logo search
"Каурова" Организация сферы туризма

Глава 6.

РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТУРИЗМА,

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОСТАВЛЯЮЩИХ

ИНФРАСТРУКТУРЫ

Инфраструктура туризма (туристская инфраструктура) является ос­новой для организации туризма, базой для осуществления туристской деятельности. Под туристской инфраструктурой понимается совокуп­ность сооружений, зданий, сетей, систем, прямо не относящихся к произ­водству туристского продукта, но необходимых для функционирования туризма (общественный транспорт, предприятия торговли, питания, ме­дицинские учреждения, связь, сети энергоснабжения, водоснабжения, почта, телефон и т.д.). Туристские ресурсы, туристская индустрия и тури­стская инфраструктура (см. гл. 3) определяют рекреационный потенциал региона.

Туристские районы

Регионы, регионы, активно посещаемые туристами, обладающие большим рекреационным потенциалом, называются туристскими рай­онами, туристкими центрами (дестинациями туризма). К крупнейшим туристским районам России относятся: Центральная Россия, Северо-Запад и Север европейской части России, Северный Кавказ, Поволжье и Урал, Сибирь и Дальний Восток.181

Развитие инфраструктуры туризма и взаимодействие составляющих инфраструктуры рассмотрим на примере Петербургского региона.

После Центральной России 2-е место по размерам туристского спроса занимает Северо-Запад и Север европейской части России - реги­он*, обладающий огромными туристскими ресурсами для развития позна­вательного, конгрессного, делового, развлекательного, спортивного, ры-боловно-охотничьего туризма, как внутреннего, так и въездного. Места сосредоточения памятников истории и архитектуры, древнерусского цер­ковного зодчества, уникальных природных объектов создают большие возможности для организации туристских маршрутов в Санкт-Петербург и Ленобласть, на Карельский перешеек, в Новгород, Псков и Печоры, Пушкинские горы, Калининградское взморье, туристское «Серебряное кольцо», Соловецкие острова.

В 2001 г. Правительство России утвердило новую федеральную про­грамму «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов», составными частями которой являются подпрограммы «Возрождение малых городов России», «Сохранение и развитие исторического центра

Санкт-Петербурга» (Постановление Правительства РФ от 26.11.2001 № 3815). Программа рассчитана на 2002 - 2010 гг.

В подпрограмме «Возрождение малых городов России» приводится перечень основных городов Северо-Западного региона, на развитие кото­рых выделено 573 млн. руб. Это города:

Санкт-Петербург (города-спутники, подчиненные правительству Санкт-Петербурга и формирующие так называемый Большой Петербург: Колпино, Кронштадт, Петродворец, Пушкин, Ломоносов, Павловск).

Ленинградская область (Выборг, Гатчина, Кингисепп, Тихвин, Иван-город, Лодейное Поле, Луга, Новая Ладога, Приозерск, Шлиссельбург).

Калининградская область (Калининград, Багратионовск, Балтийск, Гусев, Светлогорск, Советск).

Новгородская область (Великий Новгород, Боровичи, Валдай, Ста­рая Русса).

Псковская область (Псков, Великие Луки, Пушкинские Горы, Пе­чоры).

Вологодская область (Вологда, Череповец, Белозерск, Великий Ус­тюг, Вытегра, Грязовец, Тотьма, Кириллов, Никольск Устюжна).

Республика Карелия (Петрозаводск, Кемь, Олонец, Пудож, Сортавала).

Особенной популярностью у туристов пользуются Санкт-Петербург и Ленинградская область, проявляющие тенденции взаимосвязанного раз­вития, позволяющие говорить о функционировании единого Петербург­ского региона, Петербургской дестинации

В Петербургский ЗакС уже представлен проект устава Балтийского края (Невского края), предусматривающего процесс административно-территориального объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской об­ласти. Но создание новой регулирующей структуры - длительный про­цесс, требующий проведения референдума*, внесения изменений в Кон­ституцию, завершения крупного бумагооборота.13'

Поэтому пока будем рассматривать Санкт-Петербург и Ленинград­скую область как единый, реально сформировавшийся Петербургский регион.

Геогра фическое положение

Создание инфраструктуры Петербургского региона определилось строительством Санкт-Петербурга, достойно представляющим сегодня российский туризм на мировом рынке и являющимся «визитной карточ­кой» национального туризма.

Городское хозяйство не могло развиваться в отрыве от прилега­ющих территорий. Экономика Ленинградской области неразрывно связа­на с экономикой города. Уникальные ландшафты, гранитные скалы и обширные болота, песчаные дюны, пещеры и водопады, целебные источ­ники, густые лиственные и хвойные леса с разнообразным растительным и животным миром, богатые грибами и ягодами, разветвленная озерно-речная система Ленинградской области создают широкие возможности для отдыха горожан. В то же время большая часть населения Ленинград­ской области связана с Санкт-Петербургом частыми поездками.

Санкт-Петербург - город с многофункциональной экономикой. Про­мышленные предприятия, транспорт, связь, торговля, общественное пи­тание и т.д. обеспечивают рабочими местами не только горожан, но и жителей Ленинградской области.

Колоссальный культурно-исторический потенциал города, мощная сеть музеев, театров, библиотек, выставочных и концертных залов, обра­зовательных и научных учреждений формируют у областных жителей растущий спрос. Поэтому инфраструктура региона будет рассматриваться и по отдельным субъектам: Санкт-Петербургу и Ленинградской области и в целом по региону.

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург - культурная столица России, город, в котором со­средоточены культурные ценности мирового значения. Богатейший тури­стский потенциал города, заложенный гением великого Петра, позволил Санкт-Петербургу стремительно встать в один ряд с европейскими столи­цами, имеющими более длительный период развития. Эффективное ис­пользование туристских ресурсов способно обеспечить городу высокие доходы от туризма. По численности населения (около 5 млн. чел., т.е. 3,2% населения России) Санкт-Петербург занимает 4-е место в Евро­пе, после городов Москва (10 млн. чел.), Лондон (8 млн. чел.), Париж (7 млн. чел.). Среди 15 первых по численности городов Европы Санкт-Петербург - единственный нестоличный город.

Отличительной особенностью Санкт-Петербурга является возраст его жителей. Это - самый «старый» город в России: 1 млн. 270 тыс. пе­тербуржцев перешагнуло 65-летний рубеж, около 96 тыс. из них достигло 80 лет, свыше 11 тыс. - 90-летние, 90 чел. отметили свой 100-летний юби­лей. Трудоспособное население города составляет 2,8 млн. чел., горожан старше трудоспособного возраста - 1,1 млн. чел., до 16 лет - 0,7 млн. чел., 55% населения составляют женщины.[24г!

Санкт-Петербург - 2-я дипломатическая столица России. В настоя­щее время в городе 44 консульских учреждений и представительств меж­дународных организаций. Самое представительное - Генеральное кон­сульство Финляндии, на 2-м месте - представительство США. Растет качественно уровень их обслуживания, усиливаются функции, упрощают­ся визовые формальности.[37г!

Территория города постоянно расширялась (табл. 47)(4ж], и в на­стоящее время площадь городской территории составляет 606 кв. км, с пригородами - 1439 кв. км, протяженность с севера на юг - 44 км, с запа­да на восток - 25 км, включая Финский залив до Кронштадта.

Но реальная площадь (без водных поверхностей) города значи­тельно меньше. Для сравнения: территория Москвы в пределах МКАД -1100 кв. км, Лондона - 1700 кв. км, Парижа - 1600 кв. км. Площадь на­шего города по европейским меркам соответствует населению в 1,8 млн. чел.

Инфраструктура города не приспособлена для проживания почти 5 млн. чел. Возникают трудности с транспортом, появляются многочис­ленные автомобильные пробки, места отдыха становятся труднодоступ­ными, в целом снижается уровень развития индустрии туризма. Этот сдерживающий фактор отражается на показателях туристского потока. Если ежегодное количество туристов в Париже - 30 млн. чел., в Праге -10 млн. чел., то в Санкт-Петербурге - всего лишь 3 млн. чел.

Получать высокие доходы от туризма можно только при наличии высокоразвитой городской инфраструктуры. 14 января 1998 г. был при­нят «Устав Санкт-Петербурга», основной закон, определяющий жизнь города как одного из субъектов РФ. Он признан за рубежом соответ­ствующим всем правам человека и основным положениям международ­ных нормативных документов. Следуя положениям Устава, администра­ция города направляет большие усилия на модернизацию и дальнейшее развитие городской инфраструктуры:

Географическое положение Санкт-Петербурга

Развитие инфраструктуры Санкт-Петербурга определяется его гео­графическим положением. Нева, несущая свои воды из Ладожского озера в Финский залив Балтийского моря, формирует водную систему Санкт-Петербурга и делит город на 3 части: левобережную, правобережную и островную. В последнее время сформировалась 4-я часть - призаливная или прибрежная. В пределах Большого Петербурга длина Невы - 42 км, вся длина Невы от истоков* в Шлиссельбургской губе* Ладожского озера до устья* - 72 км. Преобладающие глубины Невы - от 8 до 11 м, наи­большая - 24 м (у Арсенальной наб.), наибольшая ширина - 1250 м у Невских ворот Морского торгового порта, наименьшая - 340 м между мостами Дворцовым и Лейтенанта Шмидта. В Неве водится более 45 видов рыб: сиг, окунь, лещь, плотва, щука, ерш, коришка, минога, лосось и др.

Когда-то в Невской дельте насчитывалось свыше 100 островов, сей­час, после засыпки, их осталось 42. Самые крупные из них - Васильев­ский, Декабристов, Петроградский, Адмиралтейский, Аптекарский, Пет­ровский, Заячий, Крестовский, Каменный, Елагин. В допетровское время на этих землях существовали десятки поселений: Сабрино, Купчино, Кал-лила (Калиновка) и др.

Ленинградская область

Ленинградская область исторически занимает особое место среди субъ­ектов РФ. На ее земле возникла первая столица домонгольской Руси -Старая Ладога. На протяжении веков ее крепости защищали Россию от врагов, ее монастыри были центром духовной жизни.

На территории области расположено 29 городов, в т.ч. 19 област­ного подчинения, остальные - районного подчинения, 38 рабочих посел-

ков и 3167 поселений сельского типа. Общая численность населения со­ставляет 1 млн. 682 тыс. чел. (табл. 48). Плотность населения - 19,5 чел. на 1 кв. км

Область была образована в составе РСФСР в 1927 г. с центром в го­роде Ленинграде (Санкт-Петербурге). В настоящее время Санкт-Петер­бург является самостоятельным субъектом РФ и административно в со­став Ленинградской области не входит.

В состав Правительства Ленинградской области входит Комитет по делам молодежи, физической Культуре, спорту и туризму, непосредствен­но осуществляющий регулирование туристской деятельности в области (находится в Санкт-Петербурге).

Ленинградская область обладает необычайно богатым туристским потенциалом. На территории области функционирует 96 рыболовно-охотничьих баз, предоставляющих туристам услуги егерей, снаряжение, собак, лодки, удобное размещение. Большим спросом у туристов пользу­ется подледный лов в зимнее время года.

Область богата замечательными памятниками природы. Саблинские и Карповские пещеры (соответственно Тосненское и Лужское муниципаль­ные образования - МО), урочище Донцо (Волосовское МО), реликтовые песчаные дюны «Лисьи горы», болото «Пятницкий мох» (Кингисеппское МО), многочисленные водопады и каньоны рек области создают возмож­ности для организации уникальных туристских маршрутов, насыщенных удивительными достопримечательностями.

Географическое положение Ленинградской области

Территория Ленинградской области простирается от Финского зали­ва до Онежского озера на 440 км с запада на восток и от 100 до 325 км с севера на юг и омывается водами Финского залива, Балтийского моря, Ладожского и Онежского озер. Береговая линия Финского залива (330 км) изрезана слабо, за исключением района Выборгского залива. Площадь области 85900 кв. км.

Климат области определяется наличием большого количества вод­ных пространств, влиянием Балтийского моря. Среднегодовая температу­ра +5°С. Рельеф равнинный со следами деятельности ледника. Большую часть области занимают низменные пространства, но имеются и возвы­шенности: Лужская (до 140 м), Вепсовская (около 300 м), Лемболовская (до 200 м), Тихвинская гряда, отдельные небольшие высоты.

Речная сеть густая, почти все реки относятся к бассейну Балтийско­го моря (табл. 49)'

Важнейшие реки региона - Нева, Волхов, Свирь, Вуокса, Нарва, Сясь, Луга - обладают значительными гидроресурсами, используются для судоходства и лесосплава.

Крупнейшие озера - Ладожское и Онежское входят в пределы области частично. 32 реки впадают в Ладожское озеро, и только одна вытекает -река Нева. Самые крупные озера Ленинградской области представлены в табл. 50

Множество малых озер (особенно на Карельском перешейке) имеют ледниковое происхождение. В реках, озерах и Финском заливе водятся сиг, корюшка, ряпушка, салака и другая рыба.

В Ленинградской области, исторически малонаселенной, сохрани­лась естественная среда обитания животных, редких растений, нетронутая тайга. Более 66% территории области заняты лиственными и хвойными лесами, болотами - 11,9%, лугами - 3,2%. В лесах водятся белка, крот, куница, лисица, хорь, заяц-беляк, лось.

Среди охраняемых территорий примечателен заказник «Мшинское болото», труднодоступная территория, на которой обитает множество редких зверей и птиц.

Государственный природный заказник «Река Рагуша» (Бокситогор-ское МО), природный парк «Вепский лес» (Подпорожское, Лодейнополь-ское, Бокситогорское, Тихвинское МО), Кургальский, Котельский, «Дуб­равы у деревни Велькота» (Кингисеппское МО), Нижнесвирский государ­ственный заповедник (Лодейнопольское МО), природно-исторический парк «Верхний Оредеж» (Гатчинское МО), Выборгский комплексный заказник, заказники «Раковые озера», «Озеро Мелководное», «Линдулов-ская роща», «Озеро Болотное» (Выборгское МО), 12 государственных зоологических заказников, 6 орнитологических станций сохраняют бога­тую флору и фауну, обустраивают экологические тропы, создают инфор­мационные центры, прокладывают уникальные экологические маршруты. Туристам предоставляется возможность сделать фото- и киносъемку, по­наблюдать за поведением птиц и животных, принять участие в отлове и кольцевании птиц.

ЛДМИНИСТРА ТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ

Развитие Санкт-Петербурга было определено замыслами Петра I и планами выдающихся зодчих. Развитие Ленинградской области опреде­лялось развитием города, характером социально-экономических связей Санкт-Петербурга с окружающими территориями. Синхронность такого развития и определила неразрывность взаимодействия города и области, развитие всего Петербургского региона как единого целого.

Указом Петра I от 18 декабря 1708 г. в России было введено новое административное деление. Россия делилась на 8 губерний, во главе ко­торых стояли губернаторы. В результате проведенных в последующие годы административных реформ Санкт-Петербургская губерния имела к концу XIX в. 8 уездов, которые делились на 126 волостей. Площадь гу-

бернии была около 39,3 тыс. кв. верст*, в ней находилось 13 городов, в т.ч. и столица Российской Империи - Санкт-Петербург, 7 уездных горо­дов, 3 заштатных города (Гатчина, Ораниенбаум и Павловск были за­штатными, т.е. не были административными центрами), один портовый город Нарва, морская крепость и порт на Балтике - Кронштадт. По про­веденной в 1897 г. переписи населения в Санкт-Петербургской губернии проживало 2107691 чел., из них 60% проживало в Санкт-Петербурге.

С начала первой мировой войны (1914 г.) Санкт-Петербург стал именоваться русским словом Петроград, а губерния - Петроградской. В 1924 г. в связи со смертью В.И. Ленина Петроград был переименован в Ленинград, Петроградская губерния - в Ленинградскую. В 1927 - 1929 гг. в губернии были упразднены и взамен образованы области с 3-х ступен­чатым делением: округ - район - сельсовет, а позже (1930 г.) - с делени­ем на область - район - сельсовет. В 1931 г. Ленинград был выведен из областной структуры в отдельный административно-хозяйственный центр. В последующие годы границы Петербургского региона менялись неоднократно.

