logo search
"Каурова" Организация сферы туризма

Системы бронирования

Использование информационно-компьютерных технологий в сис­темах бронирования определяет четкость и оперативность взаимодейст­вия всех участников туристского бизнеса.

Бронирование - предварительный заказ на предстоящее туристское обслуживание, предварительное закрепление объектов бронирования: мест (билетов, путевок), снаряжения, оборудования и т.д. за заказчиком.

Бронирование осуществляется различными информационными системами, которые резервируют, т.е. создают запасы объектов бронирования, а затем из созданного резерва бронируют, т.е. закрепляют их за потребителем.

Взаимодействие с информационными системами бронирования соз­дает возможность:

Классификация систем бронирования

Системы бронирования группируют по следующим показателям:

♦ по видам туристских услуг: бронирование услуг размещения (заказ мест, номеров в гостиницах, других средствах размеще­ ния), транспортных, культурно-зрелищных, медицинских, быто­ вых и других услуг;

в странах Западной Европы выросло на 61%. В абсолютных ве­личинах виртуальные продажи в этом секторе рынка составили 7,6 млрд. евро, т.е. 3,5% от его общего объема (в 2001 г. - 2,3%). Согласно прогнозам, к 2006 г. сектор он-лайн-бронирования в Европе увеличит свою долю на рынке до 7,4%, достигнет от­метки в 38,7 млрд. евро. На первом месте по объему он-лайн-бронирования стоит Великобритания (38%), за ней в порядке убывания: Германия (22%), Франция (12%), страны Сканди­навии, Финляндия, Исландия, Бенилюкс, Австрия, Швейцария. Менее востребована эта услуга в странах Южной Европы - Ита­лии, Испании, Португалии, Греции. Большая часть бронирования приходится на авиабилеты (свыше 62%), доля гостиничных ус­луг составляет около 14%, пакетных туров - свыше 10%, желез­нодорожных перевозок - свыше 9%, услуг по прокату автомо­билей - около 3%. Обороты туристской индустрии в режиме on-line в Европе отражены в табл. 42.

По данным аналитиков, он-лайн-продажи с 4,5 млрд. евро в 2002 г. возрастут до 38,7млрд. евро в 2006 г.

В России применение безналичных платежей с помощью пластико­вых карт остается пока проблематичным.

♦ по наличию гарантированного подтверждения: бронирование с гарантированным подтверждением, допускающее опоздание клиента по объективным причинам; бронирование без гаранти­рованного подтверждения, при котором заказ аннулируется после установленного срока.

Преимущества компьютерных систем бронирования

В настоящее время наиболее эффективными являются компьютер­ные системы бронирования (КСБ), обладающие высокой надежностью, точностью, оперативностью, многофункциональностью, высокими скоро­стями обработки и передачи информации другим участникам туристского рынка, высокой степенью защиты информации, способностью интегри­роваться в глобальные системы с использованием Интернет (GDS), обес­печивающие полную автоматизацию туристского офиса и определяющие будущее туризма. Интернет («всемирная паутина») открывает безбреж­ные возможности: читать, смотреть, слушать, играть, общаться, зани­маться своими делами. Через глобальные системы бронирования (GDS) в туризме совершается 64% всех сделок, тогда как в остальных отраслях -только 30 - 40%. В 2000 г. общий объем продаж авиабилетов через Ин­тернет составил 7 млрд., в 2005 г. объем продаж возрастет до 18 млрд.

билетов. В гостиничном секторе в 2003 г. объем продаж приблизился к уровню продаж в авиаперевозках.

Использование КСБ создает большие преимущества для всех участ­ников туристского рынка:

для потребителей:

для субъектов туристской индустрии (см. стр. 102):

для объектов туристской индустрии (см. стр. 102):

и др.);