Ответственность за нарушения миграционного законодательства
Несмотря на то что такой порядок "приема" иностранных граждан действует не первый год, а обмен информацией с территориальными органами ФМС возможен с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи, должностные лица гостиниц и других средств размещения довольно часто допускают нарушения миграционного законодательства. За это КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Так, согласно п. п. 1, 4 ст. 18.9 КоАП РФ нарушение должностным лицом организации (независимо от формы собственности), принимающей в РФ иностранного гражданина или лицо без гражданства, установленного порядка оформления документов на право их пребывания в РФ, равно как и неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, влекут наложение административного штрафа на:
- должностных лиц - в размере от 40 до 50 тыс. руб.;
- юридических лиц - от 400 до 500 тыс. руб.
Согласно п. 3 ст. 18.9 КоАП РФ предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в РФ с нарушением установленного порядка, также наказуемо. Штраф предусмотрен для:
- граждан - в размере от 2 до 4 тыс. руб.;
- должностных лиц - от 25 до 30 тыс. руб.;
- юридических лиц - от 250 до 300 тыс. руб.
Следует иметь в виду, что за нарушение правил пребывания в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства в отношении двух и более лиц административная ответственность, установленная ст. 18.9 КоАП РФ, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Отметим, что за административные правонарушения, предусмотренные ст. 18.9 КоАП РФ, предприниматели несут административную ответственность в виде штрафов в размере, установленном для юридических, а не должностных лиц.
Постановление об административном правонарушении за нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ). Напомним, что в общем случае срок давности привлечения к административной ответственности составляет два месяца со дня совершения правонарушения.
Как видим, законодатель установил достаточно суровое наказание за невыполнение правил миграционного законодательства. Примеры наложения штрафных санкций в размере 400 тыс. руб. на предпринимателей и юридических лиц из сферы гостеприимства, не уведомивших органы ФМС о прибытии иностранцев, есть в Постановлениях ФАС ЗСО от 25.10.2010 N А46-6086/2010, от 18.10.2010 N А46-6092/2010, ФАС СЗО от 16.11.2009 N А56-18854/2009, Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2010 N А19-11331/2010.
Вместе с тем нужно учесть, что судьи, рассматривая споры о правомерности действий сотрудников ФМС, оштрафовавших организацию или предпринимателя, в первую очередь устанавливают, какие меры принимались последними по соблюдению миграционного законодательства. На основании п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Применительно к рассматриваемой ситуации, если суд установит, что хозяйствующий субъект разработал соответствующие должностные инструкции и закрепил соответствующие обязанности по осуществлению миграционного учета за конкретными работниками (например, старшим администратором), то решение может быть вынесено в пользу наложения штрафа на должностное лицо организации (предпринимателя): невыполнение или ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей работником гостиницы не означает необходимости применения наказания непосредственно к его работодателю (организации или предпринимателю). Данный вывод следует из Постановления ФАС СКО от 16.03.2010 N А53-1885/2009 (Определением ВАС РФ от 19.05.2010 N ВАС-11049/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора).
Кроме того, гостиницам порой все же удается избежать уплаты полумиллионных штрафов благодаря несоблюдению проверяющими процедуры привлечения к ответственности. Из-за ошибок контролеров суды очень часто освобождают 100%-ных нарушителей от наказания.
- Svetlana Dementeva
- Оглавление
- Глава 1. Современное состояние индустрии гостеприимства
- Глава 2. Менеджмент структуры гостиничного предприятия
- Глава 3. Управление доходами в гостиничном бизнесе
- Глава 4. Управление человеческими ресурсами
- Глава 5. Правовой менеджмент в гостиничном бизнесе
- Предисловие
- Глава 1 современное состояние индустрии гостеприимства
- Шиндлерхоф – двор кровельщика
- Девиз отеля в русской версии: «соблазнитесь нами - мы вас порадуем»
- Основные характеристики гостиничной индустрии
- История гостеприимства: краткий обзор становления отрасли
- Классификации средств размещения: понятия и требования
- Гостинично- туристский комплекс в системе отраслей народного хозяйства России
- Гостиничный рынок России и его структура
- Модели управления гостиничным бизнесом. Классификация гостиничных предприятий по стилям управления
- 1. Case-study «Создаем новый бизнес в сфере средств размещения!»14 или что нужно знать начинающему предпринимателю
- Глава 2 менеджмент структуры гостиничного предприятия
- You can't be a legend without a great story.
- Three Steps Of Service15:
- 2.1. Структура менеджмента гостиничного предприятия
- 2.2. Различные концепции структуры менеджмента в гостиничном бизнесе
- 2.3. Виды и функции уровней гостиничного менеджмента
- 2. Case-study «Обманутые ожидания директора по персоналу19»
- Глава 3 управление доходами в гостиничном бизнесе
- 3.1. Управление доходами в гостиничном бизнесе: концептуальные особенности
- 3.2. Ключевые факторы, влияющие на доходы отеля
- 3.3. Технологии максимизации доходов номерного фонда отеля
- 3.4.Возможности оптимизации затрат отеля
- 3.Case-stady: Управление доходами: расчет средней высокой цены номера. Проанализируйте расчет adr (средней цены номера) отеля, исходя из нижеприведенных данных:
- Глава 4 управление человеческими ресурсами
- 5.1. Обучение и развитие персонала
- 5.2. Стандарты качества труда
- Глава 5 правовой менеджмент в гостиничном бизнесе
- 5.1. Источники правового регулирования гостиничной деятельности в росии основные понятия
- Основные понятия
- Классификация и стандартизация гостиничных услуг в российской федерации
- Новая категория средств размещения - сертифицированный мини-отель
- 5.4. Новеллы в порядке оценки гостиниц и отелей
- В чем состоят новые требования к самим звездам?
- Обновленные квалификационные требования к персоналу гостиниц
- 5.7.Хранение вещей в гостинице
- Основные правила поведения гостей в европейском отеле
- Миграционный учет в гостиничном бизнесе
- Обязательность учета иностранных граждан
- Ответственность за нарушения миграционного законодательства
- Несоблюдение процедуры оформления административных документов освобождает от ответственности
- Партнерские отношения в гостиничном бизнесе: анализ судебной практики
- Составьте план действий. Подготовьте вариант/варианты решения ситуации. (время 2 аудиторных часа)
- 6. Case-study «к нам едет иностранный гость!» (pbl учебная группа)
- Составьте план действий. Подготовьте вариант/варианты решения ситуации. (время 2 аудиторных часа и 2 часа внеаудиторной индивидуальной работы)
- Составьте план действий. Подготовьте вариант/варианты решения ситуации. (время 2 аудиторных часа)
- 8.Case-study «Безопасность в гостинице – дело тонкое»
- Литература: