Глава 6.
РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТУРИЗМА,
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОСТАВЛЯЮЩИХ
ИНФРАСТРУКТУРЫ
Инфраструктура туризма (туристская инфраструктура) является основой для организации туризма, базой для осуществления туристской деятельности. Под туристской инфраструктурой понимается совокупность сооружений, зданий, сетей, систем, прямо не относящихся к производству туристского продукта, но необходимых для функционирования туризма (общественный транспорт, предприятия торговли, питания, медицинские учреждения, связь, сети энергоснабжения, водоснабжения, почта, телефон и т.д.). Туристские ресурсы, туристская индустрия и туристская инфраструктура (см. гл. 3) определяют рекреационный потенциал региона.
Туристские районы
Регионы, регионы, активно посещаемые туристами, обладающие большим рекреационным потенциалом, называются туристскими районами, туристкими центрами (дестинациями туризма). К крупнейшим туристским районам России относятся: Центральная Россия, Северо-Запад и Север европейской части России, Северный Кавказ, Поволжье и Урал, Сибирь и Дальний Восток.181
Развитие инфраструктуры туризма и взаимодействие составляющих инфраструктуры рассмотрим на примере Петербургского региона.
После Центральной России 2-е место по размерам туристского спроса занимает Северо-Запад и Север европейской части России - регион*, обладающий огромными туристскими ресурсами для развития познавательного, конгрессного, делового, развлекательного, спортивного, ры-боловно-охотничьего туризма, как внутреннего, так и въездного. Места сосредоточения памятников истории и архитектуры, древнерусского церковного зодчества, уникальных природных объектов создают большие возможности для организации туристских маршрутов в Санкт-Петербург и Ленобласть, на Карельский перешеек, в Новгород, Псков и Печоры, Пушкинские горы, Калининградское взморье, туристское «Серебряное кольцо», Соловецкие острова.
В 2001 г. Правительство России утвердило новую федеральную программу «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов», составными частями которой являются подпрограммы «Возрождение малых городов России», «Сохранение и развитие исторического центра
Санкт-Петербурга» (Постановление Правительства РФ от 26.11.2001 № 3815). Программа рассчитана на 2002 - 2010 гг.
В подпрограмме «Возрождение малых городов России» приводится перечень основных городов Северо-Западного региона, на развитие которых выделено 573 млн. руб. Это города:
Санкт-Петербург (города-спутники, подчиненные правительству Санкт-Петербурга и формирующие так называемый Большой Петербург: Колпино, Кронштадт, Петродворец, Пушкин, Ломоносов, Павловск).
Ленинградская область (Выборг, Гатчина, Кингисепп, Тихвин, Иван-город, Лодейное Поле, Луга, Новая Ладога, Приозерск, Шлиссельбург).
Калининградская область (Калининград, Багратионовск, Балтийск, Гусев, Светлогорск, Советск).
Новгородская область (Великий Новгород, Боровичи, Валдай, Старая Русса).
Псковская область (Псков, Великие Луки, Пушкинские Горы, Печоры).
Вологодская область (Вологда, Череповец, Белозерск, Великий Устюг, Вытегра, Грязовец, Тотьма, Кириллов, Никольск Устюжна).
Республика Карелия (Петрозаводск, Кемь, Олонец, Пудож, Сортавала).
Особенной популярностью у туристов пользуются Санкт-Петербург и Ленинградская область, проявляющие тенденции взаимосвязанного развития, позволяющие говорить о функционировании единого Петербургского региона, Петербургской дестинации
В Петербургский ЗакС уже представлен проект устава Балтийского края (Невского края), предусматривающего процесс административно-территориального объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Но создание новой регулирующей структуры - длительный процесс, требующий проведения референдума*, внесения изменений в Конституцию, завершения крупного бумагооборота.13'
Поэтому пока будем рассматривать Санкт-Петербург и Ленинградскую область как единый, реально сформировавшийся Петербургский регион.
Геогра фическое положение
Создание инфраструктуры Петербургского региона определилось строительством Санкт-Петербурга, достойно представляющим сегодня российский туризм на мировом рынке и являющимся «визитной карточкой» национального туризма.
Городское хозяйство не могло развиваться в отрыве от прилегающих территорий. Экономика Ленинградской области неразрывно связана с экономикой города. Уникальные ландшафты, гранитные скалы и обширные болота, песчаные дюны, пещеры и водопады, целебные источники, густые лиственные и хвойные леса с разнообразным растительным и животным миром, богатые грибами и ягодами, разветвленная озерно-речная система Ленинградской области создают широкие возможности для отдыха горожан. В то же время большая часть населения Ленинградской области связана с Санкт-Петербургом частыми поездками.
Санкт-Петербург - город с многофункциональной экономикой. Промышленные предприятия, транспорт, связь, торговля, общественное питание и т.д. обеспечивают рабочими местами не только горожан, но и жителей Ленинградской области.
Колоссальный культурно-исторический потенциал города, мощная сеть музеев, театров, библиотек, выставочных и концертных залов, образовательных и научных учреждений формируют у областных жителей растущий спрос. Поэтому инфраструктура региона будет рассматриваться и по отдельным субъектам: Санкт-Петербургу и Ленинградской области и в целом по региону.
Санкт-Петербург
Санкт-Петербург - культурная столица России, город, в котором сосредоточены культурные ценности мирового значения. Богатейший туристский потенциал города, заложенный гением великого Петра, позволил Санкт-Петербургу стремительно встать в один ряд с европейскими столицами, имеющими более длительный период развития. Эффективное использование туристских ресурсов способно обеспечить городу высокие доходы от туризма. По численности населения (около 5 млн. чел., т.е. 3,2% населения России) Санкт-Петербург занимает 4-е место в Европе, после городов Москва (10 млн. чел.), Лондон (8 млн. чел.), Париж (7 млн. чел.). Среди 15 первых по численности городов Европы Санкт-Петербург - единственный нестоличный город.
Отличительной особенностью Санкт-Петербурга является возраст его жителей. Это - самый «старый» город в России: 1 млн. 270 тыс. петербуржцев перешагнуло 65-летний рубеж, около 96 тыс. из них достигло 80 лет, свыше 11 тыс. - 90-летние, 90 чел. отметили свой 100-летний юбилей. Трудоспособное население города составляет 2,8 млн. чел., горожан старше трудоспособного возраста - 1,1 млн. чел., до 16 лет - 0,7 млн. чел., 55% населения составляют женщины.[24г!
Санкт-Петербург - 2-я дипломатическая столица России. В настоящее время в городе 44 консульских учреждений и представительств международных организаций. Самое представительное - Генеральное консульство Финляндии, на 2-м месте - представительство США. Растет качественно уровень их обслуживания, усиливаются функции, упрощаются визовые формальности.[37г!
Территория города постоянно расширялась (табл. 47)(4ж], и в настоящее время площадь городской территории составляет 606 кв. км, с пригородами - 1439 кв. км, протяженность с севера на юг - 44 км, с запада на восток - 25 км, включая Финский залив до Кронштадта.
Но реальная площадь (без водных поверхностей) города значительно меньше. Для сравнения: территория Москвы в пределах МКАД -1100 кв. км, Лондона - 1700 кв. км, Парижа - 1600 кв. км. Площадь нашего города по европейским меркам соответствует населению в 1,8 млн. чел.
Инфраструктура города не приспособлена для проживания почти 5 млн. чел. Возникают трудности с транспортом, появляются многочисленные автомобильные пробки, места отдыха становятся труднодоступными, в целом снижается уровень развития индустрии туризма. Этот сдерживающий фактор отражается на показателях туристского потока. Если ежегодное количество туристов в Париже - 30 млн. чел., в Праге -10 млн. чел., то в Санкт-Петербурге - всего лишь 3 млн. чел.
Получать высокие доходы от туризма можно только при наличии высокоразвитой городской инфраструктуры. 14 января 1998 г. был принят «Устав Санкт-Петербурга», основной закон, определяющий жизнь города как одного из субъектов РФ. Он признан за рубежом соответствующим всем правам человека и основным положениям международных нормативных документов. Следуя положениям Устава, администрация города направляет большие усилия на модернизацию и дальнейшее развитие городской инфраструктуры:
Географическое положение Санкт-Петербурга
Развитие инфраструктуры Санкт-Петербурга определяется его географическим положением. Нева, несущая свои воды из Ладожского озера в Финский залив Балтийского моря, формирует водную систему Санкт-Петербурга и делит город на 3 части: левобережную, правобережную и островную. В последнее время сформировалась 4-я часть - призаливная или прибрежная. В пределах Большого Петербурга длина Невы - 42 км, вся длина Невы от истоков* в Шлиссельбургской губе* Ладожского озера до устья* - 72 км. Преобладающие глубины Невы - от 8 до 11 м, наибольшая - 24 м (у Арсенальной наб.), наибольшая ширина - 1250 м у Невских ворот Морского торгового порта, наименьшая - 340 м между мостами Дворцовым и Лейтенанта Шмидта. В Неве водится более 45 видов рыб: сиг, окунь, лещь, плотва, щука, ерш, коришка, минога, лосось и др.
