Партнерские отношения в гостиничном бизнесе: анализ судебной практики
Вашему вниманию предложен анализ судебной практики Арбитражных судов в которых организации гостиничного бизнеса взыскивали со своих партнеров (заказчиков, агентов) убытки, вызванные тем, что партнеры не "выбрали" 100% номеров, зарезервированных для них на сезон. Выясним, какие обстоятельства следует доказать отельеру, что бы суд принял решение в его пользу? Как рассчитать убытки от простоя номерного фонда 41?
В силу п. 1 ст. 15ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Поскольку между представителями гостиничного бизнеса и их партнерами, содействующими реализации и продвижению гостиничных услуг, существуют договорные отношения, речь должна идти о возмещении убытков, причиненных ненадлежащим исполнением (неисполнением) обязательства. Согласноп. 1и2 ст. 393ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, которые определяются в соответствии со ст. 15 ГК РФ.
В связи с этим в первую очередь уточним, какое обязательство возложено на сторону договора. В рассматриваемой ситуации главное - установить, какое количество номеров обязался оплатить партнер гостиницы. По сложившейся практике гостиницы резервируют для каждого партнера определенное количество номеров на оговоренные сроки. В пределах выделенной квоты партнер может "распоряжаться" номерным фондом, а именно заключать договоры с туристами. Очевидно, что не всегда партнер может обеспечить полную загрузку номерного фонда.
Если оплате подлежит количество мест, согласованное заранее и не зависящее от числа мест, проданных партнером туристам, именно эта сумма должна быть перечислена гостинице. Исходя из этого, ФАС МО в Постановлении от 13.11.2010 N КГ-А40/13434-10 взыскал задолженность по субагентскому договору на продажу и оформление авиаперевозок (квоты мест пассажиров и багажа).
Вместе с тем нередко из договора следует, что сторонам важно, сколько мест (номеров) в гостинице реализует партнер. В частности, в контракте устанавливается обязанность партнера регулярно сообщать отелю о количестве реализованных мест из числа, предусмотренного квотой. Сторонам стоит быть очень внимательными при согласовании текста контракта во избежание разночтений. Например, в ПостановленииФАС ВВО от 04.08.2010 N А43-40670/2009 был изучен договор, который гостиница трактовала в свою пользу, а туристическое агентство - в свою. По договору отель продает, а агентство покупает у него услуги на проживание и питание, затем осуществляет продвижение и реализацию услуг своим клиентам на основе предварительного заказа на выделяемую агентству квоту мест и согласно заранее оговоренному графику заездов. Окончательный документ, подтверждающий количество номеров, которые будут заселены в каждом заезде, - письменная заявка, полученная от покупателя (агентства). Заявка становится обязательной для обеих сторон в момент ее подтверждения принимающей стороной.
Гостиница полагала, что агентство не исполнило обязанность по оплате и заселению в полном объеме забронированных мест в течение десяти заездов, и в результате обеспеченной для агентства брони гостиница не получила доходы в полной сумме договора. Иначе говоря, неисполнение должником обязательств по договору (неоплата невостребованных мест) привело к возникновению у гостиницы неполученных доходов (упущенной выгоды). Однако арбитры проанализировали условия договора и выявили договоренность сторон о том, что заявка по количеству мест будет согласовываться каждый раз по факту покупки клиентами агентства услуг. Следовательно, агентство не было обязано перечислять предоплату исходя из квоты мест, а значит, не нарушило своих обязательств. Суд указал, что гостиница, получив заявку по количеству туристов и не получив до дня заезда группы предварительную оплату (в полном объеме исходя из квоты мест), была вправе с учетом условий договора распорядиться свободными номерами по своему усмотрению. Таким образом, является недоказанным одно из обстоятельств, подлежащих установлению по спору о взыскании убытков, а именно причинно-следственная связь между действиями (бездействием) должника и возникновением убытков.
В другом случае (ПостановлениеФАС МО от 16.11.2010 N КГ-А40/13977-10) агент, взявшийся реализовать санаторно-курортные путевки, нарушил свое обязательство: он не только не продал все зарезервированные для него путевки, но и не сообщал еженедельно принципалу о незаездах, как это было предусмотрено договором (в то время как для приема туристов вся санаторно-курортная база и персонал санатория были готовы весь сезон). Принципал уже не мог распорядиться путевками, то есть понес убытки. В такой ситуации арбитры согласились с наличием оснований для возложения на агента ответственности за утрату возможности распорядиться данными путевками и взыскали с него стоимость путевок с наступившими сроками действия по условиям договора.
В ситуации, когда отель несет убытки из-за неполной загрузки номерного фонда по вине партнера, уместно говорить о взыскании упущенной выгоды, поскольку реальный ущерб (в виде утраты, порчи имущества или расходов, которые нужно произвести для восстановления нарушенного права) не возникает. Напомним, что под упущенной выгодой понимаются неполученные доходы, которые лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (п. 2 ст. 15ГК РФ).
В силу п. 4 ст. 393ГК РФ при определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ее получения меры и сделанные с этой целью приготовления. Иначе говоря, размер неполученного дохода (упущенной выгоды) должен определяться с учетом разумных затрат, которые кредитор должен был понести, если бы обязательство было исполнено (п. 11Постановления Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996). В частности, по требованию о возмещении убытков в виде неполученного дохода, причиненных недопоставкой сырья или комплектующих изделий, размер такого дохода должен определяться исходя из цены реализации готовых товаров, предусмотренной договорами с покупателями этих товаров, за вычетом стоимости недопоставленного сырья или комплектующих изделий, транспортно-заготовительских расходов и других затрат, связанных с производством готовых товаров.
