Основные понятия
Приведем наиболее важные на наш взгляд нормативные определения понятий, установленные в гостиничной сфере.
Средство размещения: помещение, используемое организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для предоставления услуг размещения.
Коллективные средства размещения: помещения, имеющие не менее пяти номеров и используемые организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для предоставления услуг размещения.
Индивидуальные средства размещения: средства размещения общей площадью спальных помещений не более 500 кв. м, используемые организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями для предоставления услуг размещения.
Номерной фонд: общее количество номеров (мест) средств размещения.
Номер в средстве размещения: одна или несколько комнат с мебелью, оборудованием и инвентарем, необходимым для временного проживания.
Средства размещения подразделяют на коллективные и индивидуальные.
Коллективные средства размещения:
Гостиницы - предприятия, предоставляющие услуги размещения и в большинстве случаев услуги питания, имеющие службу приема, а также оборудование для оказания дополнительных услуг.
Апартотели - гостиницы, номерной фонд которых состоит из номеров категории студия и/или апартамент.
Сюит-отели - гостиницы, номерной фонд которых состоит из номеров высшей категории: сюит, апартамент, люкс, джуниор сюит, студия.
Мотели - гостиницы с автостоянками, предоставляющие услуги для размещения автомобилистов.
Молодежные гостиницы (хостелы) - предприятия, предоставляющие услуги размещения и питания, управление которыми осуществляется некоммерческой организацией; проживание - в многоместных номерах, питание - с ограниченным выбором блюд и/или наличие оборудования для самостоятельного приготовления пищи; предоставление дополнительных услуг, включая развлекательные и образовательные программы, в основном для молодежи.
Курортные отели - средства размещения, расположенные на курорте и оказывающие на собственной базе в качестве дополнительных услуги оздоровительного характера с использованием природных факторов (например, морской или минеральной воды), в том числе для предоставления процедур на их основе.
Кемпинги - ограниченные территории с санитарными объектами, на которых располагаются шале, бунгало, палатки, стационарные фургоны, а также оборудованные площадки для размещения палаток, автодомов и пр. В кемпингах к услугам проживающих могут быть предоставлены рестораны, магазины, спортивные и развлекательные сооружения, однако вышеперечисленные услуги не являются обязательными. (Примечание - Палатка - тканевое укрытие, разбираемое и складывающееся для удобства транспортировки; автодом - автотранспортное средство с двигателем, со спальным/спальными местом/местами и кухонным оборудованием).
Базы отдыха (туристические базы), рекреационные центры (центры отдыха), туристские деревни (деревни отдыха) - предприятия, предлагающие в основном размещение в шале, бунгало или в стационарных фургонах, а также возможности и соответствующее оборудование для занятий спортом и развлечений, рестораны и магазины. (Примечание - Отличие базы отдыха от кемпинга заключается в том, что в кемпинге имеются оборудованные площадки, на которых можно установить палатку или автодом туриста, приехавшего на собственном транспортном средстве и не желающего пользоваться услугами средства размещения).
Прогулочные корабли - плавучие средства, предназначенные для круизов по рекам и каналам, предлагающие услуги размещения и кухонное оборудование. (Примечание - Прогулочные корабли часто используются для проведения корпоративных мероприятий).
Детские оздоровительные лагеря - предприятия, предоставляющие услуги размещения для детей, приезжающих для отдыха и оздоровления.
Индивидуальные средства размещения:
Гостевые комнаты - комнаты в частных домах, в которых предоставляются услуги размещения, в большинстве случаев с завтраком.
Шале, бунгало - отдельно стоящие домики с кухонным оборудованием.
Стационарные фургоны - жилые дома-автоприцепы со спальным/спальными местом/местами и кухонным оборудованием, стационарно установленные в определенном месте; дома-фургоны можно передвигать; обычно, находясь на территории кемпинга, они предназначены для сдачи в аренду на сезон отпусков, либо для продажи в собственность в качестве вторичного жилья (дачи). (Примечание - В отличие от автодома стационарный фургон - это автоприцеп, но не прицепленный к автотранспортному средству, а стационарно установленный на территории кемпинга.)
Все перечисленные средства размещения должны соответствовать требованиям государственного стандарта27, а так же должны иметь удобные подъезды для автомобиля и/или автобуса с необходимыми дорожными знаками, вымощенные пешеходные дорожки. Территория, прилегающая к средствам размещения, должна быть благоустроена, освещена в вечернее время; должна иметь площадку с твердым покрытием для кратковременной парковки автотранспорта и необходимые справочно-информационные указатели.
Понятия терминов гостиница, потребитель и исполнитель гостиничных услуг так же сформулированы в утвержденных Правилах предоставления гостиничных услуг № 490 28 (далее по тексту - Правила).
Так, основные понятия, используемые в Правилах, означают:
«гостиница» - имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг;
«потребитель» - гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий и использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
«исполнитель» - организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Отметим, что гостиничное дело постоянно развиваясь, усложняет понятийный аппарат, однако для верного применения законодательства правильное определение понятий и правового статуса того или иного объекта права имеет решающее значение.
Вставка- тест: Равная цена за номер для всех гостей?
Вопрос:Гостиница устанавливает разные цены на одни и те же номера для граждан Российской Федерации и иностранных граждан. Правомерны ли данные действия?
Ответ:Данные действия являются неправомерными, если эта гостиница принадлежит коммерческой организации. Если же гостиница является некоммерческой организацией, она вправе устанавливать дифференцированные цены на одни и те же номера для различных категорий населения.
