектуального и культурного обогащения.

Положительное воздействие на развитие международного туризма оказывает расширение социального состава туристов, что стало возможным благодаря улучшению условий оплаты труда, увеличению продолжительности оплачиваемого отпуска, предоставлению рабочим и служащим различных социальных гарантий и льгот за счет предприятий и профсоюзов. Развитию туризма способствует также и понижение возрастного порога выхода на пенсию, что с учетом увеличения продолжительности жизни привело к появлению так называемого туризма третьего возраста и даже четвертого возраста.

Семейный фактор будет оказывать все возрастающее воздействие на развитие международного туризма. Продолжается рост числа семей, в которых есть дети. Данный сегмент требует особых условий отдыха и должен учитываться при планировании туристских дестинаций и в дизайне средств размещения для семейного отдыха.

Инфраструктурно-коммуникационный фактор. Транспорт и туристская инфраструктура обеспечивают доставку туриста к месту отдыха и обратно, а также трансфер в рамках туристского центра, плюс максимальный комфорт и безопасность. Дальнейшее развитие международного туризма немыслимо без развития и совершенствования транспортных средств, равно как туризм немыслим без путешествия. Для многих популярных туристских дестинаций большое значение приобретает состояние инфраструктуры, в особенности аэропортов и автодорог, их пропускная способность может сыграть решающую роль в сдерживании туристских потоков. Следует помнить, что первые впечатления о туристской поездке начинаются именно с качества транспортной перевозки, итоговые впечатления также формируются фактором перевозки  доставки туриста домой.

Туристская инфраструктура предназначена для обеспечения необходимых условий работы туристских предприятий и безопасности жизни и здоровья путешественников. Туристы предпочитают ехать туда, где им обеспечиваются безопасность и комфорт. Во многих государствах существует туристская полиция, занимаюшаяся вопросами обеспечения туристской безопасности. Не менее важна и информационная поддержка. В крупных городах, как правило, есть информационные центры, где можно получить все интересующие сведения о жизни города и услугах для иностранных гостей на родном для них языке, а также наиболее популярную и качественную полиграфическую продукцию  карты, справочники, путеводители.

Развитие торговли. Отправляясь в зарубежное путешествие, турист часто интересуется, что можно купить в стране пребывания. Это могут быть уникальные изделия местных народных промыслов, сувениры на память о поездке, подарки для родных и друзей. Некоторые страны получают выгоду не только от продажи туристских услуг и сувениров, но и товаров длительного пользования. Целый ряд стран, например, Объединенные Арабские Эмираты, Турция, Греция, Италия, Сингапур привлекает к себе туристов благодаря активной торговле товарами по выгодным ценам. Шоп-туризм, по данным ЮНВТО, представляет собой массовое и прогрессивно развивающееся направление туризма.

Технологические факторы. Достижения научно-технического прогресса широко используются в туристской индустрии и, в частности, в таких областях, как транспортные перевозки, система дистрибуции и потребительская информация. Наиболее активно внедряются новейшие технические и технологические новшества на транспорте  появляются более современные, удобные и быстрые транспортные средства.

Развитие телекоммуникационных технологий привело к созданию компьютеризованных систем бронирования, позволяющих бронировать места на транспорте и в средствах размещения в режиме онлайн. Благодаря применению новых технологий произошло качественное изменение в системе формирования и приобретения турпродукта. Глобальные системы дистрибуции предоставляют легкий доступ миллионам пользователей: теперь потребитель сам может составить себе турпакет, провести необходимое бронирование и отправиться в путешествие по разработанному им самим маршруту.

Большое влияние на рост туризма и расширение его социальной базы оказывают материально-технические факторы. Основные из них связаны с развитием средств транспорта, размещения, связи, предприятий общественного питания, розничной торговли, сервиса. В последние десятилетия в результате научно-технического прогресса транспорт стал более быстрым, безопасным, комфортабельным. Особое место в туристской деятельности занимает индустрия размещения и питания. Уровень гостиничного и ресторанного сервиса играет немаловажную роль в обслуживании иностранных туристов. Но индустрия туризма, и в особенности размещение и питание, подвержена колебаниям спроса на туристские услуги в течение года, что, несомненно, приводит к возрастанию затрат на содержание этих предприятий и повышению стоимости их услуг.

Помимо внешних факторов, определяющих развитие международного туризма, необходимо выделить и конкретизировать достаточно большую группу внутриотраслевых  совершенствование турпродукта, развитие сферы туроператорского продукта и услуг, профессиональной турагентской сети, систем дистрибуции, факторы трудовых ресурсов и маркетинговые.

Совершенствование турпродукта. Результат усилий представителей разных секторов туристской индустрии  турпродукт. Наиболее важна связь между секторами размещения, пассажирского транспорта и сектором организаторов и продавцов туристских услуг. Однако качество турпродукта во многом зависит от состояния окружающей среды и инфраструктуры, в этом отношении велика роль туристских организаций: региональных туристских администраций, правительственных структур, профессиональных ассоциаций, которые могут объединить усилия для создания атмосферы гостеприимства, привлечь необходимые инвестиции. Немаловажная роль в совершенствовании туристского продукта отводится предприятиям досуга, розничной торговли, а также общественного питания.

Развитие сферы туроператорского продукта и услуг. Туроператорский продукт представляет собой комплекс туристских услуг, именуемый турпакетом, который формируется фирмой и продается конечным потребителям. Туроператоры работают в тесном контакте с отельерами и авиакомпаниями, обычно заранее договариваются о квоте мест в гостиницах и на транспорте, что позволяет им вести продажу туров без перебронирования. В настоящее время десять крупнейших туроператорских компаний контролируют примерно 30% рынка. Политика туроператоров в отношении продукта, услуг и цен во многом определяет конъюнктуру рынка международного туризма.

Развитие турагентской сети. Она составляет основу распределительной сети, по которой оптовики продают свои туры, выполняя при этом другие важные функции: поддерживают связь с местными сервисными предприятиями, организуют выполнение туристской программы и предоставление дополнительных услуг. От их работы во многом зависит качество оказания туристских услуг, начиная от встречи в аэропорту, доставки в отель и заканчивая организацией экскурсий, мероприятий и спортивных состязаний.

Развитие систем дистрибуции. Такие системы сводят в единую цепь поставщиков, продавцов и покупателей туристского продукта. Новые информационные технологии позволили значительно упростить систему дистрибуции туристских услуг, сделать ее более информативной и эффективной для всех участников. Современные системы дистрибуции легко приспосабливаются к нуждам покупателей, предоставляя им различные варианты путешествия.

Фактор трудовых ресурсов. Развитие туристской индустрии способствует повышению занятости, причем не только в развитых, но и в развивающихся странах. В связи с тем, что в развитых странах наблюдается демографический кризис, в будущем могут возникнуть трудности с набором персонала для туристских предприятий. Возможно, для этих целей некоторым странам придется импортировать рабочую силу.

В развивающихся странах все большую долю населения будут составлять молодые люди, не имеющие образования и навыков для работы в туристском секторе. Нехватка квалифицированных рабочих, а также возрастающий спрос на туристские услуги в этих странах будут повышать потребности в образовании и подготовке работников для туристской индустрии. Особенно это относится к странам Азиатско-Тихоокеанского региона.

Маркетинг  философия современного предприятия, работающего с целью удовлетворения туристских нужд и желаний. Он также служит инструментом воздействия на предпочтения потребителей туристских услуг. Значение маркетинга для развития международного туризма усиливается по мере того, как, с одной стороны, потребительские нужды и желания становятся все более разнообразными, с другой стороны, усиливается конкуренция на туристском рынке, вынуждая «игроков» турбизнеса применять самые хитрые и продуманные маркетинговые стратегии.

Большое внимание также уделяется и группе географических факторов развития международного туризма. К ним относятся факторы: рекреационно-ресурсный, географического положения, геополитические и некоторые другие. Их влияние на развитие туризма и его пространственную организацию проявляется повсеместно, а в некоторых районах они  определяющие. К факторам комплексного характера следует отнести сезонность, которая рассмотрена нами в предыдущем параграфе.

К числу важных факторов развития международного туризма, имеющих географический характер, относят рекреационно-ресурсный потенциал территории, выражающийся в количестве и качестве природных и культурно-исторических ресурсов. Следует иметь в виду, что влияние рекреационно-ресурсного потенциала также опосредуется социально-экономическими факторами и в первую очередь зависит от размеров и характера рекреационных потребностей населения.

Не менее важен фактор географического положения. Он выступает во всех разновидностях: физико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, эколого-географическое положение. Характер геополитического положения туристских дестинаций зачастую оказывает определяющее воздействие на основные тенденции развития международного туризма. Так, туристы никогда не изъявят желание посещать туристские центры, расположенные в очагах геополитической нестабильности, даже если они обладают разнообразными туристскими ресурсами.

1 Экономика и организация туризма: Международный туризм. М., 2005; Организация туризма. Минск, 2005; Квартальнов В. А. Указ. соч.