logo search
"Каурова" Организация сферы туризма

Глава 7 социальные предпосылки

РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ 260

Социальное значение туризма 260

Борьба с бедностью 261

Совершенствование системы оплаты труда 261

сокращение безработицы 262

Улучшение дгмографическои си i уации 264

борьба с беспризорностью 265

Поддержка семьи 268

разви гие систгмы образования 269

Проведение пенсионной реформы 274

Обеспечение безопасности в туризме 275

Развитие системы здравоохранения 281

Развитие системы ctpaxobaния 285

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 291

ПЕРЕЧЕНЬ ТАБЛИЦ 293

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 298

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ, УПОТРЕБЛЯЕМЫХ В КНИГЕ 302

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 314

ПРЕДИСЛОВИЕ

Туризм, обладая огромным экономическим, социальным, эмоцио­нальным воздействием на человека, является важнейшим показателем социально-экономического состояния общества. Он оказывает значитель­ное влияние на ключевые секторы экономики: транспорт, связь, торгов-ля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и др. По прогнозам специалистов, XXI век будет веком ту-ризма, поэтому так важна эффективная организация сферы туризма. Как известно, термин «организация» употребляется в 2-х значениях: 1) систе­матированное сознательное объединение действий людей, преследую­щее достижение определенных целей; общественная ячейка, выступаю­щая в виде социального института; 2) процесс в виде отдельной функции правления. Применительно к сфере туризма, употребляется второе назчение слова «организация». Учитывая, что современный туризм - это многогранное явление, под сферой туризма понимается сложный межот­раслевой комплекс, характеризующийся не только пределами распро-странения, но и средой (общественным окружением). Следовательно, организация сферы туризма» - это научно-практическая дисциплина, рассматривающая с учетом внешнего окружения возникновение и функ­ционирование сферы туризма как сложного межотраслевого комплекса.

С возникновением туристского рынка в России появилась потреб­ность в подготовке профессиональных туристских кадров.

С вводом в действие государственных образовательных стандартов (ГОСов) возникла необходимость в учебной литературе, соответствую­щей требованиям ГОСов, систематизирующей материал, распределенный по различным источникам. Эту задачу выполняет настоящее учебное пособие для студентов ВУЗов и колледжей (компаундная система обуче­ния), специалистов туристской отрасли. Материал книги соответствует требованиям Государственных образовательных стандартов (ГОСов), действующих с 01.09.1998, по которым ведется обучение в настоящее время, и требованиям ГОСов «нового поколения», введенных в действие 01.09.2004.

В соответствии с требованием ГОСов от 01.09.2004 туризм пред-ставлен в учебном пособии как многогранное явление современного ми­ра, всесторонне освещаются стратегия развития туризма в России, тури-ский продукт, туроператорская и турагентская деятельности в сфере туризма, а также услуги предприятий туриндустрии.

Туризм - интенсивно развивающаяся отрасль с быстро меняющейся законодательной базой. Материал издания опирается не только на меж­дународные документы специализированных международных организа­ций: ООН, ВТО, ЕС и т.д., но и подробно освещает современную нацио­нальную законодательную базу туризма, новейшие нормативные право­вые документы в сфере туризма, а также деятельность туристской адми­нистрации российских регионов.

Представленный в издании теоретический материал подкреплен об­ширными фактическими данными. Приведенные разнообразные сведения по экономике, социологии, истории, географии, международному праву и другие могут быть использованы также при подготовке рефератов, док­ладов, выступлений, обозрений по соответствующим дисциплинам со­гласно ГОС от 01.09.2004: «Экологические основы природопользования», «Сервисная деятельность», «Стандартизация и сертификация туристских услуг», «Маркетинг туризма», «Туристское регионоведение России», «Правовое регулирование туристской деятельности», «Экономика отрас­ли», «Безопасность жизнедеятельности», «Организация внутреннего ту­ризма», «Индустрия гостеприимства», «Организация транспортного об­служивания», «Информационные технологии в профессиональной дея­тельности», «Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности» и др.

В книге использованы работы отечественных авторов: М.Б. Биржа-кова, А.В. Даринского, А.С. Запесоцкого, В.А Квартального, И.В. Зорина, Е.Н. Ильиной, Г.А. Карповой, Н.И. Волошина, B.C. Сенина, B.C. Ягья и др.

Настоящее учебное пособие (изд. 2-е, переработанное и дополненное) подготовлено А.Д. Кауровой на базе» лекций, прочитанных студентам и специалистам туристской отрасли в период 1991 - 2005 гг. Для лучшего усвоения материала в книгу включен словарь употребляемых в тексте терминов. Для удобства пользования изданием в конце книги приведены перечень таблиц и список сокращений с расшифровкой аббревиатур.

Широкое освещение новейших информационных технологий в ту­ризме, перспективных направлений в развитии туристской деятельности поможет топ-менеджерам туристских организаций в стратегическом пла­нировании своей деятельности, в разработке туров повышенного спроса. Студентам, предпринимателям, персоналу туристских предприятий и туристам сведения, представленные в настоящем пособии, будут полезны при знакомстве с туристским рынком, в частности, с вопросами конку­ренции и ценообразования.

