logo
психол спорта / Психология ФизВосп

1.4. Взаимосвязь психологии физического воспитания и психологии спорта

Психология физического воспитания способствует рациональ­ному решению практических задач общеоздоровительного, обра­зовательного и воспитательного характера с учетом анализа пси­хологических сторон деятельности в физическом воспитании.

В процессе физического воспитания ребенок учится регулиро­вать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-двигательных и вестибулярных ощущений и восприятий, у него развиваются двигательная память, мышление, воля и способность к саморегуляции психических состояний.

Психология спорта исследует закономерности психической де­ятельности отдельных людей и коллективов в условиях тренировок и соревнований. В процессе занятий спортом человек приобретает специальные качества, навыки, знания и умения. У него развива­ются и совершенствуются двигательная память, мышление, воля, способности к саморегуляции, самоконтролю, самоанализу и са­мооценке. Спорт — это особый вид деятельности человека.

Эти характеристики физического воспитания и спорта позво­ляют сформулировать отличительные и общие черты пси­хологии физического воспитания и спорта.

Отличительные черты.

1. Цель физического воспитания — развитие и совершенствова­ние необходимых и достаточных физических кондиций, психо­физиологического уровня функционального состояния организ­ма каждого человека, укрепление его здоровья.

Цель занятий спортом — достижение наивысших результатов в спортивной деятельности.

2. Физическое воспитание направлено в основном на развитие с раннего детства психики человека (психические процессы, пси­хологические качества, способности и т.д.), при этом решаемые задачи носят общий характер.

Занятия спортом как специфичным видом деятельности пред­полагают специальную подготовку человека к достаточно высоким психическим нагрузкам, при этом главной является узкая направ­ленность задач.

3. Физическое воспитание необходимо и доступно практически каждому человеку. Без физического воспитания трудно предста­вить себе гармонично развитую личность.

Спортивная деятельность трудоемка и требует от человека зна­чительного физического и психического напряжения. Поэтому спортом занимаются лишь увлеченные, преданные ему люди.

4. Физическое воспитание — обязательная учебная дисциплина в каждом общеобразовательном учреждении (от детских садов до вузов).

Спорт объединяет людей, увлеченных общими идеями, инте­ресами и целями в области спортивных достижений. Общие черты.

  1. Физическое воспитание и спорт основаны на занятиях физи­ческими упражнениями.

  2. Как в физическом воспитании, так и в спортивной деятель­ности целенаправленно развиваются и совершенствуются психо­логические качества, умения и навыки (саморегуляции, самокон­троля и т.п.), а также психологические процессы (двигательная память, мышление, воображение, внимание и т.д.) и свойства личности (характер, воля, способности, личностные установки, эмоции и мотивационная сфера).

  1. Процессы воспитания моральных, нравственных, этических и эстетических норм личности и поведения человека в результате составляют единое целое.

  2. Межличностные отношения членов спортивных групп и групп, работающих по программе физического воспитания, так­же схожи в плане общения и средств обмена информацией.

  3. Как в физическом воспитании, так и в спортивной деятель­ности схема построения занятий и планирование дальнейшей де­ятельности рассчитаны на многолетний период.