logo
основы туризма книга

5.4. Приоритетные направления развития туризма в России

Туризм в России представляет собой динамично развивающуюся отрасль экономики. Во всех областях туристской деятельности происходит расширение сферы предложения и углубление его специализации. В российском туризме идут процессы, в целом совпадающие с общемировыми. Тенденции глобализации туризма нашли отражение в стремлении представителей туристского бизнеса возродить некогда единое туристское пространство Советского Союза.

Например, в октябре 1991 г. была создана Международная ассоциация по туризму «АСТУР», объединившая более 200 туристских организаций России, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Молдовы, Кыргызстана, Таджикистана, Армении, Туркменистана и др. Главная ее задача состояла не только в восстановлении единого туристского пространства, но и в создании информационной сети, разработке нормативно-правовой базы и введении единой системы стандартизации оказываемых услуг.

По результатам исследования, проведенного Всемирным советом по путешествиям и туризму, Россия входит в число туристских держав со стабильными показателями роста. По проведенным подсчетам, в 2005 г. спрос на туристские услуги в России вырос на 3,3%, это лишь немного ниже темпов роста в Германии. А в 20062010 гг. индустрия отечественного туризма расширится еще на 7%.

Вместе с тем такие показатели, несмотря на их динамичный и позитивный характер, нельзя признать удовлетворительными. Россия, имеющая колоссальный природный и историко-культурный потенциал, пока вынуждена считаться с положением аутсайдера международного туристского рынка. Причины сложившейся ситуации были рассмотрены нами выше. Для преодоления сложившегося положения необходима целенаправленная государственная политика в области развития туризма, рассчитанная на выполнение следующих основных задач:

1. Создание организационно-правовых и экономических условий для ускорения развития въездного и внутреннего туризма путем:

 предоставления льготного режима налогообложения туристским компаниям, специализирующимся на организации внутреннего туризма на территории России;

 создания благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие туристской инфраструктуры в России;

 упрощения визовых формальностей для туристов из стран, не представляющих миграционной опасности.

2. Формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристского продукта на внутреннем и международном рынках посредством:

 разработки и реализации рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму, создание цикловых телерадиопрограмм в России и за рубежом, рекламно-информационная работа в периодических СМИ;

 издания буклетов, плакатов, карт и иной рекламной и информациионной продукции;

 организации и проведения международных туристских выставок, в том числе создание единого российского национального стенда с привлечением к участию региональных органов управления туризмом;

 восстановления института загранпредставительств по туризму за рубежом, выполняющих функции рекламно-информационных офисов;

 создания и поддержки официального интернет-портала федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;

 организации сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристских потоков;

 проведения ознакомительных поездок по туристским центрам России для иностранных журналистов;

 организации Дней России в основных странах, направляющих туристов в нашу страну;

 формирования современной статистики туризма в соответствии с международными требованиями.

3. Формирование современной целостной нормативно-правовой базы путем:

 доработки действующего законодательства в части, касающейся развития туризма, в том числе внесения изменений и дополнений в существующие нормативно-правовые акты в области налогообложения, природопользования, экологии, защиты прав потребителей и др.;

 принятия нормативно-правовых основ введения финансовых гарантий при получении права на туроператорскую деятельность;

 введения на всей территории страны единого бланка турпутевки;

 принятия Правительством Российской Федерации Положения о классификации гостиничных средств размещения и отнесения всех вопросов, связанных с контролем над соответствием качества гостиничного обслуживания, к ведению федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;

 разработки механизма усиления ответственности туристских организаций за нарушения с их стороны порядка контроля над соблюдением правил въезда, выезда и пребывания находящихся в России по их визовой поддержке иностранцев.

4. Укрепление и дальнейшее развитие межотраслевой и межрегиональной координации в интересах повышения эффективности отечественной туристской индустрии на основе:

 создания специального координационного межведомственного совета при федеральном органе управления сферой туризма;

 формирования региональных стратегий развития туризма с разработкой экономически обоснованных планов их реализации в рамках региональных целевых программ социально-экономического развития.

5. Повышение качества обслуживания в сфере туризма путем:

 разработки и внедрения современной классификации гостиничных и негостиничных средств размещения туристов;

 создания современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, в том числе внедрения квалификационных требований к работникам индустрии туризма, соответствующих потребностям работодателей, и базирующихся на них современных образовательных стандартов;

 создания и реализации образовательных программ, соответствующих отраслевым потребностям и предусматривающим практическое обучение персонала.

Выделим теперь наиболее приоритетные направления развития туризма в нашей стране. Наиболее приоритетными остаются средняя полоса и юг России: отдых в курортных местах России (Сочи, Геленджик, Дагомыс и т. д.), познавательный туризм в культурно-исторических центрах России (Золотое кольцо России, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург, Карелия). Наряду с ними разрабатываются и внедряются более дорогие и элитарные виды  экологические и сафари-туры на базе богатых рекреационных ресурсов Смоленской, Калининградской областей, Карелии, прибрежных районов Балтийского и Белого морей.

Переориентация российского туризма на внутренний рынок создала необходимость разработки новых видов туристского продукта. При разработке оригинальных туров стали чаще использовать народные традиции, фольклор, праздники, фестивали, экологически чистые места, природные богатства.

По прогнозам Всемирной туристской организации (ЮНВТО), к 2010 г. Россия войдет в первую десятку стран по величине дохода от туристского бизнеса. Дело в том, что в последние годы входят в моду экологический и экстремальный туризм. Мекками туристов вместо крупнейших городов старой Европы (Парижа, Рима, Барселоны, Лондона, Вены) станут в ближайшее десятилетие реки, озера и дремучие леса. Именно на этом Россия может хорошо заработать. Дикой во всех отношениях природы у нас действительно много.

Продвижение отечественного турпродукта на мировом рынке по-прежнему остается основной задачей. Работа ведется в двух аспектах  информационная и выставочная деятельность. На крупнейших международных выставках в Лондоне, Берлине, на «MITT» и на «Отдыхе» сегодняшняя туристская Россия представлена единым стендом. А уже в рамках единого российского стенда формируются тематические разделы. Благодаря разнообразию и уникальности природы, обилию исторических памятников Россия могла бы занять достойное место в мировом туристском бизнесе. Самой природой созданы условия для любителей активного отдыха: пешеходного, водного, горного, лыжного.

Многие иностранные туристы уже на собственном опыте смогли убедиться, что столица России безопасна не только днем и вблизи Кремля. Однако организовать успешную ярмарку только по въездному или внутреннему туризму в России пока невозможно, и в этом нет необходимости. Такая выставка не сможет получить поддержки многих российских туроператоров, которые часто совмещают деятельность во въездном и выездном секторах. Да и интерес публики в настоящее время выше к зарубежным направлениям.

Сегодня российская туриндустрия нуждается в законодательных гарантиях. Остаются открытыми для обсуждения вопросы инвестиционной привлекательности вложений в туризм, использования земли историко-культурного назначения, подлежащей кадастровому учету и охране, законодательная проблематика привлечения инвестиций. Назрела необходимость в многопрофильной подготовке кадров. Кроме того, необходимо участие в рекламной кампании многих регионов страны с тем, чтобы они могли привлечь туристов не только своими достопримечательностями, но и качественным обслуживанием, комфортабельным и недорогим проживанием.

Рекомендация:

Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания из набора объектов к текущему параграфу

Основные выводы