logo search
"Каурова" Организация сферы туризма

Общественный транспорт

Главенствующая роль в пассажироперевозках принадлежит массо­вому общественному транспорту, задействованному в перевозках населе­ния, главным образом, на работу и с работы. Объем таких перевозок со­ставляет свыше 90% от общего объема. Общественный транспорт - это комплекс, включающий транспортные средства (подвижной состав), пу­тевые устройства: рельсовые пути, тоннели, эстакады, мосты и путепро-

воды, станции, остановочные пункты, места для стоянок, депо, транс­портные парки, гаражи, линейное устройство, диспетчерское управление и т.д. До середины XIX в. основным видом городского транспорта были извозчики. В 1847 г. в Санкт-Петербурге появились маршрутные общест­венные кареты (омнибусы). Для связи с пригородами существовали ди­лижансы. До революции в Санкт-Петербурге работали от 14 до 16 тыс. извозчиков, была широко развита сеть конножелезных и трамвайных маршрутов. По городу ходили 403 такси со скоростью не более 20 верст в час. У частных лиц имелось более 3000 легковых автомобилей, несколько десятков тысяч мотоциклов и велосипедов. Водными перевозками занима­лись пароходы, курсировавшие по Неве и Фонтанке. Развитию обществен­ного транспорта уделяется пристальное внимание. Так, за счет городско­го бюджета только в 2004 г. было приобретено 35 трамваев, 49 троллей­бусов, 254 автобуса. Это в 8 раз больше, чем в 2003 г.[45 г1

Трамвай

Самым старым видом массового пассажирского транспорта является городской трамвай, начало которому положила «конка», т.е. конножелез-ная дорога. Первые конки появились в середине XIX в. В 1863 г. вышло Постановление «Об устройстве в Санкт-Петербурге публичных экипа­жей», и на Невском проспекте появилась рельсовая колея с 4 разъездами. Перевозка осуществлялась по маршруту: Адмиралтейство - Невский проспект- Знаменская (пл. Восстания). В том же году «Первым товари­ществом конножелезных дорог» было проложено три линии: по Невско­му, по Садовой, от Адмиралтейства до Академии художеств.

Работала в Санкт-Петербурге и вторая дорога (на паровой тяге) - от Военно-Медицинской академии до Кушелевки. В годы блокады паровая конка была восстановлена и поддерживала жизнь в осажденном городе. В 1877 г. движение конок было организовано уже по 26 маршрутам. Поя­вились протяженные маршруты, например, от Знаменской пл. до Шлис-сельбургской заставы (южная часть пр. Обуховской обороны). С 1895 г. был запущен «ледяной трамвай», перевозивший горожан по льду Невы в зинее время.

К 1906 г. общая протяженность линий конножелезной дороги со­ставляла 150 верст (32 маршрута). Максимальная скорость конки дости­гала 10 верст в час. Конка приносила большие доходы: в 1881 г. было перевезено 50 млн. чел. и получено около 2 млн. руб., в 1906 г. уже было перевезено 106 млн. чел. и доход составил 5 млн. руб.

Вагоны конки первоначально были одноэтажными (18 пассажиров), затем их заменили двухэтажными (48 пассажиров). Второй открытый

этаж назывался империалом. Управлял двумя лошадьми кучер (вожатый), билеты в вагоне продавал кондуктор.

К 1902 г. все конножелезные дороги перешли в городскому само­управлению, и инженеры городской управы Г.О. Графтио и Я.М. Гаккель составили проект устройства петербургского трамвая.

Первый электрический трамай в городе пошел в сентябре 1907 г. по маршруту Александровский сад - Конногвардейский бульвар - Никола­евский мост - 8-я линия Васильевского острова. К концу года было запу­щено еще 2 линии. Трамвайное движение развивалось достаточно быст­ро. В 1916 г. трамваи уже ходили по 27 маршрутам и перевезли 350 млн. чел. Скорость трамвая достигала 30 верст в час, протяженность маршру­тов составляла около 150 верст.

Трамвай принес городской казне немалые доходы: в 1909 г. - 5 млн. руб., в 1910 г. - 18 млн. руб., в 1916 - 22 млн. руб. Билет стоил от 5 до 20 коп., с 1916 г. был введен единый билет (10 коп.), причем с 24 часов до часу ночи плата взималась в двойном размере.

Сегодня протяженность трамвайных путей составляет почти 900 км. Ежедневно из 9 трамвайных парков почти 1100 вагонов по 66 маршрутам перевозят около 3 млн. чел.

Программой развития трамвайной сети, трампарков и использова­ния их территорий на 2005 - 2007 гг. предусмотрено инвестирование в размере 1265400 тыс. руб., будет приобретено 180 новых трамв.аев. К 2015 г. планируется запустить 5 новых трамвайных скоростных линий с вагонами повышенной комфортности и вместимости. 1-я линия соединит пл. Восстания с Купчино. В 2006 г. вступит в строй линия от станции метро Ладожская до Новочеркасского пр., откроется новый трамвайный парк «Ржевка-Пороховые».

Троллейбус

Троллейбус в городе появился в 1936 г. Сегодня протяженность троллейбусных линий, проложенных по 50 маршрутам, составляет около 600 км. В городе 6 троллейбусных парков и 1 трамвайно-троллейбусный парк обслуживают 850 машин.

Автобус

Первые автобусы в городе появились в 1907 г. Открытые и закры­тые, одно- и двухэтажные, они перевозили горожан со скоростью до 16 км/час по маршрутам от Дворцовой площади до Витебского и Балтий­ского вокзалов.

До 1928 г. городской автобусный парк насчитывал 23 машины, куп­ленные за границей. Благодаря созданию отечественной автомобильной

промышленности в 1933 г. в городе действовало уже 180 машин, было проложено 13 автобусных маршрутов. К концу 40-х гг. протяженность городских автомобильных дорог составляла 398 км и включала 30 мар­шрутов. Ежедневно на линию выходило 220 автобусов.

В годы войны автобусами по легендарной «Дороге жизни» было вы­везено на Большую землю через Ладожское озеро более 200 тыс. чел.

В середине 90-х гг. автопарк Санкт-Петербурга насчитывал свыше 3200 автобусов. Город имел 10 автопарков, 218 городских, 126 - приго­родных, 49 - междугородных маршрутов. Ежедневно на линию выпуска­лось 2200 атобусов.

Такси

Помимо автобусных парков город имеет 7 таксомоторных парков, насчитывающих свыше 2 тыс. легковых автомобилей.

Большую популярность в городе получили перевозки микроавтобу­сами - «маршрутными такси», так называемыми «маршрутками».

Метрополитен

Метрополитен (метро) отличается от других видов общественного транспорта большой пропускной способностью, регулярностью и высо­кой эксплуатационной скоростью движения поездов. Линии метро могут быть подземными (в тоннелях), наземными и надземными (на эстакадах).

Первая линия метро протяженностью 3,6 км появилась в Лондоне в 1860 г. Строительство метро в Москве началось в 1932 г. В проектиро­вании первых станций метрополитена принимали участие видные архи­текторы: В.Г. Гельфрейх, И.А. Фомин, А.В. Щусев. В Санкт-Петербурге первый метрополитеновский поезд был запущен в ноябре 1955 г. от Автово до пл. Восстания. Протяженность линии составила 10,8 км. За первый год своей работы Ленинградский метрополитен перевез 66 млн. пассажиров. Станции метро, представляющие собой архитектурные ком­плексы монументальных сооружений, напоминают подземные дворцы. Для удобства пассажиров многие станции снабжены большим количест­вом спусков. Например, из подземного вестибюля станции «Новочеркас­ская» можно выйти на площадь через 12 спусков-подъемов.t63rl В настоя­щее время общая эксплуатационная длина 4 линий метрополитена со­ставляет 91,7 км, из 54 станций 48 станций имеют глубокое заложение (в толще кембрийских глин). Сегодня 62 вестибюля, 6 пересадочных узлов, 4 депо, 3,5 тыс. поездов, 12 тыс. работников метрополитена обеспечива­ют пассажиропоток до 47 тыс. чел/час или 3 млн. пассажиров в день. Метрополитен продолжает развиваться. После завершения строительства 47 км магистралей общая протяженность линий достигнет 180 км. Только

в 2005 г. дополнительно из федерального бюджета на нужды метрополи­тена выделено 405 млн. руб. для ускорения ввода в строй новых стан­ций.