logo search
основы туризма книга

Руководящие органы Всемирной туристской организации1

Генеральная ассамблея. Высший орган Всемирной туристской организации. Ассамблея созывается раз в два года для обсуждения бюджета организации и ее программы работы, а также актуальных проблем в области туристского сектора. Раз в четыре года Генеральная ассамблея избирает генерального секретаря организации. Генеральная ассамблея состоит из голосующих делегатов из числа действительных и ассоциированных членов. Присоединившиеся члены и представители других международных организаций принимают участие в ассамблее в качестве наблюдателей.

Исполнительный совет. Руководящий орган ЮНВТО, отвечающий за выполнение организацией своей программы работы в соответствии с установленным бюджетом. Исполнительный совет проводит свои заседания два раза в год. Этот орган состоит из 29 членов, избираемых Генеральной ассамблеей из расчета одно место в совете от каждых пяти действительных членов. Испания как страна, размещающая у себя штаб-квартиру ЮНВТО, имеет одно постоянное место в исполнительном совете. Ассоциированные и присоединившиеся члены участвуют в работе исполнительного совета на правах наблюдателей.

Региональные комиссии. В составе ЮНВТО шесть региональных комиссий: для Африки, Американского региона, Ближнего Востока, Восточной Азии и Тихоокеанского региона, Европы и Южной Азии. Комиссии проводят заседания не реже одного раза в год и состоят из всех действительных и ассоциированных членов из соответствующего региона. Присоединившиеся члены из данного региона участвуют в работе комиссии в качестве наблюдателей.

Комитеты. В ЮНВТО существуют специальные комитеты, образованные членами ЮНВТО для разработки рекомендаций по управлению и содержанию программы работы: Комитет по программе, Бюджетно-финансовый комитет, Комитет по статистике и макроэкономическому анализу туризма, Комитет по исследованию рынка и продвижению туризма, Комитет по устойчивому развитию туризма, Комитет по обеспечению качества, Комитет ЮНВТО по образованию, Деловой совет ЮНВТО и Всемирный комитет по этике туризма.

Секретариат. Имеет в своем составе около 90 сотрудников, работающих на полной ставке в штаб-квартире ЮНВТО в Мадриде. Генеральному секретарю помогает его заместитель. Сотрудники ЮНВТО отвечают за реализацию программы работы и выполнение задач, которые ставят члены организации. Для обслуживания потребностей присоединившихся членов ЮНВТО в мадридской штаб-квартире работает исполнительный директор. К секретариату также относится вспомогательное региональное бюро для Азиатско-Тихоокеанского региона, которое расположено в Осаке (Япония) и финансируется правительством Японии. Официальные языки ЮНВТО  английский, арабский, испанский, русский и французский.

Структура ЮНВТО показана на рис. 9.1. Можно увидеть, что в структуре ЮНВТО выделяются службы, непоредственно подчинающиеся руководству, а также три отдела, имеющие секторную структуру. Первый отдел занимается вопросами международного сотрудничества в сфере туризма в различных регионах мира (сектора). Второй отдел отвечает за вопросы пропагандирования и развития туризма и включает сектора, занимающиеся туристским правом, образованием, вопросами безопасности туризма, а также сбором туристской информации и статистики. Третий отдел занимается программным, документационным и кадровым обеспечением для нормального функционирования организации.

Рис. 9.1. Структура ЮНВТО

Каковы же основные направления деятельности ЮНВТО? Всемирная туристская организация:

 передает туристский опыт развивающимся странам;

 использует накопленный в течение десятилетий опыт туристской деятельности в целях устойчивого развития народов во всем мире;

 реализует многочисленные проекты глобального, регионального и локального характера;

 проводит прямые акции, направленные на укрепление и поддержку деятельности национальных туристских администраций;

 обеспечивает лидирующие позиции в вопросе внедрения передовых технологий в туризм, а также сокращение разрыва в освоении цифровых технологий между богатыми и бедными странами  членами ЮНВТО;

 стремится к повышению образовательного потенциала трудовых ресурсов в сфере туристской деятельности;

 оказывает содействие членам из государственного и частного секторов в определении и реализации задач, стандартов и мер в области качества как вклад в развитие устойчивого туризма и искоренение нищеты;

 устанавливает международные стандарты измерения и отчетности в туристской деятельности;

 предоставляет самую обширную в мире статистику по туризму;

 обеспечивает правительства и профессионалов в сфере туризма данными для понимания постоянно изменяющегося туристского рынка;

 представляет регулярный отчет о состоянии мирового туризма, учитывающий как достижения, так и препятствия для дальнейшего развития туристской индустрии.

Международная ассоциация воздушного транспорта. IATA (International Air Transport Association)  всемирная организация для всех международных авиаперевозчиков, основанная в 1919 г. и реорганизованная по окончании Второй мировой войны в 1945 г. IATA представляет собой профессиональную ассоциацию авиационных компаний, осуществляющих международные рейсы. Главная ее функция  упорядочение международного коммерческого авиационного сообщения, введение единых для всех членов правил и процедур и установление согласованных тарифов на пассажирские авиаперевозки на международных маршрутах. Высший орган IATA  ежегодная Генеральная ассамблея, на которой выбирается президент и исполнительный комитет. Цель IATA  реализация политики международной организации гражданской авиации (ICAO).

IATA содействует перемещению людей, почты и грузов из одной точки мира в другую, используя различные комбинации маршрутов воздушной сети. Резолюции, принятые на транспортных конференциях IATA, касаются не только билетов, но и путевых листов, документов на багаж, а также других подобных бумаг. Эти резолюции унифицируют и координируют процедуры расчетов и позволяют ускорить бронирование и связь между авиакомпаниями. Организация также создала и проработала жесткий список тарифов и маршрутов. При ее содействии стало возможным соединение воздушных трасс многих частных авиакомпаний в единую систему, работающую на благо путешествующих.

Установление тарифов  одна из важнейших составляющих работы IATA. Необходимость согласования тарифов среди всех авиакомпаний  членов IATA  это одновременно и политика, и практика, так как все тарифы международных авиакомпаний контролируются правительствами их стран-владельцев. Каждая страна  хозяйка своего пространства, она может запретить или разрешить вторгнуться на свою территорию и поставить те условия, которые ее устраивают.

Конференции IATA проводятся после того, как правительства стран  членов организации решаются на взаимовыгодные договоренности по установлению тех перевозчиков, которые в дальнейшем будут обслуживать их территории. Транспортные конференции IATA, безусловно, очень важны для правительств стран-членов IATA. И плюс ко всему правила, установленные Ассоциацией, должны быть одобрены правительствами всех стран-участниц.

Членами IATA являются более 260 авиакомпаний (из 135 стран мира), совершающие международные полеты. На их долю приходится около 95% международного регулярного сообщения. Авиакомпания «Аэрофлот»  член IATA с 1989 г., членами IATA являются также российские авиакомпании «Трансаэро», «Пулково», «Домодедовское ПО», «Внуковские авиалинии».

В ходе своей деятельности IATA условно делит всю территорию земного шара на три больших региона, или конференции, и пытается добиться установления согласованных тарифов на перевозки и единых стандартов сервиса как в рамках каждой конференции, так и между ними: Северная и Южная Америка и часть Тихоокеанского региона к востоку от международной линии раздела дат; Европа, Африка и Ближний Восток; Азия, Австралия и часть Тихоокеанского региона к западу от международной линии раздела дат.

Туристские агентства участвуют в деятельности IATA через ее специальное отделение  Международную организацию агентов авиакомпаний (International Airlines Travel Agents Network  IATAN). Каждому турагентству, прошедшему процедуру аккредитации и соответствующему определенным требованиям, присваивается номер, служащий своего рода визитной карточкой при осуществлении расчетов с авиакомпанией и другими участниками отрасли. IATAN следит за соблюдением правил и стандартов деятельности, единых требований к финансовому положению турагентств, продающих авиабилеты на международные авиарейсы, и выполняет функции связующего звена между туристскими агентствами и авиакомпаниями  членами IATA.

Международная организация гражданской авиации (Inter-national Civil Aviation Organization  ICAO). По инициативе США в декабре 1944 г. в Чикаго была созвана конференция для обсуждения проблем международной гражданской авиации. Чикагская конференция закончилась подписанием Конвенции о Международной гражданской авиации  Чикагской конвенции. Была официально создана ICAO  организация, с 1948 г. по специальному соглашению работающая под эгидой ООН. Штаб-квартира ICAO расположена в Монреале (Канада). Официальные языки организации: английский, испанский, французский и русский. В ограниченном объеме используются рабочие языки  арабский и китайский.

Главная задача ICAO  развитие и обеспечение безопасного, специализированного и экономически эффективного международного рынка авиаперевозок согласно международным стандартам и нормам. Организация ставит перед собой следующие цели:

 обеспечивать безопасность и контролировать рост и развитие международной гражданской авиации во всем мире;

 поддерживать и поощрять процессы создания и использования воздушных средств с учетом охраны окружающей среды;

 поддерживать и поощрять создание воздушных коридоров, аэропортов и различных удобств, условий для нужд международной гражданской авиации;

 как можно лучше выполнять требования людей к авиатранспорту: безопасность, качество обслуживания, регулярность полетов, экономичность;

 поощрять экономические меры по предотвращению необоснованных соперничеств между авиакомпаниями разных стран;

 убедиться в том, что права стран  участниц ICAO полностью соблюдаются и каждая страна имеет реальную возможность владеть и управлять международной авиакомпанией;

 избегать дискриминаций между странами  членами ICAO;

 пропагандировать безопасность полетов;

 способствовать развитию международной гражданской авиации.

Организационная структура ICAO включает: высший орган ICAO, совет ICAO, секретариат ICAO, региональные центры. Членами ICAO являются 192 государства (в том числе Россия). ICAO работает в тесном контакте со следующими организациями: Международный информационный союз; Всемирная метеорологическая организация; Международный союз электрических сообщений (коммуникаций); Всемирный почтовый союз; Всемирная организация здравоохранения; Международная морская организация.

Международная конфедерация студенческого туризма (Inter-national Student Travel Confederation  ISTC). По инициативе ЮНЕСКО в 1949 г. была учреждена Международная конфедерация студенческого туризма (ISTC), главная цель которой  содействовать развитию студенческого туризма, образовательных и культурных обменов, поощрять распространение знаний о разных странах и культурах, способствовать укреплению взаимопонимания между народами. Развитие программы ISTC в разных странах осуществляется через местные лицензированные организации. С 1991 г. лицензированной организацией, представляющей ISTC на территории Российской Федерации, является ЗАО «Спутник». ISTC состоит из пяти членских ассоциаций. Наиболее популярны из них три  ISIC, ITIC и IYTC.

Наибольшее хождение имеет карта ISIC (International Student Identity Card)  Ассоциация международного студенческого удостоверения. Владельцами карты ISIC могут стать школьники от 12 лет, студенты, аспиранты очных отделений учебных заведений. В настоящее время карта ISIC действует почти в 100 странах мира. Она предоставляет льготы и скидки на размещение в гостиницах и молодежных общежитиях, покупку билетов, городской транспорт, посещение музеев, театров, кинотеатров, выставок, на проведение досуга в клубах, ресторанах, кафе, на дискотеках, посещение спортивных мероприятий, прокат спортинвентаря, покупки в магазинах, обучение, страхование и другие виды услуг.

Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (Universal Federation of Travel Agents Association  UFТАА). Эта организация была создана 22 ноября 1966 г. в результате слияния двух международных организаций: Международной федерации туристских агентств и Всемирной организации ассоциаций туристских агентств. UFТАА объединяет 76 национальных ассоциаций и организаций и более 1400 индивидуальных членов. Вместе они представляют интересы более чем 30 000 туристских бюро и агентств 80 стран мира.

Цели UFТАА  объединение и укрепление национальных ассоциаций и других объединений и союзов туристских бюро и агентств путем оказания им профессиональной и технической помощи; отражение интересов всех категорий профессии туристского агента на международном уровне; максимальная поддержка престижа этой профессии (в экономической, юридической и социальной областях) с точки зрения ее значимости в экономической структуре туризма в целом.

Руководящий орган UFТАА  генеральная ассамблея, которую избирает совет директоров на два года, и исполнительный комитет, избираемый на один год.

Практическая деятельность UFТАА заключается главным образом в установлении контактов и развитии сотрудничества с другими международными организациями по подготовке конвенций и соглашений, имеющих отношение к деятельности туристских агентств; координации деятельности рабочих групп по автоматизации, гостиничному хозяйству, авиационному, водному, автомобильному и железнодорожному транспорту.

Ассоциация информирует своих членов по всем профессиональным вопросам, регулирует разногласия, возникающие по проблемам профессиональной этики, предоставляет услуги индивидуально зарегистрированным агентствам, в том числе дает право обращаться в свою юридическую службу при возникновении больших финансовых задолженностей и задержек с их уплатой. По запросу своих членов UFТАА предоставляет конфиденциальную информацию о платежеспособности того или иного туристского агентства. Ассоциация занимается также вопросами подготовки кадров для туристских агентств, организуя курсы и привлекая специалистов; активно занимается туристским страхованием.