Издание предназначено для студентов ВУЗов и колледжей, обучаю­щихся по программам туристских специализаций, слушателей профес­сиональных курсов, специалистов сферы туризма, персонала предприятий туристской индустрии и для широкого круга читателей, интересующихся туризмом.

ТУРИЗМ КАК МНОГОГРАННОЕ ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО МИРА

Туризм вошел в XXI в. как феноменальное явление мировой эконо­мики. Это динамично развивающаяся отрасль, создающая экономическое единство и культурное разнообразие государств и регионов мира. Туризм обеспечивает свыше 10% мирового национального продукта. Известно, что доходы от туризма сопоставимы с доходами нефтегазодобывающей про­мышленности, автомобилестроением. Доходы от международного туриз­ма в 1999 г. в 59 странах мира уже превысили $1 млрд., а общий доход от туризма в мире в 2000 г. составил $475,9 млрд., на 4,5% больше, чем в 1999 г.135'*1' Лидером являются США с общим доходом от туризма $74,9 млрд. Испания, Франция, Италия имеют доход около $30 млрд., Велико­британия - $20 млрд., Германия, Китай, Австрия, Канада - по $10 млрд.

Туризм сегодня - один из самых прибыльных видов бизнеса. Для 38% стран мира туризм - главный источник дохода, а для 83% - один из пяти основных источников дохода. К 2005 г. ожидается выход туризма по темпам роста на первое место, уровень доходов в 2005 г. прогнозируется в $7,2 трлн.

О динамике развития туристской деятельности свидетельствует за­регистрированное число прибытий (табл. туР5*]'!23*!

По прогнозам Всемирной туристской организации (ВТО), число прибытий в 2010 г. составит 937 млн. чел., в 2020 г. - 1600 млн. чел.

Еще более высокими темпами возрастают экономические показате­ли туризма (табл. 2)

Помимо экономического эффекта сфера туризма имеет огромное социальное значение, предоставляя разнообразные рабочие места, обес­печивая занятость населения (см. гл. 7).

Уникальность туризма заключается в его неограниченных возмож­ностях удовлетворять самые разнообразные потребности человека, обес­печивая восстановление его жизненных сил.

Для представителей туристской деятельности туризм - это область профессиональных контактов и интересов, для предпринимателей1 - сфе­ра приложения капитала, включая строительство и эксплуатацию учреж­дений, организаций, комплексов отдыха и т.д.

Доля России с ее несметными природными богатствами в настоящее время в мировом туризме составляет всего лишь 1%. Это очень низкий показатель для такой огромной страны. Он свидетельствует о непонима­нии значения туризма для экономики страны. Перекос в туризме в сторо­ну выездного туризма сказывается на бюджете страны, ежегодно наши соотечественники вывозят за границу из страны $11,5 млрд. {2,4% от мирового импорта услуг), а ввозится в страну иностранными туристами лишь $4 млрд. (менее 0,6% мирового экспорта), т.е. ежегодно теряется 1/10 часть бюджета страны.[37ж]

У России огромный туристский потенциал, разнообразные и уни­кальные ресурсы, высокая аттрактивность регионов. Многоукладность страны, наличие разных географических поясов создают предпосылки

для развития сельского, экологического, этнографического и других уни­кальных видов туризма.

В последние годы наметился медленный сдвиг экономики в сторону туризма. Специалисты предсказывают в ближайшие три года туристский бум. Перестройка в России, проведение различных реформ, русская экзо­тика все больше привлекают иностранцев в страну.

Полны экзотики казачьи туры, этнотуры в горные аулы, степные ки-биточные туры, северные туры на собачьих упряжках и другие полные приключений туры. Особенно популярными становятся приключенческие туры в русскую глубинку: в затопленные в половодье деревни, в забро­шенные шахты, по разбитым ухабистым дорогам. Посещение объектов сталинской эпохи с советской символикой, участие в «субботниках» и «соцсоревнованиях», катание во время паводка на моторных лодках, рыб* ная ловля и уха из пойманной рыбы, охота на перепелов и т.д. создают российский колорит и оставляют незабываемые впечатления у туристов.

О заметном увеличении туристского потока свидетельствуют приве­денные ниже показатели (табл. 3 и 4).

Практически во всех регионах страны были созданы программы, концепции развития въездного и внутреннего туризма, увеличился объем платных услуг населению, значительная доля которых принадлежит ту­ризму (табл. 5).[261

В настоящее время в стране формируется национальный туристский рынок, который становится частью мирового. Являясь одним из нажней-ших секторов мировой экономики, туризм, как сложный межотраслевой комплекс, должен обеспечить в недалеком будущем поступление иысоких доходов в бюджет страны. Понимание роли и места туризма как много­гранного явления современного мира имеет огромное значение для раз­вития национальной и мировой экономики.