logo search
психол спорта / Психология ФизВосп

2.3. Проявление восприятия в процессе занятий физическими упражнениями

Восприятие — это отражение в сознании предметов, событий, явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие — это чувственное познание1.

Так как восприятие, с одной стороны, возникает при непо­средственном воздействии раздражителя, а с другой — отражает в сознании человека это воздействие, главная его роль — получе­ние информации из внешнего и внутреннего мира.

Психологи различают восприятие величины и форм предме­тов, их удаленности; восприятие пространства, движения, време­ни. Остановимся на характеристике наиболее значимых для физкультурно-спортивной деятельности видах восприятия.

Восприятие удаленности и глубины объектов связано с осуще­ствлением глазомерной функции. С помощью глазомера определя­ется и точность многих баллистических движений. Особое место занимает глазомер во время ориентирования на местности. Нужно помнить, что некоторые условия восприятия могут искажать чув­ственное познание. Например, дом на фоне неба всегда кажется ближе, чем на фоне леса или горы. Ярко освещенные предметы воспринимаются ближе. Известно, что восприятие глубины по­стоянно связано с переоценкой истинного расстояния. В спортив­ной деятельности такие явления создают дополнительные труд­ности. Успешное их преодоление во многом зависит от знания о закономерностях и механизмах восприятия.

Восприятие направленности является разновидностью простран­ственного восприятия. С его помощью человек узнает, где нахо­дится объект по отношению к нему самому. Это восприятие осу­ществляется при помощи зрительных и слуховых ощущений. От функциональных возможностей субъекта часто зависит тактичес­кое решение задачи деятельности. Известно, что образ, напри­мер, физического упражнения создается не только из отдельных поз, но и из смены их во времени и пространстве. Так, спорт­смен, специализирующийся на прыжках в высоту, чтобы успеш­но выполнить прыжок, должен ориентироваться во времени и пространстве — это необходимо для контроля и корректировки собственных движений.

Восприятие движения во многих видах спорта — одно из важ­нейших специальных качеств спортсмена. Оно связано с отраже­нием в сознании атлета изменения положения объектов и его са­мого во времени и пространстве. Различают два способа восприя­тия: 1) непосредственное восприятие реализуется при фиксиро­ванном взгляде, перемещении изображения по сетчатке глаза и с помощью наблюдения за перемещением; 2) восприятие с помо­щью умозаключений происходит при сопоставлении положения объекта в двух последовательных временных интервалах.

Восприятие движения собственного тела связано с мышечно-двигательными, вестибулярными и тактильными ощущениями. Механизм осуществления этого вида восприятия основывается на сигнализации специальных рецепторов. Например, рецепторы, расположенные в сухожилиях, дают сигналы о напряжении мышц и о применяемых усилиях. Рецепторы, находящиеся в мышцах, сигнализируют о тонусе мышц. Рецепторы суставных сумок и свя­зок информируют о положении и перемещении частей тела в про­странстве. Ощущения вращения, поворота или ускорения движе­ний передаются от вестибулярного аппарата. Осязательные ощу­щения сигнализируют о достижении человеком какого-либо объек­та, о перемещении по какой-либо поверхности.

Синтез зрительных, двигательных, вестибулярных, слуховых и тактильных ощущений позволяет субъекту определить форму, амплитуду, направление, продолжительность и характер движе­ния.

Необходимо заметить, что двигательные восприятия отлича­ются слабой выраженностью. Однако их значение для спортивной практики трудно переоценить. Поэтому у спортсменов важно раз­вивать способность отчетливо воспринимать параметры собствен­ных действий. В ходе специальных тренировок нужно формировать умение анализировать свои ощущения, сопоставлять двигатель­ное восприятие с качественной характеристикой движений.

Восприятие времени — это отражение в сознании длительно­сти, скорости и последовательности явлений действительности. Эта форма восприятия является важной частью интегрирования образа физических упражнений. При восприятии времени боль­шое значение имеет жизненный опыт субъекта. Действительно, судить о длительности какой-либо работы легче, если учитывать объем сделанного или сравнивать известное с данным. Неслучай­но в спорте, чтобы определить интенсивность работы и прогнози­ровать ее результаты, используются имеющиеся сведения из про­шлого. Поэтому важно, чтобы спортсмен мог самостоятельно вос­принимать длительность событий, используя прием заполнения отрезков времени той или иной деятельностью с условием после­дующего анализа пространственно-временных характеристик.

Восприятие времени определяется рядом модификаций:

  1. восприятие последовательности (прошлое, настоящее, бу­дущее);

  2. восприятие темпа и ритма;

  3. восприятие латентного времени двигательной реакции;

  4. восприятие продолжительности действия.