Как рассчитать упущенную выгоду от простоя гостиничных номеров? Полагаем, что постоянные затраты, которые остаются неизменными при любой загрузке номеров, в расчет включать не следует. Во внимание нужно принять расходы, зависящие от количества постояльцев (стоимость коммунальных услуг, затраты на уборку номеров, на завтраки, если стоимость завтрака входит в стоимость номера, и т.д.). Некоторые из них можно посчитать прямым путем (например, расходы на завтрак), а некоторые - только сравнительным (например, какой объем коммунальных услуг потребляется при полной загрузке каждого номера в среднем, допустимо определить исходя из аналогичных показателей в прошлые сезоны). Нередко именно порядок расчета упущенной выгоды как недополученной прибыли, а именно суммы расходов, принимаемых к учету, вызывает сложности у предприятий и становится причиной фиаско в суде. Поэтому при намерении взыскать упущенную выгоду организация гостиничного бизнеса должна очень внимательно подойти к расчету, иногда даже уместно привлечь эксперта.
5. Case-study «Гость всегда прав?» (PBL учебная группа)
Это первый день работы Александра Сергеева в качестве генерального менеджераотеля «MAXIM», и седьмой день его испытательного срока.
С ужасом он узнает, что генеральный директор в отпуске за рубежом, а администратор С. некомпетентен, хотя и проработал в отрасли более 10 лет, а к заседанию совета директоров в 12.00 следующего дня придет семья Петровых, личный автомобиль которых был угнан со стоянки отеля. Факт угона зафиксирован камерой внешнего видеонаблюдения. Гости уже написали претензию и требуют вернуть стоимость утраченного ими автомобиля маркиBMW -500, который приобретен ими 3 месяца назад в салоне, что подтверждают копией договора купли-продажи авто. Так же семья Петровых требует компенсировать им моральный вред, выразившийся в их моральных страданиях в связи с переживаниями от утраты ценного для них имущества.
Сергеев понимает, что от результата его миротворческой деятельности по улаживанию конфликта с гостями будет завесить его работа в данной должности в дальнейшем.
- Svetlana Dementeva
- Оглавление
- Глава 1. Современное состояние индустрии гостеприимства
- Глава 2. Менеджмент структуры гостиничного предприятия
- Глава 3. Управление доходами в гостиничном бизнесе
- Глава 4. Управление человеческими ресурсами
- Глава 5. Правовой менеджмент в гостиничном бизнесе
- Предисловие
- Глава 1 современное состояние индустрии гостеприимства
- Шиндлерхоф – двор кровельщика
- Девиз отеля в русской версии: «соблазнитесь нами - мы вас порадуем»
- Основные характеристики гостиничной индустрии
- История гостеприимства: краткий обзор становления отрасли
- Классификации средств размещения: понятия и требования
- Гостинично- туристский комплекс в системе отраслей народного хозяйства России
- Гостиничный рынок России и его структура
- Модели управления гостиничным бизнесом. Классификация гостиничных предприятий по стилям управления
- 1. Case-study «Создаем новый бизнес в сфере средств размещения!»14 или что нужно знать начинающему предпринимателю
- Глава 2 менеджмент структуры гостиничного предприятия
- You can't be a legend without a great story.
- Three Steps Of Service15:
- 2.1. Структура менеджмента гостиничного предприятия
- 2.2. Различные концепции структуры менеджмента в гостиничном бизнесе
- 2.3. Виды и функции уровней гостиничного менеджмента
- 2. Case-study «Обманутые ожидания директора по персоналу19»
- Глава 3 управление доходами в гостиничном бизнесе
- 3.1. Управление доходами в гостиничном бизнесе: концептуальные особенности
- 3.2. Ключевые факторы, влияющие на доходы отеля
- 3.3. Технологии максимизации доходов номерного фонда отеля
- 3.4.Возможности оптимизации затрат отеля
- 3.Case-stady: Управление доходами: расчет средней высокой цены номера. Проанализируйте расчет adr (средней цены номера) отеля, исходя из нижеприведенных данных:
- Глава 4 управление человеческими ресурсами
- 5.1. Обучение и развитие персонала
- 5.2. Стандарты качества труда
- Глава 5 правовой менеджмент в гостиничном бизнесе
- 5.1. Источники правового регулирования гостиничной деятельности в росии основные понятия
- Основные понятия
- Классификация и стандартизация гостиничных услуг в российской федерации
- Новая категория средств размещения - сертифицированный мини-отель
- 5.4. Новеллы в порядке оценки гостиниц и отелей
- В чем состоят новые требования к самим звездам?
- Обновленные квалификационные требования к персоналу гостиниц
- 5.7.Хранение вещей в гостинице
- Основные правила поведения гостей в европейском отеле
- Миграционный учет в гостиничном бизнесе
- Обязательность учета иностранных граждан
- Ответственность за нарушения миграционного законодательства
- Несоблюдение процедуры оформления административных документов освобождает от ответственности
- Партнерские отношения в гостиничном бизнесе: анализ судебной практики
- Составьте план действий. Подготовьте вариант/варианты решения ситуации. (время 2 аудиторных часа)
- 6. Case-study «к нам едет иностранный гость!» (pbl учебная группа)
- Составьте план действий. Подготовьте вариант/варианты решения ситуации. (время 2 аудиторных часа и 2 часа внеаудиторной индивидуальной работы)
- Составьте план действий. Подготовьте вариант/варианты решения ситуации. (время 2 аудиторных часа)
- 8.Case-study «Безопасность в гостинице – дело тонкое»
- Литература: