Системы бронирования
Использование информационно-компьютерных технологий в системах бронирования определяет четкость и оперативность взаимодействия всех участников туристского бизнеса.
Бронирование - предварительный заказ на предстоящее туристское обслуживание, предварительное закрепление объектов бронирования: мест (билетов, путевок), снаряжения, оборудования и т.д. за заказчиком.
Бронирование осуществляется различными информационными системами, которые резервируют, т.е. создают запасы объектов бронирования, а затем из созданного резерва бронируют, т.е. закрепляют их за потребителем.
Взаимодействие с информационными системами бронирования создает возможность:
интегрироваться в мировой туристский рынок;
оперативно управлять своей деятельностью;
расширять рынок сбыта туристской продукции;
планировать маркетинговую деятельность;
предварительно формировать списки потребителей и заблаговременно обеспечивать загрузку;
анализировать спрос на туристскую продукцию в различные периоды времени и многое другое.
Классификация систем бронирования
Системы бронирования группируют по следующим показателям:
♦ по видам туристских услуг: бронирование услуг размещения (заказ мест, номеров в гостиницах, других средствах размеще ния), транспортных, культурно-зрелищных, медицинских, быто вых и других услуг;
по модели бронирования: бронирование через агентов («бизнес-ту-бизнес», «Ь2Ь»), прямое бронирование клиентами через Интернет («бизнес-ту-клиент», «Ь2с»);
по режиму бронирования: бронирование в режиме ожидания off-line (офф-лайн-бронирование), когда отправленная заявка обрабатывается менеджером в течение 24 часов, и бронирование в режиме реального времени on-line (он-лайн-бронирова-ние), весь процесс которого полностью автоматизирован, поданная заявка обрабатывается с помощью компьютеров за несколько секунд. Лидером на рынке он-лайн-продаж являются США, на долю которых приходится 75% всех бронирований. Приобретение туристских услуг в режиме он-лайн в США увеличилось в 2001 г. на 45%, в 2002 г. - на 14,4%, достигнув отметки $27 млрд. По видам забронированных услуг лидерство принадлежит авиабилетам (66%), затем идут проживание в гостиницах (22%), аренда автомобилей (9%), круизы и железнодорожные перевозки (3%). В Европе рынок он-лайн-продаж успешно развивается и скоро превзойдет уровень бронирования в США. Он-лайн-бронирование туристских услуг в Интернете в 2002 г.
в странах Западной Европы выросло на 61%. В абсолютных величинах виртуальные продажи в этом секторе рынка составили 7,6 млрд. евро, т.е. 3,5% от его общего объема (в 2001 г. - 2,3%). Согласно прогнозам, к 2006 г. сектор он-лайн-бронирования в Европе увеличит свою долю на рынке до 7,4%, достигнет отметки в 38,7 млрд. евро. На первом месте по объему он-лайн-бронирования стоит Великобритания (38%), за ней в порядке убывания: Германия (22%), Франция (12%), страны Скандинавии, Финляндия, Исландия, Бенилюкс, Австрия, Швейцария. Менее востребована эта услуга в странах Южной Европы - Италии, Испании, Португалии, Греции. Большая часть бронирования приходится на авиабилеты (свыше 62%), доля гостиничных услуг составляет около 14%, пакетных туров - свыше 10%, железнодорожных перевозок - свыше 9%, услуг по прокату автомобилей - около 3%. Обороты туристской индустрии в режиме on-line в Европе отражены в табл. 42.
По данным аналитиков, он-лайн-продажи с 4,5 млрд. евро в 2002 г. возрастут до 38,7млрд. евро в 2006 г.
по объему и масштабам бронирования: индивидуальное (из дома, с рабочего места), локальное (информационная сеть одного или нескольких предприятий), региональное, национальное (в пределах страны), международное (между отдельными странами), глобальное бронирование (GDS);
по способу бронирования: компьютерное бронирование (через корпоративные информационные системы, через собственный сайт предприятия), письменное бронирование (факс, почтовые отправления), устное бронирование (по телефону) (в некоторых странах используется специальный бесплатный телефон бронирования, например, в США по номеру, начинающемуся с цифр 1 - 800)[10];
по уровню автоматизации: бронирование полуавтоматизированное (с участием персонала) и автоматизированное бронирование (без участия персонала);
по виду и способу оплаты услуг бронирования: бронирование с предоплатой (частичной, полной), с последующей оплатой по факту (при окончательном расчете), с оплатой из дома, наличной и безналичной оплатой и др. Безналичный платеж с помощью пластиковых карт упрощает процедуру бронирования, позволяет полнее интегрироваться в глобальную сеть Интернет. Обладатель международной пластиковой карты заполняет в компьютере бланк-заявку, в эфир уходят 2 сигнала: один - продавцу услуги (авиакомпании, гостинице, туроператору), другой - на сервер банковской системы. Банк мгновенно подтверждает оплату с сервера, и продажа-покупка состоялись без участия персонала.
В России применение безналичных платежей с помощью пластиковых карт остается пока проблематичным.
♦ по наличию гарантированного подтверждения: бронирование с гарантированным подтверждением, допускающее опоздание клиента по объективным причинам; бронирование без гарантированного подтверждения, при котором заказ аннулируется после установленного срока.
Преимущества компьютерных систем бронирования
В настоящее время наиболее эффективными являются компьютерные системы бронирования (КСБ), обладающие высокой надежностью, точностью, оперативностью, многофункциональностью, высокими скоростями обработки и передачи информации другим участникам туристского рынка, высокой степенью защиты информации, способностью интегрироваться в глобальные системы с использованием Интернет (GDS), обеспечивающие полную автоматизацию туристского офиса и определяющие будущее туризма. Интернет («всемирная паутина») открывает безбрежные возможности: читать, смотреть, слушать, играть, общаться, заниматься своими делами. Через глобальные системы бронирования (GDS) в туризме совершается 64% всех сделок, тогда как в остальных отраслях -только 30 - 40%. В 2000 г. общий объем продаж авиабилетов через Интернет составил 7 млрд., в 2005 г. объем продаж возрастет до 18 млрд.
билетов. В гостиничном секторе в 2003 г. объем продаж приблизился к уровню продаж в авиаперевозках.
Использование КСБ создает большие преимущества для всех участников туристского рынка:
для потребителей:
достоверная и обширная информация об услугах поставщиков;
оперативная и точная информация о требуемой услуге;
информационный взаимообмен с туроператором и поставщиками услуг в режиме реального времени;
сервис высокого уровня - бронирование, подтверждение, оформление за 5 - 10 мин.;
оплата забронированных услуг из дома (с рабочего места);
простота и доступность работы в течение 24 часов в сутки;
скидки от поставщика, составляющие 10% стоимости услуг;
возможность получения любой необходимой информации, связанной с туризмом, с одного и того же компьютера через сеть Интернет;
для субъектов туристской индустрии (см. стр. 102):
готовая агентская сеть во многих городах России, взаимодействие с другими участниками туристского бизнеса;
управление процессом продаж;
доступ сотрудников к информации в соответствии с правилами доступа;
снижение затрат (в 20 раз), экономия на переговорах, факсах;
дополнительная реклама;
автоматизированное распределение документации по: 1) назначению (обслуживание, отчетность, анализ деятельности, объемы продаж и др.); 2) периодам времени; 3) работе с партнерами, агентами; 4) географическому признаку (регионам); 5) объемам бронирования (учет аннулированных, забронированных, реализованных заявок) и др.;
для объектов туристской индустрии (см. стр. 102):
готовая сеть сбыта из туроператоров и туристских агентств (субъектов туристской индустрии), возможность расширения рынка сбыта услуг и развития агентской сети;
полное и достоверное информирование клиента;
отсутствие необходимости квотирования мест, услуг между партнерами;
управление процессом продаж и гарантия отсутствия перепродаж;
контроль за динамикой реализации и бронирования (резервирования) мест, возможность оперативных изменений предоставляемых услуг (объемов, тарифов и др.);
бронирование и продажа дополнительных услуг;
формирование предпродажных документов (списков заказчиков
и др.);
получение информации о реализованных местах и услугах, проведение актированных сверок;
снижение затрат на междугородные переговоры, уменьшение накладных расходов;
расширение рекламной кампании и бесплатное участие в различных выставках.
- Рецензенты: Биржаков Михаил Борисович,
- Асанова Ирина Маратовна.
- Глава 1. Туристский продукт. Рынок туристского продукта. Различные элементы рынка 15
- Глава 2. Стратегия развития туризма.
- Глава 3. Туристская индустрия и ее структура.
- Глава 4 структура регулирования
- Глава 5 международные акты, регулирующие различные виды туристской деятельности 152
- Глава 6. Развитие инфраструктуры туризма,
- Глава 7 социальные предпосылки
- Глава 1.
- Туристский продукт
- Туристские услуги
- Туристские товары
- Спрос, предложение, цена
- Рыночная конкуренция
- Участники рынка
- Глава 2.
- Глобализация
- Военные конфликты
- Визовые формальности
- Демографический фактор
- Занятость населения
- Прожиточный минимум (пм)
- Инвестирование
- Использование природных ресурсов
- Водные ресурсы
- Уровень шума
- Состояние атмосферного воздуха
- Развитие культурного туризма
- Культурные дестинации
- Автобусные перевозки
- Железнодорожные перевозки
- Водные перевозки
- Воздушные перевозки
- Чартерные перевозки
- Гостиницы
- Информирование туристов
- Страхование в туризме
- Обучение персонала
- Глава 3.
- Системы бронирования
- Организация бронирования
- «Галилео» (Galileo)
- «Амадеус» (Amadeus)
- «Фиделио» (Fidelio)
- «Габриэль» (Gabrielle)
- Российские системы бронирования и резервирования
- Глава 4.
- Глава 5.
- Глава 6.
- Водные коммуникации Санкт-Петербург
- Воздушные коммуникации
- Санкт-Петербург
- Автомобильные коммуникации
- Пешеходные зоны
- Телефонная связь
- Компьютерные системы
- Общественный транспорт
- Освещение
- Канализация
- Теплоснабжение
- Электроснабжение
- Энергоснабжение
- Спортивные сооружения
- Театры, концертные залы, цирк
- Фестивали
- Глава 7. Социальные предпосылки развития туризма в россии
- Новые виды страхования в туризме