Когда-то в Невской дельте насчитывалось свыше 100 островов, сейчас, после засыпки, их осталось 42. Самые крупные из них - Васильевский, Декабристов, Петроградский, Адмиралтейский, Аптекарский, Петровский, Заячий, Крестовский, Каменный, Елагин. В допетровское время на этих землях существовали десятки поселений: Сабрино, Купчино, Кал-лила (Калиновка) и др.
Ленинградская область
Ленинградская область исторически занимает особое место среди субъектов РФ. На ее земле возникла первая столица домонгольской Руси -Старая Ладога. На протяжении веков ее крепости защищали Россию от врагов, ее монастыри были центром духовной жизни.
На территории области расположено 29 городов, в т.ч. 19 областного подчинения, остальные - районного подчинения, 38 рабочих посел-
ков и 3167 поселений сельского типа. Общая численность населения составляет 1 млн. 682 тыс. чел. (табл. 48). Плотность населения - 19,5 чел. на 1 кв. км
Область была образована в составе РСФСР в 1927 г. с центром в городе Ленинграде (Санкт-Петербурге). В настоящее время Санкт-Петербург является самостоятельным субъектом РФ и административно в состав Ленинградской области не входит.
В состав Правительства Ленинградской области входит Комитет по делам молодежи, физической Культуре, спорту и туризму, непосредственно осуществляющий регулирование туристской деятельности в области (находится в Санкт-Петербурге).
Ленинградская область обладает необычайно богатым туристским потенциалом. На территории области функционирует 96 рыболовно-охотничьих баз, предоставляющих туристам услуги егерей, снаряжение, собак, лодки, удобное размещение. Большим спросом у туристов пользуется подледный лов в зимнее время года.
Область богата замечательными памятниками природы. Саблинские и Карповские пещеры (соответственно Тосненское и Лужское муниципальные образования - МО), урочище Донцо (Волосовское МО), реликтовые песчаные дюны «Лисьи горы», болото «Пятницкий мох» (Кингисеппское МО), многочисленные водопады и каньоны рек области создают возможности для организации уникальных туристских маршрутов, насыщенных удивительными достопримечательностями.
Территория Ленинградской области простирается от Финского залива до Онежского озера на 440 км с запада на восток и от 100 до 325 км с севера на юг и омывается водами Финского залива, Балтийского моря, Ладожского и Онежского озер. Береговая линия Финского залива (330 км) изрезана слабо, за исключением района Выборгского залива. Площадь области 85900 кв. км.
Климат области определяется наличием большого количества водных пространств, влиянием Балтийского моря. Среднегодовая температура +5°С. Рельеф равнинный со следами деятельности ледника. Большую часть области занимают низменные пространства, но имеются и возвышенности: Лужская (до 140 м), Вепсовская (около 300 м), Лемболовская (до 200 м), Тихвинская гряда, отдельные небольшие высоты.
Речная сеть густая, почти все реки относятся к бассейну Балтийского моря (табл. 49)'
Важнейшие реки региона - Нева, Волхов, Свирь, Вуокса, Нарва, Сясь, Луга - обладают значительными гидроресурсами, используются для судоходства и лесосплава.
Крупнейшие озера - Ладожское и Онежское входят в пределы области частично. 32 реки впадают в Ладожское озеро, и только одна вытекает -река Нева. Самые крупные озера Ленинградской области представлены в табл. 50
Множество малых озер (особенно на Карельском перешейке) имеют ледниковое происхождение. В реках, озерах и Финском заливе водятся сиг, корюшка, ряпушка, салака и другая рыба.
В Ленинградской области, исторически малонаселенной, сохранилась естественная среда обитания животных, редких растений, нетронутая тайга. Более 66% территории области заняты лиственными и хвойными лесами, болотами - 11,9%, лугами - 3,2%. В лесах водятся белка, крот, куница, лисица, хорь, заяц-беляк, лось.
