logo search
афк евсеев 1 том

1.4. Повышение квалификации и переподготовка кадров по адаптивной физической культуре

Система повышения квалификации и переподготовки кадров, спо­собных эффективно реализовать мощнейший потенциал адаптивной физической культуры в решении проблем комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов и лиц с отклонениями в состоя­нии здоровья, является важнейшим компонентом инфраструктуры адап­тивной физической культуры.

Утверждение Министерством по труду и социальному развитию Российской Федерации в 2000 г. тарифно-квалификационных характери­стик (требований) по новым должностям работников физической куль­туры и спорта нашей страны — тренера-преподавателя по адаптивной физической культуре (включая старшего) и инструктора-методиста по адаптивной физической культуре (включая старшего) — значительно актуализировало систему повышения квалификации и переподготовки кадров в этой области.

Лица, изъявившие желание работать в качестве тренера-преподава­теля или инструктора-методиста по адаптивной физической культуре (включая старших), должны знать теорию и методику адаптивной физической культуры, основы комплексной (медицинской, професси­ональной и социальной) реабилитации инвалидов, возрастную и спе­циальную педагогику и психологию, показания и противопоказания к проведению занятий по адаптивной физической культуре и целый ряд других разделов знаний, которых нет в госстандартах по специальнос­тям в области физической культуры и спорта, коррекционной педаго­гики и др.

Другими словами, лица, имеющие высшее профессиональное об­разования по физической культуре и спорту; педагогике, психологии, социальной педагогике, тифло-, сурдо-, олигофренопедагогике, лого­педии, специальной психологии; медицинским и любым другим специ­альностям не имеют право работать на должностях тренеров-препода­вателей и инструкторов-методистов по адаптивной физической культу­ре без соответствующей подготовки.

Перечисленные обстоятельства привели к востребованности всех существующих форм повышения квалификации и переподготовки кад­ров по адаптивной физической культуре.

Так, для выпускников вузов физической культуры и факультетов физического воспитания, а также колледжей и техникумов физической культуры, претендующих на перечисленные должности, наиболее це­лесообразны краткосрочные курсы повышения квалификации в объе­ме 72 или 100 часов с выдачей слушателям, соответственно, удостове­рения о краткосрочном повышении квалификации или свидетельства о повышении квалификации, форма которых утверждена Министерством образования Российской Федерации.

Для лиц, имеющих высшее профессиональное образование по пе­дагогическим или медицинским специальностям, можно порекомен­довать освоение образовательных программ переподготовки (в объеме не менее 500 часов), в том числе и для получения соответствующей квалификации (в объеме не менее 1000 часов трудоемкости).

Для преподавателей средней и высшей школы, стремящихся вне­дрять в своих образовательных учреждениях программы по адаптивной физической культуре (учебные спецкурсы, специализации, специаль­ность 022500, магистерскую программу по АФК и др.) наиболее прием­лемы стажировки в вузах, имеющих опыт подготовки специалистов и (или) магистров по адаптивной физической культуре.

Перспективным направлением в работе институтов и факультетов повышения квалификации и переподготовки кадров является развитие системы переподготовки специалистов для получения дополнительной квалификации (объем программы свыше 1000 аудиторных часов) по адаптивной физической культуре и внедрение этой системы в учебный процесс студентов старших курсов медицинских и педагогических вузов и университетов.

Для примера в приложении 2 представлена программа курсов крат­косрочного повышения квалификации по проблеме «Адаптивная физи­ческая культура» в объеме 72 часов аудиторных занятий.

В заключении главы следует подчеркнуть, что в настоящее время проблемное поле адаптивной физической культуры представлено и в специальности научных работников — 130004 — Теория и методика

физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры, что позволяет осуществлять подго­товку кадров высшей квалификации - кандидатов и докторов наук -в этой сфере социальной практики.