logo search
Svetlana DementevaHOTEL MANADGEMENT

5.1. Источники правового регулирования гостиничной деятельности в росии основные понятия

Правовое регулирование гостеприимства и гостиничного бизнеса в России сформировалось относительно недавно. Во времена существования СССР гостиничными услугами пользовалась исключительно партийная элита страны и приглашенные зарубежные гости, прибыль поступала в казну, частная собственность отсутствовала, необходимость в специальных нормативных актах была минимальной. Практически весь гостиничный сектор был сконцентрирован в Москве, менее в Ленинграде, и представлял собой часть государственной собственности. С вступлением в законную силу первой части Гражданского кодекса Российской федерации в 1996 г. гостиничные услуги рассматриваются в контексте договора возмездного оказания услуг. Рост гостиничного бизнеса во всем мире и России в частности, его коммерческий характер, нацеленность на прибыль, наличие множества гражданских рисков (пожары, затопления, претензии гостей, несвоевременная оплата за проживание, порча имущества, терроризм) требуют специальных законодательных регуляторов для обеспечения гарантий стабильной деятельности этих предприятий. Регулярное изменение миграционного и налогового законодательства, его противоречивость и несоответствие целям развития отрасли так же можно отнести к дополнительным рискам организации гостиничного бизнеса.

В настоящее время процесс нормотворчества в гостиничном секторе характеризуется высокой интенсивностью. За последних пять лет были приняты четыре разные системы добровольной классификации гостиниц на присвоение «звезд», изменилось туристическое законодательство, усложнилось миграционное законодательство в части постановки и снятия с миграционного учета иностранных граждан останавливающихся в гостинице, что требует от отельеров оперативно реагировать на возникающие правовые угрозы.

Государство регулирует деятельности по оказанию гостиничных услуг не только путем установления обязательных правил, но и с помощью добровольных стандартизации и классификации гостиниц и других средств размещения, планируя создать благоприятные условия для инвестиций в отрасль. Отметим, сочинские гостиницы с 2011 до 2016 гг. имеют право оказывать услуги по размещению исключительно при наличии сертификата соответствия определенной категории.

В Конституции России сказано, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8), а также закреплены основные права и свободы человека и гражданина, важные для сферы гостеприимства: право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27), право на отдых (ч. 5 ст. 37). Гостиницы оказывают услуги по временному проживанию своим гостям.

В Гражданском кодексе РФ услуги выделены в качестве самостоятельного объекта прав (статьи 1, 2, 128 и др.). Регулированию договорных отношений по оказанию услуг посвящена глава 39 "Возмездное оказание услуг" ГК РФ, значимость которой состоит в том, что в ней заложен фундамент для гражданских правоотношений, еще не поименованных в данном Кодексе. К их числу относятся отношения по оказанию гостиничных услуг. В п. 2 ст. 779 ГК РФ, содержащем перечень услуг, гостиничные услуги не указаны. Однако это не означает, что правила главы 39 ГК РФ не применяются к таким отношениям, так как приведенный перечень услуг не является исчерпывающим26.

Следующий источник правового регулирования деятельности по оказанию гостиничных услуг - Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Закон распространяется на гостиничную деятельность только косвенно. Из понятийного аппарата Закона о туристской деятельности становится ясно, что гостиничная деятельность не может быть отнесена как к туристской, так и к иной деятельности по организации путешествий.

Вместе с тем Закон о туристской деятельности относит гостиницы к объектам туристской индустрии, а в ст. 4 Закона декларирует развитие туристской индустрии, обеспечивающей потребности граждан при совершении путешествий, т.е. фактически развитие гостиничной инфраструктуры - цель государственного регулирования туристской деятельности.

Закон о туристской деятельности определяет также, что услуги по размещению являются составной частью туристского продукта, а деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта есть туристская деятельность. Таким образом, гостиничные услуги включаются в понятие турпродукта, однако гостиничные услуги не относятся к услугам туристическим, и существенно от них отличаются. Оказание гостиничных услуг, так же как и оказание туристических или любых других коммерческих услуг - это предпринимательская деятельность, осуществляемая на свой страх и риск, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст.2 ГК РФ). В отличие от оказания гостиничных услуг, деятельность турфирм носит посреднический характер, сами турфирмы напрямую не оказывают туристу потребляемых им во время путешествия услуг по проживанию, экскурсиям, питанию.

Однако, так же как и туристические услуги, гостиничные в отношениях с гражданином – потребителем регулируются положениями Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", который устанавливает права потребителей (на приобретение услуг надлежащего качества, безопасных для их жизни, здоровья и имущества; на получение информации об услугах и об их исполнителях; на государственную и общественную защиту интересов потребителей), а также определяет механизм реализации их прав, только в том случае, если услуга приобретается для личных, семейных, бытовых нужд потребителя и не связана с осуществлением предпринимательской деятельности.

Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) чрезвычайно важен для регулирования качества услуг, поскольку регламентирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к качеству услуг.

Среди источников правового регулирования отношений по оказанию гостиничных услуг ключевыми являются Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 N 490. Данные Правила приняты в соответствии с Законом о защите прав потребителей и содержат нормы, регламентирующие порядок предоставления информации о гостиничных услугах, порядок оформления проживания в гостинице и оплаты услуг, порядок предоставления услуг, ответственность исполнителя и потребителя.

Правила предоставления гостиничных услуг содержат определения ключевых понятий по предоставлению гостиничных услуг. Так, гостиница определяется как имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование и иное имущество), предназначенный для предоставления услуг.

Потребителем услуг является гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий и использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Введенный 1 июля 2009 г. новый национальный стандарт ГОСТ Р 51185-2008 "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования" взамен ГОСТ Р 51185-98 "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования", утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. N 518-ст, содержит ряд норм, регулирующих деятельность по оказанию гостиничных услуг. Однако согласно ст. 46 Закона о техническом регулировании вышеупомянутый ГОСТ подлежит обязательному исполнению только в части, обеспечивающей достижение целей законодательства России о техническом регулировании.

ГОСТ Р 51185-2008 дает определение таким понятиям, как "средства размещения", "услуги средств размещения", "исполнитель услуги средств размещения", классифицирует средства размещения, и перечисляет общие требования к ним. Отметим, что статья 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию. Деятельность по оказанию гостиничных услуг в этом перечне отсутствует, соответственно, получение лицензии на оказание гостиничных услуг не требуется.

Для организации гостиничного бизнеса требуется серьезное правовое сопровождение, начинающему предпринимателю необходимо выбрать оптимальную для его целей организационно-правовую форму ведения бизнеса, зарегистрироваться в налоговой инспекции, выбрать приемлемую систему налогообложения, разработать комплект клиентских договоров и соглашений с гражданами –потребителями и партнерами.