Среди охраняемых территорий примечателен заказник «Мшинское болото», труднодоступная территория, на которой обитает множество редких зверей и птиц.
Государственный природный заказник «Река Рагуша» (Бокситогор-ское МО), природный парк «Вепский лес» (Подпорожское, Лодейнополь-ское, Бокситогорское, Тихвинское МО), Кургальский, Котельский, «Дубравы у деревни Велькота» (Кингисеппское МО), Нижнесвирский государственный заповедник (Лодейнопольское МО), природно-исторический парк «Верхний Оредеж» (Гатчинское МО), Выборгский комплексный заказник, заказники «Раковые озера», «Озеро Мелководное», «Линдулов-ская роща», «Озеро Болотное» (Выборгское МО), 12 государственных зоологических заказников, 6 орнитологических станций сохраняют богатую флору и фауну, обустраивают экологические тропы, создают информационные центры, прокладывают уникальные экологические маршруты. Туристам предоставляется возможность сделать фото- и киносъемку, понаблюдать за поведением птиц и животных, принять участие в отлове и кольцевании птиц.
ЛДМИНИСТРА ТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ
Развитие Санкт-Петербурга было определено замыслами Петра I и планами выдающихся зодчих. Развитие Ленинградской области определялось развитием города, характером социально-экономических связей Санкт-Петербурга с окружающими территориями. Синхронность такого развития и определила неразрывность взаимодействия города и области, развитие всего Петербургского региона как единого целого.
Указом Петра I от 18 декабря 1708 г. в России было введено новое административное деление. Россия делилась на 8 губерний, во главе которых стояли губернаторы. В результате проведенных в последующие годы административных реформ Санкт-Петербургская губерния имела к концу XIX в. 8 уездов, которые делились на 126 волостей. Площадь гу-
бернии была около 39,3 тыс. кв. верст*, в ней находилось 13 городов, в т.ч. и столица Российской Империи - Санкт-Петербург, 7 уездных городов, 3 заштатных города (Гатчина, Ораниенбаум и Павловск были заштатными, т.е. не были административными центрами), один портовый город Нарва, морская крепость и порт на Балтике - Кронштадт. По проведенной в 1897 г. переписи населения в Санкт-Петербургской губернии проживало 2107691 чел., из них 60% проживало в Санкт-Петербурге.
С начала первой мировой войны (1914 г.) Санкт-Петербург стал именоваться русским словом Петроград, а губерния - Петроградской. В 1924 г. в связи со смертью В.И. Ленина Петроград был переименован в Ленинград, Петроградская губерния - в Ленинградскую. В 1927 - 1929 гг. в губернии были упразднены и взамен образованы области с 3-х ступенчатым делением: округ - район - сельсовет, а позже (1930 г.) - с делением на область - район - сельсовет. В 1931 г. Ленинград был выведен из областной структуры в отдельный административно-хозяйственный центр. В последующие годы границы Петербургского региона менялись неоднократно.
Сегодня Санкт-Петербург и Ленинградская область - 2 самостоятельных субъекта Федерации, формирующие общую инфраструктуру, решающие общие социально-экономические проблемы.
Санкт-Петербург
В настоящее время Санкт-Петербург разделен на 20 административных районов: Адмиралтейский, Василеостровский, Выборгский, Калининский, Кировский, Колпинский, Красногвардейский, Красносельский, Кронштадтский, Московский, Невский, Павловский, Петроградский, Пет-родворцовый, Приморский, Пушкинский, Фрунзенский, Центральный, Курортный, г. Ломоносов. Все административные районы можно распределить на 3 группы: центральные (1-й пояс), периферийные (2-й пояс) и пригородные (3-й пояс) районы.I29J
В центральных районах (Центральном, Адмиралтейском, Петроградском, Василеостровском), занимающих ограниченную территорию (58 кв. км), находятся администрация губернатора, законодательное собрание, другие органы управления, большая часть образовательных учреждений, музеев, театров, кино-концертных и спортивных учреждений, библиотек, многочисленные представительства иностранных консульств, различных компаний, банки, транспортные кассы, крупные отели и рестораны.
Здесь проживает 20% населения города, ежедневный пассажиропоток в этих районах составляет свыше 1,5 млн. чел.
Периферийные районы, занимающие территорию 552 кв. км, имеют ярко выраженный индустриальный характер: здесь производится свыше 70% всей промышленной продукции города. Основные функции периферийных районов (промышленная, транспортная, селитебная*) определяют социально-экономическую жизнь города.
Пригородные районы (городские поселения), расположенные сразу же за городской чертой и подчиненные правительству Санкт-Петербурга (Колпино, Пушкин, Павловск, Петродворец, Ломоносов, Сестрорецк, Зеленогорск), занимают территорию 0,7 тыс. кв. км с населением свыше 0,6 млн. чел. и концентрируются вдоль радиальных транспортных коммуникаций.
Северные и северо-западные пригородные районы специализируются на рекреации (курортный район на Карельском перешейке с городами Зеленогорск, Сестрорецк, поселками: Песочное, Солнечное, Белоостров, Репино, Комарово, Лисий Нос, Горская, Александровка, Ушаково, Разлив и др.). В юго-восточных районах расположены крупные промышленные градообразующие предприятия («Ижорский завод» и др.). Южные, юго-западные и западные пригородные районы имеют многофункциональную экономику. Расположенные на прибрежной территории вдоль южного берега Финского залива, они включают города Петродворец, Ломоносов, железнодорожные станции Стрельна, Красные Зори, Новый Петергоф, Старый Петергоф, Мартышкино и др. Всемирно известные дворцово-пар-ковые ансамбли Петродворца, Пушкина, Павловска, Ломоносова пользуются повышенным спросом у туристов и обеспечивают стабильный туристский поток в эти районы.
Петербургская система расселения уже вышла за пределы пригородного пояса на территорию припетербургских административных районов Ленинградской области: Всеволожского, Ломоносовского, Гатчинского. Это еще одна предпосылка для объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Ленинградская область
На территории области расположено 29 городов, 38 рабочих поселков и 3167 поселений сельского типа. 29 муниципальных образований (МО) Ленинградской области включают районы: Бокситогорский, Воло-совский, Волховский, Всеволожский, Выборгский, Гатчинский, Кинги-
сеппский, Кировский, Лодейнопольский, Ломоносовский, Лужский, Под-порожский, Приозерский, Сланцевский, Тихвинский, Тосненский; города: Волхов, Гатчина, Ивангород, Коммунар, Новая Ладога, Пикалево, Свето-горск, Сертолово, Сосновый Бор, Шлиссельбург; пос. Кузнечное; Кол-тушская волость Всеволожского района.1281
По географическим, социально-экономическим характеристикам и установившимся хозяйственным связям районы Ленинградской области распределяются на 3 группы: западные, северные, восточные районы.[29)
В экономике северных районов области (Выборгском, Приозерском, Всеволожском) заметно преобладает рекреационная функция. Инфраструктура этих районов ориентирована, в основном, на развитие санаторно-курортного хозяйства. На Карельском перешейке построено множество туристских баз, пансионатов, баз отдыха, детских и молодежных лагерей, проложена густая сеть пешеходных, велосипедных, автомобильных, водных туристских маршрутов.
Здесь расположен самый крупный город Ленинградской области -Выборг, экономика которого тесно связана с его приморским положением и деятельностью двух портов: морского и речного. Основанный еще в XII в. новгородцами, сегодня Выборг привлекает большое количество туристов, в т.ч. иностранных, которые прибывают в город по автомагистрали, железной дороге и водным путем (по Сайменскому каналу).
Западные районы (МО) области (Гатчинский, Тосненский, Кировский, Лужский, Волосовский, Ломоносовский, Кингисеппский, Сланцевский) находятся в более благоприятных природных условиях, имеют хорошо развитые транспортные коммуникации. Здесь расположена самая густая сеть электрифицированных железных дорог и автомагистралей.
Самым крупным городом западных районов является г. Гатчина, основанный в XV в., второй по величине город Ленобласти (после Выборга). В молодом городе Сосновый Бор находится самый крупный энергетический объект - Ленинградская атомная электростанция. На пересечении железнодорожной магистрали Санкт-Петербург - Таллин с рекой Лугой расположен г. Кингисепп (бывший Ям), основанный новгородцами в XIV в.