Сегодня Санкт-Петербург и Ленинградская область - 2 самостоя­тельных субъекта Федерации, формирующие общую инфраструктуру, решающие общие социально-экономические проблемы.

Санкт-Петербург

В настоящее время Санкт-Петербург разделен на 20 административ­ных районов: Адмиралтейский, Василеостровский, Выборгский, Кали­нинский, Кировский, Колпинский, Красногвардейский, Красносельский, Кронштадтский, Московский, Невский, Павловский, Петроградский, Пет-родворцовый, Приморский, Пушкинский, Фрунзенский, Центральный, Курортный, г. Ломоносов. Все административные районы можно распре­делить на 3 группы: центральные (1-й пояс), периферийные (2-й пояс) и пригородные (3-й пояс) районы.I29J

В центральных районах (Центральном, Адмиралтейском, Петро­градском, Василеостровском), занимающих ограниченную территорию (58 кв. км), находятся администрация губернатора, законодательное соб­рание, другие органы управления, большая часть образовательных учре­ждений, музеев, театров, кино-концертных и спортивных учреждений, библиотек, многочисленные представительства иностранных консульств, различных компаний, банки, транспортные кассы, крупные отели и рес­тораны.

Здесь проживает 20% населения города, ежедневный пассажиропо­ток в этих районах составляет свыше 1,5 млн. чел.

Периферийные районы, занимающие территорию 552 кв. км, имеют ярко выраженный индустриальный характер: здесь производится свыше 70% всей промышленной продукции города. Основные функции перифе­рийных районов (промышленная, транспортная, селитебная*) определяют социально-экономическую жизнь города.

Пригородные районы (городские поселения), расположенные сразу же за городской чертой и подчиненные правительству Санкт-Петербурга (Колпино, Пушкин, Павловск, Петродворец, Ломоносов, Сестрорецк, Зеленогорск), занимают территорию 0,7 тыс. кв. км с населением свыше 0,6 млн. чел. и концентрируются вдоль радиальных транспортных комму­никаций.

Северные и северо-западные пригородные районы специализируют­ся на рекреации (курортный район на Карельском перешейке с городами Зеленогорск, Сестрорецк, поселками: Песочное, Солнечное, Белоостров, Репино, Комарово, Лисий Нос, Горская, Александровка, Ушаково, Разлив и др.). В юго-восточных районах расположены крупные промышленные градообразующие предприятия («Ижорский завод» и др.). Южные, юго-западные и западные пригородные районы имеют многофункциональную экономику. Расположенные на прибрежной территории вдоль южного берега Финского залива, они включают города Петродворец, Ломоносов, железнодорожные станции Стрельна, Красные Зори, Новый Петергоф, Старый Петергоф, Мартышкино и др. Всемирно известные дворцово-пар-ковые ансамбли Петродворца, Пушкина, Павловска, Ломоносова пользу­ются повышенным спросом у туристов и обеспечивают стабильный тури­стский поток в эти районы.

Петербургская система расселения уже вышла за пределы приго­родного пояса на территорию припетербургских административных рай­онов Ленинградской области: Всеволожского, Ломоносовского, Гатчин­ского. Это еще одна предпосылка для объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Ленинградская область

На территории области расположено 29 городов, 38 рабочих посел­ков и 3167 поселений сельского типа. 29 муниципальных образований (МО) Ленинградской области включают районы: Бокситогорский, Воло-совский, Волховский, Всеволожский, Выборгский, Гатчинский, Кинги-

сеппский, Кировский, Лодейнопольский, Ломоносовский, Лужский, Под-порожский, Приозерский, Сланцевский, Тихвинский, Тосненский; города: Волхов, Гатчина, Ивангород, Коммунар, Новая Ладога, Пикалево, Свето-горск, Сертолово, Сосновый Бор, Шлиссельбург; пос. Кузнечное; Кол-тушская волость Всеволожского района.1281

По географическим, социально-экономическим характеристикам и установившимся хозяйственным связям районы Ленинградской области распределяются на 3 группы: западные, северные, восточные районы.[29)

В экономике северных районов области (Выборгском, Приозерском, Всеволожском) заметно преобладает рекреационная функция. Инфра­структура этих районов ориентирована, в основном, на развитие санатор­но-курортного хозяйства. На Карельском перешейке построено множест­во туристских баз, пансионатов, баз отдыха, детских и молодежных лаге­рей, проложена густая сеть пешеходных, велосипедных, автомобильных, водных туристских маршрутов.

