logo search
Svetlana DementevaHOTEL MANADGEMENT

Глава 4 управление человеческими ресурсами

Цели изучения:

Прочитав главу, вы сможете:

  1. Определить основные сложности в управлении человеческими ресурсами

  2. Получить знания о методах эффективного руководства людьми

  3. Объяснить содержание стандартов качества работы

  4. Получить представление о мерах по повышению мотивации сотрудников

  5. Получить знания о требованиях к работе сотрудников в европейском конференц-отеле.

Персонал компании является самым ценным ее активом и источником конкурентного преимущества. А проблема подбора, удержания и совершенствования навыков служащих в последние время активно дискутируется в профессиональном сообществе. Исследователи отмечают следующие трудности, с которыми сталкиваются менеджеры при наборе сотрудников:

Не смотря на то, ни одна организация индустрии гостеприимства не сможет добиться успеха, не имея хорошей команды, состоящей из лояльных организации и профессиональных сотрудников, которые хотят и могут предоставлять потребителям требующееся им услуги.

Роль человеческих ресурсов в реализации корпоративного видения и миссии организации является решающей.

При планировании управления человеческими ресурсами Д. Р. Уокер предлагает следующую пошаговую деятельность:

  1. анализ стратегических задач предприятия при принятии решения о найме;

  2. разработка должностных обязанностей (инструкций);

  3. выработка стандартов по производительности труда;

  4. собеседование с кандидатами;

  5. заключение трудового договора ;

  6. инструктаж и подготовка сотрудника;

  7. оценка результатов работы;

  8. дальнейшая подготовка и обучение.

Цель работы эффективного лидера организации в управлении человеческими ресурсами заключается в поддержании постоянного притока энергии в организацию.

«И фирме не обойтись без сильных лидеров. Не важно, что у вас есть — четыре мясные лавки или две парикмахерских, — во гла­ве каждого филиала должен стоять энергичный руководитель. Откуда иначе возьмется постоянный приток энергии на пред­приятии? Давным-давно Питер Друкер, один из основателей современ­ной теории менеджмента, сказал: «Первая и главная задача руко­водителей — забота о собственной энергии».

Энергия должна быть положительной и в высшей степени интенсивной. Нужно, чтобы у меня были полностью заряжены аккумуляторы. При этом условии я могу выступать энергичным лидером и предпринимателем, помогая окружающим высвобож­дать и направлять в нужное русло свою энергию».

Профессор Хайке Брух указывает следующие ключевые функции лидера:

  1. Построить самовосстанавливающуюся систему управления (стратегия, культура, лидерство)

  2. Сформировать корпоративную культуру организации

  3. Активно проводить в жизнь эту линию24

Вставка-тест: Профессиональные кадры по-прежнему в цене?

По результатам исследования консалтинговой компании HVS Executive Search, к 2015 году в одной только Москве планируется создание 302 новых отелей, для которых понадобится персонал. А во всем мире, к 2020 году, гостиницам понадобится 262 миллиона сотрудников, поскольку ожидаемое количество туристов во всем мире будет, ориентировочно, 1,6 млрд. человек.

Кризис внес свои коррективы – если раньше отели приглашали много зарубежных специалистов, то теперь, согласно сведениям HVS Executive Search – позиции, на которые приглашаются в основном иностранные специалисты – генеральный менеджер отеля и шеф-повар. На остальные места стараются нанимать российских граждан. Но, в то же время, специалисты по кадрам отелей отмечают недостаточно высокий уровень практической подготовки российских специалистов, обучение которых больше построено на формировании общего кругозора.

Недостаток профессионально подготовленных кадров наблюдается во всех мировых сферах бизнеса, не только в гостиничной. Рассмотрим, чем могут помочь в этой проблеме Glion Institute of Higher Education и LesRoches International School of Hotel Management – учебные заведения, которые входят в тройку лучших учебных заведений мира в этой области и готовят специалистов отельного бизнеса. За более чем 50 лет работы эти заведения сформировали свою программу подготовки персонала для отелей самого различного уровня. Основные преимущества данных гостиничных школ: мастер-классы, которые проводят ведущие специалисты из лучших отелей мира; много практики для студентов, благодаря стажировкам в отелях; прямые контакты с будущими работодателями, из-за чего можно легче найти работу после окончания учебы; формирование у студентов мирового кругозора, т.к. состав учащихся гостиничных школ – интернациональный, из разных стран мира. Из минусов можно назвать: учеба проходит не на российских гостиничных условиях, а на европейских, и дороговизна обучения – не каждому оно по карману. Для того чтобы продвигаться в отельном бизнесе, необходимо обладать определенными качествами, и высокопрофессиональные гостиничные заведения могут помочь в формировании таких качеств.

LesRoches International School of Hotel, на сегодняшний день, имеет три отделения – в Швейцарии, Испании, Китае. Обучение – теоретические занятия, практические стажировки в отелях, школьных кафе и ресторанах, занятия в специальных тренировочных классах – демо-версиях бара, кухни, номера отеля, ванной комнаты, стойки ресепшн 5* отеля. Программа обучения – курсы по гостиничному менеджменту, финансовому менеджменту, управлению отелем, маркетингу, практические занятия по выбранной студентом специализации. Много внимания уделяется работе в команде, групповым проектам.

Glion Institute of Higher Education – в этом учебном заведении делают больший упор на подготовку управленцев. Теоретических занятий больше, чем практики. Также, более широкий выбор специальностей – 11 направлений. На наши вопросы ответила Ирена Фадеева, директор по маркетингу компании ITEC, организующей обучение в Glion Institute of Higher Education и LesRoches International School of Hotel Management:

– Как бы вы характеризуете ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день, с обучением гостиничному бизнесу в России и в мире?

– Кризис никак не повлиял на тенденции обучения гостиничному бизнесу, во всяком случае, в зарубежных гостиничных школах. Единственное, меньше востребованы модные курсы – спортивный менеджмент, событийный менеджмент (организация мероприятий), маркетинг в гостиничном бизнесе.

– Какой сегмент гостиничного дела наименее развит в России?

– Трехзвездочные гостиницы, которых катастрофически не хватает не только в Москве, но и в других российских городах. Это именно тот стандарт, к которому привык среднестатистический западный турист, идеальный по соотношению цена-качество. И если с гостиницами для деловых людей дело обстоит не так плохо, то с гостиницами для туристов ситуация очень непростая.

– Какие знания и навыки, полученные при обучении гостиничному делу, хуже всего применяются на практике в российских отелях?

– Здесь возможны разные варианты сочетания: западное образование + западные отельные цепочки в России, западное образование + российские отели, российское образование + западные отельные цепочки, российское образование + российские отели. В первом случае ответ – никакие, т.к. они все пригодятся в работе. Во втором случае – в российских отелях не всегда присутствует понимание культуры сервиса, определенных стандартов обслуживания, которые необходимо неукоснительно соблюдать. Например, совершенно невозможная ситуация в отелях ведущих мировых цепочек – вы стоите в холле отеля, а вокруг вас уборщица с тряпкой моет пол. И уборщица в красивой униформе, и тряпка у нее модная и технологичная, а сама ситуация – абсурдная, такого просто не должно быть. Что касается российского образования, там не хватает практики, не учат взаимодействию с клиентами, не все хорошо владеют хотя бы одним иностранным языком, не говоря уже о нескольких, и отсутствует навык работы со специализированным программным обеспечением.

– Сколько шансов, после получения такого образования, найти сейчас работу в российских отелях и в отелях за рубежом? Насколько, по сравнению, с докризисными временами, снизилось количество вакансий?

– Такое образование очень востребовано, несмотря на кризис. Более 90% выпускников Глион и ЛеРош устраиваются на работу сразу же после окончания обучения. Потому что они, проходя стажировку, как правило, успевают себя зарекомендовать, и часто получают предложения о работе по результатам стажировки. Специальные отделы при университетах занимаются устройством студентов на стажировки. Вторая причина – работодатели сами регулярно приезжают в эти школы, чтобы отобрать себе будущих сотрудников, и школы устраивают для студентов встречи с работодателями. Ну и конечно, репутация школ говорит сама за себя. Но кризис, конечно, повлиял на ситуацию с трудоустройством. Если раньше на выбор выпускникам предоставлялось порядка 15 вакансий, то теперь только три. Что касается работы в России, то наилучшим вариантом для российских студентов будет поработать год-два за пределами России, набраться опыта, и затем, при желании, вернуться на работу в Россию. Хотя ведущие отели, например российский Ритц Карлтон, заинтересованы в приеме студентов этих университетов и на стажировки, и на работу.

Источник: Санта Малиновская http://hotelline.ru/management_article.php?news_cid=544&news_id=890

Вопросы к тесту:

  1. Опишите трудности в найме на работу профессиональных кадров.

  2. Разработайте предложения для менеджера отеля по оптимизации затрат на обучение персонала.