Хозяйство западных районов отличается многофункциональностью. Районы являются основными поставщиками сельскохозяйственной продукции, большие территории заняты хозяйствами населения: садоводст-вами, дачными участками, огородами, фермерскими хозяйствами. Развито здесь и санаторно-курортное хозяйство (Лужский район).
Восточные районы (МО) области (Волховский, Киришский, Тихвинский, Бокситогорский, Лодейнопольский, Подпорожский) занимают самую большую и менее освоенную в экономическом отношении часть Ленинградской области. Самым крупным городом является Тихвин.
Обилие полноводных рек (Волхов, Свирь, Сясь, Паша) содействовали здесь развитию наиболее энергоемких производств по глубокой переработке нефти (Кириши), производству глинозема (Пикалево), алюминия
(Волхов) и др.
Петербургский регион является ключевым узлом экспорта-импорта перевозок. Здесь задействованы все виды транспорта: железнодорожный, морской, речной, атомобильный, авиационный. Через регион проходят международные транспортные коридоры «Север - Юг», «Запад - Восток». Успешное функционирование транспортной системы определяется консолидированной работой всех ее элементов.
Находясь на пороге вступления во Всемирную торговую организацию, интегрируясь в мировой рынок, Петербургский регион должен быть готов к жесткой конкуренции. Выстоять в ней можно только при наличии надежных и стабильно функционирующих коммуникациях.
Транспортные коммуникации
Коммуникации (от лат. communicatio - делаю общим, связываю, общаюсь) - пути сообщения, транспорта, связи, сети подземного городского хозяйства. Под коммуникацией может пониматься и передача информации от человека к человеку с помощью речи, знаков, показа и др. Животные используют более простую форму коммуникации - сигнальную, которую иногда называют «языком животных».
Все виды транспортных коммуникаций между крупным мегаполисом Санкт-Петербургом и другими регионами России и зарубежьем территориально проходят через Ленинградскую область.
Основные исторически сложившиеся транспортные направления -Мурманск, Вологда - Архангельск, Москва, Псков - Киев, Нарва - Таллин (Эстония), Выборг - Хельсинки (Финляндия). Практически все населенные пункты Ленинградской области охвачены транспортной системой
региона.
К основным видам транспортных коммуникаций Петербургского региона относятся водные, воздушные, сухопутные (автомобильные и железнодорожные) пути сообщения.
- Рецензенты: Биржаков Михаил Борисович,
- Асанова Ирина Маратовна.
- Глава 1. Туристский продукт. Рынок туристского продукта. Различные элементы рынка 15
- Глава 2. Стратегия развития туризма.
- Глава 3. Туристская индустрия и ее структура.
- Глава 4 структура регулирования
- Глава 5 международные акты, регулирующие различные виды туристской деятельности 152
- Глава 6. Развитие инфраструктуры туризма,
- Глава 7 социальные предпосылки
- Глава 1.
- Туристский продукт
- Туристские услуги
- Туристские товары
- Спрос, предложение, цена
- Рыночная конкуренция
- Участники рынка
- Глава 2.
- Глобализация
- Военные конфликты
- Визовые формальности
- Демографический фактор
- Занятость населения
- Прожиточный минимум (пм)
- Инвестирование
- Использование природных ресурсов
- Водные ресурсы
- Уровень шума
- Состояние атмосферного воздуха
- Развитие культурного туризма
- Культурные дестинации
- Автобусные перевозки
- Железнодорожные перевозки
- Водные перевозки
- Воздушные перевозки
- Чартерные перевозки
- Гостиницы
- Информирование туристов
- Страхование в туризме
- Обучение персонала
- Глава 3.
- Системы бронирования
- Организация бронирования
- «Галилео» (Galileo)
- «Амадеус» (Amadeus)
- «Фиделио» (Fidelio)
- «Габриэль» (Gabrielle)
- Российские системы бронирования и резервирования
- Глава 4.
- Глава 5.
- Глава 6.
- Водные коммуникации Санкт-Петербург
- Воздушные коммуникации
- Санкт-Петербург
- Автомобильные коммуникации
- Пешеходные зоны
- Телефонная связь
- Компьютерные системы
- Общественный транспорт
- Освещение
- Канализация
- Теплоснабжение
- Электроснабжение
- Энергоснабжение
- Спортивные сооружения
- Театры, концертные залы, цирк
- Фестивали
- Глава 7. Социальные предпосылки развития туризма в россии
- Новые виды страхования в туризме