Обоснование:В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 426 ГК РФ договор на предоставление гостиничных услуг относится к публичным договорам. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия данного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Квалифицирующим признаком публичного договора является заключение его коммерческой организацией. Таким образом, произвольное установление гостиницей, принадлежащей коммерческой организации, дифференцированных условий договора о цене для различных категорий потребителей является неправомерным (см. Постановление ФАС Московского округа от 19.07.2000 N КА-А40-2955-00). Вместе с тем гостиничные услуги потребителям вправе оказывать любые организации, независимо от организационно-правовой формы, в том числе и некоммерческие (п. 2 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 N 490 (далее - Правила)). Более того, обязанность заключить договор на предоставление услуг с каждым потребителем, который к ней обратится, возложена только на коммерческие организации, оказывающие гостиничные услуги (п. 7 Правил). Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что, если гостиница принадлежит некоммерческой организации, на нее не распространяются содержащиеся в п. 2 ст. 426 ГК РФ требования об установлении одинаковых для всех потребителей условий публичного договора. Данная точка зрения подтверждается судебными актами (см. Постановления ФАС Московского округа от 08.10.2003 N КА-А40/7558-03, от 01.04.2002 N КГ-А40/1712-02, ФАС Северо-Западного округа от 10.09.2002 N А21-2291/02-С2). Более того, ФАС Северо-Западного округа прямо указал, что ст. 426 ГК РФ и п. 7 Правил не применимы к некоммерческой организации, оказывающей гостиничные услуги (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.02.2008 по делу N А52-4112/2007). Таким образом, установление разных цен на одни и те же номера для граждан Российской Федерации и иностранных граждан не будет считаться неправомерным, если гостиница принадлежит некоммерческой организации. О.Е.Поминова Адвокат, адвокатское бюро "А. Серков и Партнеры" (Адвокатская палата г. Москвы)
|
Источник: Правовая система Консультант плюс. Раздел: судебная практика.
Вопрос для обсуждения:
Почему коммерческие гостиницы обязаны устанавливать для всех своих гостей одинаковую плату за номера, а некоммерческие нет?
Укажите особенности публичного договора и порядок его заключения.
Имеет ли право коммерческая гостиница отказать гостю в размещении при наличии свободных номеров?
Какими правами и обязанностями наделен гость - потребитель в соответствии с Правилами оказания гостиничных услуг?
- Svetlana Dementeva
- Оглавление
- Глава 1. Современное состояние индустрии гостеприимства
- Глава 2. Менеджмент структуры гостиничного предприятия
- Глава 3. Управление доходами в гостиничном бизнесе
- Глава 4. Управление человеческими ресурсами
- Глава 5. Правовой менеджмент в гостиничном бизнесе
- Предисловие
- Глава 1 современное состояние индустрии гостеприимства
- Шиндлерхоф – двор кровельщика
- Девиз отеля в русской версии: «соблазнитесь нами - мы вас порадуем»
- Основные характеристики гостиничной индустрии
- История гостеприимства: краткий обзор становления отрасли
- Классификации средств размещения: понятия и требования
- Гостинично- туристский комплекс в системе отраслей народного хозяйства России
- Гостиничный рынок России и его структура
- Модели управления гостиничным бизнесом. Классификация гостиничных предприятий по стилям управления
- 1. Case-study «Создаем новый бизнес в сфере средств размещения!»14 или что нужно знать начинающему предпринимателю
- Глава 2 менеджмент структуры гостиничного предприятия
- You can't be a legend without a great story.
- Three Steps Of Service15:
- 2.1. Структура менеджмента гостиничного предприятия
- 2.2. Различные концепции структуры менеджмента в гостиничном бизнесе
- 2.3. Виды и функции уровней гостиничного менеджмента
- 2. Case-study «Обманутые ожидания директора по персоналу19»
- Глава 3 управление доходами в гостиничном бизнесе
- 3.1. Управление доходами в гостиничном бизнесе: концептуальные особенности
- 3.2. Ключевые факторы, влияющие на доходы отеля
- 3.3. Технологии максимизации доходов номерного фонда отеля
- 3.4.Возможности оптимизации затрат отеля
- 3.Case-stady: Управление доходами: расчет средней высокой цены номера. Проанализируйте расчет adr (средней цены номера) отеля, исходя из нижеприведенных данных:
- Глава 4 управление человеческими ресурсами
- 5.1. Обучение и развитие персонала
- 5.2. Стандарты качества труда
- Глава 5 правовой менеджмент в гостиничном бизнесе
- 5.1. Источники правового регулирования гостиничной деятельности в росии основные понятия
- Основные понятия
- Классификация и стандартизация гостиничных услуг в российской федерации
- Новая категория средств размещения - сертифицированный мини-отель
- 5.4. Новеллы в порядке оценки гостиниц и отелей
- В чем состоят новые требования к самим звездам?
- Обновленные квалификационные требования к персоналу гостиниц
- 5.7.Хранение вещей в гостинице
- Основные правила поведения гостей в европейском отеле
- Миграционный учет в гостиничном бизнесе
- Обязательность учета иностранных граждан
- Ответственность за нарушения миграционного законодательства
- Несоблюдение процедуры оформления административных документов освобождает от ответственности
- Партнерские отношения в гостиничном бизнесе: анализ судебной практики
- Составьте план действий. Подготовьте вариант/варианты решения ситуации. (время 2 аудиторных часа)
- 6. Case-study «к нам едет иностранный гость!» (pbl учебная группа)
- Составьте план действий. Подготовьте вариант/варианты решения ситуации. (время 2 аудиторных часа и 2 часа внеаудиторной индивидуальной работы)
- Составьте план действий. Подготовьте вариант/варианты решения ситуации. (время 2 аудиторных часа)
- 8.Case-study «Безопасность в гостинице – дело тонкое»
- Литература: