logo
основы туризма книга

Глава 1. Концептуальные рамки туризма

Изучив раздел, вы должны были сделать следующие выводы:

1. Туризм  сложный социально-культурный и экономический феномен современности, различные аспекты которого находятся в поле зрения представителей ряда наук. «Своими» вопросы теории и практики туризма считают экономисты, социологи, педагоги, психологи, историки, культурологи, юристы, искусствоведы. Это порождает множественность его определений и проявлений в окружающей действительности.

2. В процессе развития туризма появлялись различные толкования этого понятия. Тем не менее особую значимость имеют следующие критерии:

 изменение места;

 пребывание в другом месте;

 оплата труда из источника в посещаемом месте.

3. Существуют пять четко выделенных важных признаков, отделяющих туризм от путешествий и иных действий и процессов:

 временное перемещение, посещение дестинации и непременное возвращение обратно;

 дестинация  другая местность (страна), отличная от места постоянного проживания человека;

 цели туризма, отличающиеся сугубо гуманистическим содержанием и направленностью;

 совершение туристского путешествия в свободное от работы или учебы время;

 запрещение туристу заниматься в дестинации деятельностью, оплачиваемой из местного финансового источника.

4. В классической теории туризма признается всего шесть общих целей, по которым туризм отграничивается от путешествий вообще:

 оздоровительная (восстановление духовных и физических сил человека, а также лечение);

 познавательная (совершенствование и углубление знаний о природе естественных явлений, прошлом и настоящем человечества, истории и культуре других стран и народов);

 спортивная (подготовка и участие в соревнованиях и играх на профессиональном и любительском уровнях, сопровождение спортсменов, а также участие в качестве зрителей);

 профессионально-деловая (бизнес-поездки, участие в конференциях, конгрессах, семинарах, обмен опытом, профессиональное обучение);

 религиозная (паломнические, культовые, культурно-исторические по изучению религии и культов);

 гостевая и ностальгическая (посещение родственников, мест исторического проживания).

5. Наиболее распространенная классификация  его деление на типы, категории, виды и формы. Вид туризма  результат его классификации по различным основаниям. Тип туризма определяется национальной принадлежностью туристов. Сочетание различных типов туризма формирует его категории.

6. Категории туризма включают международный, национальный и туризм в пределах страны.

7. Используя мотивационные факторы, можно выделить следующие виды туризма: туризм с целью отдыха; туризм с целью изучения культуры; общественный туризм; спортивный туризм; экономический туризм; конгрессный (политический) туризм; рекреационный туризм; лечебный туризм; познавательный туризм; деловой туризм; религиозный туризм; этнический туризм; транзитный туризм; образовательный туризм; шоп-туризм; спортивный туризм; экологический туризм; агротуризм (сельский туризм); приключенческий и экстремальный туризм; специализированный туризм.

8. Формы туризма  вариант классификации туризма, т. е. выделяются организационные формы туризма: выделяемые по количеству участников, формы в зависимости от происхождения туристов, в зависимости от его организации (организационные формы), в зависимости от длительности пребывания, в зависимости от возраста путешествующих, в зависимости от транспортных средств, в зависимости от времени года.

9. Имеется множество определений туриста, отражающих направленность нормативного акта и определенные экономические интересы государства по принадлежности. С целью решения поставленных задач на Конференции ООН по международному туризму и путешествиям, состоявшейся в Риме в 1963 г., были рассмотрены вопросы туристских дефиниций и предложено использовать термины «посетители», «туристы» (ночующие посетители) и «экскурсанты» (однодневные не ночующие посетители). Было принято следующее определение понятия «турист»: «Человек, прибывший в страну, в которой он постоянно не живет и не занимается оплачиваемой профессиональной деятельностью, с целью проведения свободного времени ради лечения, развлечения, образования, отдыха, религии, спорта, по семейным или деловым обстоятельствам».

10. Существуют четыре точки зрения на туризм как явление современного мира:

 туризм как отрасль экономики  совокупность всех производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид производственной деятельности;

 туризм как межотраслевой комплекс или рынок, где господствует туроператор, который из продукции различных отраслей и формирует туристский продукт;

 туризм как самостоятельный вид экономической деятельности, т. е. деятельности по обслуживанию туристов. Туроператорская, тур-агентская, а также иная деятельность по организации путешествий;

 туризм как деятельность во время отдыха  точка зрения самих туристов. В ее основу лег факт существования наряду с коммерческим туризмом туризма социального, направленного на доступный всем слоям населения страны отдых.

11. Туристика  наука, которая синтезирует данные различных научных дисциплин, изучающих туризм, и занимается формированием и развитием целостной концепции туризма.