Международная гостиничная ассоциация. Основана 18 марта 1946 г. в Лондоне по инициативе швейцарского общества владельцев гостиниц. Образовалась путем объединения функций Международной ассоциации гостиничных работников, сформированной в 1869 г., и Международного гостиничного союза, существующего с 1921 г. Устав и принципы деятельности вступили в силу 1 января 1978 г. Объединяет около 80 национальных гостиничных ассоциаций. Общее количество членов Международной гостиничной ассоциации достигает 4500 из 145 стран мира.

Цели ассоциации  развитие сотрудничества между национальными гостиничными ассоциациями всех стран мира; защита личных и профессиональных интересов своих членов; изучение проблем мировой гостиничной индустрии и международного туризма; участие в развитии гостиничной индустрии; содействие в изучении профессиональных вопросов управления, международных финансовых расчетов, страхования, валютного обмена, условий работы персонала, создания квалификационных систем; издание и обмен информационными и справочными материалами; предоставление коммерческой информации и помощь в урегулировании финансовых расчетов с туристскими фирмами.

Деятельность Международной гостиничной ассоциации сосредоточена на изучении проблем, связанных с юридическими аспектами и законодательством, технологическим развитием, маркетингом, профессиональной подготовкой кадров в гостиничной индустрии. Международная гостиничная ассоциация защищает и отстаивает интересы сферы туристского обслуживания в межправительственных и неправительственных организациях. Члены ассоциации получают информацию о правах и обязанностях при их деловых связях с туристскими агентствами, обмениваются опытом в области новейших технологий и обслуживания. Ассоциацией организуются ежегодные учебные туры и программы, специальные семинары.

Ассоциация активно занимается издательской деятельностью. Выходит газета о новостях в индустрии (дважды в месяц), ежегодные справочники: международный справочник по гостиницам  Inter-national Hotel Guide, международный реестр туристских агентств  World Directory of Travel Agencies, международный реестр гостиниц и ресторанов  Hotels and Restaurants International. Все они позволяют ориентироваться в индустрии гостеприимства и туризма компаниям и организациям, черпающих подробную информацию из справочников и специализированных реестров. Российские туристские компании уже давно оценили полезность этих изданий и с успехом пользуются ими в своей работе.

Генеральный конгресс Международной гостиничной ассоциации, созываемый каждые два года, является руководящим органом. Административные органы  исполнительный комитет и совет. Повседневная работа проводится секретариатом.

Международная ассоциация по туризму «АСТУР». Учреждена в октябре 1991 г. и объединяет на добровольной основе более 200 туристских организаций, предприятий и фирм независимых суверенных государств. В Совет учредителей вошли представители туристской отрасли России, Украины, Беларуси, Узбекистана, Казахстана, Молдовы, Кыргызстана, Таджикистана, Армении, Туркменистана, а также ряда совместных предприятий и банков.

Основные цели Ассоциации  координация деятельности на внутреннем и международном рынках в интересах развития туризма, а также содействие в разработке и реализации совместных проектов и программ. Главная задача Ассоциации  восстановление на территории бывшего СССР единого туристского рынка, создание широкой информационной сети, увеличение объема предлагаемых услуг и их дифференциация, участие в разработке нормативной базы и стандартизации, представление интересов и защита прав членов Ассоциации в государственных органах и организациях, судах и арбитраже. Кроме того, в задачи ассоциации входит также создание эффективной сети коммерческих структур в туризме, подготовка квалифицированных кадров и повышение их квалификации, обеспечение высоких стандартов обслуживания и качества продукта.

Ассоциация оказывает помощь в расширении внешнеэкономических связей своих членов, включая создание предприятий со смешанным капиталом, занимается поиском партнеров, координирует взаимодействие с транспортными и другими смежными предприятиями, помогает в материально-техническом обеспечении предприятий-членов.

«АСТУР» осуществляет консультационную экономическую и юридическую помощь, проводит экспертные оценки проектов. Периодически для членов Ассоциации проводятся бизнес-семинары, где участники могут получить ответы на все интересующие их вопросы.

1 www. world - tourism. org официальный сайт ЮНВТО.