Здесь расположен самый крупный город Ленинградской области -Выборг, экономика которого тесно связана с его приморским положени­ем и деятельностью двух портов: морского и речного. Основанный еще в XII в. новгородцами, сегодня Выборг привлекает большое количество туристов, в т.ч. иностранных, которые прибывают в город по автомагист­рали, железной дороге и водным путем (по Сайменскому каналу).

Западные районы (МО) области (Гатчинский, Тосненский, Киров­ский, Лужский, Волосовский, Ломоносовский, Кингисеппский, Сланцев­ский) находятся в более благоприятных природных условиях, имеют хо­рошо развитые транспортные коммуникации. Здесь расположена самая густая сеть электрифицированных железных дорог и автомагистралей.

Самым крупным городом западных районов является г. Гатчина, ос­нованный в XV в., второй по величине город Ленобласти (после Выбор­га). В молодом городе Сосновый Бор находится самый крупный энерге­тический объект - Ленинградская атомная электростанция. На пересече­нии железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Таллин с рекой Лугой расположен г. Кингисепп (бывший Ям), основанный новгородцами в XIV в.

Хозяйство западных районов отличается многофункциональностью. Районы являются основными поставщиками сельскохозяйственной про­дукции, большие территории заняты хозяйствами населения: садоводст-вами, дачными участками, огородами, фермерскими хозяйствами. Разви­то здесь и санаторно-курортное хозяйство (Лужский район).

Восточные районы (МО) области (Волховский, Киришский, Тих­винский, Бокситогорский, Лодейнопольский, Подпорожский) занимают самую большую и менее освоенную в экономическом отношении часть Ленинградской области. Самым крупным городом является Тихвин.

Обилие полноводных рек (Волхов, Свирь, Сясь, Паша) содействова­ли здесь развитию наиболее энергоемких производств по глубокой пере­работке нефти (Кириши), производству глинозема (Пикалево), алюминия

(Волхов) и др.

Петербургский регион является ключевым узлом экспорта-импорта перевозок. Здесь задействованы все виды транспорта: железнодорожный, морской, речной, атомобильный, авиационный. Через регион проходят международные транспортные коридоры «Север - Юг», «Запад - Вос­ток». Успешное функционирование транспортной системы определяется консолидированной работой всех ее элементов.

Находясь на пороге вступления во Всемирную торговую организа­цию, интегрируясь в мировой рынок, Петербургский регион должен быть готов к жесткой конкуренции. Выстоять в ней можно только при наличии надежных и стабильно функционирующих коммуникациях.

Транспортные коммуникации

Коммуникации (от лат. communicatio - делаю общим, связываю, общаюсь) - пути сообщения, транспорта, связи, сети подземного город­ского хозяйства. Под коммуникацией может пониматься и передача ин­формации от человека к человеку с помощью речи, знаков, показа и др. Животные используют более простую форму коммуникации - сигналь­ную, которую иногда называют «языком животных».

Все виды транспортных коммуникаций между крупным мегаполи­сом Санкт-Петербургом и другими регионами России и зарубежьем тер­риториально проходят через Ленинградскую область.

Основные исторически сложившиеся транспортные направления -Мурманск, Вологда - Архангельск, Москва, Псков - Киев, Нарва - Тал­лин (Эстония), Выборг - Хельсинки (Финляндия). Практически все насе­ленные пункты Ленинградской области охвачены транспортной системой

региона.

К основным видам транспортных коммуникаций Петербургского ре­гиона относятся водные, воздушные, сухопутные (автомобильные и же­лезнодорожные) пути сообщения.