logo
психол спорта / Психология ФизВосп

1.7. Функции субъекта физкультурно-спортивной деятельности

Организация физкультурно-спортивной деятельности как ин­тегрирующей сферы физической и психической активности чело­века в учебных, тренировочных, соревновательных и оздорови­тельных действиях связана с рядом функций, которые могли бы отражать сущность субъект-объектных отношений в спортивно-образовательной системе.

Практическая активность — фундамент любых действий. Сущ­ность психики — это следствие необходимости адаптации организ­ма к различным условиям: восприятие объективной реальности, реа­гирование на ее объекты и коррекция собственной деятельности.

Продуктивность и результативность действий зависит от степе­ни проявления психической активности. Например, в процессах восприятия спортивных ситуаций происходит регуляция эмоцио­нального состояния, реагирования на динамические явления внеш­них и внутренних условий деятельности, сознательного включе­ния действий и выбора их вариантов. Реализация психической ак­тивности здесь сопряжена с повышенными требованиями ко всем элементам психической организации. Функциональная нагрузка определяется значительными усилиями в аспекте согласования психических процессов, явлений и состояний.

В физкультурно-спортивной деятельности особое место зани­мает интеллектуальная активность. Например, тактическое мас­терство находится в прямой зависимости от уровня развития ин­теллектуальной сферы. Тактические действия требуют проявления перцептивных, интеллектуальных и психомоторных способно­стей и умений. При этом в кратчайшие сроки оптимизируются познавательные, эмоционально-волевые и психомоторные функ­ции при условии контроля со стороны сознания.

Определяются требования к интеллектуальной подготовленно­сти субъекта, которая включает в себя образность и ситуативность, быстроту и гибкость, глубину и критичность мышления.

Высокое функциональное значение интеллектуальной сферы позволяет считать функцию интеллектуальной активности необ­ходимым компонентом эффективности учебных, учебно-трени­ровочных, соревновательных и оздоровительных действий.

Двигательная активность характеризуется способностью орга­низма адекватно проявлять физические качества. Эффективность реализации этой функции находится в зависимости от развития и состояния психических процессов, алгоритмизации действий, ав­томатизации и осознанности операций, возможностей речи, ка­честв личности (психическая и психологическая готовность).

В спортивной деятельности, как и в учебной, наиболее важны­ми считаются волевые действия, которые определяются как сознательный акт, направленный на достижение цели. Успешность проявления такой двигательной активности исходит из законо­мерностей существования произвольных движений.

И.М.Сеченов (1935) определил три психологические законо­мерности произвольных движений:

В психологии выделяют такие виды движений, как движения позы, локомоции, мимика, пантомимика, семантические движе­ния, речь, рабочие движения. Для физкультурно-спортивной дея­тельности важнейшими являются рабочие движения и речь. С по­мощью речи усваивается и обрабатывается информация, форми­руется индивидуальный опыт. Рабочие, или произвольные, дви­жения связаны с выполнением действий, которые направлены на достижение цели деятельности.

Двигательная активность имеет свои психофизиологические особенности. Так, например, определенные Н.А. Берштейном (1990) закономерности и механизмы двигательной активности человека позволяют утверждать, что управление движениями по­средством одних эффекторных импульсов невозможно. Необходи­ма сложная переработка сигналов, поступающих с периферии организма. При этом сигналы от сенсорных органов объединяют­ся, синтезируются и обобщаются в зависимости от двигательной задачи и на основании прошлого опыта. Этот механизм обеспечи­вает предметность движений и их адаптацию к условиям объек­тивной реальности. Знание этой закономерности позволяет совер­шенствовать приемы тактико-технической подготовки.

Деятельность в физическом воспитании и спорте невозможна без познавательной активности. Важно определить основные на­правления познания: 1) познание себя как субъекта спортивно-образовательной деятельности; 2) познание чувственной сторо­ны физкультурно-спортивной практики; 3) познание закономер­ностей и механизмов физкультурно-спортивной деятельности, законов физической культуры и спорта.

Функция познавательной активности сопряжена с процессами профессиональной ориентации и адаптации. Очевидно, что по­требность в движении не определяет стремления человека про­фессионально заниматься физической культурой или спортом. Она является лишь условием формирования интереса к выполнению физических упражнений. Профессиональная ориентация основы­вается на мотивации, исходящей из влияния социальных факто­ров. Например, привлекательность особенностей физической куль­туры и спорта, спортивной деятельности как профессиональной специализации, аспекты престижности и т.п.

Познавательная активность — необходимое условие учебной деятельности. Она распространяется и на практические элементы спортивной жизни. Субъект деятельности обязан осваивать специ­фические элементы общения, самоуправления, режима жизнеде­ятельности и питания. Он стремится к спортивному мастерству, накоплению физкультурно-спортивного опыта.

1.8. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМАТИКА ВИДОВ СПОРТА

Современный спорт многообразен. Существует большое коли­чество видов спорта, а также соревновательных упражнений, входя­щих в отдельные его виды; разнообразны содержательная и про­цессуальная стороны спортивной деятельности (биомеханические, энергетические, средовые и психологические особенности).

Психологический анализ спортивной деятельности предпола­гает систематизацию видов спорта и соревновательных упражне­ний.

Наиболее рациональной является систематика видов и сорев­новательных упражнений в спорте, разработанная Т.Т.Джамга-ровым1.

Она отражает характер взаимодействия спортсменов в процес­се соревновательной деятельности, и прежде всего — регламен­тированного соответствующими правилами. Исследования пока­зали, что конкретные формы взаимодействия спортсменов зави­сят от особенностей вида спорта и это определяет главным обра­зом психологическую специфику. Существуют две основные фор­мы взаимодействия: 1) по отношению к сопернику — противо­борство; 2) по отношению к партнерам — взаимодействие.

Противоборство характеризуется наличием прямого или кос­венного психологического (может быть, и физического) контак­та между спортсменами и отличается конфликтностью взаимоотношений. Оно может иметь различную степень остроты, которая зависит от особенностей спорта, значимости соревнований и ин­дивидуально-психологических особенностей спортсменов-участ­ников.

Взаимодействие протекает как сотрудничество, взаимная помощь, поддержка, согласование и координация совместных усилий. Эф­фективность взаимодействия зависит от соответствующих умений и навыков, сплоченности, психологического климата команды, совместимости и др.

Эти формы взаимодействия соревнующихся спортсменов со­ставили основание для определения критериев в систематике Т.Т.Джамгарова, которые сводятся к следующему:

В результате многообразие видов спорта представлено девятью группами (схема 3). Виды спорта, отнесенные к одной группе, действительно имеют много общего в психологическом отноше­нии, несмотря на различия по другим показателям. Например, для видов спорта девятой группы характерна однонаправленная психическая активность. Психическая структура соревновательной деятельности гимнаста, прыгуна с трамплина на лыжах и слаломиста включает в себя: максимальную концентрацию внимания, настройку перед выходом на старт, приемы самоконтроля за клю­чевыми составляющими техники, умение противостоять сбиваю­щим факторам.

Схема 3 Систематика видов спорта (по Т.Т.Джамгарову)

Виды спорта

Пользуясь данной информацией, выполните следующее задание.

Задание

Определите для каждой группы видов спорта (от 1 до 9) соответствую­щие формы противоборства соперников и взаимодействия партнеров, ис­пользуя схему 41.

Схема 4

Психологическая систематика видов спорта и соревновательных упражнений